Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста


Лашкова Любовь Васильевна,
музыкальный руководитель,
МБДОУ «ЦРР –д\с «Мечта»
г. Абакан РХ
Музыкально – дидактические игры как способ развития музыкальности
у детей старшего дошкольного возраста
Многолетний опыт работы в ДОУ показал, что у детей подготовительной группы имеются задатки музыкальных способностей, но они еще недостаточно развиты. Опыт работы позволяет утверждать, что развитие и активизация музыкальных задатков не происходит стихийно, а требует специального подхода, занятий – игр. Исходя из этого, была разработана система заданий по развитию музыкальных способностей на занятиях музыки средствами музыкально-дидактических игр.
Музыкально-дидактические игры для развития ладового чувства.
Цель игры: Создание условий для знакомства с отличительными особенностями мажорного и минорного лада на основе ярких стихотворных образов.
«Два брата» ( сказка Е.Королевой)
В давние-давние времена в сказочной стране под названием Звукляндия правил король Дин-Дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать и скучать.
Бывало, сядет он на свой трон и скучает.
От скуки ногами болтает,
От скуки прикажет печенье подать,
А солдатам – песню запевать.
Солдаты были у него необычные –
Все, как один, певцы отличные.
И за это, кстати сказать,
Стал Дин-Дон их Звуками звать.
Споют Звуки королю одну песню, другую,
Король захрапит, и Звуки тоже на боковую.
Спять себе до утра. Утром встанут, крикнут: «Ура!»
Король проснется,
С боку на бок повернется,
И все заново начнется.
Скука, печенье, солдатское пение.
От этой жизни Звуки до того обленились,
Что петь как следует, совсем разучились.
Король был ужасно огорчен.
И вот однажды прибыли в Звукляндию из далекой страны Ладии два брата – лада. Один был веселый плясун-хохотун, другой грустный, задумчивый. Веселого звали мажор, а грустного – Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали и решили помочь ему.
Во дворец явились, королю, как положено, поклонились.
- Здравствуй, Дин-Дон, - говорят.-
Хотим послушать твоих солдат.
- А ну, - скомандовал Звукам король,
Запевать все изволь!
Раз, два! Раз, два!
Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова…
- Давай, – говорят, -
Дин-Дон, мы тебе поможем,
Из Звуков твоих песню ладную сложим.
Выстроил Мажор звуки в ряд –
Получился звукоряд.
Не простой – мажорный,
Радостный, задорный.
- Запевай! – скомандовал Мажор. Звуки запели. Закончили звуки петь – шагнул вперед Минор. Звуки сразу почему-то загрустили.
- Запевай! – скомандовал Минор. Звуки запели.
Мы минорный звукоряд,
Грустных Звуков длинный ряд.
С тех пор наступил порядок в Звукляндии.
Дин-Дон по-другому жить стал,
Под новую музыку спать перестал,
Загрустит он – Минор явится.
Захочет веселиться – Мажор появится.
Стали звуки жить ладно,
И песни звучали складно.
Людям бывает радостно или печально, спокойно или тревожно.
Музыка тоже может быть не одинаковой по характеру, потому что она выражает разные чувства и настроения.
«Два квадрата»
Цель: Создание условий для закрепления умений различать смену настроений.
Игровой материал: квадраты по числу детей на занятии светлые и темные.
Ход игры: В игре участвует вся группа детей. Раздаем детям квадраты (темные и светлые). На фортепиано играем две разнохарактерные (разноплановые) пьесы. Дети слушают пьесы и поднимают нужный квадрат.
«Колокольчики»
Цель: Создание условий для закрепления умений различать смену настроений, характеров.
Ход игры: Показываем нарисованный детский сад. В ходе игры разучиваем песенку про детский сад. Мы поем про него. Возле детского сада висит веселый колокольчик. Предлагаем детям послушать и узнать – какой звенит колокольчик – веселый или грустный?
Музыкально – дидактические игры для развития слухового представления.
На свете дети знают,
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клекот,
Самолета громкий ропот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки шумовые.
Только есть еще другие:
Не шуршания, не стука –
Музыкальные есть звуки.
(Е.Королева)
На различие шумовых и музыкальных звуков предлагаем детям следующие задания: рассмотри рисунки и назови, когда ты слышишь шумовые звуки, а когда – музыкальные.
«Слушаем тишину»
Цель: Создание условий для развития умения слушать и слышать.
Просим всех детей закрыть глаза. Задаем вопросы шепотом, чтобы постепенно настроить их на тишину. Дети отвечают тоже шепотом.
- Какие звуки вы слышите в зале?
- Откуда они доносятся?
- Какие звуки слышите на улице?
- Угадайте, кто подал голос?
Вопросы можно продолжить. В ходе игры сами производим некоторые шумы (например: скомкать лист бумаги, прошуршать сарафаном, уронить ключи).
«Погремушка и бубен»
Цель: Создание условий для развития слухового внимания.
Дети встают около своих мест. Под звуки погремушки, играющие легко вращают кисти рук. На резкий удар бубна каждый должен сесть на свое место. Тот, кто замешкался и не успел выполнить задание, выбывает из игры.
«Слушай звуки»
Цель: Создание условий для умения реагировать на звучание высокого и низкого регистров, тренируя слуховое восприятие.
В процессе игры дети должны создать два образа: «тополя» - руки поднимают вверх и «веточки» весело колышутся на ветру, и «плакучей ивы» - когда руки – веточки опускаются вниз и грустно склоняется голова ребенка. Изображать «тополь» и «плакучую иву» следует под музыку. Образ «тополя» воплощается под музыку высокозвучащую, образ «плакучей ивы» - более низкого звучания.
«Поющие берега»
Цель: Создание условий для закрепления умения различать динамические оттенки музыкальной речи : тихо; громко.
Ход игры: В игре участвует вся группа. Выбирается водящий, который стоит с закрытыми глазами. Дети встают в две шеренги друг напротив друга – это волшебная река с поющими берегами. Каждый ребенок поет свой любимый звук. Водящий с закрытыми глазами плывет по реке. Чтобы не наткнуться на берег ребенок внимательно слушает звучание берегов. Если ребенок подплывет слишком близко к берегу, поющие берега усиливают звучание. Игра продолжается, водящий меняется. Дети меняют свой любимый звук другим.
«Подумай и отгадай»
Цель: Создание условий для развития умения различать звуки про высоте.
Игровой материал: карточки с изображением животных: медведь, зайчик, лиса, мышка, птичка.
Ход игры: Раздаем детям карточки. На фортепиано играем мелодии: «Зайчик» М.Старокадамский, «Медведь» В. Ребиков, «Воробушек» М.Красев.
Дети узнают мелодии и поднимают карточку. В процессе игры развивается умение различать звуки низкого, среднего и высокого регистров.
«Музыкальные загадки»
Цель: Создание условий для развития тембрового слуха.
Игровой материал: металлофон, треугольник, бубенчики, цимбалы, ложки, румба.
Ход игры: На столе за ширмой разложить музыкальные инструменты и игрушки. Проигрываем мелодию или ритмический рисунок на каком – либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает нотку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число ноток.
«Узнай по голосу»
Ход игры: Дети все закрывают глаза. Мы подходим к любому ребенку и просим его пропеть, любое слово, заранее договорившись. Дети узнают по голосу имя сказавшего.