Открытый урок по специальности фортепиано Тема: «Развитие тембрового слуха учащихся в процессе работы над произведениями крупной формы».


Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа» г. Минусинск
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по специальности фортепиано
Тема: «Развитие тембрового слуха учащихся в процессе работы над произведениями крупной формы».
преподаватель
Колесникова И.С.
Минусинск 2013
Открытый урок по специальности фортепиано
Детская музыкальная школа г.Минусинск
Дата проведения 26.04.13г.
Преподаватель Колесникова Ирина Сергеевна
Учащаяся 3 класса музыкального отделения К******а Нелли
Образовательная область инструментальное исполнительство
(фортепиано)
Продолжительность урока 45 минут
Тема урока «Развитие тембрового слуха учащихся в процессе работы над произведениями крупной формы ».
Тип урока проблемный
Цели урока
Образовательная: определение индивидуальных возможностей в развитии тембрового слуха учащихся в процессе работы над произведениями крупной формы
Воспитательная:воспитание у исполнителя качеств, необходимых для успешного применения тембрового слуха и тембровых представлений в ходе работы над музыкальным произведением и в процессе его исполнения
Развивающая: развитиеисполнительского внимания, музыкального слуха, творческого воображения, интеллектуального уровня, образно-художественного мышления, эмоциональной отзывчивости на музыку исходя из художественного содержания и формы произведения.
Практическая:использование тембровых представлений учащимися в процессе исполнения музыкального произведения
Задачи урока:
Определить сущность понятия «тембровый слух».
Дать определение понятия «Крупная форма». Рассмотреть строение сонатной формы.
Уточнить степень знакомства ученика с событиями из жизни и творчества композитора, рассматриваемого произведения.
Определить возможности развития тембрового слуха учащегося через его внутренний музыкальный слух и тембровые представления.
В ходе открытого урока используется произведение А. Лавиньяка «Сонатина»G-durIчасть, а также иллюстративный музыкальный материал – аудиодемонстрация оркестрового переложения произведения в среде нотного редактора –FINALE.
Используемая литература: Т.Л.Беркман«Индивидуальное обучение музыке», Музыкальный энциклопедический словарь.
ПЛАН УРОКА
Методическое сообщение
Знакомство с произведением. А. Лавиньяк «Сонатина» G-durIчасть.
а) сведения о композиторе
б) краткий анализ произведения
3. Работа над произведением. Экспозиция.
а) выстраивание сюжетной линии
б) работа над главной партией
в) работа над побочной партией
4.Разработка.
а) работа над соотношением мелодии и аккомпанемента. Ладовая и тембровая окраска звука.
б) динамическая и смысловая кульминация.
5. Реприза. Образно-художественное исполнение всего произведения с использованием тембровых представлений.
ХАРАКТЕРИСТИКА
на ученицу 3 класса музыкального отделения
специальности фортепиано ДМШ
К******у Нелли
Ученица поступила в музыкальную школу, имея хорошие музыкальные данные, достаточно удобный мягкий игровой аппарат. К занятиям относится серьёзно, в целом добросовестно выполняет домашние задания. Занимается с интересом, на уроках внимательна, живо реагирует на замечания и рекомендации педагога. Довольно быстро разбирает новый материал, выучивает наизусть нотный текст. Является лауреатом зональных конкурсов.
Методическое сообщение
Музыкальный слух – сложное понятие, включающее в себя ряд компонентов, важнейшие из которых: мелодический, гармонический, тембровый, внутренний, полифонический, интонационный слух. Каждый из них имеет большое значение в процессе обучения игре на фортепиано.
Мелодический слух – это умение воспринимать, запоминать и по слуху воспроизводить мелодию. Гармоническим слухом называют музыкальный слух в его проявлении по отношению к созвучиям-комплексам звуков различной высоты в их одновременном сочетании. Гармонический слух требует накопления некоторого музыкального опыта и специального воспитания.
Тембровый слух – это умение представлять звучности других инструментов или оркестра и передавать их на фортепиано. Для развития тембрового слуха полезно слушать оркестр и играть в ансамбле. Существенно важным является умелое применение педагогом красочных сравнений и тренировка навыка ученика,при исполнениина фортепиано, многое слышать как бы в оркестровом звучании. Известно из педагогической практики, что это «как бы» постепенно преображает исполнение учащихся и делает его неизмеримо более ярким.Под внутренним слухом мы понимаем способность представлять себе ритмическую и звуковысотную ткань музыкального произведения без внешнего его звучания. Мы можем представить себе звуковую ткань какого-либо ранее услышанного музыкального произведения (в этом случае внутренний слух базируется на памяти) точно так же, как можем внутренне услышать музыкальное произведение, читая его нотную запись(в этом случае зрительный фактор вызывает слуховые представления).
Музыкально-слуховые представления – понятие достаточно широкое. К ним можно отнести представления звуковых образов в их комплексах и сочетаниях, объединяющих в себе звуковысотные, ритмические и тембровые представления. Если музыкально-слуховые представления предваряют и формируют звучание, то полученное вслед за этим правильное звучание совершенствует слуховые представления, развивает тембровый слух учащихся. Очень важно использование внутреннего тембрового слуха, его развития в работе над произведениями крупной формы, особенно написанными в сонатной форме, т.к. основополагающим принципом в развитии таких произведений является принцип контраста (звукового, динамического, тембрового).
ХОД УРОКА
Знакомство с произведением. Сведения о композиторе.
Совместно с ученицей коротко рассказываем о жизни и творчестве А. Лавиньяка.
Альбер Лавиньяк, французский музыковед, педагог, композитор появился на свет 21 января 1846 года в Париже, скончался в мае 1916 года. Учился в Парижской консерватории у пианиста и композитора Антуана Франсуа Мармонтеля, органиста и композитора Франсуа Бенуа и оперного композитора Амбруаза Тома, возглавлявшего консерваторию более четверти века. В 1871 году Лавиньяк стал репетитором в Парижской консерватории, в 1875 – профессором по сольфеджио, и с 1891 года преподавал гармонию. Среди учеников Альбера Лавиньяка известные европейские композиторы и исполнители, в их числе Клод Дебюсси.
Основная работа Альбера Лавиньяка «Музыка и музыканты», опубликованная в 1895 году, представляла собой развёрнутый обзор музыкальной грамматики, её правил и музыкального материала и перепечатывалась много раздаже после его смерти. Кроме этого, перу Лавиньяка принадлежат несколько популярных музыкальных учебников, в том числе «Школа педали», «Курс музыкального диктанта», «Музыкальное обучение». Обладая совершенно фантастическим уровнем музыкальной эрудиции, А. Лавиньяк внёс свой вклад в создание «Энциклопедии музыки», многотомного издания, которое выпускалось на протяжении почти двух десятилетий. Его таланту принадлежит ряд замечательных музыкальных произведений.
Краткий анализ произведения.
Соната (от итальянского слова sonare–звучать) один из основных жанров инструментальной музыки. Термин появился в 17 веке и , в противовес кантате ( от итальянского cantare–петь) обозначал любую инструментальную музыку.
Сонатина(уменьшительное от sonata, маленькая соната) жанр инструментальной, главным образом, фортепианной музыки. Возникла во 2й половине 18 века. Имела преимущественно учебно-инструктивное назначение, что объясняет небольшие масштабы, облегчённость фактуры, относительную простоту тематического материала и его незначительное развитие.
Сонатная форма - музыкальная форма, основанная на экспозиционном противопоставлении и репризном объединении музыкального материала по какому-либо признаку (как правило, тональному и тематическому). Классической сонатной форме предшествовала старинная сонатная форма, состоящая из 2х разделов. Первый – модулирующая из основной в доминантовую тональность экспозиция с малоконтрастными темами и слитной побочно заключительной партией. Второй раздел – разработочно-репризный: начинается с развития, подобного разработке (главная партия в тональности окончания экспозиции) и завершается репризой – транспонированной в основную тональность побочной партией.
Совместно с ученицей определяем границы разделов, партий, их отличительные черты, тональный план и фактуру произведения.
Работа над произведением. Экспозиция.
Для начала определим с ученицей характер, в котором написана главная партия. Попытаемся мысленно представить общее звучание. Исходя из этого, пробуем наметить сюжетную линию произведения. Место действия – королевский дворец, действующие лица – принц и принцесса.Прошу сыграть первую фразу главной партии. Описываем характер данной темы и пытаемся предположить, какой группе инструментов симфонического оркестра можно было бы доверить исполнить эту партию. Объясняем, на чём основан именно такой выбор инструментов. Для более реалистичного представления звучания оркестра предлагаю прослушать фрагмент оркестровки для выбранных инструментов в нотном редакторе. Чтобы убедиться в правильности выбора предлагаю прослушать этот же фрагмент в исполнении другой группы инструментов. Далее наша задача определить о чём мы будем «рассказывать» в этой теме, какой смысл хотим донести до слушателя. Нам представляется роскошный зал, ярко освещённый большим количеством свечей в изящных подсвечниках. Музыканты в белых париках и бархатных камзолах. Торжественное, яркое открытие бала в королевском дворце. Мысленно представляем себе эту картину и звучание камерного оркестра придворных музыкантов. Прошу ученицу сыграть первую фразу главной партии, передавая представленную тембровую окраску звука. Затем работаем над партиями левой и правой руки отдельно, стараясь приблизить звучание к выбранным инструментам струнно-смычковой группы симфонического оркестра. Исполняя двумя руками, выстраиваем хорошее соотношение мелодии и аккомпанемента.
Вторая фраза главной партии имеет противоположный характер. Она звучит более мягко, напевно. Определяем, чем вызвана такая смена характера. Она продиктована сюжетом произведения. Представляем себе одиноко стоящую на крыльце дворца, прекрасную принцессу. Она ждёт своего принца и немного грустит, потому что его всё нет. Пытаемся мысленно представить звучание нашего придворного оркестра и определить, какие инструменты будут исполнять эту тему.Слушаем оркестровку для нужных нам инструментов. Описываем, какие тембровые краски присущи этим инструментам. Прошу ученицу исполнить данную тему, используя соответствующие тембровые представления. Затем пробуем сыграть главную партию с самого начала. Задача –чётко, выпукло передать два абсолютно разных, контрастных образа, представить внутренним слухом и передать звучание двух разных по тембровой окраске групп инструментов.
Далее торжественное звучание оркестра вновь возвращает нас во дворец, где начинается пышный бал. Затем опять звучит тема принцессы. Т.к. существенных изменений в этих темах не происходит, предлагаю перейти к побочной партии. Появление побочной партии здесь происходит не совсем традиционно, без характерного контраста, принятого в классических сонатах. В данном случае она появляется плавно, не изменяя характера темы принцессы, а наоборот продолжая и развивая её. Вполне логично мы связываем это с содержанием произведения. Немного погрустив светлой грустью, принцесса запела очень ласковую, красивую песню, полную любви и нежности к своему принцу. Отмечаем, что побочная партия проходит здесь в тональности доминанты, что соответствует классическим традициям строения сонатной формы. Пытаемся определить инструменты, подходящие по тембру к данному характеру, представляем звучание мысленно внутренним слухом, слушаем оркестровку. Прошу ученицу передать этот образ на инструменте с учётом своих тембровых представлений.Необходимо отработать отдельно низходящий пассаж шестнадцатых, добиваясь артикуляционной ровности и певучести звука.
Разработка.
Главным признаком появления разработочного раздела в данной сонатине является смена тональности. Прошу ученицу сыграть начало разработки. Определяем на материале какой партии построен данный раздел, что происходит с характером произведения в связи со сменой ладовой окраски, какую мысль хотел выразить композитор через эти средства музыкальной выразительности. Нам представляются душевные волнения и переживания принцессы, которая ждёт своего принца. Мысленно пробуем представить звучание оркестра, подбираем инструменты, которые могли бы наиболее точно передать этот образ, представляем их тембровую окраску, слушаем оркестровку. Прошу ученицу исполнить разработочный раздел в соответствии с представленным образом. Далее отрабатываем отдельно партии мелодии и аккомпанемента. Повторяющиеся нисходящие мелодические терции в левой руке создают ощущение тревоги и требуют от исполнителя большой активности кончиков пальцев при нюансе pp. В то же время в правой руке очень выразительная напевная мелодия, построенная на материале побочной партии. Следует обратить внимание ученика на мягкое, без толчка взятие восьмых нот после более крупных длительностей. Кроме того в данном разделе происходит смысловая и динамическая кульминация, которая приводит к третьему заключительному разделу – репризе. Отрабатываем отдельно правой рукой стремительный восходящий пассаж шестнадцатыми, представляя его виртуозное исполнение группой струнных инструментов и связывая его с содержанием произведения. Тревоги и волнения принцессы были недолгими. Принц вихрем пронёсся через огромные ворота замка на своём белом коне, и вновь мы слышим праздничные звуки оркестра, которые кажутся ещё ярче и торжественнее от того, что, наконец, произошла столь долгожданная встреча принца и принцессы. Здесь начинается третий раздел.
Реприза.
Главная партия в репризе звучит без изменений в основной тональности. Здесь наши герои уже вместе, и принцесса рассказывает принцу о том, как она скучала, ожидая его в одиночестве на крыльце замка. Вновь звучит нежная песня принцессы - побочная партия, которая проходит и утверждается уже в основной тональности, как символ надёжности и благополучия. Исполняем побочную партию, используя необходимую окраску звука и сохраняя соотношение между голосами. Завершается произведение торжественными приподнятыми оркестровыми аккордами и кадансовыми оборотами в основной тональности.
Чтобы подвести итог всей проделанной работе, предлагаю прослушать всё произведение целиком в оркестровом варианте, для создания ощущения целостности и объёма формы, мысленно представляя при этом все события, происходящие в выстроенном нами сюжете. Затем прошу ученицу самостоятельно исполнить сонатину, используя внутренние тембровые представления и передавая необходимые тембровые краски.