Открытый урок по специальности баяна с обучающимся 1-го класса на тему: «Воспитание чувства ритма»


Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования
«Поныровская детская школа искусств»
Поныровского района Курской области
306000 Курская обл.,п. Поныри,ул. Ново-Почтовая,2 тел.(47135)2-13-95
e-mail: ponyry.dshi@gmail.com
pdshi.kursk.muzkult.ruОткрытый урок
по специальности баяна с обучающимся
1-го класса на тему:
«Воспитание чувства ритма»
Подготовила:
преподаватель Горякина Л.Е.
2015 год
Пояснительная записка.
Предлагаемый мною урок содержит пример первоначальных навыков обучения.
Игровые приёмы в воспитании чувства метроритма
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Форма урока: урок-игра.
Цель урока:
Показать различные виды игровых форм.
Познакомить с жанрами- марш, вальс, полька.
Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащегося, развитию образного мышления, чувство ритма, речи через учебную деятельность.
Задачи:
-Подвести к пониманию метроритма в музыке.
-Выработать у учащегося навыки восприятия и воспроизведения метроритмических упражнений.
-Способствовать воспитанию чувства метроритма, налаживанию метрической пульсации, координации различных частей тела.
Образовательные:
Формирование исполнительских навыков, развитие ладового слуха.
Развивающая:
Особенностью детской психики является постижение ребёнком окружающего мира и в частности, мира музыки через игру, через активное действие. Элементы игры используются при освоении метроритма в пении и «показа» разучиваемой музыки на нотном стане, в игре «эхо» (подбор на слух).
Воспитательная:
Постепенное усложнение комплекса задач, как по воспитанию навыков игры на инструменте, так и по формированию принципов слухового восприятия музыки.
Форма урока: урок-игра.
Методы и технологии обучения: словесные, наглядные, практические.
Оснащение урока: народный инструмент (баян), нотный материал, компьютер, детские шумовые инструменты(маракасы, бубны, трещётки).
Музыкальный материал:
1.П.И. Чайковский. «Детский альбом». «Марш деревянных солдатиков»
2.П.И.Чайковский. «Детский альбом». «Вальс»
3.П.И.Чайковский. «Детский альбом». «Полька»
Дидактический материал:
Ритмические карточки.
Использованная литература:
Учебное пособие для начинающих «Хочу быть баянистом» Пётр Серотюк. 2. Учебное пособие для баяна-1кл. И.Д.Алексеев . Н.М.Корецкий.
Школа игры на аккордеоне В.Лушников.
План урока:
Ритмическая пульсация в музыке. Сказка о волшебных музыкальных часиках.
Акцентируемые и не акцентируемые звуки такта.
Узнать песню по ритмическому рисунку на ритмических карточках.
Игра « Ритмическое эхо».
Игра «Оркестр и солист».
Игра «Охотник и собачка».
Метроритм в ритмических движениях: марш, полька, вальс.
Влияние метроритмической пульсации на выразительность исполнения.
Ход урока.
Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
Преподаватель: Сегодня мы поговорим о музыкальных часах. Музыка очень любит правильное, точное исполнение. За таким исполнением в песнях, пьесах всегда следят волшебные часики. У них есть шапка-невидимка, поэтому их никто не видит. Однако когда знаешь, что они спрятаны где-то в музыке, и к ним прислушиваешься, то обязательно их услышишь. Музыкальные часики тикают аккуратно и равномерно. Я буду петь песенку «Паровоз». Постарайся вслушаться и определить в песне сильные и слабые доли. Тогда поймёшь, как равномерно тикают музыкальные часики.
(преподаватель исполняет детскую песенку «паровоз».)
Преподаватель: Что же тебе подсказали музыкальные часики? Какие доли были сильными, а какие слабыми?
(ответ ученика.)
Преподаватель: Правильно. Сильная доля –это музыкальное ударение, которое мы будем называть акцентом. Сильная доля всегда стоит в начале такта. Давай вместе споём эту песню и будем отмечать хлопком в ладоши сильную долю такта.
(Исполнение песни с хлопками на первую долю такта.)
Преподаватель: Чтобы песня не была монотонной, однообразной, в музыке есть и сильные и слабые доли. Считаются и сильные, и слабые доли. Этот равномерный счёт ведут волшебные музыкальные часики, которых мы не видим, но которые должны слышать. Они делают музыку ритмичной, выразительной. Нам даже порой кажется, что музыка дышит, будто она живая. Давай споём песню «Паровоз» выразительно, с душой. (Исполнили)
Преподаватель: Я поняла по твоему пению, что ты почувствовал, как тикают волшебные часики этой песни, как они ведут свой правильный ритмический счёт. Эти музыкальные часики музыканты называют метроритмом. Давай повторим это слово. (повторили.)
Преподаватель: На карточках выложен ритмический рисунок песни «паровоз», давайте вместе простучим его.
(отстукиваем ритм карандашом по столу).
Преподаватель: Хорошо. А теперь я добавлю ещё ритмических карточек, простучу ритмический рисунок, а ты определи, по какой из карточек я стучала ритм.
(использование ритмических карточек 4 раза).
Преподаватель: Теперь простучим ритм сразу с двух карточек подряд. (использовать по две ритмические карточки 3 раза).
Преподаватель: Поиграем в игру «Ритмическое эхо». Я буду играть ритмический рисунок от двух разных звуков на инструменте, а ты постарайся их ритмически правильно повторить на инструменте.
(проиграть несколько вариантов).
Преподаватель: В каждом слове песни есть ударный слог. Постарайся определить его в песенки «Зайка» .Ученик: это первый слог каждого слова: «За-инь-ка, зай-ка! Ма-лень-кий зай-ка. Длин-ные уш-ки, быс-тры-е нож-ки».
Преподаватель: Хорошо. А теперь давай проиграем на инструменте от определённых звуков и споём. Во время пения будем делать акценты на сильную долю такта. (хорошо). А теперь давай споём и во время пения ты будешь делать акценты на сильную долю такта топнув ногой, а я буду хлопать - на слабую долю в ладоши.(за повторением задания, меняемся ролями.)
Преподаватель: Молодец. А теперь будем играть в ансамбле(ученик берёт маракасы и отстукивает ими по заданию преподавателя сначала каждую долю такта, а затем-только сильную такта, а преподаватель проигрывает мелодию «Мишка с куклою пляшет полечку» М. Качурбина.)
Преподаватель: Хорошо. Поиграем ещё в одну игру- «Охотник и собачка». Правая рука-охотник, левая рука - собачка. Охотник идёт четвертными длительностями, вот так: (отстукивает четвертные длительности со счётом вслух). Пробуем вместе. А собачка идёт восьмыми длительностями, вот так: (отстукивает восьмые длительности со счётом вслух). Пробуем вместе. А теперь идут вместе охотник и собачка: (отстукивая четвертные и восьмые длительности со счётом двумя руками одновременно). Охотник и собачка поменялись местами. Теперь охотник- левая рука, собачка- правая рука.(Отстукивает четвертные и восьмые длительности со счётом двумя руками одновременно). Охотник и собачка поменялись местами. Теперь охотник-левая рука, собачка-правая.(отстукиваем четвертные и восьмые длительности со счётом двумя руками одновременно).Попробуем изобразить это задание на инструменте от заданных звуков.(учитель изображает ритм мелодии в правой руке, а ученик- доли в левой, затем меняются местами.
Преподаватель: Молодец. А как вы думаете, если представить, что охотник движется под музыку, то какой жанр музыки ему подойдёт: вальс, марш или полька?
(ответ ученика)
Преподаватель: Правильно, охотник будет двигаться под музыку марша. Ведь ритм марша всегда очень чёткий. Марш всегда исполняется под счёт: «раз-два», причём «раз»- ударная доля, а «два»-тихая. Разновидностей маршей много: походные, церемониальные, траурные, сказочные, детские. Послушай произведение «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И. Чайковского. Во время прослушивания помоги деревянным солдатикам маршировать, отстукивая ритм карандашом по парте.
(Прослушивание: П.И.Чайковский. «Детский альбом». Марш деревянных солдатиков».)Преподаватель: молодец, всё правильно определил ритм марша. А как ты думаешь ритм вальса отличается от ритма марша?
(ответ ученика)
Преподаватель: Вальс-парный танец, основанный на плавном кружении в трёхдольном размере (3.4, 3.8, 6.8) и умеренно быстром темпе. Вот его ритмический рисунок в размере 3.4 (показывает нотный пример с ритмом). Давай прохлопаем его.
Преподаватель: Хорошо. А теперь будет звучать «Вальс» из «Детского альбома» П.И.Чайковского, а мы будем руками изображать плавные движения под музыку- как будто наши руки танцуют вальс.
(Прослушивание: П.И.Чайковский. «Детский альбом». «Вальс».)Преподаватель: Молодец. А теперь расскажу тебе о польке. Полька-чешский народный танец. Польку танцуют парами по кругу, весело, непринуждённо, в довольно быстром темпе. Музыкальный размер всех мелодий польки 4.4. В ритмическом рисунке польки сочетаются разные длительности: в каждом такте-две восьмых и одна четверть. Послушаем «Польку» из «Детского альбома» П.И.Чайковского и подумаем, какие ритмические карточки подойдут для этого произведения.
(Прослушивание: П.И.Чайковский. «Детский альбом». «Полька».)Преподаватель: Молодец, верно определил нужные карточки. Как вы уже поняли, влияние метроритмической пульсации на выразительность исполнения того или иного музыкального произведения велика. Музыка не может существовать без ритма.
Поэтому у каждого музыкального произведения свой ритмический рисунок.
А закончить наш урок мне хочется словами Э. Финкельштейна:
«Ритм-это узоры музыкального времени, красивые и разумные.
Метр размечает время, когда звукам появляться в узоре.
Темп говорит, с какой скоростью разворачиваться узору.
А сам узор, т.е. Ритм-это уже музыка!
Преподаватель: Домашнее задание. Подобрать песню «Зайчик» от звуков «фа», «до», «ре». Записать от этих нот песню в тетрадь, петь со словами, отметить акценты.
Подведение итога урока: анализ, оценка.
-Проанализировать с обучающимся пройденный урок (что получилось, над чем ещё надо работать). Усвоив через игры, что музыка имеет свой ритм и темп, обучающейся должен понять, что музыка живая, потому что у неё есть метр-«ПУЛЬС», шаги в умеренном движении.