Особенности развития пианистического аппарата у учащихся старших классов ДМШ и ДШИ на примере изучения произведений татарских композиторов

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПИАНИСТИЧЕСКОГО АППАРАТА НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОРТЕПИАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ТАТАРСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
Бабаджанова Г.А.,
преподаватель высшей квалификационной категории,
МБОУ ДОД «Актюбинская детская школа искусств
пгт Актюбинский РТ

Вопросы формирования и развития технических навыков игры на фортепиано актуальны со времен появления инструмента, и являются наиболее острыми в современной фортепианной педагогике. Они рассматривались в трудах А. Бузони, М. Клементи, А.Рубинштейна, И. Гофмана, А.Гольденвейзера, Г.Нейгауза, И.Игумнова, С. Фейнберга и других.
Современная методика работы над фортепианной техникой пианиста сформировалась в результате длительного исторического развития. Подходы к технике и приемы игры существенно менялись в зависимости от тех задач, которые ставились перед пианистами развивающейся, фортепианной музыкой.
Развитие исполнительского мастерства связано со спецификой художественной эпохи, статусом исполнителя, основными принципами обучения, а также доминирующей трактовкой инструмента.
Изучив историю фортепианного исполнительства – от клавесина и клавикорда до современного фортепиано – мы пришли к выводу, что главным определяющим качеством и необходимым фактором исполнительского процесса является процесс достижения единства художественного и технического.
Когда говорим о развитии технических навыков у учащихся, то имеем в виду ту сумму знаний, умений, навыков, приемов игры на фортепиано, при помощи которых учащийся добивается нужного художественного, звукового результата. Вне музыкальной задачи техника не может существовать. «Техника без музыкальной воли – это способность без цели, она никак не может служить искусству», ( писал И. Гофман.
Достижение пианистического мастерства основывается на глубоком сочетании максимальной сосредоточенности духовных, эмоциональных и физических сил, на работе сердца и ума. При всей работе над технической стороной, нельзя забывать о раскрытии художественного замысла композитора. Техническая и художественная сторона необходима в достижении единства в фортепианно-исполнительском искусстве.
В отечественной педагогике сложились традиционные жанры, которые предназначены и используются для формирования техничности пианистов: игра упражнений, гамм и арпеджио, исполнение этюдов на различные виды фортепианной техники. Все эти жанры направлены на развитие различных навыков игры, но, как правило, бывают, схематичны, конструктивны. Порою их использование ограничивается одной исполнительской задачей, связанной с развитием лишь одного вида техники, и, зачастую, такие произведения далеки от художественно-эмоционального осмысления учащимися. Эти противоречия усугубляются региональными особенностями отдельных субъектов России, в которых формированию национальной идентичности и этнической культуры подрастающего поколения придается особое значение.
Очень важно чтобы развитие пианистического аппарата у учащихся осуществлялось не только на инструктивном материале (упражнения, гаммы, арпеджио, этюды), но и на основе произведений виртуозного характера, обладающие эмоционально-художественным смыслом. В Республике Татарстан воспитание толерантных и патриотических чувств у детей является одной из важных задач национального музыкального образования.
Учащимся будет интересно и полезно знакомиться с музыкой родного края. Произведения татарских композиторов по праву занимают значительное место в педагогическом репертуаре музыкальных учебных заведений Татарстана. Основным условием успешного исполнения сочинений национального репертуара является глубокое понимание его истинного богатства, исторической значимости и жанровой самобытности.
Татарская фортепианная музыка – яркое национально-самобытное явление, впитавшее в себя традиции родного фольклора и лучшие достижения мирового музыкального искусства. Огромной популярностью у пианистов пользуются произведения Э. Бакирова, А. Монасыпова, Р. Яхина, Ф.Ахметова, Р. Белялова, Р.Еникеева, Л. Батыр – Булгари, Р. Ахияровой, М. Шамсутдинова и других. В фортепианном творчестве татарских композиторов сохраняются многовековые традиции татарской культуры и вместе с тем обновляются, впитывая импульсы современности.
Татарская фортепианная композиторская школа, стала «новым словом» в татарской национальной культуре. Творчество татарских композиторов богато и разнообразно как в жанровом, так и в стилевом отношении. Изучая наследие композиторов Татарстана, учащиеся ДМШ более полно раскроют широту его жанровых и стилевых границ.
Композиторы Татарстана с первых шагов становления татарской фортепианной культуры в своем творчестве, создавая музыку для детей, отводят большую роль воспитанию подрастающего поколения, приобщая юных музыкантов к культурному наследию своего народа. Фортепианная музыка композиторов Татарстана ( это адаптированный учебный материал для исполнителей, с помощью которого могут успешно решаться задачи развития технических навыков исполнения и одновременно, постигаться на
·ционально-стилевые и жанровые особенности татарской музыкальной культуры. Многие сочинения тесным образом связаны с национальной традиционной музыкой, они составляют основу национального репертуара, который создавался композиторами целенаправленно в течение более чем полувековой истории фортепианной музыки республики.
Как всякая национальная музыкальная культура, татарская фортепианная музыка воплотила особенности национального характера татарского народа. Следует отметить, что в пьесах татарских композиторов ладо-гармонический строй своеобразен, что исходит из традиций пентатонного мышления, свойственной народной мелодике. Излюбленными гармониями являются кварто-квинтовые созвучия (обычно в октаве). Их освоение учащимися сопряжено с развитием растяжки кисти юного пианиста и свободы пианистического аппарата.
Остроту и характерность придают секунды токкатным, скерцозным темам («Скерцо» Н. Жиганова, «Каприччио» Р. Белялова). Динамические свойства этого диссонанса широко используются в качестве выразительного средства («Токката» Р. Белялова). Интонационное строение пассажей определяется пентатонической ладовой особенностью татарской музыки («Матюшинские эскизы Н. Жиганова №1). С этим связаны нестандартные аппликатурные формулы, где преобладает позиционная аппликатура с пропуском одного из средних пальцев (1, 2, 4, 5; 1, 2, 3, 5), а также преобладание позиций с частым употреблением 1 и 5 пальцев на чёрных клавишах. Применение подобной аппликатуры приносит ощутимую пользу в развитии гибкости рук, приспособляемости их различным положениям на клавиатуре, воспитывает позиционное аппликатурное мышление («Мелодия сорная» Р. Яхина). Скерцозно-танцевальные темы фортепианных сочинений близки по жанру народным быстрым песням. Им свойственны простые чётные размеры, четкая ритмическая пульсация, упругая синкопированность, повторность мотивов, акцентирование окончания фраз, что помогает выработке ритмической устойчивости и развитию ощущения свободы пианистического аппарата исполнителя («Танец» Р. Еникеева, «Башкирский танец» А. Ключарёва). Применение в произведениях татарских композиторов кварто-квинтовой интервалики способствует развитию гибкости рук и благоприятному развитию пианистического аппарата («Матюшинские эскизы№6 Н. Жиганова).
Таким образом, стилистические особенности татарской фортепианной музыки обнаружили дополнительные задачи в технической подготовке учащегося, в частности: мелкая моторика рук, ритмическая свобода, глубокая растяжка кисти рук, позиционная аппликатура с пропуском одного из средних пальцев. Систематическая, вдумчивая работа над важными компонентами татарской фортепианной музыки приблизит пианиста к достижению желанной цели – подвластности рук художественной воле исполнителя. Татарская фортепианная музыка воплотила характерные черты национального мелоса татарского народа, и работа над ней требует особого понимания и подхода в процессе развития фортепианной техники учащихся. Систематическая, вдумчивая работа над важными её компонентами – приблизит пианиста к достижению желанной цели – подвластности рук художественной воле.
Каждая из таких пьес содержит пианистическую трудность на определённый вид техники. Подбор произведений татарских композиторов и распределение их по методической направленности в обучении учащихся старших классов, является весьма полезным.
Изучая, произведения татарских композиторов с учащимися следует отметить, особенности татарской фортепианной музыки осознавались учащимся достаточно легко, т.к. целостная работа над произведением охватывала не только технические задачи, но и эмоциональное познание музыки, погружение в художественный образ и объяснение специфики национальной мелодики.
Исполнение произведений татарских композиторов, является необходимым этапом в процессе развития пианистического аппарата у исполнителей.
Значимость национального аспекта проблемы формирования фортепианной техники у учащихся старших классов ДМШ является определяющим фактором в развитии пианистического аппарата. В Республике Татарстан воспитание толерантных и патриотических чувств у детей ( одна из важных задач национального музыкального образования.
Национальная музыка является многоцветной мозаикой современного звучащего мира, помогает воспитанию молодежи в духе толерантности, уважения к музыкальному наследию разных народов.





Список используемой литературы
1) Бузони Ф. Путь к фортепианному мастерству. М.: Музыка, 1973. – 156 с.
2) Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.,1961. – 224 с.
3) Дулат-Алеев В.Р. Татарская музыкальная литература. – Казань, 2007.
4) Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники. М.: Музыка, 1969. – 108 с.
5) Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. М.: Классика – XXI, 2003 – 143с.
6) Раимова С. И. История татарской музыки. Казань, 1986. – 79 с.
7) Спиридонова В.М. Татарская фортепианная музыка в процессе обучения и воспитания пианиста. Казань, 1993. – 14 с.



15