Воспитание навыков практического музицирования на занятиях по предмету фортепиано


Воспитание навыков практического музицированияна занятиях по предмету фортепиано
Терехова Галина Сергеевна,
преподаватель фортепиано,
концертмейстер МОУ ДО
«Детская музыкально-хоровая школа»,
г. Петрозаводск
Я работаю в Детской музыкально-хоровой школе концертмейстером хоровых коллективов и преподавателем по классу фортепиано более тридцати лет. В последнее время моя концертмейстерская деятельность была связана с хором отделения общеразвивающих программ, и с хором 1 классов Муниципальной хоровой капеллы мальчиков и юношей «Виват».
Известный преподаватель, профессор Е.И. Кубанцева пишет: «Слово "аккомпанемент" уже к середине ХХ века приобрело чёткую формулировку, означая музыкальное сопровождение, дополняющее главную мелодию, служащее гармонической и ритмической опорой солисту и углубляющее художественное содержание произведения». По словам известного педагога, концертмейстера Е.М. Шендеровича, «деятельность аккомпаниатора подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как понятие "концертмейстер" включает в себя нечто большее: разучивание с певцом (или хором) его партии, знание вокальных трудностей и причин их возникновения, умение не только контролировать певца или хор, но и подсказывать правильный путь в исправлении тех или иных недостатков».
Необходимыми навыками в работе концертмейстера являются:
Умение читать с листа фортепианную партию, а порой и хоровую партитуру, 
Владение навыками игры в ансамбле,
Умение транспонировать нотный текст средней трудности,
Знание основ дирижёрских  жестов,
Умение подобрать сопровождение к мелодии, а также проигрыши и вступления при отсутствии выписанного аккомпанемента.
Е.М. Шендерович, основываясь на своем многолетнем опыте, пишет: «Пианист, владеющий навыком чтения с листа,  будет предвидеть исполнительские намерения партнёра и станет соответственно строить свой аккомпанемент. В дальнейшем он научиться вычленять наиболее важные компоненты текста, а в некоторых местах импровизационно изменять фактуру фортепианной партии… Основное условие чтения с листа – ни в коем случае нельзя останавливаться. Рекомендации - 1.Играть в 4 руки. 2. Аккомпанировать солисту». То и другое нужно делать систематически. «Нужно много играть с листа, причём как можно быстрее, хотя бы на первых порах и вкрадывались кое-какие мелкие неточности. При быстром чтении вы разовьёте способность глаза, как говориться «схватывать», а это в свою очередь облегчит вам чтение деталей» - с этим известным высказыванием И. Гофмана трудно не согласиться.
Профессия концертмейстера немыслима без владения навыками транспонирования. Вот что пишут признанные педагоги об этой проблеме: «Транспонирование тренирует память, учит запоминать текст не бессознательно и чисто механически, а грамотно, хорошо осознавая его структуру и составляющие части». Шендерович Е.М. считает самым верным метод интервального перемещения: «Каждый пианист привыкает в течение своей исполнительской практики переводить зрительные впечатления в мышечные. Предположим, видя в нотной записи октаву, он ставит руку в положение, когда 1 и 5 пальцы безошибочно возьмут клавиши звуков интервала на рояле. Столь же естественно берётся терция и трезвучие и т.п. Форма руки, её «позиция» сохраняются. Вот это обстоятельство и является, на мой взгляд, первым и главным ключом к овладению транспонированием. Сдвигая всю фактуру аккомпанемента, пианист должен ясно представлять себе развитие мелодического голоса, то есть строчку солиста. Она является путеводной нитью для аккомпаниатора. Пианист может не стремиться сыграть всю фактуру, а отбирает лишь её главные компоненты. Главное – обязательное сохранение линии баса».
Концертмейстер в работе с хором должен знать и понимать основы дирижёрского жеста: сетку размеров (в том числе и сложных), ауфтакта, точку, снятие звука, жесты, изображающие штрихи и оттенки. Концертмейстер должен понимать исполнительский план дирижера его смысловые устремления и его концепцию исполняемого произведения, воплощение которых должно происходить в ансамбле дирижера и концертмейстера.
Репертуар хора первых классов Муниципальной хоровой капеллы мальчиков и юношей" Виват" весьма разнообразен – это и произведения классического направления, русских композиторов и сочинения современных авторов. А в репертуаре хора отделения общеразвивающих программ всегда находилось место бардовской песне, т.к. у хора тесная творческая связь с бардовским клубом "Апрель". Это и совместные концерты, и летний специализированный хоровой лагерь «Творческая инициатива». В работе с хором отделения развивающих программ я столкнулась с таким видом деятельности как подбор аккомпанемента по буквенным обозначениям, когда написана только мелодия и отсутствует аккомпанемент. Во время подготовки к концерту, разучивая бардовские песни, мне приходилось самой подбирать аккомпанемент к мелодии. В таких случаях от меня как от концертмейстера требовалось не просто подобрать аккорды, а использовать различные фигурации: арпеджио, фактура «бас – аккорд» и т. д. Наряду с различными вариациями в партии левой руки, в партии правой руки я не дублирую мелодию, а сочиняю свою: второй голос, задержанные звуки с подголосками. А это уже своего рода аранжировка. Аккомпанемент, который выражается цифрованным басом, перекладывается и приобретает вид полноценного фортепианного аккомпанемента.
Перечисленные навыки музицирования, которыми должен владеть концертмейстер (чтение с листа, транспонирование, подбор аккомпанемента по буквенным обозначениям) я старалась применить и в работе с учащимися в классе фортепиано. Вместе с другими преподавателями школы, осознавая, что эти виды деятельности необходимы в воспитании музыкантов, мы разработали программу «Музицирование» для учащихся программы «Хоровое пение». Цель программы – привить учащимся первоначальные навыки музицирования – чтение с листа, транспонирование, подбор аккомпанемента. Программа "Музицирование" была внедрена в учебный процесс в 2009 году. В требованиях к учащимся 1- 4 классов большое внимание уделяется чтению с листа, транспонированию, ритмическим упражнениям, знанию музыкальной терминологии, в том числе буквенным обозначениям.
Многолетний опыт концертмейстера помогал мне в разработке этой программы. 
Подготовка к подбору аккомпанемента начинается с игры квинт, а затем мажорных и минорных трезвучий сначала от белых, затем от чёрных клавиш, а также с игры басового каданса левой рукой. Работа с этими элементами является подготовкой к подбору аккомпанемента к простейшим мелодиям и детским песенкам. К четвертому классу учащиеся должны уметь подобрать простейший аккомпанемент к мелодии, используя обороты T-D-T, T-S-T, и полный оборот T-S-T-D-T
Важнейшая составляющая музицирования – умение транспонировать. В нашей программе есть задания на транспонирование мелодии в тональности первой степени родства. «С первых же уроков необходимо транспонировать различные детские песенки. Самым ярким показателем того, что ребёнок понял строение мелодии и запомнил её, будет его умение транспонировать в любую нетрудную тональность».
Разрабатывая программу, мы понимали, что без помощи преподавателей смежных дисциплин (сольфеджио, хор) реализация программы будет идти гораздо медленнее. Это мнение подтверждает и Ф.Д. Брянская в своей статье: «Формируя и развивая у начинающего пианиста такой сложный, «многоэлементный» навык, как игра с листа, учитель не может не соприкасаться с целым рядом проблем, на первый взгляд не имеющих непосредственного отношения к занятиям по специальности и входящих в компетенцию учителя по сольфеджио и музыкальной грамоте. Это – развитие слуха и слуховых представлений, воспитание чувства ритма, музыкальной памяти, активного внимания и т.п.». Поэтому к процессу работы над содержанием программы были привлечены преподаватели по данным дисциплинам. В наибольшей степени их помощь в осуществлении программы заключается в постоянном соотнесении учебно-тематического планирования с этапами работы программы и дублировании информации, а также некоторых видов заданий.
Результативность программы налицо: учащиеся стали увереннее читать с листа, лучше координировать, стараются подбирать аккомпанемент в меру своих способностей, а некоторые проявляют музыкальную фантазию на начальных стадиях аранжировки. Таким образом, программа "Музицирование" помогает подготовить не только будущих исполнителей-профессионалов, но и музыкантов-любителей, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, подобрать мелодию и аккомпанемент к ней, прочитать с листа, играть в ансамбле и аккомпанировать.
Список литературы:
Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе. М.: Музыка, 1996.
Кубанцева Е. И. Концертмейстерский класс. Учебное пособие. – М.: Академия, 2002.
Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста - Сост. Ф. Д. Брянская. – Москва, 1987. 67 с.
Жакович В. Весёлые уроки музыки / Валентина Жакович - Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 154 с.