Рабочая программа по Литературному чтению. 4 класс. Учебник В.А. Лазаревой


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13»

Г. УСОЛЬЕ-СИБИРСКОЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Предмет________литературное чтение____________
Класс_______4 Б_____________________________
Предметная область_________филология_______________________________________
Лаборатория начального образования
Срок реализации Рабочей программы _______2015-2016 учебный год________________
Учитель_______Паладько В.А.__________________________________________________







СОГЛАСОВАНО


Руководитель лаборатории начального образования Истоки ____________________(Штурн Е.В.)
Председатель МС__________________________________(Н.Г. Лысенко)









УТВЕРЖДАЮ


Директор МБОУ «СОШ№13»____________________________(Е.А. Нижегородцева) Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 4 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (М.: «Просвещение, 2011г.), авторской программы курса «Литературное чтение» В.А. Лазаревой (Сборник программ для начальной школы «Система Л. В. Занкова». – Самара: Издательство «Учебная Литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012,-224с.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г. и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.
В ходе реализации рабочей программы решаются задачи, сформулированные в пояснительной записке к курсу «Литературное чтение»
В. А. Лазаревой:
формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения учащимися разных видов текстов, и прежде всего художественного; совершенствование читательских навыков как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста; формирование читательского кругозора и основ библиографической культуры, умения искать и выбирать нужную книгу;
ознакомление учащихся с основами теории литературы, способами создания художественного образа, умение извлекать из текстов информацию разного вида: от понятийной до эмоционально-образной; формирование на этой основе навыков и простейших способов самостоятельного анализа художественных произведений разных родов и жанров; создание собственных текстов с использованием художественных средств;
развитие речи учащихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком, в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креативности;
формирование личности гражданина России, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; развитие нравственных представлений и качеств личности ребенка и формирование нравственных понятий.
В авторскую программу не внесены изменения. Рабочая программа по литературе соответствует I виду.
Курс «Литературное чтение» пропедевтический. Принцип построения программы - концентрический. Литературная «вертикаль» проявляется в том, что творчество великих русских писателей и поэтов изучается по программе на протяжении всех лет обучения в школе.
Четвертый год обучения выстроен на основе родо-жанрового подхода и характеризуется дальнейшим освоением природы художественного текста через расширение и углубление представлений учащихся о жанрах: рассказ, сказка, былина, басня, притча, сказ.
Продолжается и усложняется работа по анализу разных видов текста. Ученики-читатели учатся находить в произведении элементы сюжета, овладевают кратким пересказом произведения и пересказом текста с его творческой обработкой. В процессе работы над лирикой учащиеся наблюдают за способами выражения чувств автора и учатся передавать в своем выразительном чтении развитие чувства и сложное переживание и соотносить зрительный образ с чувственным, образ-переживание - с идеей произведения.
Более глубокое освоение жанра сказки и развитие навыков анализа подобных текстов у учащихся происходит при сравнении похожих по тематике народной и авторской сказок, русских народных сказок и сказок других народов. Авторская сказка представлена произведениями уже знакомых детям авторов и сказочников XX века: А.С. Пушкина, Г.Х. Андерсена. К.Г. Паустовского, Е.А. Шварца, А. Платонова.
Особенности рассказа учащиеся постигают в процессе чтения текстов современных детских писателей, осмысления более сложных понятий и способов изображения и анализа произведений этого жанра. Они сами учатся составлять системы образов, определять место и роль литературного героя в развитии сюжета, способов изображения развития характера героя и внутренней борьбы как основы эволюции героя, выявлять в тексте и осмысливать роли художественной детали и портрета.
Углубление в лирику идет через вхождение учеников-читателей в сложное лирическое переживание. Расширяются представления детей о фантастическом изображении действительности, об основах художественного вымысла; учащиеся знакомятся со «странными» героями, сюжетами, событиями, разбираются в природе юмора.
Обращенность текстов к возрасту, близкому читательскому, знакомые сюжетные коллизии, узнаваемые ситуации способствуют личностному восприятию учениками-читателями художественных произведений. Возможности возраста позволяют включить учащихся в осмысление более сложных нравственных проблем, чем раньше. Углубляются через осмысление истоков и традиций представления детей о нравственности и душевных качествах народного героя: о совестливости и великодушии, об отваге и смелости, доброте и терпении, смекалке и находчивости.
Анализируя народные сказки, дети осознают, что главными достоинствами русского человека наш народ всегда считал героизм при защите своей Родины, доброту и трудолюбие. Расширяются представления детей о мире и жизни других народов через изучение мифов и зарубежного фольклора.
Реализуя принципы системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию учащихся и возможности возраста учеников-читателей, в 3 классе введена проектная деятельность «Музейные странички». Это долгосрочный социальный проект классного музея старинных вещей. Данная работа связана с изучаемым материалом, но выходит за рамки урока и школы, вовлекая семью ребенка в учебно-познавательный процесс, что создает дополнительный воспитательный эффект. Кроме того, это способ перевести учебную деятельность детей с вербального уровня на социальный уровень дела, поступка.
Учебный материал четвертого года обучения позволяет продолжить и углубить осмысление учащимися важнейших нравственных проблем: семья как частица общества и основа продолжения рода; роль семейных и национальных традиций; истоки героического поступка; незаметная красота обыденного и др., - а также формировать через противопоставление такие нравственные понятия, как великодушие и душевная черствость, подлость и благородство, верность и предательство, отвага и трусость.
В этот период обучения у учащихся развиваются и совершенствуются навыки написания творческих работ на литературные темы. Они осваивают такие формы письменных работ как сочинение-рассуждение о нравственной проблеме, этюд (описание природы), сказка, сочиненная по элементам сюжета или «в заданном ключе», сочинение по картине, отзыв на книгу, пробуют сочинять былину, миф и рассказ по образцу и с «опорами».
В итоге третьего года обучения учащиеся получают представление о басне, былине, сказе, мифе, сюжете, пейзаже, эпитете.
Увеличивается норма заучивания стихотворений (15-20 строк), вводятся прозаические отрывки для заучивания.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений
В соответствии с Образовательной программой школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана на 102 часа в год при 3 часах в неделю.
В этот период обучения у учащихся развиваются и совершенствуются навыки написания творческих работ на литературные темы. Они осваивают такие формы письменных работ как сочинение-рассуждение о нравственной проблеме, этюд (описание природы), сказка, сочиненная по элементам сюжета или «в заданном ключе», сочинение по картине, отзыв на книгу, пробуют сочинять былину, миф и рассказ по образцу и с «опорами».
В итоге третьего года обучения учащиеся получают представление о басне, былине, сказе, мифе, сюжете, пейзаже, эпитете.
Увеличивается норма заучивания стихотворений (15-20 строк), вводятся прозаические отрывки для заучивания.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений
               Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2010 г.
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ № 13».
Учебный план МБОУ «СОШ № 13».
Примерная государственная программа по литературному чтению, утвержденная министерством образования и науки РФ.
Федеральный перечень учебников на 2015-2016 учебный год.
 Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане
Предмет литературное чтение входит в предметную область ФИЛОЛОГИЯ.
Программа рассчитана на 02боты, 3 ч – проектная деятельность
Используется следующий учебно-методический комплект:
Основная литература
Лазарева В.А. Литературное чтение: Учебник для 4 класса: В 2 книгах. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014.
Стандарт. Начальная школа. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения) – Москва «Просвещение», 2010г. – 191 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва «Просвещение», 2010г.
Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012. – 224с
Контрольные работы по системе Л.В.Занкова. 1-е полугодие/ Сост. М.Г.Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. – 96 с.
Контрольные работы по системе Л.В.Занкова. 2-е полугодие/ Сост. М.Г.Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. – 96 с.
Дополнительная литература
Хрестоматия по литературному чтению для 3 класса / Составитель В.А. Лазарева. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013
Лазарева В.А. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 3 кл. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2013
Волшебный мир картины: Иллюстративный материал (компакт-диск). - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

В ходе реализации рабочей программы решаются следующие задачи:
расширение словарного запаса, уточнение лексического значения слов, поиск слова точного и выразительного;
формирование умения правильно понимать вопрос, другое мнение и логически точно и доказательно строить ответ, свое суждение, рассуждение;
создание своего текста, сначала «по образцу», подражая автору, а затем и на уровне творчества;
развитие способности к выразительному чтению художественных текстов, передачи слушателям своего внутреннего видения и эмоционального состояния;
развитие навыков редактирования своего текста на основе рефлексии.
Результаты изучения учебного предмета
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-мотивация к освоению содержания предмета «Литературное чтение», интерес к содержанию художественных произведений;
-эмоциональное отношение к поступкам и характерам героев литературных произведений различных жанров и форм;
-начальные представления о нравственных понятиях: патриотизм, героизм и защита Родины, отвага и смелость, ответственность человека за свою судьбу, великодушие и совестливость;
-представления о защите Родины как долге гражданина;
-интерес к собственному миру чувств на основе сопоставления «Я» с героями литературных произведений;
-умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности
Обучающийся получит возможность для формирования:
интереса к чтению как особому способу изображения действительности, передачи чувств и мыслей героев;
-ответственности за родных и близких, за свое дело, понятия о деятельной любви, сердечности и совестливости, смелости, коллективизме;
-чувства сопричастности своему народу, принятия его культурных традиций, представления о сметливости, талантливости и щедрости русского человека; оптимизме и нравственном здоровье народа;
-первоначальной нравственной оценки поступков героев доступных по жанру произведений;
-адекватного понимания причин успешности в учебной деятельности;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится
-пересказывать текст по плану;
-выделять смысловые части текста и составлять план литературного произведения;
-определять тему и главную мысль (идею) литературного произведения;
-самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос;
-понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения, формулировать выводы;
Обучающийся получит возможность научиться:
-пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты, формулировать выводы;
-участвовать в обсуждении содержания и основной мысли текста;
-ориентироваться   в   словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;
-
-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
-проявлять инициативу в поиске дополнительной информации;
-создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме;
-понимать структуру построения рассуждения.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-соотносить внешнюю оценку и самооценку.
-принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения, корректировать установленные правила работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи;
-принимать установленные правила работы с текстом, работать со словарями учебника;
-произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи;
-осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
Обучающийся получит возможность научиться:
-принимать решения относительно ответов на вопросы, помеченные значком «трудный вопрос или задание»;
-адекватно оценивать действия окружающих и свои действия.
-осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей;
-корректировать свои действия с учетом поставленных задач;
-работать с учебником, Хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;
-проявлять инициативу при ответе на вопросы и при выполнении заданий;
-выполнять самостоятельную работу в тетради по литературному чтению;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих;
-участвовать в коллективных инсценировках, спектаклях;
-проявлять интерес к общению и групповой работе;
-проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе;
-использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления;
-выражать свои мысли в устной и письменной речи
Обучающийся получит возможность научиться:
-выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях;
-уважать мнение собеседников;
-принимать участие в подготовке и проведении спектаклей;
-проявлять инициативу и самостоятельность в построении коммуникации;
-контролировать свои действия в коллективной работе;
-оценивать   групповую  работу и результаты коллективной деятельности.
Курс направлен также на воспитание умения осуществлять творческую деятельность, решать творческие задачи, импровизировать, инсценировать, разыгрывать воображаемые ситуации. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва), в формулировке основного смысла прочитанного (пропедевтика работы в жанре аннотации). При решении задачи развития речевой деятельности собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения.
На уроках литературного чтения уделяется внимание воспитанию чувства юмора как показателя развития интеллекта, а также коммуникативной компетентности ученика. Чувство юмора уберегает читателя от однозначной и категоричной оценки литературного произведения, прививает осознание того, что возможны и другие мнения. Оно присуще и самому тону учебников (принципиально неакадемичный стиль, теплое обращение к юному читателю, подбадривание его в сложных ситуациях; игра, вовлекающая школьника в деятельность исследователя), размывает жесткую дистанцию, которая существует между учителем и учеником, уравнивает их в позиции читателя, создает атмосферу творческой свободы.
Содержание программы    
Круг детского чтения
1.        В школе жизни 24ч
А.И. Куприн «Бедный принц»; А.П. Чехов «Ванька»; В.Д. Берестов «В двенадцать лет я стал вести дневник»; Н.А. Некрасов «Школьник»; В.П. Астафьев «Бабушка с малиной»; Ю.М. Нагибин «Зимний дуб».
2.        «Мы в ответе...»34 ч
В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»; О.Е. Григорьев «Витамин роста» (сти-хотворема); Д.Н. Мамин-Сибиряк «Прие¬мыш»; К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»; Д.М. Шагиахметов «В синем лесу»; А.С. Пуш¬кин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Ле¬беди».
3.        «Сто фантазий»13ч
Ю.П. Мориц «Сто фантазий», «Слониха, слоненок и слон»; К. Россетти «Есть у бу¬лавки головка»; Д.С. Самойлов «Сказка»,
«Белые стихи»; Т.М. Белозеров «Кладовая ветра»; В.Д. Берестов «Честное гусенич¬ное»; Ф.Д. Кривин «Зеленые цистерны», «Солнце», «Жизнь на Земле»; Кир Булычев «Путешествие Алисы» (отрывок).
4.        Каждый выбирает по себя17 ч
В.П. Крапивин «Путешественники не плачут»; Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» (быль); М.Ю. Лермонтов «Бородино»; Ю.Д. Левитанский «Мальчики»; Б.Ш. Окуджава «До свидания, мальчики...»; В.Д. Берестов «Мужчина»; А.Д. Дементьев «В мае 1945 года»; А.К. Передреев «Зачем шумит трава глухая...»; А. Платонов «Неизвестный цветок»; Н.Н. Матвеева «Кораблик».
5.        «Россия, Родина моя» 7 ч
М.Л. Матусовский «С чего начинается Родина?»; К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; С.Я. Маршак «Ты много ли видел на свете берез?..»;
Ю.И. Коваль «Чистый Дор»; В.А. Жуковский «Отчизне кубок сей, друзья...»; Е.А. Баратынский «Родина»; Н.А. Некрасов «Саша» (отрывок); Д.Б. Кедрин «Я не знаю, что на свете проще?..»; Н.М. Рубцов «Звезда полей»; А.С. Пушкин «Если жизнь тебя обманет...».
В рубрике «Проверь себя»: А.А. Фет «Кот поет, глаза прищуря...»; А.Ф. Мерзляков «Среди долины ровныя»; А.К. Передре-ев «Качались ели.»; Ф.Д. Кривин «Подсолнух»; А.А. Блок «Ты помнишь? В нашей бухте сонной.»; Н.М. Языков «Пловец»; А.Т. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...»; Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»; А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Н.М. Рубцов «Утро».
В    рубрике    «Музейная    страничка»:
Д.С. Самойлов «Вечером»; В.Ф. Боков «На Мамаевом кургане».
1.Рабочая программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
Закона Российской Федерации «Об образовании;
Требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
«Примерных программ по учебным предметам: проект – 3-е изд., перераб. – М.Просвещение, 2011 - 64с. – (Стандарты второго поколения).
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего образования»;
Учебного плана МБОУ «СОШ № 13»
2. Цели изучения курса - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели.
Грамотный читатель владеет техникой чтения, знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (ему присуще «жанровое ожидание», у него имеется общее представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), и знает, как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.
Достижению этой цели способствует организованное в процессе обучения осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.
КОМПЕТЕНЦИИ
КОМПОНЕНТЫ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ
Литературное чтение, 3 часа в неделю, 102 часа в год

ШКОЛЬНЫЕ



4. Контроль реализации программы
а) Стартовый контроль (результаты уровня обученности, здоровья, развития, воспитанности.)
б) Текущий контроль
в) Итоговый контроль
5. Структура и содержание курса
№п./п.
Модуль
Кол-во часов

1.
В школе жизни
24

2.
Мы в ответе
34

3.
Сто фантазий
18

4.
Каждый выбирает по себе.
18

5.
Россия, Родина моя.
8


102
















6. Календарно-тематический план по темам
*ОНЗ-Урок «открытия» новых знаний
ОУР-Уроки отработки умений и рефлексии
ПСЗ-Уроки построения системы знаний (уроки общеметодологической направленности)
РК-Уроки развивающего контроля
К - Комбинированный
ИТ-Урок-исследование (урок творчества)

Тема урока
Кол-во часов
Тип и вид урока
Элементы содержания
Предметные умения
Личностные и метапредметные умения
Вид контроля

Дата

Глава 1. В школе жизни 24 ч

1
Знакомство с новым учебником.
В.Берестов «Речка детства»
1
ОНЗ
Ориентация в учебнике: - различие форзаца, титульного листа, оглавления; - предположение по обложке, внутри текстовой информации о содержании предстоящей в учебном году работы; - знакомство с системой знаков, героями, сопровождающими ученика на протяжении всего учебного года. Актуализация, уточнение правил обращения с книгой. Осознание значимости чтения для личного развития
Обучающийся научится: Характеризовать книгу (учебник), её структуру (обложку, форзац, титульный лист). Анализировать и характеризовать иллюстрации, помещенные на обложке, форзаце, цветных страничках. Воспринимать текст вступительной статьи. Пользоваться словарём учебника
Обучающийся научится: Мотивации к освоению содержания предмета «Литературное чтение». Стремление к успешности в учебной деятельности. Способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы.
Ориентирование в системе учебника. Работа в соответствии с алгоритмом. Обучающийся получит возможность для формирования:
- планирование и контроль за этапами своей работой
Обучающийся научится: Понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения. Реализовывать интерес к общению. Обучающийся получит возможность для формирования: Высказывать оценочные суждения, рассуждать, высказывать своё мнение, позицию.
Обучающийся научится:
- менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
- принимать алгоритм выполнения учебной задачи. Обучающийся получит возможность научиться:
- участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
- соотносить внешнюю оценку и самооценку;
- самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время.
Текущий
1.09

2-3
Изучение рассказа И.Куприна «Бедный принц»
2
ОНЗ
Осознанное восприятия и оценка содержания текста, его юмористического характера, характера героя рассказа. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героя рассказа.

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности произведения, описывать героев. Зачитывать вслух те части текста, которые подтверждают, обосновывают суждение.
Определять главную мысль произведения. Обучающийся получит возможность для формирования: Овладения навыками правильного и выразительного осознанного чтения.
Анализировать текст, различая характер героя произведения, особенности авторских выразительных средств. Определять главную мысль произведения, понимать многообразие художественных средств выражения
авторского отношения к изображенному. Конструировать монологическое высказывание на заданную тему. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге.

Текущий
2.09
4.09


4-5
Жизнь мальчика из дворянской семьи ХV. открытие «другой жизни».
2
ОНЗ
Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его юмористического характера, характера героя рассказа. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Сопоставление характеров героев рассказов и стихотворения. Уточнение представлений о герое и персонажах рассказа, характере литературного героя, о монологе.


Текущий
8.09
9.09

6-9
Тема детства в произведениях 19 века. Изучение рассказа А.П. Чехова «Ванька»
4
ОНЗ
Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Интерпретация прочитанного (ин- тегрирование деталей), установление связей, не выраженных в тексте напрямую, формулирование простых выводов с опорой на структуру и язык произведения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) и сравнении прочитанных произведений. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Уточнение представлений о позиции автора, анргиципация этой позиции. Уточнение понятий: монолог, диалог; стихи, проза; сказка, быль; писатель, поэт; читатель, слушатель.
Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Сравнивать произведения. Сравнивать поведение, характер литературных героев, характеризовать их. Читать вслух части текста, изменяя интонацию, темп чтения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения эмоционального под- текста. Находить фрагменты текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге. Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации).
У обучающегося будут сформированы:
- способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы, такие как поддержка, понимание, взаимопомощь, милосердие, честность, трудолюбие, дружба, совесть;
- способность осознавать свою этническую идентичность. Обучающийся получит возможность для формирования: - способности осознавать свою семейную идентичность, включенность в мир класса, школы; - способности осознавать себя как личностную единицу с потребностью «осмыслить жизнь» и свое место в ней;
Обучающийся научится:
- ориентироваться в принятой системе учебных знаков; Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их
текущий
11.09
15.09
16.09

10
Осмысление нравственных ценностей русского народа.
Н.А. Некрасов «Школьник»
1
К
Осознанное, восприятие и оценка содержания текста, его характера, эмоциональности, обилия подробностей, рифмованности, свойственных художественному тексту, и точности, краткости научного текста.. Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем, поэтических образов. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Выразительное чтение произведения с опорой на эмоциональное восприятие текста. Анализ построения стихотворения: использование неточных рифм. Анализ собственного текста, составленного на основе личного опыта, анализ текстов одноклассников.
Осознание значимости чтения, понимание цели чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений). Работа со словом (распознавание научных терминов и художественных образов).
Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Анализировать текст, различая особенности авторских выразительных средств. Понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Презентовать сочинение классу. Участвовать в диалоге, корректно отмечать достоинства и недостатки работы одноклассников
У обучающегося будут сформированы:
- эмоциональная отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку, «братьям нашим меньшим», бережное отношение к окружающему миру, природе; -Обучающийся получит возможность для формирования: мотивации к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности.
Обучающийся научится:
- менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи; - ориентироваться в принятой системе учебных знаков;
Обучающийся получит возможность научиться: выполнять учебные действия в устной, письменной
Текущий
18.09

11-12
Урок деятельной доброты.
В.П. Астафьев «Бабушка с малиной»
2
ОНЗ



Текущий
22.09
23.09

13-15
Работа над рассказом Ю.М. Нагибина «Зимний дуб»
3
ОУР
Сравнение красоты художественного описания, настроения стихотворения с настроением живописного полотна и музыкального произведения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведений ис- кусства. Восприятие литературы, как вида искусства наряду с живописью и музыкой. Анализ используемых художественных средств.
Рефлексия, оценка знаний, полученных за определённый период учебного времени. Совершенствование библиографических умений. Участие в исследовательской работе, подготовке сообщения или выставке книг. Ориентация во времени создания произведений, с которыми познакомились в разделе
Определять настроение про- изведения живописи и музыки, соотносить живописный, музыкальный и поэтический образы ночи. Декламировать, выразительно читать стихотворение наизусть.
Различать и называть поэтов и писателей, названия произведений. Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими. Узнавать произведения по отрывкам.
Обучающийся научится: Эмоциональная отзывчивость жизненные события. Способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы. Обучающийся получит возможность для формирования: Умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного.
Обучающийся научится: Понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения. Реализовывать интерес к общению. Обучающийся получит возможность для формирования: Высказывать оценочные суждения, рассуждать, высказывать своё мнение, позицию.
Текущий
25.09
29.09


16
Освоение литературоведческого понятия «олицетворение»
1
ОНЗ
Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Анализ стихотворения, поэтических образов, средств выразительности, использованных для создания этих образов. Углубление представлений об особенностях поэтического текста: олицетворении, звукописи. Восприятие художественной ли- тературы как вида искусства. Сравнение красоты художественного описания, настроения стихотворения с настроением живописного полотна. Участие в обсуждении произведений искусства. Восприятие художественной литературы как вида искусства наряду с живописью.
Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.
Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому, доказательства своих суждений. Зачитывать вслух те части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение.
Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания настроения. Определять настроение произведения живописи, сравнивать живописный и поэтический образы природы.
Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. Находить части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение.
У обучающегося будут сформированы: умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
Обучающийся получит возможность для формирования: мотивации к освоению содержания предмета «Литературное чтение»; начальных представлений об отраженных в литературный текстах нравственных понятиях, таких как родной дом, родители, малая родина, ответственность за родных, природу, любовь к родному дому, малой родине.
Обучающийся научится: - принимать алгоритм выполнения учебной задачи; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их.
Обучающийся научится: - принимать алгоритм выполнения учебной задачи; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их.
У обучающегося будут сформированы: умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

Тематический
30.09

17
Учителя и ученики в школе жизни.
Работа над репродукцией картины И.И. Шишкина «Среди долины ровныя»
1
К



Текущий
02.10

18
Музейная страничка.
Работа над стихотворениями И.А. Бунина и Д.С Самойлова.
1
К



Текущий
06.10

19-20
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК  Э.Н. Успенский «25 профессий Маши Филипенко».
2
ОНЗ




07.10
09.10

21-22
Проверь себя. Стр. 60-61
2
РК
Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени, предположение о предстоящей работе.
Работать с учебным текстом. Отвечать на вопросы, оценивать результат работы за определенный период, давать оценку своим предпочтениям. Воспринимать на слухстихотворение в исполнении учителя. Выразительно читать стихотворный текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определять настроение про- изведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому
Обучающийся научится:
- менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
- ориентироваться в принятой системе учебных знаков;
- принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их;
тематический
13.10

23
Контрольная работа №1
1
РК



тематический
14.10

24
Работа над ошибками
1
РК



тематический
16.10

Глава 2. Мы в ответе 34ч

25-26
Что значит быть человеком.
В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»
2
ОНЗ
Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Восприятие художественной литературы как вида искусства, наряду с живописью. Сравнение красоты, художественного описания, настроения стихотворения с настроением живописного полотна. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведений ис- кусства
Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. Выразительно читать стихотворный текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, тем- па, логического ударения. Определять настроение про- изведения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания настроения, поэтических образов, выделять сравнения и олицетворения. Определять эмоциональный настрой произведений живописи и музыки, сравнивать живописный и поэтический образы осенней природы.
У обучающегося будут сформированы: - эмоциональная отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку, «братьям нашим меньшим», бережное отношение к окружающему миру, природе; способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы, такие как поддержка, понимание.
Обучающийся научится: - реализовывать потребность в общении со сверстниками; - проявлять интерес к общению и группо- вой работе; - участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках. Обучающийся получит возможность научиться
понимать контекстную речь взрослых.
Текущий
20.10
21.10

27-28
О.Е. Григорьев «Витамин роста»
2
ОНЗ



Текущий
23.10
27.10

29-30
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК  Сравнение поступков героев в сказке А Погорельского «Черная курица,или Подземные жители» и в стихотворении  О.Е. Григорьева «Витамин роста».
2
К




28.10
30.10

31-33
Легко ли быть человеком.
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
3
К



Текущий
10.11
11.11
13.11

34
Сопоставление изображения черт характера в разных видах искусства
1
К



Текущий
17.11

35-36
Урок-диспут.
«Что есть доброта? Это проявление силы или слабости?»
В.М. Тушнова «Синицы»
2
К



Текущий
18.11
20.11

37-42
Нравственные ценности русского народа и их утверждение в произведениях К.Г. Паустовского.
К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»
6
ОНЗ
УОР
Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Анализ стихотворения, выразительных средств. Углубление представлений о сравнении.
Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени.
Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Анализ стихотворений, вырази- тельных средств. Представление о художественном образе. (Образ не сам предмет, но то, как его воспринимает автор, впечатление от чего- то )
Воспринимать на слух произведение в исполнении учителя. Определять эмоциональный настрой произведений, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Объяснять выбор слов, используемых в произведениях для создания настроения, поэтических образов.

У обучающегося будут сформированы:
- бережное отношение к окружающему миру, природе; - способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы, такие как поддержка, понимание, взаимопомощь, милосердие, честность, трудолюбие, дружба, совесть;
- умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем).
Обучающийся получит возможность для формирования:
- способности осознавать свою семейную идентичность, включенность в мир класса, школы;
- способности осознавать себя как личностную единицу с потребностью «осмыслить жизнь» и свое место в ней;
Обучающийся научится:
- реализовывать потребность в общении со сверстниками;
-проявлять интерес к общению и групповой работе; Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать контекстную речь взрослых;
- эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;
- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
- уважать мнение собеседников;
- следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности.
Текущий
24.11
25.11
27.11
1.12
2.12
4.12

43-45
К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»
3
К



Текущий
8.12
9.12
11.12

46
Творческая работа.
Сочинение на тему «Благодарная природа»
1
ИТ



Тематический
15.12

47-54
Великий русский поэт А.С. Пушкин.
Изучение сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Работа по картинам И.Я. Билибина и М.А. Врубеля.
8
К



Текущий
16.12
18.12
22.12
23.12
25.12
12.01
13.01
15.01

55-56
Проверь себя. Стр. 135
2
К
Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени, предположение о предстоящей работе.
Работать с учебным текстом. Отвечать на вопросы, оценивать результат работы за определенный период, давать оценку своим предпочтениям. Воспринимать на слухстихотворение в исполнении учителя. Выразительно читать стихотворный текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому
Обучающийся научится:
- менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
- ориентироваться в принятой системе учебных знаков;
- принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их;
Тематический
19.01
20.01

57
Контрольная работа №2
1
УРК




22.01

58
Работа над ошибками
1
ПСЗ




26.01

Глава 3. Сто фантазий 18 ч

59-61
Зачем человек фантазирует. Мориц.
«Сто фантазий».
«Слониха, слонёнок и слон»
3
ОНЗ
Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения.
Ориентирование в содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Использование интерпретации прочитанного (интегрирование деталей), устанавливание связей, не выраженных в тексте напрямую, формулирование простых выводов с опорой на структуру и язык произведения. Выявление позиции автора, его отношения к литературному герою. Анализ текста с точки зрения жанра. Уточнение представлений о приеме преувеличения, его использовании в авторских и народных сказках. Сравнение произведений, содержащих прием преувеличения.
Отвечать на вопросы по содержанию и построению литературного текста. Находить черты сходства и различия авторской и народной сказки. Характеризовать особенности прочитанного произведения, описывать героя, персонажей, особенности и причины их поведения, использованные в тексте выразительные средства. Находить части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Читать вслух части текста, изменяя интонацию, темп чтения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения эмоционального подтекста. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге. Пользоваться словарем учебника.
Обучающийс я научится: - менять позиции слушателя, читателя, зри- теля в зависимости от учебной задачи; - ориентироваться в принятой системе учеб- ных знаков; - способность осознавать нравственные по- нятия и моральные нормы, такие как поддержка, понимание, взаимопомощь, милосердие, честность, трудолюбие, дружба, совесть.
Текущий
27.01
29.01
2.02

62
К. Россети «Есть у булавки головка»
1
К



Текущий
3.02

63-64
Зачем человек фантазирует.
Стихи Д.С. Самойлова. Белые стихи
2
К



Текущий
5.02
9.02

65-66
Т.М. Белозёров «Кладовая ветра»
2
ОУР



Текущий
10.02
12.02

67-68
Разные способы изображения действительности в культуре.
Юмор в сказке В.Д. Кривина«Честное гусеничное»
2
ОУР



Текущий
16.02
17.02

69-70
Ф.Д. Кривин «Зелёные цистерны»

ОУР



Текущий
19.02
24.02


71-73
Кир Булычёв «Путешествие Алисы»
3
ОУР



Текущий
26.02
1.03
2.03

74
Творческая работа. Фантастический рассказ о далеком прошлом или будущем.
1
ИТ



Тематический
4.03

75
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК  Л.А. Кассиль «Кондунт и Швамбрания»
1
ОНЗ




9.03

76
Проверь себя. Стр. 33-34
1
К
Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени, предположение о предстоящей работе.
Работать с учебным текстом. Отвечать на вопросы, оценивать результат работы за определенный период, давать оценку своим предпочтениям. Выразительно читать текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому
Обучающийся научится:
- менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
- ориентироваться в принятой системе учебных знаков;
- принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их;
Тематический
11.03

77
Контрольная работа №3
1
УРК



Тематический
15.03


78
Работа над ошибками
1
ПСЗ



Тематический
16.03


Глава 4. Каждый выбирает по себе. 17ч

79-89
Изучение рассказа Л. Н. Толстого "Кавказский пленник". Характеристика героев. (3 ч) 
Составление плана рассказа.
Характер главного героя.
Душевные переживания героев.
10
ОНЗ
Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера, особенностей.
Анализ произведения с целью уточнения жанра. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.
Представления об отличии волшебной сказки, где волшебный помощник животное, от сказки о животных.
Представления о законах волшебной сказки.
Создание иллюстрации, коллективное создание диафильма по содержанию сказки (или иная форма работы, где ученики смогут продемонстрировать иллюстрации и выразительно читать отрывки, подходящие к ним)
Обучающийся научится:
Мотивации к освоению содержания предмета «Литературное чтение».
Стремление к успешности в учебной деятельности.
Способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы.
Характеризовать книгу (учебник), её структуру (обложку, форзац, титульный лист).
Анализировать и характеризовать иллюстрации, помещенные на обложке, форзаце, цветных страничках.
Воспринимать текст вступительной статьи.
Пользоваться словарём учебника.
Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Анализировать текст: определять сюжет, языковые средства, особенности произведения. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Формулировать, основываясь на тексте, простые выводы
Обучающийся научится:
Ориентирование в системе учебника.
Работа в соответствии с алгоритмом.
Обучающийся получит возможность для формирования:
Планирование и контроль за этапами своей работой.
Высказывать оценочных суждений, рассуждений.
Реализовывать потребности в общении.
Текущий
18.03
29.03
30.03
1.04
5.04
6.04
8.04
12.04
13.04
15.04
19.04
20.04

90
Творческая работа. Отзыв о прочитанном произведении.
1
РК



Тематический
22.04


91
Творческая работа Сочинение по произведению Л.Н. Толстого «Кавказский  пленник»
1
РК



Тематический
26.04


92
Редактирование сочинения. Работа над ошибками.
1
ОУР



Текущий
27.04


93-95
Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова " Бородино"
3
ОНЗ
Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.
Участие в обсуждении произведения (диалоге или полилоге). Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем поэтических образов. Углубление представлений об особенностях поэтического текста. Восприятие художественной литературы как вида искусства. Представление о закличках, их предназначении, особенностях
Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя.
Выразительно читать стихотворный текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Объяснять выбор слов, используемых для создания поэтических образов, знаков препинания, используемых в произведении для передачи смысла.
Выделять в стихотворении сравнения
Обучающийся научится:
реализовывать потребность в общении со сверстниками;
проявлять интерес к общению и групповой работе;
участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;
понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников.
Обучающийся получит возможность научиться:
уважать мнение собеседников;
высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники;
понимать контекстную речь взрослых;
действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.
Текущий
29.04
3.05
4. 05


Глава 5. Россия, Родина моя. 7 ч.

96
М.Л. Матусовский «С чего начинается Родина?»
1
ОНЗ
Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера, особенностей, анализ текста (определение принадлежности сказки к сказкам о животных, а не к волшебным) с подтверждением словами из текста.
Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.
Работа со словом, различение слов, выражающих отношения между героями произведения. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) прослушанного/ прочитанного произведения
Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Анализировать текст, языковые средства. Находить черты различия между сказками о животных и волшебными. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Обучающийся научится:
реализовывать потребность в общении со сверстниками;
проявлять интерес к общению и групповой работе;
участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;
понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников.
Обучающийся получит возможность научиться:
уважать мнение собеседников;
высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники;
понимать контекстную речь взрослых;
действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.
Текущий
6.05

97
К.М.Симонов «Ты помнишь,Алеша»
1
ОНЗ



Текущий
10.05
11.05

98
Главная мысль стихотворения С.Я. Маршака «Ты много ли видел на свете берёз..,»
2
ОНЗ



Текущий
13.05
17.05

99
Сочинение на тему «С чего насинается Родина?»
1
ОУР
Восприятие литературы как вида искусства наряду с живописью. Сравнекие настроения ска'зки с настроением живописного полотна. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведений искусства. Анализ живописного произведения


Тематический
18.05
20.05

100
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  № 4.
1
РК



Тематический
24.05

101
Работа над ошибками
1
ОУР



Тематический
25.05

102
Обобщение по разделам
1
К
Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера, особенностей, анализ текста (определение принадлежности сказки к типу волшебных сказок; определение композиции сказки с троекратными повторами, мотивом испытания, которое разные герои проходят по-разному; рассмотрение вариантов сказки ).


Тематический
27.05

Уровни освоения модуля
СТАНДАРТ
К концу четвёртого класса обучающиеся должны
уметь:
- осознанно читать вслух (темп чтения ориентировочно 80-90 слов в минуту) и про себя (темп чтения ориентировочно 100 слов в минуту);
- пересказывать текст кратко, подробно и выборочно;
- вычислять основные элементы сюжета произведения;
- самостоятельно составлять характеристику литературного героя;
- определять в тексте авторскую позицию, осознавать своё отношение к ней;
- передавать свои эстетические впечатления от прочитанного и отношение к нему в различных формах устной и письменной речи;
- самостоятельно определять задачу выразительного чтения и находить интонационные средства её воплощения;
- сочинять рассказы и сказки по придуманному или заимствованному сюжету;
- писать изложения и сочинения-рассуждения, уметь описать предмет или картину природы, находя точные образные сравнения;
- писать сочинения по картине, анализируя её содержание, настроение и способы художественного изображения;
- писать отзывы и аннотации на прочитанные книги, вести читательский дневник;
- овладеть следующими терминами: повесть, идея, фантастика;
иметь начальное представление:
- о главных и второстепенных героях, о героическом характере;
- об авторском стиле и приметах авторской индивидуальности;
-об изобразительно-выразительных средствах (эпитет, сравнение, олицетворение);
- о путях и способах редактирования своих сочинений;
иметь нравственное представление:
- о самопожертвовании, отваге, благородстве, чести, любви к Родине, об ответственности за тех, кто поверил тебе;
- о понятии вины человека, о роли лидера в коллективе, о понятии народа и человечества как единого коллектива.


ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ
Проектная и исследовательская деятельность по темам.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
Лазарева В.А. Литературное чтение: Учебник для 4 кл.: В 2 частях. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Хрестоматия по литературному чтению.  4 кл. / Автор - составитель В.Ю. Свиридова. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».
Лазарева В.А. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение».  4 кл.  Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».
Волшебный мир картины: Иллюстративный материал (компакт-диск).  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
2. Специфическое сопровождение (оборудование):
иллюстрации к литературным произведениям;
портреты писателей;
репродукции произведений живописи;
интерактивная доска (по возможности);
проектор.













15