Открытый урок по вокалу на тему Развитие гармонического слуха

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВОКАЛУ
Для детей 9-16лет второго года обучения
Педагог: Журавлёва Татьяна Александровна

Тип занятия: Комбинированное
Тема занятия: «Развитие гармонического слуха».
Направленность – художественно-эстетическая.
Форма занятия: Групповая


Цели и задачи:
развивать вокально-хоровые умения и навыки;
развивать навыки сольного пения, пения в ансамбле;
накапливать слуховые впечатления;
развивать звуковысотный, ритмический и гармонический слух;
развивать координацию голоса со слухом; повторить и закрепить пройденный материал;
развивать умение применять полученные знания в практической деятельности.
пробудить интерес учащихся к изучаемой теме через творческую деятельность учащихся;
воспитывать и прививать эстетический вкус у учащихся.

Оборудование: синтезатор, аудиотехника, микрофоны.

Тип урока:
- изучение нового материала.

Вид урока:
- традиционный.

Методы:
- эмоциональной драматургии, поисковый, стимулирующий, нравственно-эстетического познания музыки.


Общеметодические методы обучения:
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- закрепление.




План занятия:

Организационный момент.
Закрепление пройденного материала .
Изучение новой темы.
Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике.

Ход занятия:

Организационный момент.
Упражнения на дыхание и на артикуляцию.
Распевание.
     Использование упражнений: интонационно-фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков (автор фонопедического метода развития голосового аппарата В.В. Емельянов);
упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных       навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию.

Закрепление пройденного материала по теме «Музыкальные ступеньки» (Высота звука).
Одноголосное и двухголосное пение по музыкальной лесенке из пяти и семи ступенек.

Изучение темы «Развитие гармонического слуха ».
Работа над русской народной песней «Ой, Кудряш!»
Работа над сложными местами:
Трёхголосие , пение в унисон, во второй части ускорение темпа.
Задача работы – добиваться хорошей кантилены (работая над плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания), ровности и мягкостью звучания на всем диапазоне в первой половине произведения. Свободной артикуляции, грамотной фразировки, отрабатывая различные вокальные навыки, обратить особое внимание на интонацию в многоголосье, на активность всего артикуляционного аппарата учеников во второй, быстрой части . Для этого используется артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова (Приложение №2). Хорошая артикуляция приблизит звук, сделает его более ярким, красивым, высоко позиционным, улучшит   дикцию и интонацию.
Используя образное мышление, воображение учеников, необходимо создать такую ситуацию, которая приведет их к яркому выразительному исполнению, грамотному построению драматургии произведения и в то же время будет работать над исправлением его вокально-технических недостатков. В результате восприятия и анализа музыки и текста необходимо дать учащимся возможность прочувствовать художественный образ, пережить его. Поисковые ситуации и наводящие вопросы помогут поющему найти соответствующие приемы вокального исполнения, проявить инициативу в их поиске, благодаря чему развивается мышление, самостоятельность и творчество обучающихся пению.

Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике.


На прощанье трио исполнит р.н.п. в эстрадной обработке «Порушка» на три голоса.



Приложение №1.
Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.
Покусайте кончик языка, повторите эту операцию 4-8 раз, пока не почувствуете, что активизировалась работа слюнных желез.
"Шинковать" язык, т.е. покусывая язык, постепенно его высовывать так, чтобы вы стали покусывать середину языка. Повторите  4-8 раз.
Пощелкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта.   «Попротыкайте» языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки. Упражнение называется "иголочка". Повторите несколько раз.
Проведите языком между деснами и губами. Упражнение называется "щеточка", как бы чистим языком зубы.
Выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение, поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти положения: обиженное лицо - обрадованное лицо.
После этого поставьте пальцы на нижнечелюстные суставы или челюстно-височные суставы, помассируйте также энергично, чтобы почувствовать под пальцами костные ткани и после этого переходите к движению челюсти "вперед-вниз", т.е. круговое движение. Сначала к горизонтальной плоскости - вперед, дальше - вертикальной - вниз.
Наконец, откройте рот одновременно круговым движением челюсти "вперед-вниз" с открыванием верхних зубов, т.е. с активной верхней губой, и с оттопыриванием нижней губы так, чтобы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба. Повторите несколько раз. Рот должен быть открыт полностью, т.е. челюсть отведена "вперед-вниз" на максимум и при этом углы рта, так называемая губная комиссура, должна быть ненапряженной. Рот должен иметь вид прямоугольника, поставленного на более короткую сторону. Прямоугольника, а не овала или круга. Эту артикуляционную позицию назовем условно "Злая кошка" ("ЗК").
ЛИТЕРАТУРА
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб.: Лань, 2010 – 192с.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
                                

15