Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Шевелева Марина Альбертовна
МБНОУ «Гимназия №59»
Новокузнецк

Сейчас в школу приходят дети, уже обогащенные большим количеством знаний и навыков, неплохо представляющие себе такие явления жизни, о которых и понятия не имели дети лет десять – пятнадцать назад. Современные дети младшего возраста сегодня встречаются на каждом шагу с информационными технологиями, с постоянно увеличивающимися темпами внедрения в жизнь все новых и новых устройств, заменяющих людей, а людям, заменяющим многие «простые радости жизни» виртуальными переживаниями. Поколение, которое впервые садится сегодня за парты школы, требует несколько иного педагогического подхода. С одной стороны, мышление таких детей – это то же самое мышление детей, раскрытое впечатлениям, новым знаниям и миру; с другой стороны мышление этих детей уже логично своей уверенной детской самостоятельностью, все видевшего, все знающего человека. Наши дети овладевают правилами логических игр и, применяя их, очень часто обыгрывают взрослых. Развитие логических суждений у младших школьников в процессе освоения учебного материала в наше время приобретают большое значение. Поскольку индивидуальное самостоятельность мысли сопутствует осознанности обучения и влияет самоопределение ребенка.
Начальное образование должно заложить базовые основы общего умственного развития детей, которые создали бы условия для воспитания самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человек, который мог бы сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько способов решения проблемы, выделять главное и делать обобщенные выводы; применять знания в нестандартных условиях. Необходимым условием интеллектуальной грамотности такого человека является овладение логическими приемами и операциями. Освоение и оперирование ими является одним из важнейших условий, обеспечивающих качественный процесс обучения в начальной школе. Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни. С поступлением ребенка в школу, в его жизни происходят существенные изменения, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Повышение продуктивности деятельности ученика происходит за счет формирования способности к анализу, сравнению, обобщению, установлению причинно-следственных связей. На каждом структурном этапе урока русского языка формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Решая задачу развития детей, следует обращать внимание на формирование не только наглядно-действенного мышления, но также стремиться выработать и развить у младших школьников наглядно-образное и логическое мышления. Одновременно с мышлением развивается внимание, память, речевая способность.
Концепции развивающего обучения продемонстрировали огромный потенциал детских способностей, и были найдены пути их развития:
введения дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного;
увеличения использования поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах урока;
расширение объема работы с понятиями и терминами;
включение в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-познавательного характера.
Конкретное содержание интеллектуального развития на разных ступенях начального обучения дифференцируется в зависимости от возрастных особенностей детей. Основная задача развития первоклассников состоит в совершенствовании наглядно-образного мышления. Во втором классе совершенствуется наглядно-образное мышление и закладываются основы формирования словесно-логического мышления. Основной упор в интеллектуальном развитии учащихся третьих и четвертых классов делается на формирование словесно-логического мышления, совершенствование внутреннего плана действия. Уроки русского языка способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают предпосылки для развития логического мышления учеников, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Работа, направленная на развитие у младших школьников способностей делать самостоятельно выводы, должна осуществляться на различных этапах обучения: на этапе ознакомления с новым материалом, на этапе закрепления и орфографических задачах по русскому языку, а также при выполнении логических заданий и упражнений. Развитие логического мышления учащихся на всех уроках – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности. Младший школьник в своем развитии идет от анализа отдельного предмета, отдельного явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями.
Для освоения понятий большое значение имеют:
наблюдения и подбор фактов, демонстрирующих формируемое понятие;
анализ каждого явления и выделение в нем существенных признаков, повторяющихся во всех других предметах, отнесенных к определенной категории;
абстрагирование от всех несущественных, второстепенных признаков;
включение новых предметов в известные группы, обозначенные знакомыми словами.
Чтобы помочь ребенку обеспечить своевременное развитие операций логического мышления, очень важно организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы на каждом уроке и во внеурочное время ребенку предлагались игры, задания и упражнения, которые способствовали бы формированию логического мышления. Для создания на уроках атмосферы поиска, для развития системного мышления большая роль отводится нестандартным урокам: урокам-сказкам, урокам-путешествиям, урокам-играм, урокам-праздникам. Активизировать мыслительную деятельность помогают задачи, упражнения, игры развивающего характера. Всегда можно выявить силу возникшего интереса к учебному предмету, она выражается в той настойчивости, которую проявляют ученики в процессе решения логических задач, выполнении различных заданий, связанных с разрешением проблем. Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит развитие у детей правильного мышления. Там, где организуется опыт самостоятельного обобщения, происходит интенсивное развитие самостоятельного мышления, умения применить полученные знания в новой или нестандартной ситуации. Результатом такой работы является повышение мотивации к изучению русского языка. Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме проводится в виде различных упражнений. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений. Занимаясь группировкой, ученик встречается со многими словами, в которых он должен опознать несколько орфограмм, предложить несколько вариантов ответа и одновременно осмыслить связи между отдельными языковыми явлениями. При этом подбирается такой материал для упражнений на группировку, чтобы можно было рассмотреть языковые явления с разных точек зрения, отрабатывать логико-грамматические операции по классификации языкового материала. Задания на исключение лишнего состоит в усвоении большого объема знаний языкового материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области и построения доказательных монологических высказываний. Методика проведения такого вида задания общеизвестна. Но, в отличие от традиционной методики проведения выполнения этого задания, в системе развивающего обучения она имеет свои особенности: ученикам предлагается такой подбор слов, при котором «лишним» может быть любое слово из четырех предложенных. Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью пользуются игры в загадки. Вызывает интерес, как сам процесс отгадывания загадок, так и результат этого интеллектуального состязания. Занятия по развитию логического мышления учащихся – один из способов формирования положительного отношения и интереса к учению в целом: учащиеся в результате таких занятий достигают значительных успехов в своем развитии.

Список литературы
Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – СПб.: Литер, 2002.
Бакулина Г.А.Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Пособие для учителя. – М.:Бладос, 2003.
Винокурова Н.К. Развиваем способности детей: 2 класс. – М.: Росмэн-Пресс, 2002.
Выготский Л.С. Педагогическая психология /под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1991.
Гин С.И. Мир логики. – М.: Вита-пресс, 2001.
Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах (учебно-методическое пособие для учителей). Томск: Пеленг, 1992 г.
Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. – М.: Новая школа, 1996.