Открытый урок и методическая разработка на тему: «Формирование чувства ритма у учащихся»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТРЕЖЕВОЙ
ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Открытый урок на тему:
«ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА РИТМА У УЧАЩИХСЯ»
Подготовил и провёл:
преподаватель специального фортепиано – Уральцев К.Н.
2014 год
Тип урока: комплексный.
Цель урока:
общая: провести работу над развитием чувства ритма
согласно принципам развивающего обучения в музыкальной педагогике.
обучающая: обучить учащегося необходимым для работы над ритмом игровым и теоретическим знаниям, умениям и навыкам; расширить его музыкальный кругозор.
развивающая: развить имеющиеся игровые умения и навыки ученика, его реакцию, внимание, мышление и воображение, а также самостоятельность и самоконтроль.
воспитывающая: пробудить интерес к правильной ритмичной игре музыкальных пьес.
Оборудование урока:
рояль, 2 стула;
нотный материал: А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой», Н.Ветлугина «Музыкальный букварь», Л.Баренбойм, Н.Перунова «Путь к музыке»;
дидактический материал: кружки, диаметром 4 см (4 красных, 12 розовых), ритмо-палочки (длина – 10 см, ширина – 1 см – 10 штук, длина - 5 см, ширина - 1 см – 10 штук);шумовые инструменты (барабан, бубен, погремушки).
Формы и методы, применяемые на уроке:
- индивидуальная форма работы с учеником; наглядный метод, объяснение, беседа, опрос, совместная проработка ритмических упражнений, закрепление.
Ход урока:
- методическое сообщение по теме урока;
- непосредственная работа с учеником:
1. Работа над метром:
1.1. Определение на слух пульсации - чередование сильных и слабых долей на интуитивной основе при игре педагогом на шумовых инструментах в - 2-, 3-, 4-х дольных метрах;
1.2. Повторение учеником на шумовых инструментах за педагогом услышанных метров;
1.3. Работа с дидактическим материалом: выкладывание на столе метра кружочками: красный – сильная доля, розовый – слабая доля;
1.4. Определение на слух метра (пульса, долей) в пьесах «Марш» С.Прокофьева, «Медведь» Г.Галынина, «Вальс» Ф.Шуберта;1.5. Игра на инструменте с учеником: педагог – произведение, ученик – доли. (по сборнику Л.Баренбойма «Путь к музыке»).
2. Работа над ритмом.
2.1. Повторение длительностей нот.
2.2. Ритмические игры:
«Ритмическое эхо» (педагог хлопает, ученик – повторяет, хлопая в ладоши или (вариант 1) играя на инструменте на одной ноте, или (вариант 2) играя на каком либо шумовом инструменте);
прохлопывание ритмических рисунков по «Музыкальному букварю» Н.Ветлугиной;
Работа с дидактическим материалом:
выкладывание на столе ритма ритмо-палочками.
3. Ритмические упражнения.
3.1. Прохлопывание ритмических формул, игра на инструменте, совместно с педагогом.
3.2. Сборник А.Николаева «Школа игры на фортепиано». Работа над ритмом на основе лёгких песенок №№ 15,16,17,18,23,24.
- хлопать ритм мелодии;
- хлопать ритм по коленям каждой рукой свою строчку;
- проигрывание песенок на инструменте со счётом (долями), без счёта, ощущая пульсацию метра.
В конце урока дать задание на дом: закрепить и продолжить работу над полученными на уроке навыками и приемами работы над ритмом, использовать приобретённые навыки работы в других музыкальных примерах и ритмических упражнениях, заниматься продуманно с хорошей отдачей и слуховым контролем.
Выводы по уроку.
Поставленные цели и задачи урока были полностью достигнуты. Этому способствовали плодотворная работа и творческая атмосфера на уроке, а также хорошая восприимчивость ученика, его умение слушать и думать. Урок был ориентирован на формирование самостоятельной деятельности ученика при подготовке домашнего задания.
На уроке имели место следующие психолого-дидактические аспекты:
ориентация на формирование деятельности;
организация развивающего пространства;
реализация индивидуального подхода;
актуализация и обогащение субъективного опыта учащегося;
развитие активности учащегося в учебной деятельности;
проявление ценностного отношения к личности учащегося;
создание благоприятного психологического климата на уроке, атмосферы доброжелательности и комфорта, а так же стиль общения педагога с учеником позволили добиться положительных результатов и побудить заинтересованность в дальнейшей работе над ритмичным исполнением произведений.
Приложение
к открытому уроку: «Формирование
чувства ритма у учащихся»
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
«ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА РИТМА У УЧАЩИХСЯ»
«Библия музыканта
начинается словами:
"Вначале был ритм".
Г.Г.Нейгауз.
РИТМ - это существеннейший элемент музыки, характеризующий жизнь звуков, движение звуков во времени.
Ритм как организация звуков во времени проникает в различные элементы музыкальной ткани произведения. Слуховое восприятие закономерностей ритма в музыкальном сочинении – одно из важнейших условий его полноценной исполнительской интерпретации.
Ритм как выразительное средство музыки воспринимается детьми с особой непосредственностью. Это более всего заметно при исполнении ими песенных, плясовых, игровых пьес.
В лучшей фортепианной литературе для детей так выпукло ощущается ритмическая жизнь музыкального произведения, что чаще всего именно через ритм дети и воспринимают его образное содержание в целом. Особенно это относится к произведениям моторных жанров, в которых выразительные возможности ритма проявляются с наибольшей силой.
Что же должно лечь в основу развития чувства музыкального ритма с первых шагов обучения ребёнка? Раскрытие образно-эмоциональной сущности ритма – вот основное направляющее начало в воспитании у детей навыков слухового восприятия ритма.
Как же формируется чувство музыкального ритма у детей?
Уже при изучении одноголосных мелодий прививаются начальные навыки метрической точности и ритмической выразительности исполнения. В первых песенных отрывках дети соприкасаются с различными длительностями. Зачастую им чисто арифметически объясняют, что такое целая нота, а потом рассказывают о её дроблении на половинные и четвертные. Такое схематическое пояснение никак не согласовывается с главной стороной познания ритмики – слышанием различных длительностей в их связи друг с другом. Ведь восприятие ритма детских произведений, начиная с одноголосных песен, связано в первую очередь со слышанием естественного ритмического движения при чередовании простейших длительностей – четвертей, восьмых, половинных нот.
Четвертная нота является для слуха не частью целой ноты, а самостоятельной ритмической единицей, с которой начинается слуховое различение длительностей. Звучание длительностей во времени может ассоциироваться у ребёнка с такими наглядными временными представлениями: четверть – шаг, восьмые – лёгкий бег, половинные – остановка.
Станет близким восприятию ученика, если мы подтекстуем его примерно так: «шаг, шаг, шаг; по-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли, стоп-стоп».
Как же согласовать слышание ритма с существующей системой отсчитывания длительностей?
Счёт, в той форме, в какой он чаще всего применяется (т.е. отсчёт буквально всех, в том числе и мелких длительностей), далеко не всегда помогает детям контролировать точность звучания во времени различных метрических группировок. Нередко в практике наблюдаются случаи, когда счёт не обеспечивает ритмичности исполнения, а, следуя за ритмо-техническими неровностями игры ученика, сам бывает неритмичен.
На самом раннем этапе обучения, некоторое время учащиеся моего класса считают только долями, вырабатывая и закрепляя навык пульсации. Постепенно в этом пульсе они учатся прослушивать половинную и целую ноты, а затем прохлопывать (как бы «накладывать») 2 восьмые на один счёт.
Очень полезно записывать и прохлопывать с учащимся различные метрические упражнения в 4-8 тактов, где нижняя строка – метр, а верхняя – ритм. Мы с учениками называем их «ритмическими партитурами». Вариантов работы над такими упражнениями бесчисленное множество, от совместного прохлопывания с педагогом до самостоятельного исполнения самим учеником, где левая рука будет простукивать метр, правая – ритм.
Исходя из того, что слышание четвертной ноты как основной временной единицы является наиболее естественным способом измерения длительностей, поэтому уже с начального обучения сам счёт следует вести по четвертным нотам.
Сложности со счётом возникают почти у всех малышей, если они считают на "раз-и, два-и". Это очень неудобно и, кроме того, этот счёт затрудняет способность "охвата" музыкального произведения в целом. Эту особенность создавать форму, композицию, Г.Нейгауз называл "длинным, горизонтальным мышлением" и, восхищаясь ритмом С.Рихтера, писал: "Ясно чувствуется, что все произведение - будь оно даже гигантских размеров, лежит перед ним как огромный пейзаж, видимый сразу целиком и во всех деталях с орлиного полета, с необычайной высоты и с невероятной ясностью". Чтобы выработать эту способность, нужно продирижировать музыкальное произведение от начала до конца, чтобы "познать себя", свои творческие намерения без коррективы на исполнительство, которое в силу разных обстоятельств может быть недостаточно совершенным.
Так же в работе над ритмом в начальном периоде обучения, можно применить счёт ритмослогами на "ти-ти-та", который будет более удобен для начинающего музыканта.
В дополнение к счёту полезно использовать и другие приёмы работы над ритмом, прочно закрепляющие точность пульсации четвертей. Например, педагог играет одноголосные мелодии с чередованием в них четвертных, восьмых и половинных нот, а ученик хлопками в ладоши или счётом отмечает пульс четвертных нот; еще до исполнения мелодии на инструменте ученик, предварительно глядя на ритмический рисунок мелодии, хлопками отсчитывает четвертные ноты и одновременно говорком с ритмослогами воспроизводит полностью все длительности.Ритмически устойчивому исполнению мелодий, а затем и несложных пьес способствует такая фактура произведений, в которой преобладает ритмически равномерное движение повторяющихся метрических группировок.
Преодолению ритмических трудностей в детских фортепианных пьесах способствует применение словесной подтекстовки. В сборнике А.Артоболевской «Первая встреча с музыкой» есть много пьес, к которым написаны подтекстовки, слова, помогающие запомнить ритм произведения. Это «Менуэт» Л.Моцарта, «Воробей» А.Руббаха, «Колыбельная» И.Филиппа, «Курочка» Н.Любарского и многие другие.
Уже в донотном периоде обучения ребёнок должен почувствовать и воспринять ритм предложенных ему музыкальных примеров. Затем следует объяснить, что означают изображения длительностей нот, пауз, точки возле нот и т.д. для ребёнка начертание этих знаков должно ассоциироваться с определённой протяжённостью звука или молчания. Запечатлённые в нотной грамоте изображения ритмических долей педагог должен всегда иллюстрировать примерами интересных ребёнку песен и мелодий.
Сведения из области ритма должны перейти в сознание ребёнка неразрывно с чувством времени.
Первыми помощниками в изучении ритма являются слух и музыкальная память, физическое ощущение движения. Уже в младенческом возрасте дети невольно знакомятся с ритмом. Мы веселим ребёнка агуканьем, играем с ним в «ладушки», под ритмичное покачивание ребёнок засыпает в колыбели. В дальнейшем раскачивание детских качелей, «тиканье» часов, равномерное нажатие педалей велосипеда – всё это помогает ребёнку ощущать пульс чёткого, разбитого на ритмические доли, времени.
В этот период большая помощь в работе будет от дидактического материала:
кружочки контрастного цвета для выкладывания метра (пульса);
ритмо-палочки для определения длинных и коротких звуков;
ритмические карточки с написанными длительностями для определения ритма и закрепления знания длительностей нот (т.е. своего рода «ритмические диктанты»).
Данным видом работы необходимо заниматься постоянно на уроках, развивая и закрепляя слуховые навыки определения метра и ритма.
Мелодии, с их разнообразными ритмическими делениями, ребёнок также может лучше воспринять, опираясь на жизненные впечатления.
Способов разъяснения ритма найти можно десятки. Вот как рассказывает А.Артоболевская о своей ученице:
- Вот сегодня я поняла, как вы объясняли мне счёт. Когда мы после прогулки шли домой и поднимались по лестнице, бабушка на каждой ступеньке вздыхала четыре раза. Мама шла и вздыхала по два раза, а папа шагал четвертями – по вздоху на шаг. Я пробегала по две ступеньки на каждый шаг папы, а с нами была собачка, она семенила ещё в два раза быстрее, пробегая по четыре ступеньки на каждый шаг папы. Значит, я поднималась восьмыми, а собачка – шестнадцатыми!
С самого начала, объясняя длительности звуков, нужно говорить и о паузах. Главное – дети должны уяснить, что пауза – знак молчания, перерыв в звучании, но не в движении! Это как бы дыхание в музыкальной речи. А.Артоболевская сравнивает паузы с кружевными занавесками, говоря, что паузы подобны дырочкам в рисунке кружева. Музыкальный «узор» также состоит из заполненных звуком и лишённых звука отрезков времени. Чередование тишины, молчания со звуком, собственно, и создаёт саму ткань музыки.
Ученики часто не додерживают долгие ноты и паузы. В чём же надо видеть причины? Чаще всего, смысл остановки на длинной ноте или паузе ребёнку не ясен. Остановку он воспринимает как формальное требование со стороны педагога и в его присутствии додержит «пустое место». А без педагога он опять будет играть так, как ему подсказывает «его понимание» музыки. Задача педагога научить его не формально высчитывать паузу, а почувствовать пульсацию и при отсутствии звука, мелодии.
Значительное влияние на развитие чувства музыкального ритма оказывает игра в ансамбле с педагогом. Первой ступенью такой ансамблевой игры является исполнение учеником I партии, а педагогом – II партии. При этом ученик должен активно вслушиваться в разные проявления ритма в партии педагога. Например, «Наш край» Д.Кабалевского - это характерная вальсовая пульсация аккомпанемента, в пьесе «Спи, дитя» К.Орфа – образная ритмика полутактового «качания»; в украинском танце «Дождичек» - легко, на восьмушках, падающие «капельки». Слуховое ощущение учеником четвертных пауз в мелодии «отрывка из первой части симфонии соль минор» В.Моцарта хорошо контролируется слышанием восьмых нот сопровождения (в партии педагога), как бы заполняющих протяжённость пауз. На дальнейших стадиях обучения полезно применять иную форму ансамблевой игры – исполнение мелодии в партии primo педагогом, а аккомпанемента в партии seсondo – учеником. Здесь уже активное руководство ритмом в значительной мере перейдёт к ученику.
В воспитании чувства музыкального ритма и выработке навыков ритмически выразительной игры следует исходить из чуткого слухового восприятия учеником закономерностей ритма в произведении и их естественного исполнительского воплощения в доступных детям пианистических приёмах. Вся работа, выдумка должны идти от интуитивного ощущения возрастной психологии ребёнка и его индивидуальной реакции на музыку.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой».
Баренбойм Л., Н.Перунова «Путь к музыке».
Как научить играть на рояле. Первые шаги. - М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2009. Составление С.В.Горохов.
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. М, «Кифара» 2002.
Николаев А. «Школа игры на фортепиано».