Конспект занятия познавательного цикла для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Строим дом»


Х Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов«Мой лучший урок»
Конспект занятия познавательного цикла для детей среднего дошкольного возраста.
Тема: «Строим дом»
Автор: Гостева Светлана Аркадьевна,
ПедагогМуниципального бюджетного дошкольного образовательногоучреждения детский сад общеразвивающего видас приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей
«Улыбка»

г.п. Лянтор 2015 год
Пояснительная записка
Данное занятие представлено в образовательной области «Познавательное развитие» согласно ФГОС ДО, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование представления о предметах, материале и цвете. Данное занятие проведено в соответствии с программными требованиями, представленными в программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, так же использование современных технологий ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), мною был разработан метод, доступный для детей среднего дошкольного возраста. На занятии дети с помощью модулей конструировали дом для черепахи Тортилы, тем самым закрепляли ранее полученные знания.
На занятии присутствовало 10 детей, подгруппа воспитанников средней группы «Светофор». Занятие разработано с учётом психолого-педагогических особенностей детей данной группы. Дети в этом возрасте с интересом участвуют в экспериментах, активны, эмоциональны, самостоятельны.
Цель:
Систематизировать представления о назначении домов и его составных частей.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить знания о составных частях домов.
2. Обучать построению причинно-следственных цепочек
Развивающие
1.Развивать умение анализировать, видеть взаимосвязи
2.Формировать диалектическое мышление
3. Развивать навыки прогнозирования и фантазирования
Воспитательные:
1.Воспитание духа командного соревнования
2.Воспитание бережного отношения к мебели
3.Воспитание заботливого отношения к ближнему
Предварительная работа: Беседа о профессии строителя; рассматривание иллюстраций и чтение стихов и рассказов о профессиях; экскурсия на стройку
Интеграция образовательных областей: Интеграция умений и навыков через образовательные области: «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое», «Художественно - эстетическое»
Методы и приёмы:
Словесные: вопросы, задания, словесное объяснение.
Наглядные: слайдовые фрагменты.
Практические: дидактические игры, творческие задания.
Оборудование: Строительный материал, бумага, цветные карандаши
Сценарный ход занятия познавательного цикла для детей среднего дошкольного возраста «Строим дом»
Звучит музыка, под которую входят дети и садятся на стульчики
Организационный момент
Педагог: Дети, вы любите чудеса?
Ответы детей: Да, любим!
Педагог: А какие сказки вы знаете?
Ответы детей: Кот в сапогах, Серая шейка, Репка, Колобок, Маша и Медведь.
Педагог: Тогда я вам предлагаю отправиться в сказку «Золотой ключик», но прежде чем мы туда попадём, нам надо произнести волшебные слова.
Педагог: Ребята, давайте позовём героя из сказки.
Психогимнастика «Сказка, приходи»
Педагог: Сказка к деткам приходи, всех ребяток удиви!
Дети повторяют слова за педагогом
Звучит мелодия из сказки «Золотой ключик», под музыку выходит Черепаха ТортилаОсновная часть
Педагог: Дети, кто это?
Ответы детей: Черепаха ТортилаЧерепаха Тортила: Ой, а что это за гости пришли в мою сказку?
Ответы детей: Мы, дети из детского сада «Улыбка».
Черепаха Тортила: Улыбка, какое чудесное слово, а мне вообще не весело.
Педагог: Тортила, может тебя кто - то обидел?
Черепаха Тортила: Меня в моей сказке обидели Карабас Барабас и Дуремар, они мой пруд засорили и мне теперь негде жить.
Педагог: Ребята поможем Тортиле построить дом? Но для начала мы должны нарисовать проект дома на бумаге.
Создаём проблемно-поисковую ситуацию для детей, «Помоги черепахе Тортилле нарисовать дом»
Педагог: Тортила, мы тебе поможем, правда ребята?
Ответы детей: Да, нарисуем дом для черепахи
Педагог: А чем мы рисовать будем, ведь у нас нет карандашей?
Черепаха Тортила: Дети, у меня есть волшебный мешочек, если шепнуть в него, и попросить его о чём то, то желание исполнится .Черепаха шепчет, после этого отдаёт мешочек педагогу, педагог открывает его и показывает, что находится в мешочке
Педагог: Дети посмотрите восковые мелки, ватные палочки, гуашь, пальчиковые краски.
Педагог: Ребята, выбирайте сами, чем вы будете рисовать.
Дети подходят к педагогу и сами выбирают, чем они будут рисовать, садятся за столы и начинают рисовать
«Юные художники»
Процесс рисования развивает мышление, и творческое воображение
После того как все дети нарисовали Черепаха выбирает понравившийся ей дом
Черепаха Тортила: Спасибо вам мои друзья. Я выбрала для себя дом, думаю, вот этот мне подойдёт,
Показывает на понравившийся ей домик
Педагог: А строить дом для Черепахи мы будем из модулей.
Под весёлую музыку дети строят дом, сначала ставят два модуля напротив друг друга, получается дом неправильной формы
Педагог: Разве такой дом бывает?
Ответы детей: Нет, не бывает.
В это время на экране появляется изображение дома, и педагог обращает внимание детей на дом
Педагог: Ребята посмотрите, какой замечательный дом. Какие части дома нужно ещё добавить, чтобы получился хороший дом?
Ответы детей: Нужно поставить ещё две стены, крышу, крыльцо, окно и дверь
Дети достраивают дом
«Мы строители»
Данный вид деятельности развитие познавательную активность, умение анализировать, развивает навыки прогнозирования, создаёт соревновательный характер
Педагог: Вот какой замечательный дом у вас получился.
Черепаха Тортила: Спасибо , ребята, теперь мне будет в нём тепло и уютно. А я хочу с вами поиграть
Физкультминутка «Черепаха»
Обеспечивает двигательную активность ,развивает умение переключать слуховое внимание, выполнять действия по сигналу, создаёт положительно окрашенную эмоциональную атмосферу
Шл Шла купаться черепаха дети шагают по кругу
И к И кусала всех со страху дети кулачками стучат по спинке соседа
«Кусь, кусь, кусь, никого я не боюсь» дети выполняют прыжки на месте

Анализ занятия
Гостевой Светланы Аркадьевны, воспитателя
муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей «Улыбка»
г. Лянтор, Сургутского района
Занятие разработано и проведено согласно программы От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В занятии участвовала подгруппа детей из 10 человек. Выбраны такие формы организации детей, как фронтальная и индивидуальная.
Тема занятия: «Строим дом». Носит познавательный характер, направленный на закрепление знаний о составных частях домов путем развития умения анализировать, видеть взаимосвязь, формировать диалектическое мышление. Вид занятия – обобщение, закрепление ранее полученных знаний и умений. Процесс совместной деятельности происходит в игровом действии, становится близким ребенку и радует его. В процессе занятия дети переходят из одной зоны в другую, в каждой зоне использованы разнообразные методы и приёмы.
Весь ход занятия органично связан единым игровым сюжетом, который имеет начало, развитие продуктивной деятельности и завершение с анализом и подведением итога.
В процессе проведения мероприятия сочетались методы и приёмы обучения, такие как словесные, наглядные, практические и проблемно-поисковые.
Были использованы приемы, повышающие эффект занятия. В течение всего занятия осуществлялся индивидуальный подход; преобладающая форма общения с детьми – диалог, обратная связь прослеживалась через реакцию и ответы детей. Для проведения занятия были созданы условия: материально-технические, эстетические. Применение ТРИЗ – технологии позволило повысить заинтересованность детей в ходе занятия, повысить качественность усвоения программных задач.
Структура занятия представлена 3 этапами:
- организационный этап, определяющий эмоциональный настрой, стимулирующий детей на дальнейшую деятельность;
- основной этап, направленный на формирование диалектического мышления, развитие умения анализировать, видеть взаимосвязи;
- заключительная часть: самостоятельная творческая деятельность детей, закрепление полученных знаний, подведение итога занятия;

Содержание каждого этапа определялось исходя из поставленных задач.
Решались задачи образовательного, воспитательного, развивающего характера:
- закрепить представления о назначении дома и его составных частей, формировать умение видеть причинно-следственные цепочки;
- развивать умение анализировать, видеть взаимосвязи, формировать диалектическое мышление, развивать навыки прогнозирования и фантазирования;
- воспитание духа командного соревнования, воспитание бережного отношения к мебели, воспитание заботливого отношения к ближнему.
Дети на занятии активно вступали в диалог, с большим интересом участвовали в выполнении всех заданий. В результате применения проблемно – поискового подхода занятие достигло своей цели, у детей систематизировались представления о назначении дома и его составных частей; со всеми поставленными задачами справились. Каждое выполненное задание оценивалось с точки зрения правильности, полноты ответа, за что поощрялось похвалой. В заключение занятия была дана оценка работе каждого ребенка и вручены сувениры.
Во время проведения совместной деятельности дети были отзывчивы, заинтересованы, легко шли на контакт, поэтому трудностей в организации и проведении данного мероприятия не наблюдалось.
Использование современной ТРИЗ - технологии позволило сделать занятие интересным, познавательным и продуктивным.
Образовательная
задача Развивающая задача Воспитательная задача
Начало занятия (предварительная работа: степень усвоения программных задач, определённых для проведения занятия) 46 % 57% 76%
Конец занятия
(подведение итога, собеседование с детьми) 65% 68% 92%
В процессе проведённого занятия дети полностью справились с поставленными задачами.
Занятие проведено на достаточно качественном уровне. Планирую продолжать применение ТРИЗ - технологий в работе с детьми. Практика показывает, что использование новых технологий оказывает большое влияние на всестороннее развитие детей. Исходя из этого, планирую расширить применение новых технологий в педагогической деятельности.
Приложение 1
Инструментарий для проведения занятия
Показатель Содержание дидактического задания Критерии оценки
Определение представлений детей о назначении дома и его составных частей. Решение проблемно – поисковых ситуаций (анализ функций внешних подсистем дома) 1 – не имеет представлений
2 – имеет частичное представление
3 – имеет представление и называет функции
Умение соотносить размеры кубиков. Строительство дома по принципу «кубик на кубик» (чей дом выше) 1 – не видит взаимосвязи между размером кубиков и высотой постройки
2 – анализирует и применяет с помощью педагога
3 –умеет анализировать ситуацию
Умение устанавливать взаимосвязи. Решение проблемных ситуаций (анализ функций внутренних подсистем дома) 1- не формулирует выводы
2- формулирует выводы с помощью педагога
3 – самостоятельно формулирует выводы
Воспитание доброжелательного отношения друг к другу при выполнении командного задания Игра «Строим дом» 1- проявляет негативные качества
2- проявляет доброжелательное отношение при поддержки взрослого
3- проявляет доброжелательное отношение