Конспект интегрированного логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста Мы полетели в космос

Конспект интегрированного занятия по познавательному, речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Мы полетели в космос» (старшая группа)
Цель: знакомство со звуком [с], выделение его в составе слова.
Задачи:
Образовательная:
создать условия для развития информационной компетентности детей старшего дошкольного возраста: уточнить представления дошкольников о необходимости и важности труда космонавтов.
Развивающая:
создать условия для развития словесно-логического мышления дошкольников посредством интеграции ИКТ и наглядно-действенного материала.
Коррекционные:
1.Содействовать уточнению артикуляции звука [с].
2. Создавать условия для развития фонематического восприятия дошкольников.

Оборудование: звуковые домики, фишки синего цвета, сигнальные карточки, песня «Земля в иллюминаторе», звезды с картинками, мультимедийная установка, набор цифр от 1 до 9, солнечные батареи, стулья, построенные в форме ракеты, повязка для командира, заготовка для фильма.
Методические приемы:
методы организации поисковой деятельности (самостоятельная работа детей);
метод словесной передачи (беседа);
методы наглядной передачи и зрительного восприятия (мультимедийная презентация)(
метод стимулирования познавательной деятельности (игра).
Словарь: космос, космонавт, ракета, комета, Ю.А.Гагарин, Земля, солнце, невесомость, скафандр, спутник.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
– Посмотрите внимательно на экран. Что вы видите? Почему звезды нам кажутся такими маленькими? А вы хотели бы увидеть звезды ближе? Как это можно сделать? А на чем можно полететь в космос? Если мы полетим на ракете, то кем мы будем? Какие бывают космонавты? Для чего они летают в космос? Как звали первого космонавта?
2.Дидактическая игра «Испытание для юных космонавтов».
– Для того чтобы стать космонавтом, Юрий Гагарин долго учился и много знал. Сейчас мы проверим, готовы ли вы к полету? Для этого мы пройдем испытание для юных космонавтов. Каждому из вас я задам вопрос, если вы сможете на него ответить, то путь к звездам вам открыт.
На какой планете мы живем?
Где стартуют космические корабли?
Что надевают космонавты, когда летят в космос?
Что такое состояние невесомости?
Как называется место в ракете, откуда виден космос?
Какие планеты солнечной системы ты знаешь?
Для чего нужны людям спутники?
Сколько планет вращается вокруг Солнца?
На все вопросы дали вы ответы. Возьмите по билету, который будет пропуском на ракету. А командиром нашего экипажа я назначаю Дениса. Все необходимое оборудование уже находится в ракете. И вот наше первое задание. По порядку номеров рассчитайтесь. Командир, посчитайте, сколько членов экипажа летит в космос? Вы готовы полететь в космос, чтобы исследовать там новый звук? Полетим мы вот на этой ракете. (Все зашли, сели на стульчики)
3. Дыхательная гимнастика.
– При взлете космонавты испытывают сильное давление и перегрузку. Справиться с ними помогают дыхательные упражнения. Давайте мы с вами их выполним. А теперь проверьте, хорошо ли надеты скафандры, шлемы? Готовы к полету? Давайте дружно отсчитаем цифры в обратном порядке от 10 до 1.
4. Пластический этюд «Космонавты летят в космос»
– Наша ракета оторвалась от Земли, мы с вами взлетаем все выше и выше. Наши тела становятся тяжелыми оттого, что ракета все быстрее набирает скорость, нам нужно преодолеть земное напряжение. Представьте и покажите, как ведут себя в этот момент космонавты. Но вот мы добрались до космического пространства и попали в невесомость... Молодцы.
5.Знакомство со звуком.
– А теперь пришло время заняться исследованиями. Присядьте все на коленки, пристегнитесь, чтобы не летать. Посмотрите, ребята, перед нами то, без чего не может существовать ни наша Земля, ни космическое пространство. Как вы думаете, о чем я сейчас говорю? Правильно, это солнце. Именно в его названии и спрятан звук, который мы с вами прилетели изучить. Скажите, с какого звука начинается слово «солнце»? Давайте вместе произнесем этот звук. Что делают наши губы и язычок? Какой это звук( (согласный, глухой, твердый)
6.Развитие фонематического восприятия.
– Достаньте сигнальные карточки, которые пристегнуты у нас под сидениями, вы будете показывать их, когда услышите звук [с] среди других звуков, слогов и слов: з, с, ш, ж, м, с, п; са, ми, по, ша, су, ды, хо, ис; солнце, дом, ракета, космос, космонавт, звезда, комета, спутник. Переверните космические планшеты. Положите ракету носом влево. Почему наша фишка синего цвета? Если вы слышите звук [с] в начале слова, то закрываете фишкой первый иллюминатор, если в середине – второй, если в конце – последний: Марс, Сатурн, спутник, трос, кислород, космонавт, роса, скафандр. Молодцы, сейчас я передам в центр полетов, что исследование прошло удачно.
7.Выход в космос.
– Мне поступил сигнал о том, что мы можем выйти в открытый космос. Что нам нужно для этого? Надеваем скафандры, шлемы, проверяем, все ли хорошо застегнуто, есть ли доступ кислорода, чтобы мы могли дышать? Проверьте, плотно ли привязан трос? Сейчас вы выйдите из космического корабля, исследуете звезды и кометы, которые находятся рядом с ним. Обратите внимание на кометы с картинками, соберите из них только те, в названии которых есть звук [с]. Не забывайте, что в космосе нужно быть очень осторожными и двигаться медленно. Будьте внимательны, не собирайте космический мусор, не приносите его на космический корабль. Проверку собранных комет будет проводить командир.
8.Передать привет Земле.
– Сейчас мне поступил сигнал о том, что у нас есть возможность передать привет своим родственникам, ведь они пристально наблюдают дома за нашим полетом. Составьте предложение о том, что вы чувствуете сейчас или о том, что вам интересно в космосе и расскажите об этом родителям или друзьям. Я покажу вам, как это сделать.
9.Подведение итогов занятия.
– Вот и пришла пора возвращаться на Землю. Давайте вместе произведем обратный отсчет. (вышли из ракеты) Командир, строй команду. Посчитай, сколько человек вернулось на Землю? Доложите о полете. Как прошел полет? Что вам запомнилось из нашего путешествия( На этом наши задания не закончились. Я приготовила вам сюрприз. Это специальная пленка, на которой в группе вы нарисуете фильм о нашем путешествии и покажите его всем, кто с нами не летал. Я отдаю ее командиру. Надеюсь, что у вас получится очень интересный фильм, который увидят все ваши друзья и родственники.













15