Конспект познавательно-речевого занятия в старшей группе. Тема: «Юные исследователи» (ознакомление с профессией геолога)

Конспект познавательно-речевого занятия в старшей группе Тема: «Юные исследователи»
(ознакомление с профессией геолога)
Программные задачи:
Продолжать знакомить детей с профессией геолога.
Обогащать и расширять знания о полезных ископаемых и их свойствах.
Закреплять навыки исследовательской деятельности: умение выявлять свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.
Воспитывать любознательность, умение аргументировать свой ответ.
Закреплять правила безопасности при проведении опытов.
Предварительная работа:
1. Рассматривание коллекции горных пород, минералов.
2. Знакомство с картой «Полезные ископаемые РФ».
3. Чтение произведения П. Бажова «Голубая змейка».
4. Рассматривание иллюстраций о труде геологов.
Материал: иллюстрации горных пород, предметов и инструментов; спортивный инвентарь; материал и оборудование для опытов: поваренная соль, морская соль, мел, розеточки, ложки, стаканы с водой, фартуки, рюкзаки, мобильный телефон, мультимедийная презентация, фонограмма «Звуки леса».

Ход занятия:
Дети сидят в зале перед телевизором

Воспитатель: Ребята, скажите, с какими профессиями вы уже знакомы? (ответы)
- Правильно, все взрослые люди трудятся – выращивают растения, животных, учат детей, водят машины, лечат людей, следят за порядком на улицах. Тех людей, которые ищут полезные ископаемые, называют геологами.

1 слайд: Геолог
- Геологи путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они уголь, нефть, золото, алмазы, воду, соль и другие полезные ископаемые.
2 слайд: Геолог у палатки
- Работа у геологов трудная, им приходится жить в палатках, готовить пищу на костре. Сейчас им, конечно, помогают научные приборы и разные машины.

3 слайд: Геолог, взбирающийся на гору
- Но всё равно им приходится проходить сотни километров, взбираться на горные кручи с тяжёлыми рюкзаками за спиной.

4 слайд: Орудия труда геологов
- В рюкзаках специальные молотки – кирки, чтобы отбивать куски горной породы; карта и компас для ориентировки на местности.

5 слайд: Геолог в пещере
- Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах – туда тоже спускаются геологи. Они должны быть сильными и смелыми,

6 слайд: Карта и компас
- С помощью карты и компаса находить дорогу. Ещё геолог должен быть верным другом, в любую минуту прийти на помощь своим товарищам в трудной ситуации.
- Вот такая интересная и трудная работа у геолога.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Что нужно геологу».
- Подойдите к столу, выберите картинки с изображением предметов, необходимых геологу для работы, объясните свой выбор (для чего нужен предмет).
- Молодцы, хорошо запомнили, что нужно людям этой профессии.

- Подойдите к доске (на доске картинки с полезными ископаемыми)
- Вы уже знакомы с некоторыми полезными ископаемыми, расскажите о них (ответы детей)
- Хорошо, рассмотрите коллекции разных камней. Что это? (горные породы)
- Потрогайте их, какие они? (гладкие, шероховатые, блестящие, тёплые, красивые и т.д.)
- Геологи считают, что любой камень интересен. У каждого камня своя история, как вы думаете, какая? (У древних людей не было спичек и они высекали огонь из камня, делали из камней ножи, топоры, посуду, писали на камнях)
- Как вы думаете, какую пользу приносят человеку камни? (строят дороги, мосты, делают красивые украшения, шкатулки, поделки)
- Какой вред могут принести камни? (можно наступить на острый камень, могут перегородить проезжую часть, если камень попадёт на рельсы, поезд может сойти с рельсов)

Воспитатель: Сегодня на мой мобильный телефон пришло смс-сообщение от геологов, адресованное вам. Давайте его прочитаем:

«Дорогие ребята! Мы рады, что вы уже многое знаете о нашей профессии, знакомы с горными породами. Мы предлагаем вам узнать больше о таких минералах, как соль и мел. Для чего они нужны? Какими свойствами и качествами обладают? Для этого вам необходимо провести исследования в лаборатории. Желаем удачи!»

- Ребята, одевайте рюкзаки – мы отправляемся в лабораторию. На нашем пути встретятся препятствия, которые необходимо преодолеть.

Под фонограмму «Звуки леса» проводится физкультминутка

1. Перешагнуть через упавшее дерево.
2. На пути высокая гора – подняться и спуститься с неё.
3. Проползти через пещеру (арка).
4. Перейти горную реку по камням.

- Вот и наша лаборатория, снимайте рюкзаки. Вспомните, какие правила надо соблюдать при проведении опытов.


1. Внимательно слушать взрослого.
2. Не брать ничего в рот и не пробовать на язык.
3. Не кричать и не шуметь.
4. Специальные вещества может использовать только взрослый, а дети смотреть.

- Все правила вспомнили, одевайте фартуки и присаживайтесь за столы.
- Геологи нас просили узнать о свойствах мела и соли. Для этого проведём опыт.
- В синих чашках у вас мел, какого он цвета? (белый) - Понюхайте, есть ли у мела запах? (да)
- Возьмите ложки и попробуйте его пересыпать, какой он? (рассыпчатый, сыпучий)
- Насыпьте 2 ложки мела в стакан с водой, размешайте. Что произошло, какой стала вода? (мутная, на дне осадок)
- Мел растворяется в воде или нет? (нет)
- Посмотрите, я возьму мел и добавлю в него уксус. Что произошло с мелом? (он шипел, разбухал, неприятно пах, стал грязного цвета) - Я проведу мелом по досточке. Что осталось? (след, полоска) - Значит, мелом можно рисовать, писать. Где люди используют мел? (в строительстве, им можно рисовать, писать) - О меле мы всё узнали. Посмотрите, у меня на столе стоит соль, но она разная.
- Это морская соль. Кто знает, где она используется? (для ванны, прогреваний, приготовления еды) - А это какая соль? (пищевая, поваренная) - Для чего она нужна? (для приготовления пищи, полощут горло при простуде, можно делать поделки из солёного теста) - Рассмотрите соль, какого она цвета?
- Понюхайте, есть ли у соли запах?
- Возьмите ложки и попробуйте её пересыпать, какая она? (сыпучая)
- Попробуйте растворить соль в воде, растворилась или нет? (да, она растворимая)
- Молодцы, хорошо поработали. Мы обязательно напишем ответ геологам о проделанных опытах.
- Встаньте из-за столов, снимите фартуки.

- Ребята, что хорошего в профессии геолога? (она интересная, нескучная, нужная людям, без геологов ничего не построить, не изобрести)
- Послушайте замечательное стихотворение о людях этой профессии:
Геолог! Странник наш земной.
Разведчик недр земли родной!
Спешишь вперёд и в праздник свой,
Рюкзак тяжёлый за спиной.
Но и за труд ценна награда, -
Вдруг обнаружить блеск алмаза
Иль меди, олова и злата.
Но чаще – место нефти, газа.
15