Педагогические технологии развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 379 комбинированного вида
с воспитанием и обучением на татарском языке»
Приволжского района г. Казани
Педагогические технологии развития связной речи как условие развития
речевых способностей дошкольников.
Выполнила: учитель-логопед
Валеева В.Г.
Казань 2017 г.
Содержание
I. Развитие связной речи является важной частью в обучении детей дошкольного возраста.
I. Использование Лего – технологии в работе с дошкольниками в развитии связной речи.
II. Синквейн- новая технология развития речи дошкольников.
III. Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи средствами технологии ТРИЗ – РТВ.
1.Развитие связной речи является важной частью в обучении детей дошкольного возраста.
Развитие связной речи всегда было и остается актуальной, так как является первейшим и наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьников.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условие решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение связной речи, тем свободнее ребенок будет ею пользоваться в дальнейшем.
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специфическое речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений.
Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.
У многих дошкольников отмечается ограниченность речевых средств, которая ярко проявляется при выполнении заданий, связанных с словоизменением и словоизменением. В речи детей присутствуют элементы ситуативности, затруднения в использовании вариантов сложных предложений, что связано с недостаточностью в их лексическом запасе прилагательных, числительных, наречий, причастий и деепричастий. Большие трудности дети испытывают при подборе синонимов и антонимов. В связной речи выявляются затруднения в передаче логической последовательности. Уровень самостоятельности при свободных высказываниях недостаточен. Дети испытывают трудности при ведении диалога, при составлении рассказов по картине и в спонтанных высказываниях.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Основная задача нашей работы – речевое развитие по ФГОС. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребенка. Полноценная реализация данной цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения малыша с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу представителями общества.
2.
I. Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одним из таких технологий является – ЛЕГО.
Использование ЛЕГО-технологии в работе с дошкольниками в развитии связной речи.
Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребенку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.
Наборы «ЛЕГО» зарекомендовали себя во всем мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетичности, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Игра – важнейший спутник детства. «ЛЕГО» позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
Применение ЛЕГО на занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:
Развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;
Формированию грамматической составляющей речи (обрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование сложных слов);
Формированию и развитию правильного длительного выдоха. Причем чем причудливее декорации для данного этапа работы, построенные самим ребенком, тем живее проходит эта работа.
Постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);
Формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь;
Овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
Формированию пространственной ориентации и схемы собственного тела – это классическая профилактика нарушений письма;
Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, мышления, внимания);
Тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (ЛЕГО оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи).
Конструкторы ЛЕГО используются нами в играх разнообразной направленности:
- диагностика (свободная конструктивно-игровая деятельность позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом и детьми, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка, установить уровень коммуникативности);
- дидактические игры (на основе описанных в общей и специальной педагогике дидактических игр педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции);
- В ходе театрализованной игры у ребенка появляется возможность создать собственного героя и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет. Игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребенку легче раскрыть свои индивидуальные особенности.
ЛЕГО – игры помогают развивать интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей; умение находить ошибки и недостатки; а также способность предвидеть результаты своих действий.
Огромную роль в коррекционной работе с детьми с ОНР играет сенсорное развитие.
Главное значение сенсорного воспитания по Марии Монтессори состоит в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия. Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО – элементов позволяет усилить коррекционно-обучающий эффект при проведении занятий по обобщению сенсорного опыта. Дают возможность различать и классифицировать предметы по форме, размеру и окраске.
При работе с ЛЕГО хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоем домике окошек? сколько ягодок на кустике?).
При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т.д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.
Перед учителем-логопедом в работе с детьми с ОНР стоит важнейшая задача по построению системы коррекционной работы таким образом, чтобы ее осуществление гарантировало успешное овладение каждым ребенком звуко-слоговым анализом и синтезом.
Чтобы выкладывание схем не превратилось в однотипное, занудное занятие можно использовать различные формы работы. Предложить детям выложить схемы из специальных фишек на ЛЕГО - коврике, построить из различных деталей, посадить звуки в вагончики, поселить в домики и др. Таким образом, на занятии используется одновременно несколько анализаторов – зрительный, речедвигательный, слуховой и тактильный.
Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ, лучше различает сходные буквы, что помогает освоить азы грамоты и выполняет роль наглядной опоры. Причем в данном случае наглядность представлена объёмными предметами и воспринимается со всех сторон. Н а основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаще всеми десятью. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы, а это, способствует развитию речи.
Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО – конструктора, имеющий широкий ассортимент наборов, дает возможность детям запомнить новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.
Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный.
Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и обработке падежных окончаний (котёнок без чего? – без хвоста). Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов. (игра «Волшебный зоопарк» где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).
Использование ЛЕГО – технологий в работе дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картине, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведется в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.
Поскольку коррекционная работа проводится не только над «внешним», речевым, дефектом ребенка, но и над его коммуникативными навыками, а также над изменением личностных особенностей, одним из самых эффективных методов восстановления коммуникации в процессе диалога является логопсихокоррекционная ЛЕГО – игра (игры-драмматизации, сюжетно-ролевые игры).
Дети часто сами создают декорации, на занятиях по конструированию, в свободное время, иногда дома с родителями. Надо отметить, что логопед участвуя в создании конструкций, запоминает с детьми, имеющими наиболее сложные речевые дефекты, при которых необходимо проговаривание собственных действий или использование отражённой речи.
Полагаю, что работа по развитию речи с применением ЛЕГО – технологий делает коррекционный процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.
Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательно-речевой деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка.

II. СИНКВЕЙН – НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Слово синквейн (англ. Cinquain ) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.
Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии, в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием популярной в то время японской поэзии.
Дидактическое правило составления синквейна разработали уже намного позже. В педагогических и образовательных целях, как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России.
Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. В дидактическом синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. К основным правилам составления синквейна относятся следующие:
Правила составления дидактического синквейна:
1 строчка – одно ключевое слово – название стихотворения, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т.д.);2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка - три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.
Четкое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать , можно выделить символами.
__
~~~ ~~~
___ ___ ___
___ ___ ___
__ __ __
__ ~~~
I_____________.
__
Предмет (тема) – одно слово – сущ-е.
Два прилагательных по теме.
Три глагола по теме.
Предложение по теме.
Ассоциация по теме: одно слово-предмет.
Условные обозначения:
Слова-предметы (существительные) ___
Слова-признаки (прилагательные) ~~~
Слова-действия (глаголы) ___
___
Например,
Кто? Собака
Какая? Мохнатая, большая
Что делает? Спит, играет, лает
Предложение. Мне нравится играть с собакой
Ассоциация. Друг
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.
Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предметы», и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
Далее, когда ребенок поймет правила игры, можно переходить на более сложную информацию, которая требует не только знаний, но и умение делать выводы, искать взаимосвязи, описывать явления природы, составлять синквейны о профессиях и качествах людей. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически, а так же с помощью картинок-ассоциаций или предметов. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.
Дети в игровой форме с удовольствием учатся составлять дидактические синквейны. При творческом, не директивном использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. Этот метод не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию познавательно-речевых способностей у детей. Конечно же, умение сочинить дидактический синквейн требует от ребенка определенной подготовки, а от педагога тщательно продуманной, планомерной работы. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать свое мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Это означает, что автор синквейна должен обладать знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определенным правилам.
Метод синквейна включается в работу с детьми не нарушая структуры непосредственно-образовательной деятельности, может легко интегрироваться с образовательными областями программы, а простота построения синквейа позволяет быстро получить результат. Дидактический синквейн в работе с дошкольниками можно использовать, начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребенка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.
Лексические темы, которые усваивают дети, как раз и служат темами синквейнов. Они могут посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам. Например:
Для закрепления изученной лексической темы.
Береза.
Тонкая, белоствольная.
Растет, зеленеет, радует.
Береза – символ России.
Дерево.
Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
1.Звуки речи.
2. Гласные, согласные.
3. Слышим, произносим, выделяем.
4. Звуки складываются в слоги.
5. Речь.
Во время непосредственно-образовательной деятельности по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.
Заяц.
Белый, пушистый.
Прячется, боится, прыгает.
Заяц меняет шубу зимой.
Дикое животное.
Синквейн несет определенную эмоциональную окраску автора, можно сравнить:
Осень Осень
Солнечная, теплая Серая, холодная
Дарит, светится, радует. Дождит, шумит, прячет.
В парке осыпаются листья. Люди смотрят в окна.
Золото! Грусть.
Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и ро-
дителей : нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребенка (интеллектуальные, творческие, образные). Родители могут сделать ребенком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни...
Таким образом, Синквейн для дошкольников – это:
Средство творческого самовыражения;
Игровой способ обогащения словарного запаса;
Подготовка к краткому пересказу;
Владение понятием: слово-предмет (живой-неживой), слово-действие, слово-признак;
Умение выделять главную мысль, формировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении;
Увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.
III. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ Т Р И З – Р Т В.
ТРИЗ- педагогика, как научное и педагогическое направление сформировалось в нашей стране в конце 80 – годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (т.е. российской, а еще точнее советской) школы Г.А. Альтуллера.
ТРИЗ – педагогика ставит целью формирование сильного мышление и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Её отличие от известных средств проблемного обучения – в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобразительских задач. Конечно , этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.
Современная ТРИЗ – педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой возрастной группой являются выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и. т. п.
Особое место занимает решение творческого воображения (РТВ), для преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с неправильными идеями.
На сегодняшний день издано более 60 методических пособий, книг по педагогической тематике.
Основной формой обучения по технологии ТРИЗ – РТВ является система творческих заданий, реализация которых позволяет достаточно быстро научить ребенка создавать какой-либо речевой творческий продукт. Играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи.
Фрагмент логопедического занятия по теме: «По лесным тропинкам (деревья и кустарники)» с использованием методов технологии ТРИЗ и РТВ.
Метод технологии ТРИЗ «Сенсорный ящик».
Цель: развитие умения обследовать предмет с помощью различных анализаторов; умения формулировать и задавать вопросы.
Ход игры: В сенсорном ящике спрятан плод с какого-то дерева. Что это, дети должны угадать, задавая вопросы, используя условные обозначения анализаторов (зрения, слух, обоняние, осязание, вкус) на полях сенсорного ящика. На вопросы детей отвечает логопед.
Зрение: Какой он формы? (он овальной формы)
Какого он цвета? (коричневый) Какого он размера? (по сравнению с яблоком – он маленький, по сравнению с семечком – большой)
Сколько у него частей? ( у него две части:)Осязание: Какой он на ощупь? (он гладкий, а шляпа шероховатая)
Слух: Он издает звук? (нет)
Обоняние: Он пахнет? (не)
Вкус: Это съедобный предмет? (для человека – несъедобный, но съедобный для некоторых животных)
Это желудь. Правильный ответ.

Метод технологии ТРИЗ – Круги Луллия « Растения и их части»
Цель: закрепление названий деревьев и их плодов, изменение существительных по числам и падежам, образование относительных прилагательных, построение простых предложений.
Оборудование: Круги Луллия;
1 круг – деревья (дуб, клен, береза, ель, сосна, рябина).
2 круг – картинки с изображением веток деревьев ( ду-
бовая, кленовая, березовая, еловая, сосновая, ряби-
новая).
3 круг – картинки с изображением плодов этих деревьев
(желудь, крылатка, сережки, еловая шишка, сосновая шишка, ягоды).
Ход игры:
Задание 1: раскрутить круги, найти сектор, в котором находиться дерево и принадлежащая ему ветка. Назвать, что это такое, какая это ветка.
Например: Это ветка дуба – это дубовая ветка. Это ветка ели – это еловая ветка. Это ветка клена – это кленовая ветка.
Задание 2: раскрутить круги, найти плод каждого дерева. Составить предложения.
Задание 3: ответить бывает ли плод, изображенный на маленьком круге у дерева с большого круга в реальной жизни?
Например, на дубе не бывает сережек. На березе не бывает шишек. На рябине растут ягоды. На сосне растут шишки.
Метод технологии ТРИЗ «Системный оператор»
Цель: формирование у детей умения системно мыслить по отношению к любому объекту, обогащение номинативного и предикативного словаря, развитие связной речи.
Ход игры: С помощью стихотворения в игровой форме коллективно составляется рассказ о дубе.
Если мы рассмотрим что-то,
Это что-то для чего-то…
Это что-то часть чего-то…
Это что-то из чего-то….
Чем-то было это что-то…
Что-то будет с этим что-то…
Что-то ты сейчас возьми,
На экране рассмотри…
Если мы рассмотрим что-то. Это что-то для чего-то… Для чего нужен дуб? (Дуб – это дерево. Дерево нужно, чтобы давать нам кислород, очищать воздух. Летом ветви дуба защищают от солнца. Дуб может быть домом для птиц и животных).Это что-то из часть чего-то…
Частью чего является дуб? (Дуб – это часть природы, часть леса).
Это что-то из чего-то… Какие части есть у дуба?
(У дуба есть корень, ствол, ветви, листья и плоды – желуди).
Чем-то было это что-то… Всегда ли дуб был таким, как сейчас? Чем раньше был дуб? (раньше дуб был желудем. Потом из желудя появился маленький дубок. Потом дубок вырос и превратился в могучий дуб.)Что-то будет с этим что-то… Что может произойти с дубом? Чем он станет?
(Когда дуб спилят, то останется пенек. Дуб может стать дровами, мебелью (столом, стулом, шкафом), из него могут сделать бумагу). Великие педагоги прошлого доказали, что обучение и воспитание идет во сто крат эффективнее, если оно затрагивает сокровенные уголки сердца ребенка и тесно связано с игрой и творчеством. Когда ребенок творит, он растет в самом высоком смысле слова. Игры по технологии ТРИЗ и РТВ развивают речь, мышление и творческие способности детей; они способствуют развитию логики изложения, правильному использованию языковых средств, структурному оформлению высказывания, что положительно сказывается на развитии коммуникативных навыков дошкольников с нарушениями речи.
Подводя итог, можно сказать, что все эти инновационные технологии по развитию связной речи являются эффективными и актуальными.
«Литература»
Л. Г. Комарова «Строим из ЛЕГО». – М., 2001 г.
Л. А. Парамонова «Теория о методике творческого конструирования в детском саду» - М., 1999 г.
«Искорка творчества». Сборник методических материалов для педагогов. Третий выпуск / Под редакцией Т.А, - Ульяновск, 2006;
Т.А. Сидарчук. К вопросу об использовании ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. –Пособие для воспитателей. – Ульяновск, 1991.
Т.А. Сидарчук., А.В. Корзун. Воображаем, размышляем, творим…- Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006;
Т.А. Сидарчук., С.В. Лелюх. Формирование навыков мышления, воображения и речи дошкольников. – Ульяновск, 2007.
Сто фантазий в голове. /Составитель Димитрова Т.В. – Самара, 1996.