Конспект интегрированного логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста Поможем Светофорику


Тема: «Поможем Светофорику»
Цель: создание условий для знакомства со звуками [р], [р’], буквой Р.
Задачи:
способствовать активизации и актуализации словаря дошкольников по теме «Правила дорожного движения» (речевое развитие);
создать условия для развития умения детей отвечать на вопросы развернутыми предложениями из 3-4 слов (речевое развитие);
способствовать развитию фонематического восприятия дошкольников (речевое развитие);
способствовать уточнению артикуляции звуков [р] и [р’] (речевое развитие);
способствовать развитию словесно-логического мышления дошкольников посредством интеграции ИКТ и наглядно-действенного материала (познавательное, речевое развитие);
обеспечить условия для уточнения представлений дошкольников о необходимости и важности труда инспекторов ГИБДД (познавательное развитие);
создать условия для развития общей и мелкой моторики детей (физическое развитие);
обеспечить условия для воспитания сотрудничества детей между собой (социально-коммуникативное развитие);
способствовать воспитанию чувства взаимопомощи (социально-коммуникативное развитие).
Оборудование: письмо, макеты жезлов регулировщика, листы с заданием, макет дорожного знака «Парковка», иллюстрация с изображение регулировщика на дороге.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
– Ребята, к нам в детский сад пришло такое письмо:
«В нашем районе случилась беда: выключили электричество, светофоры не работают, на дорогах царит суматоха. Мне очень страшно. Помогите, пожалуйста! Маленький Светофорик.»
– Дети, а почему Светофорику страшно? А чем мы можем помочь Светофорику?
2.Дидактическая игра «Испытание для юных инспекторов».
– Светофорик написал письмо именно вам, потому что знал, что вы хорошо помните правила дорожного движения. Давайте проверим, сможем ли мы стать отрядом «Юных инспекторов дорожного движения»? Каждый из вас возьмет вопрос, прочитает его и ответит:
Как называют людей, идущих по улице? (пешеходы)
По какой части улицы должны ходить пешеходы? (тротуар)
В каком месте нужно переходить дорогу? (на пешеходных переходах)
Где можно играть детям? (во дворе на игровой площадке)
Почему нельзя играть на дороге? (чтобы не сбили машины)
Пpo что говорят - главный командир на дороге? (светофор)
Какие помощники есть у водителей и пешеходов? (дорожные знаки)
Как правильно переходить дорогу? (1 – приготовиться, 2 – посмотреть налево, 3 – посмотреть направо, вновь налево, если нет машин, начинать переходить дорогу. Посмотреть налево, дойти до середины, посмотреть направо и переходить дальше).На все вопросы дали вы ответы. Теперь мы готовы выйти на дорогу и отправиться в путь, чтобы помочь маленькому Светофорику? Давайте представим, что там нас ждет, и немного разомнем руки.
3. Пальчиковая гимнастика «Транспорт».
По шоссе идут машины,       (Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины.      (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)
По дороге не беги,                (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би».        (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)
4. Знакомство со звуками [р][р’].
– Ребята, послушайте внимательно слова: зебра, регулировщик, дорога, тротуар. Скажите, какой звук встречается чаще всего в этих словах? ([р]) Давайте вместе произнесем этот звук. Что делают наши губы и язычок? Какой это звук (согласный, звонкий, твердый). А как звучит его мягкий «брат». ([р’]) А это какой звук?
5. Дидактическая игра «Регулировщик».
– Обратите внимание на этот перекресток. По-моему, на нем все движение в порядке, хотя и светофоры не работают. Кто же всем здесь управляет? (регулировщик). У него в руках есть специальная палка, которую слушаются все участники движения. Как она называется? (жезл) А вы хотите побыть настоящими регулировщиками?. Возьмите вот эти полосатые жезлы, выполните движения, которые я называю: жезл вправо, влево, вниз, вверх, перед собой, за спину. Как вы думаете, почему работа регулировщика дорожного движения очень важная и ответственная? (управляют движением на дороге)
6.Развитие фонематического восприятия.
– Возьмите жезл в правую руку, сегодня он будет нашей сигнальной карточкой. Поднимайте его вправо, когда услышите в словах звук [р], влево – звук [р’] среди других звуков, слогов и слов: з, с, р, ж, м, с, рь; са, ры, по, ша, ри, ды, ор, ря; дорога, троллейбус, светофор, машина, зебра, остановка, знак, фонари, реклама.
7. Знакомство с буквой Р.
– Обратите внимание на этот дорожный знак – «парковка». На нем изображена буква, которая обозначает звуки [р][р’] – буква Р. На что она похожа?
Буква Р согнула ручку,
Ну-ка, с кем пройти под ручку?
(А. Шибаев)
– Присядьте на скамейки. Сейчас я раздам вам листы с заданиями, если вы вычеркните только правильные буквы Р, то электрическая цепь снова соединится, на дорогах появится электричество и светофоры будут работать.
8. Дидактическая игра «Реши кроссворд».
– Вот мы и нашли маленький светофорик, но чтобы ему помочь – надо решить кроссворд (дети называют ответы, легкие слова записывают сами, слова «светофор», «регулировщик», «тротуар», «переход», «пешеход» пишет учитель-логопед):
1 4 3 2 6 9 5 7 8 По горизонтали:
2. Все водителю расскажет, Скорость верную укажет. У дороги, как маяк, Добрый друг – дорожный … (знак).
3. Три разноцветных кругаМигают друг за другом.Светятся, моргают –Людям помогают ... (светофор)
5. Полосатая лошадка,Ее «зеброю» зовут.Но не та, что в зоопарке,По ней люди все идут… (переход)
8. Не живая, а идет,Неподвижна - а ведет. (дорога)
По вертикали:
1. Маленький, удаленький, громко кричит … (свисток)
4. Командуя жезлом, он всех направляет,2. Командуя жезлом, он всех направляет,И всем перекрёстком один управляет.Он  словно  волшебник, машин дрессировщик,А имя ему – ... (регулировщик)
6. Я по городу иду, Я в беду не попаду. Потому что твёрдо знаю – Правила я выполняю… (пешеход)
7. Объяснить надо запросто:
Будь ты юн или стар,
Проезжая часть – для транспорта,
Для тебя... (тротуар)
9. Полосатая указка,Словно палочка из сказки… (жезл)
– Вы все смогли разгадать. Посмотрите еще раз на ответы, в каких словах встречалась буква Р?
9.Подведение итогов занятия.
– Вот и снова включилось электричество. Маленький светофорик мигает нам разноцветными огнями. Мы смогли ему помочь? Теперь ему совсем не страшно, потому что все участники движения его слушаются. Нам пора вернуться в детский сад. Жезлы регулировщика оставьте себе на память, покажите их друзьям, родителям, братьям и сестрам, напомните им о том, что нужно быть внимательным и собранными на дороге. Что вы можете рассказать им о нашем путешествии? Теперь я уверена, что вы будете соблюдать правила дорожного движения!