Дополнительная образовательная программа «Мягкая игрушка» художественно-эстетической направленности рассчитана на возрастную категорию возраста 11 – 15 лет. Срок реализации программы 1 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа «Мягкая игрушка» художественно-эстетической направленности рассчитана на возрастную категорию возраста 11 – 15 лет. Срок реализации программы 1 год.
Согласно ФГОС данная программа разработана в рамках внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Современная тенденция в деятельности учреждений образования - совершенствование внеурочной деятельности. Сегодня к этому есть целый ряд объективных и субъективных оснований:
Школа и учреждения дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора.
Школьный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность
Всем известно, как дети любят мягкие игрушки: меховые, плюшевые, из цветных лоскутков, из сукна. Они теплые, пушистые. Но ни с чем нельзя сравнить игрушку, сшитую своими руками: в нее вложена частица души ребенка. Немного неуклюжая, косоватая игрушка очень дорога ребенку и любима им. Опыт показывает, что изготовление игрушек увлекает не только девочек, но и мальчиков.
Актуальность образовательной программы обусловлена тем, что изготовление игрушки – это не только игра и развлечение, это способ творческого самовыражения, приобретение жизненных навыков, развитие творческой инициативы, воображения, воспитание художественного вкуса.
В процессе работы по данной программе обучающиеся объединения получают навыки работы с тканью, мехом, фурнитурой, осваивают определённые технологические операции, узнают об истории игрушки, её видах, о материалах и инструментах для выполнения мягкой игрушки, учатся различным видам швов, выполнению выкроек, раскрою ткани, меха, сборке игрушек.
Мало научить детей ремесленным навыкам, способам работы с разными материалами, главное – вложить в их работы чувства, личностное отношение к задуманному произведению.
Новизна.
Программа “Мягкая игрушка ” направлена на развитие в ребенке способности к творческому самовыражению через создание своими руками различных изделий, которые в дальнейшем могут украсить дом, стать подарком, возможно – заработком, а значит приносить радость не только себе, но и окружающим.

Цель данной программы: развитие художественно - творческих способностей каждого ребенка в процессе постижения мастерства пошива игрушек.
Она достигается при решении ряда задач:


обучающие:
обучить практическим навыкам работы с разными материалами и инструментами;
обучить правилам безопасной работы с материалами и инструментами;
познакомить с назначением и областью применения материалов, экономному их использованию;
развивающие:
развивать воображение, наблюдательность, неординарное мышление, внимательность, усидчивость и аккуратность;
расширять сенсорный опыт, развивать моторику рук;
развивать умения и навыки работы с ручными инструментами и разными материалами;
формировать эстетический и художественный вкус;
воспитательные:
воспитывать чувство коллективизма, нравственно-этических норм межличностных взаимоотношений, умений и навыков поведения и работы в коллективе;
воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда.
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, на занятиях сочетаются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы.
Программа рациональна и реалистична, потому что её содержание, формы и методы за короткий срок позволяют получить оптимальный педагогический результат – основы востребованных на сегодняшний день качеств личности: познавательной творческой активности, навыков работы с тканью и мехом, умения выполнять выкройки, создавать игрушки, творчески мыслить.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, годовое количество часов 34.

По окончании курса обучающийся
должен знать:
- основы построения выкройки и раскроя ткани и меха;
- порядок выполнения технологических операций по созданию игрушки;
- разновидности игрушек;
- виды швов;
- быть компетентным в выборе материала и цветового решения игрушки.
Должен уметь:
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль над ее ходом и результатами;
- изготавливать мягкую игрушку из доступных материалов по 2-6 выкройкам и описанию;
- выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
- проектировать собственную игрушку и шить по своему замыслу;
- осуществлять декоративное оформление и отделку сшитой игрушки;
Оценка успешности реализации возможностей, умений и навыков происходит в процессе изготовления игрушек.
Методы оценки – тестирование, зачёт, конкурсы, выставки.
Непосредственное применение полученного опыта происходит в процессе проведения школьных и муниципальных мероприятий (выставок, отчётов, фестивалей, неделей творческого мастерства) и способствует формированию адекватной положительной самооценки.




Нормативно-правовая база реализации программы:
Конституция Российской Федерации, статья 43.
- Закон «Об образовании РФ», ст.7,9,14,29.
- Федеральный государственный стандарт общего образования.
- Фундаментальное ядро общего образования.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граж-
данина России.
- Концепция ФЦПРО на 2011-2015г.г. (распоряжение от 7 февраля 2011г.
№163-р).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 ноября 2010г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009г. №373».
- Приказ МО РФ 4 октября 2010г. №986, зарегистрирован Минюстом Рос-
сии 3 февраля 2011г., регистрационный №19682 «Об утверждении федеральных
требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26
августа 2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
- Приказ МО РФ от 28.12.2010г. №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
- Гигиенические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
СанПиН 2.4.2.-2010.
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников.
- Требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
Формы проведения занятий.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу.

Учебно-тематический план.

Наименование темы
Теоретические занятия
Практические занятия
Количество часов

1.
Вводное занятие.
1

1

2.
Основные приемы работы с тканью.


5

2.1.
ТБ при работе.
1



2.2.
Материаловедение.
0,5
0,5


2.3.
Основные ручные швы.
0,5
1,5


2.4.
Способы закрепления нити.
0,5
0,5


3.
Цветоведение.


2

3.1.
Основные цвета.
0,5
0,5


3.2.
Сочетание цветов.
0,5
0,5


4.
Выполнение игрушек из ткани.


6

4.1.
Матрешка.
1
1


4.2.
Лошадка.
1
1


4.3.
Веселые клоуны.
1
1








5.
Плоские комбинированные игрушки.


10

5.1.
Зайчик.
1
3


5.2.
Собачка.
1
2


5.3.
Игрушка по выбору.
1
2


6.
Объемные игрушки.


9

6.1.
Котенок.
1
2


6.2.
Львенок.
1
1


6.3.
Медвежонок.
1
1


6.4.
Игрушка по выбору.

1


7.
Выставка работ.

1
1


Итого:


34

        
Содержание программы.
Тема 1. Вводное занятие.1 ч. Знакомство преподавателя с учащимися. Запись в группы. Рассказ о работе кружка, плане проведения занятий и их тематике. Демонстрация изделий.
Правила поведения на занятиях.
Тема 2. Основные приемы работы с тканью. 5 ч.
2.1. ТБ при работе. Основы безопасного труда на занятиях. Инструменты и приспособления.  Правила при работе с ножницами, иголками, булавками, электроутюгом, клеем, мехом.
2.2. Материаловедение. Виды тканей и их получение.  Свойства тканей и меха.  Способы обработка различных поверхностей тканей.
Практическая работа: определить вид ткани.
2.3. Основные ручные швы.  Виды швов и их классификация. Ручные швы и их выполнение. Шов «вперед иголкой», «петельный», «стебельчатый», «потайной».
2.4.   Способы закрепления  нити.   Различия  между  способами закрепления нитей и их использование в процессе выполнения игрушек.
Практическая работа: закрепление нити несколькими способами.
Тема 3. Цветоведение. 2 ч.
Основные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Возможности цвета в композиции.
Сочетание цветов.   Сопоставление цветовой гаммы. Таблица сочетаемости цвета.
Практическая работа: подобрать необходимые для работы цветовые сочетания на примере одного из объектов труда.
Тема 4. Выполнение игрушек из ткани. 6 ч.
4.1.        Матрешка. Беседа об истории народной игрушки и народного костюма. Анализ образцов - связь материала, формы росписи. Практическая работа: Зарисовка видов матрешек. Виды тканей и их подбор для выполнения данной работы. Заготовка выкроек- лекал, выполнение чертежей в альбоме, раскрой каркаса и ткани, работа с клеем, сшивание деталей сарафана и кокошника, сшивание и соединение деталей рукавов и детали головы, оформление игрушки, роспись лица.
4.2.        Лошадка. Беседа о городецкой росписи. Анализ декоративного решения игрушек-сувениров.
Практическая работа: Зарисовка мотивов городецкой росписи, самостоятельное выполнение зарисовки и росписи «Лошадки», заготовка выкроек-лекал, раскрой ткани и узоров аппликации, заготовка каркаса, сметывание деталей, пришивание тесьмы, наклеивание аппликации, оформление игрушки.
4.3.        Веселые клоуны. Беседа о декоративных лоскутных изделиях в крестьянском быту.
Практическая работа: Зарисовка мотивов в альбоме различных видов    игрушек. Разработка мозаики костюма  клоунов. Выполнение выкроек-лекал, Подбор тканей, практическое выполнение модели, оформление.
Тема 5. Плоские комбинированные игрушки. 10 ч.
5.1.3айчик.    Беседа об анималистической игрушке. Объемные игрушки.     Скульптура,     графика,     живопись     при     создании анималистических   игрушек.   Способы   раскроя   и   выполнения игрушки.
Практическая работа:   раскрой   меха,   сметывание   и   пошив, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
5.2.Собачка. Образы животных в скульптуре и живописи. Объемные  игрушки. Выполнение объемной игрушки.
 Практическая работа:   раскрой  меха,   сметывание   и   пошив, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
5.3.Игрушка по выбору. Самостоятельное выполнение объемной игрушки. Подведение итогов. Что мы можем сделать самостоятельно?
Практическая работа: самостоятельное выполнение эскизов игрушки - различные варианты оформления, запись технологической карты «Последовательность выполнения работ». Раскрой меха, сметывание и пошив, заготовка и укрепление каркаса, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
Тема 6. Объемные игрушки. 9 ч.      
6.1.Котенок.    
6.2.Львенок.
6.3.Медвежонок.
Беседа об объемных игрушках.
Краткие сведения о материаловедении. Отличительные особенности объемной игрушки. Каркас и его применение в изготовлении игрушки.
Практическая работа: раскрой меха, сметывание и пошив, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
6.4.  Игрушка по выбору.
Обобщив все полученные знания, учащиеся самостоятельно выполняют выбранную игрушку, предварительно зарисовав ее в альбоме, выполнив чертежи и выкройки-лекала.
 Практическая работа: самостоятельное выполнение эскизов игрушки - различные варианты оформления, запись технологической карты «Последовательность выполнения работ». Раскрой меха и ткани, сметывание и пошив, заготовка и укрепление
каркаса, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
Тема 7. Выставка работ. 1 ч. Подготовка и проведение выставки готовых работ. Оценка выполненной работы. Подведение итогов года.
Методическое обеспечение программы.
В программе используются следующие методы обучения:
-объяснительно-иллюстративный   (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий.)
-репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий.)
-изучение  развития воспитанника   (наблюдение   за   особенностями развития личности, во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ творческой деятельности обучающегося, работа психолога и т.д.)
В ходе работы на занятиях создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, радостных переживаниях, познания, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми (единомышленниками) и педагогом. У всех единая цель, что способствует наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка.
Материально-техническое  обеспечение.
На  занятиях  используются  наглядные  пособия, схемы, таблицы, образцы,  чертежи  игрушек,  инструкционные  и  технологические карты.  Возможно      использование      интернет      технологий      и мультимедийного  оборудования  при  проведении занятий.  Также интересно     использование     различных     видов     презентаций. На   занятиях   по   данной   программе   потребуются   следующие материалы и инструменты.
-альбом для рисования или плотные листы бумаги, для выполнения зарисовок и эскизов;
-ткани, мех;
-нитки катушечные разных цветов;
-тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы, элементы отделки и т. д.;
-картон;
-поролон, проволока для каркаса, синтепон, вата;
-ножницы, иголки, наперсток;
-мел, клей ПВА, краски, кисти, карандаши;
-пассатижи (или плоскогубцы и кусачки);
-щетка для расчесывания меха;
-электрический утюг;
-спецодежда;
-самоклеющаяся цветная бумага.
Методические рекомендации.
Правила раскроя,  соединения  и  оформления деталей игрушек.
Каркасы для игрушек. При вырезании картонных каркасов надо следить за тем, чтобы края были ровными, без зазубрин. Каркас из поролона вырезают ножницами точно по выкройке. Лекала обводят на поролоне мягким карандашом или шариковой ручкой. В некоторые игрушки для укрепления формы вставляют каркасы из проволоки, которые делают игрушку более устойчивой. Для этого проволоку нужной длины сгибают посередине, ее концы загибают петелькой, чтобы не прокололась ткань или мех, а  затем вставляют в форму, которую нужно укрепить (например, в длинные ножки козлика или передние ноги собаки). После установки каркаса набивка производится обычным способом.
Раскрой материала. Изготовление каждой модели связано с процессом раскроя материала. Поэтому необходимо знать основные свойства ткани и меха, уметь определять долевую и уточную нить, отличать лицевую и изнаночную стороны, соблюдать правила раскроя.
При раскрое выкройки-лекала раскладывают на изнаночной стороне ткани или меха, учитывая направление нити, и аккуратно обводят    карандашом     или     мелом.     При     размещении     на материале  парных деталей  нужно  следить  за тем,  чтобы  они не были выкроены на одну сторону, для этого парные лекала при раскрое располагают симметрично.
При изготовлении игрушек из меха раскрой деталей производят в основном из лоскута и отходов, небольших по размеру.    В первую очередь   на   материале   надо   располагать   наиболее крупные детали. Если деталь выкройки не укладывается на одном куске мехового лоскута, следует сметать их два или три вместе, подобрав   по фактуре   и    направлению  ворса,   нитей.
Затем, наметив контуры детали, сшить, не заходя за линии обмеловки.
Детали  игрушек  из   сукна,  драпа,   войлока раскраиваются  без припуска на швы а из тонких тканей, например, ситца, бязи, сатина с припуском 0,51 см.
Детали из меха вырезают острыми концами ножниц по изнаночной стороне, не затрагивая при этом ворса меха, с незначительным прибавлением на швы0,30,5 см.
Соединение деталей. Различные способы соединения и сшивания деталей игрушек учащиеся осваивают в процессе изготовления разных моделей. Игрушки из меха и ткани в основном сшивают вручную. Возможна работа на швейных машинах, при сшивании крупных деталей из тонкой ткани. Раскроенные детали игрушек из тонкой ткани ситца, бязи и т.д. вначале сметывают по краю и сшивают катушечными нитками швом «за иголку» или на швейной машине. Затем   их   выворачивают   на   лицевую   сторону   и   набивают синтепоном. Детали игрушек из толстых тканей и меха также предварительно сметывают, чтобы не получилось перекоса. Если детали выкроены из несыпучих тканей, то их сшивают по лицевой стороне швом «через край» или петельным швом катушечными нитками или нитками мулине. Игрушки из меха сшивают по изнаночной стороне частыми косыми стежками через край и затем выворачивают.
Набивка деталей. Для набивки сшитых деталей можно использовать синтепон или остатки мехового лоскута, которые почти  всегда  остаются  от раскроя  игрушек.   Набивать   формы следует небольшими кусками, заполняя вначале концы деталей, помогая при этом каким-либо тонким и длинным предметом, можно карандашом. Использовать при этом ножницы не рекомендуется, так как они могут поранить руки и прорезать деталь.
Оформление глаз, носа. Глаза и нос игрушек обычно делают из черных или коричневых пуговиц без отверстий, бусинок, кусочков клеенки, кожи. На прилавках магазинов в достаточном количестве есть и готовые детали для оформления игрушек: носики, язычки, глаза. Для игрушек, выполненных из ткани, могут подойти и кусочки самоклеющейся бумаги.
Техника безопасности трудa.
На    занятиях    учащиеся    постоянно    пользуются    ножницами, иголками, электроутюгом, поэтому они должны хорошо знать и постоянно  соблюдать  правила безопасности труда и пожарной безопасности.
При работе ножницами,  иголками, булавками:
-Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы.
-  Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты. - Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
- Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
- Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.
-Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в
стол или в случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную
подушечку.
-Нельзя перекусывать нитку зубами.
- Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышкой.
- Сломанную иглу следует отдать руководителю.
Список литературы.
Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез.2007.
Зайцева И.Г. Мягкая игрушка, ИД МСП, 2005.
Кононович Т. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. Рипол Классик, Валерии С1Щ Малая энциклопедия рукоделия. 2001.
Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки с бисером. Рипол Классик, Валерии СПД, Малая энциклопедия рукоделия. 2001.
Макарова М.Н. Перспектива: Графические задания и методические рекомендации. М.Д989.
Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров.М.: Просвещение, 1990.
Неменский Б.М. Программы Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс. М.: Просвещение, 2009.
Петухова В.И., Ширшикова Е.Н., Мягкая игрушка. Издатель И.В. Балабанов, Соловьева Л.Н. Русская матрешка. М.: «Интербук»Д993.


15