ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯМ РАЗНЫХ ЖАНРОВ










Пояснительная записка

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.
Цель данной программы: помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературным понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.
Программа рассчитана на 68 часов: по 1 часу в неделю (34 часа) - в 10 классе, по 1 часу (34 часа) - в 11 классе; программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся
Учащиеся должны:
- понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
- уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры;
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.






















Содержание программы

Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике.
Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста.
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров: литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинение-характеристика, литературный портрет. Зависимость структуры сочинения от его типа.
Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Развернутый план работы над сочинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение.
Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.
Сочинение-характеристика героя (герои, образ, персонаж, повествователь, лирический герой). Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных героев. План построения сочинения-сравнения.
Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя. Принципы, лежащие в основе сочинений по нескольким произведениям или периоду творчества писателя.
Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера.
Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизодом при анализе художественного произведения.
Сочинение-анализ стихотворения. Имманентный анализ. Интертекстуальный анализ.
Стилистика сочинения. Редактирования и рецензирование, анализ сочинения.





















Календарно-тематический план
№ п/п
Тема
Кол-во час
Виды деятельности учащихся
Дата

1
2
3
4
По плану
Факт.

1
Сочинение как текст. Основные признаки текста
1
Слушание лекции учителя и ее запись: составление плана, опорной таблицы
5.09



2
Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению
1
Отбор и систематизация фактического материала к темам сочинений
12.09



3
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе
1
Составление таблиц терминов (литературоведческих, обществоведческих), анализ формулировок тем сочинений, в которых есть термины; анализ сочинений; составление плана сочинения, подбор фактического материала
19.09


4
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам
1
Запись лекции учителя, подбор тем сочинений, анализ тем сочинений
26.09


5
Своеобразие жанров сочинений
1
Создание коллективного плана сочинения любого жанра, анализ сочинений, отбор фактического материала и его структурирование в зависимости от жанра
3.10


6
Выбор темы сочинения. Структура сочинения
1
Практикум по выбору темы сочинения, его обоснование, подбор эпиграфа, составление планов (простых, сложных, написание вступлений и заключений в зависимости от жанра
10.10


7
Сочинение-рассуждение
8
Практикум (обдумывание основного тезиса, определение объема и содержания темы, составление плана, подбор аргументов и фактического материала. Разработка темы сочинения как доказательство или опровержение
17.10
24.10
31.10
14.11
21.11
28.11
5.12
12.12





8
Сочинение-характеристика
6
Устное сочинение по плану, анализ планов; составление таблицы, представляющей сравнение двух образов, формулировка тем по творчеству одного писателя, двух писателей
19.12
26.12
16.01
23.01
30.01
6.02


9
Обобщающие сочинения. Принципы их построения
4
Подбор цитат и аргументов для доказательства утверждений, подбор произведений к теме сочинения, составление плана сочинения с тезисами и цитатами
13.02
20.02
27.02
5.03



10
Анализ эпизода в школьном сочинении
3
Составление списка эпизодов,
анализ которых значим для
понимания смысла произведения XIX и XX вв., анализ эпизодов по плану, создание
сочинения - анализ эпизода. Анализ школьных сочинений, в основе которых лежит анализ эпизода
12.03
19.03
2.04






11
Анализ стихотворения в школьном сочинении
3
Практическое занятие (по восприятию, истолкованию и оценке поэтического текста, нахождение художественных средств, определение их роли.
Анализ и рецензирование готовых сочинений
9.04
16.04
23.04




12
Редактирование и рецензирование сочинений
2
Анализ ошибок, правка готовых сочинений, написание рецензий
30.04
7.05




13
Защита учащимися сочинений разных жанров
1

14.05


14
Резервный урок
1

21.05



Всего 34 ч.





Литература для учителя

Айзерман, Л. С. Сочинение о сочинениях. - М.: Просвещение, 1986.
Богданова, О. Ю., Овчинникова, Л. В., Романичева, Е. С. Экзамен по литературе: от выпускного к вступительному / под ред. О. Ю. Богдановой - М.: Просвещение, 1997.
Воронкевич, А. С. Как писать вступительное сочинение: из опыта экзаменов в МГУ им. М. В, Ломоносова. - М., 1993.
Иванченко, Н. И. Подготовка к выпускному экзамену по литературе: уроки повторения русской классики в 11 классе. - М.: Просвещение, 2001.
Ильин, Е. Н. Как сдать экзамен по литературе. Рекомендации для поступающих в вузы. - 2-е изд. - М.: Школа - Пресс, 1995.
Калганова, Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах. -М.: Просвещение, 1997.
Козловская, Н. В., Сергеева, Е. В. Экзаменационное сочинение. В помощь выпускнику школы и абитуриенту. - СПб.: Паритет, 2000.
Кохтев, Н. Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. - М.: Издательство МГУ, 1994.
Крундышев, А. А. Сочинение как вид самостоятельной работы.-М.: Просвещение, 1987.
Лазаренко, Г. П. Школьное сочинение как литературный жанр. - М., 1990.
Леонов, С. В. Развитие речи учащихся на уроках литературы. - М.: Флинта, 1994.
Монахова, О. П., Малхазова, М. В. Русская литература XIX века: в 3 ч.-М.: МАРК, 1994.
Обернихина, Г. А. Как писать сочинение. - М.: РИПКРО, 1989.
Обернихина, Г. А. Сочинение на литературную тему: пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2000.
Озеров, Ю. А. Раздумья перед сочинением. - М.: Просвещение, 1990.
Письменный и устный экзамены по литературе и русскому языку: пособие для старшеклассников и абитуриентов / под ред. Маранцмана В. Г. - СПб.: Специальная литература, 1996.
Приложение «Литература» к газете «Первое сентября» № 11, 1999; № 10, № 15, 2000; № 10, 2001; № 8, 2002.
Русова, Н. Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант. -Н. Новгород, 1994.
Штейберг, Л. Я., Кондаков, И. В. От Горького до Солженицына: пособие для поступающих в вузы. - М,: Высшая школа, 1994.
Карнаух, Н. Л., Щербина, И. В. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. - М.: ДРОФА, 2002.
Коган, И. И., Козловская, Н. В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении. -СПб.: САГА, 2003.

Литература для учащихся

Лимонад, Т. В. С сочинением на «ты»: Пособие для старших школьников и абитуриентов. - М.: Школьная Пресса, 2001.
Лион, П. Э., Лохова, Н. М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. - М.: Дрофа, 1999.



15