Работа над полифонией в ДМШ


Министерство культуры Иркутской области
МОУ ДОД «Детская школа искусств» г. Тайшета
Фортепианное отделение
Доклад:
«Работа над полифонией в ДШИ»
Выполнила: И. М. Козлова
2015г.
1 Часть (ученикам). Что такое полифония
Сущность полифонии именно в том,
что голоса здесь остаются самостоятельными
и сочетаются в единстве высшего порядка.
М Бахтин
Существует много музыкальных произведений, в которых значение имеет только один голос, одна ведущая мелодия- она главная, а роль других голосов – подчиненная. Эти голоса лишь сопровождают мелодию, аккомпонируя ей.
Но есть и такие музыкальные произведения, где все голоса, 2-5, а то и более имеют совершенно равное значение, каждый голос- главный, каждый ведет свою мелодическую линию. Самостоятельно и свободно, но в тоже время так, что образуется единство с другими голосами. Это похоже на жизнь в одной квартире нескольких человек, у каждого своя песня жизни, которую он поет с рассвета до рассвета, и в тоже время эти люди сочетаются и живут вместе и поют одновременно. В музыке такие многоголосные произведения называются полифоническими, а многоголосие – полифонией.
Полифоническая музыка классического направления создавалась и создается по строгим правилам, эти правила довольно сложны и требуют от композитора больших теоретических и искусствоведческих знаний.
В достижении высшей гармонии в полифонических произведениях с сочинениями великого И.С. Баха не может сравниться никто. Баховские прелюдии, токкаты, фуги, инвенции –незаменимый великолепный музыкальный материал для учения полифонии, для овладения навыками игры полифонии, развития полифонического слуха, понимания полифонического звучания.
Самая сложная для исполнения в полифонической музыке- ФУГА- лат. «бег» или «полет»- муз. произведение имитационного склада. В ней голоса будто дополняют друг друга, приходят к согласию лишь в конце. Фуги бывают очень сложные- «двойные» и «тройные», с двумя или тремя темами- голосами. Все же чаще всего в основе фуги лежит одна яркая и запоминающаяся тема. Как высшая форма полифонической музыки сформировалась в творчестве И.С.Баха и Г.Ф.Генделя.
Сколько бы в фуге не было голосов и тем, основным принципом ее строения является имитация. ИМИТАЦИЯ- лат. означает «подражать». В полифонии - это особый прием развития . имитация- повторение мелодии в другом голосе. Обычно фуга начинается одноголосно, затем мелодия повторяется в другом голосе, причем начинается от другого звука. Далее с той же мелодией вступает третий голос, и т.д. получается, что каждый голос как бы подражает первому- имитирует его. Этот прием лежит в основе других полифонических форм- инвенций и канона.
По строению фуга делится на три части( великая космическая закономерность в творчестве и жизни человека- триединство).
ЧАСТЬ- Экспозиция- тема проводится по всем голосам- как бы дефилирует каждый голос. При новом проведении сопутствующий голос- противосложение (он как- бы звучит дополняя. Напротив темы, давая ей передний план, «звучит напротив темы». Участки, где тема отсутствует называются- интермедия, чаще всего располагаются между проведениями темы, оживляют музыкальную ткань, делают ее непрерывной и текучей.
ЧАСТЬ – Разработка- тема развивается, проходя также попеременно по разным голосам. Это очень разнообразный раздел фуги,, свободного строения. В нем чаще появляются интермедии, используется каноен и другие приемы полифонического развития.
ЧАСТЬ – Реприза - в ней обычно утверждается главная тональность, она короче других частей. Часто происходит ускорение музыкального развития- СТРЕТТА- своеобразная имитация, в которой каждое последующее проведение темы, вступает раньше чем заканчивается в предыдущем голосе. К репризе примыкает КОДА-итог развития фуги.
Чаще всего фуга составляет небольшой цикл с предшествующей ей пьесой- фантазией, прелюдией, токкатой, вариациями, хоралом. Особенно популярны среди музыкантов и школ циклы И.С.Баха, объединенные в два тома «Хорошо темперированный клавир»
В двадцатом веке традиции письма полифонии продолжили русские композиторы- Д. Шестакович, Р. Щедрин, немецкий композитор П. Хиндемит. Фуга может являться частью крупного музыкального произведения, построения похожие на фугу могут входить в «строение» симфонии, кантаты, реквиема. Такие построения называются- ФУГАТО.
2 ЧАСТЬ (Преподавателям)
Неотъемлемым признаком полифонии является многоголосие, складывающееся из самостоятельных голосов.
Полифония многообразна- своеобразные ее формы встречаются в народной музыке, музыке разных народов, в восточной- индийской и буддийской музыке. В музыке профессиональных школ разных народов, жанров, стилей, целых культурных эпох, от многоголосной народной песни, до опер и симфоний.
Ансамбль мелодий- это и есть полифония и корни ее скорее народно- песенные. Появилась она и в быту и в религиозной культуре человека.
В полифонии различают три вида- ПОДГОЛОСОЧНАЯ- гетерофония, РАЗНОТЕМНАЯ- контрастная, и ИМИТАЦИОННАЯ,
ПОДГОЛОСОЧНАЯ- все голоса исполняют одновременно разные варианты одной и той же темы. Возникают то слияния голосов в унисон( или движение параллельным унисоном), то расхождения голосов в различные интервалы.
Чем богаче различия между вариантами мелодии, тем больше такая полифония подходит к другому виду- КОНТРАСТНОЙ- Разнотемной полифонии. Такое изложение чаще всего появляется в русской народной музыке.
Про имитационную полифонию уже говорилось в первой части.
Нужно знать, что полифоничность- это не только многоголосие в полифонии
- все виды многоголосия, в том числе и гомофонный склад, и гармонический аккордовый склад, совмещают в себе различные элементы и виды многоголосия, построены на сочетании голосов(или инструментов, или и того и другого). В этом смысле музыка вообще многопланова. Родство и взаимопроникновение всех складов постоянно прослеживается в огромном и богатом музыкальном мире.
3 часть. Работа над полифонией.
Известно, что изучение полифонических произведений представляет особую сложность для начинающего пианиста. Несмотря на то, что ни один ученик не проходит мимо творчества Иоганна Себастьяна Баха, знакомство с этим композитором не всегда приводит к пониманию и любви, поскольку именно баховский полифонический язык является наиболее трудным для исполнителей.
Лишь при постепенном творческом( где бы ребенок сам пробовал сочинить мини- полифонии) и осторожном введении ребенка в мир полифонии, возможно воспитать исполнительскую заинтересованность, творческое восприятие этого музыкального стиля. Воспитать полифонический слух, углубить музыкальное восприятие и мышление ученика.
ПОЛИФОНИЧЕСКОЕ мышление- до сих пор не до конца изученный процесс восприятия мира человеком. Однако, стоит заметить, что развитие этого мышления способствует необычайно сильному развитию личности в целом. Развивает логическое мышление, умение делать или вести несколько мылительных процеччов одновременно, восприятие мира становиться более внимательным к деталям, многоплановым, ускоряются мыслительные процессы, системы анализов информации. Человек может вести одновременно несколько мыслей либо дел. Появляется большая организация в жизни. повышается наблюдательность и дисциплина. Развивается гармонический и тембровый слух. Решаются координационные вопросы игрового аппарата. Развиваются исполнительские и технические навыки. Углубляются динамические краски воспроизведения.
Осмысление и освоение навыков голосоведения следует начинать с несложных, доступных пьес. Тогда главная задача- достижение полифоничности исполнения(т.е. согласованного движения равноправных голосов, яркое и выразительное одновременное ведение разных голосов) будет решаться логично и естественно. Это должны быть образцы наиболее легких полифонических обработок народных песен, пьески и этюды, различного рода упражнения_ которые может сочинить и сам преподаватель в ходе урока применив свой творческий подход с учетом уровня знаний ученика.
Педагогические задачи
Добиться, чтобы ученик услышал реальное сочетание двух голосов: петь один голос, играть другой
Исполнять голос на октаву выше или ниже
Менять тембр
Менять штрихи
Менять темп
Исполнять на двух инструментах
На разных инструментах
Прибегать к разным аналогиям
Каждому голосу дать свою характеристику
Каждому голосу сделать карту динамического развития
Играть каждую тему двумя руками в октаву- для усиления слуховой памяти
Уметь каждый голос играть- вести от начала до конца произведения выразительно, осмысленно, с осозна6нием его самостоятельности
Учить голоса наизусть попарно- старшие классы
Играть один голос целиком, другой только в отдельных местах
Просмотреть рисунок гармонии, вертикаль
Проигрывать попарно сохраняя мелодико- тематический характер
Исполнение вокальным ансамблем- все фуги в классе Н.Метнера пелись
Проигрывание целиком со специально насыщенным звуком в одном голосе, другие затушевывая
«Звуковая перспектива» по Флиеру и Игумнову. Как у художников- первый план, фон, линия горизонта
Для кругозора
В 14-16 веке итальянцы называли фугой простые каноны(«Средневековые формы»)
Лишь в 1650 году возникла настоящая фуга, отличающаяся от своего предшественника- РИЧЕРКАРА, организацией, эффективнее использующейся тональной системой, соотношением тонов. Ричеркар- итальянск. РАЗЫСКИВАТЬ—инструментальная пьеса с довольно свободной структурой- разрабатывал некоторое количество тем, имитировал вокальный мотет.(Мотет- вокальная преимущественно ритуальная пьеса, исполняемая на богослужении. И.С.Бах написал «Магнификат»- высший образец матета-кантаты. Мотет обычно написан для 4-5 голосов при латинском тексте. У полифонистов франко- фламандской и римских школ, именно текст определял музыкальную структуру. Каждая фраза или мысль+ свободно именно для нее сочиненная мелодия. Каждый голос запевает поочереди- излюбленный прием той эпохи- контрапунктическая имитация. Результат- серия эпизодов, кроме текста связанных одной гаммой, стилем и черепицеобразным строением. Тоже что и месса, но нет одной навязчивой темы,целостность в равноправии всех голосов.
Фуга в принципе(в отличие от ричеркара) извлекает всю сущность из одной темы. Среди ведущих музыкантов той эпохи разрабатывающих ричеркар в фугу до И.С.Баха- Габриели, Фрескобальди, Свелинк, Шейдт, Фробергер. Юг Германии(г.Пахельбель) Север Германии(г.Букстехуде). позднее фугированный стиль станет одной из основ классического письма.