Технологическая карта по литературному чтению на тему: Авторская сказка. Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка». (2 класс, УМКПланета Знаний)


Предмет: Литературное чтениеУчитель: Протопопова Елизавета ВикторовнаКласс: 2 класс «Б».Школа: ГБОУ СОШ №368 с углубленным изучением английского языка Фрунзенского района, г. Санкт-ПетербургаУМК: Планета Знаний.Тип урока: Открытие новых знаний.Тема урока: Авторская сказка. Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка».Цель: Способствовать формированию представлений о жанровой специфике сказки.Задачи: Образовательные: Организовать деятельность учащихся, направленную на анализ сказки;Формировать умение ориентироваться в тексте;Учиться формулировать выводы.Развивающие: Создавать условия для развития исследовательских навыков;Развивать умение воспринимать на слух тексты в исполнении учащихся; Развивать умение вести диалог с автором.Воспитательные: Воспитывать любовь к природе;Воспитывать умение работать в коллективе;Воспитывать аккуратность.
Оборудование: презентация, компьютер, учебник, портрет писателя.
Ход работы
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые: УУД
Орг. момент Доброго утра! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Личностные: Самоорганизация.
Акт.знанПостановка цели урока. Сегодня у нас путешествие
Хочу вас пригласить.
- А сопровождать нас в этом путешествии будет…друг Незнайки Знайка)(На доске корабль, фигурки главных героев помещаются на палубу).
-Ребята вы обратили внимание на то, как называется наш корабль?
- Что вы знаете об этом человеке?
Как вы думаете, почему наш корабль так называется?
Мы отправляемся в путешествие на таком прекрасном корабле, а так мало знаем об этом человеке.
Хотите узнать о нём больше?
- Наши ученики 2 «б» класса подготовили материал об этом писателе. Пожалуйста, послушайте их внимательно.
- Спасибо, молодцы!
Что нового вы узнали об этом человеке?
-Ребята теперь вы многое узнали об этом человеке. С кем сможете поделиться этой информацией? Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Да.
Маша: Джозеф Редьярд Киплинг - английский прозаик и поэт, родился в 1865 году в Бомбее (Индия). Р. Киплинг считал детские годы, проведённые в Индии, самыми счастливыми в жизни, т. к. потом ему пришлось несладко.
Даша: Когда будущему писателю исполнилось 6 лет, его вместе с сестрой отправили учиться в Англию. Они жили в частном пансионе, хозяева которого были грубыми и бескультурными людьми.
Олеся: После окончания пансиона Киплинг поступил в военное училище, но не закончив его, с радостью возвращается в Индию.
Даниил: В 24года Киплинга называли классиком английской литературы, он получил Нобелевскую премию по литературе. Кроме прозы Киплинг всю жизнь писал стихи.
Степан: Дети всего мира прекрасно знакомы с Маугли, ребята полюбили сказки из сборника «Вот так сказки» или «Просто сказки»), в которых автор отвечает на бесконечные вопросы «откуда» и «почему?»- Высказывают своё отношение к новому..-Со своим знакомым, друзьями и родителями. Познавательные:
Ставить и формулировать проблему, строить сообщения в устной форме.
Устанавливать причинно-следственные связи в изученной теме.
Первичное усвоение нового материала. Посмотрите на корабль. Что ещё заметили? (На флаге заголовок с вопросительным знаком «Откуда у кита такая глотка?».)
-Как вы думаете, какая тема нашего урока?
-Кто из героев нам сегодня поможет в расследовании?
- Проникнем в тайны текста,
Секреты разгадаем.
И на вопрос на флаге
Ответ с тобой узнаем. -Дети читают.
-На флаге написано: «Откуда у кита такая глотка?».
Высказывают предположения.
-Сегодня мы исследуем произведение Р. Киплинга, попробуем разобраться и найти ответ на этот вопрос.
Ответы детей. Познавательные:
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и не существенных признаков.
Устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные:Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватно-ретроспективной оценки.
Физкультминутка Работа с текстом. -На доске записаны слова (благородное, великодушное, млекопитающее, лягаться, бренчать)
-Ребята, как вы думаете, почему на доске появились слова?
Как вы понимаете значение этих слов?
стр.68- чтение учителем текста до слов: «Но этот человек был очень находчивый, умный и храбрый»
- О чём прочитали?
- Прочитайте, каких рыб съел кит?
- Что заметили?
- Вспомните, на какого литературного героя похож кит?
- Предположите, сможет ли кит съесть человека?
- Давайте поплывём за китом и узнаем смог ли кит съесть человека.
(чтение сказки по цепочке до конца).
-Высказывают свои предположения.
-эти слова встретятся в произведении.
-Объясняют значение слов (при необходимости пользуются толковы словарем.)
-Высказывают своё отношение к прочитанному.
-О том, как кит съел всю рыбу в море и колюшка подсказала ему, что можно съесть человека.
-Дети находят ответ на вопрос в тексте и зачитывают.
-Он ел и лещей, и ершей, и белугу, и севрюгу, и селёдку, и селёдкину тётку, и плотичку, и её сестричку, и шустрого, быстрого вьюна-вертуна угря.
-Рифму
Вспоминают и называют литературных героев
-Робин Бобина
-Высказывают предположения.
-Читают произведение цепочкой до конца. Познавательные:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников информации.
Регулятивные:
Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Закрепление полученных знаний. Понравилось вам произведение?
-Удалось ли киту съесть человека?
- Поработаем в группах и проведём расследование:
(подготовлены карточки с заданиями)
1 группа – Расследуйте, почему человек не сопротивлялся и не пытался спастись.
2 группа – Какие качества характера помогли моряку спастись? Найдите в тексте подтверждения.
3 группа – Какие предметы сыграли решающую роль в спасении?
Подсказка от Знайки: ищите слова в скобках, прочитайте их. Как он их использовал? Прочитайте этот отрывок.
- Ребята, что же вы можете сказать о человеке?
- Прочитайте, комментарий автора учебника перед сказкой.
- Согласны ли вы с этим высказыванием?
Высказывают своё отношение к произведению.
-Да, удалось.
-Организуют группы.
-Обсуждают вопрос в группе, один высказывает предположение группы.
-Возможно, он что-то задумал и хотел, чтобы кит его проглотил, ему надо было попасть домой в Англию, хотя бы и таким путём.
Находят и зачитывают из текста.
-Его Мама позволила ему болтать голыми ногами в воде, иначе он не стал бы болтать, потому что был очень умный и храбрый.
-Но как только Моряк, очень умный и храбрый, очутился в тёмном и тёплом чулане, который называется желудком Кита, он давай кувыркаться, брыкаться, кусаться, лягаться, колотить, молотить, хлопать, топать, стучать, бренчать и в таком неподходящем месте заплясал трепака, что Кит почувствовал себя совсем нехорошо. Находят и зачитывают из текста.
-пожалуйста, не забудь про подтяжки, мой милый!
-Высказывают предположения.
-Сообразительный, находчивый.
-Читают.
(Очень изобретательная сказка)
-Высказывают своё отношение к комментарию автора. Коммуникативные:
Формировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.
Познавательные:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников информации.
Регулятивные:
Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Обобщение. - Ребята, вернёмся к схеме, по которой мы работали на прошлых уроках
Поработайте в парах, исследуйте прочитанное произведение и найдите соответствие, отметьте их стрелками. (Виды и категории литературных произведений напечатаны на карточках)
научныйсказкапроза народнаярассказ авторская стихотворение научныйпоэзия художественныйволшебнаяо животных- Проверим вашу работу. (один из учащихся отвечает)
-Попрошу вас привести примеры доказательства.
-Это сказка? Докажите, что это сказка?
-К какой категории она относится?
-Кто являются главными героями сказки?
-В чём же необычность этой сказки?
- Что же вы узнали нового из этой сказки?
- Действительно, сказки учат нас не только правильным поступкам, но и дают ответы на научные вопросы.
-Как вы думаете, правда ли у кита в глотке решётка?
-Я попросила ребят найти материал о ките, чтобы ответить на этот вопрос.
-Дети, какую интересную сказку мы прочитали!
- Согласны с моим высказыванием?
- Сыщики подсказывают, что это не сказка.
Назовите отличие научного текста от сказки.
Самостоятельная работа
- Ребята, вы были внимательными и я думаю, сможете ответить на вопросы сыщиков из учебника на стр.71.
- Кстати, а кто такие литературоведы?
- Что такое досье?
Обсуждают прочитанное произведение и соединяют необходимые данные в карточке.
-Знаками показывают своё отношение к ответу одноклассника.
1.Есть зачин и концовка - свадьба.
2.Животные разговаривают.
3.Есть заклинание.
4.Повторы, использование магического числа 3
-Авторская сказка о животных
-Высказывают свои предположения и доказывают.
-животные
-человек
-Это сказочная версия ответа на научный вопрос.
-Высказывают свое мнение.
-Высказывают свои предположения.
-Ученик сообщает сведения из энциклопедии о ките.
Зачитывают текст из энциклопедии.
-Реакция детей.
-Приводят доказательства.
-В сказке есть превращения и волшебство.
-Животные разговаривают.
-В научном тексте все данные приводятся только те которые исследовали и доказали., поэтому ребята читали научный текст, в нём достоверные факты.
-Высказывают свои предположения.
-Это учёные, исследователи литературных произведений.
-Собрание документов, относящихся к каком - нибудь делу, лицу, папка с документами.
Познавательные:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников информации.
Регулятивные:
Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные:
Формировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.
Познавательные:Осознано и произвольно строить сообщения в устной форме. Для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Рефлексия и подведение итогов. -В чём же нам помогли разобраться Знайка и Незнайка- Определите местоположение нашего корабля.
-Кто может показать на карте или глобусе Англию? (учитель по необходимости помогает детям ориентироваться по карте)
-Пора возвращаться домой. Дома вы подумаете над вопросами из учебника на стр.72 ( Почему тигр полосатый? Откуда у кенгуру сумка? Почему не летает птица - курица?)- Итак, возвращаемся домой.
- Мне сегодня было очень комфортно с вами на уроке. Спасибо вам.
-Продолжи фразу:Мне понравилось…На уроке я узнал, что...Меня удивило…Мне бы хотелось…Я повторил…. - Ну, а теперь мне хотелось бы узнать, как вы сами оцениваете свою работу на уроке.
Перед вами лежат кораблики. Выберите для своего кораблика название, которое бы отражало ваше настроение на сегодняшнем уроке чтения. Словарь настроения: весёлый, солнечный, грустный, радостный, счастливый, печальный.
-Мы исследовали сказку Киплинга, узнали сказочную версию «Откуда у кита такая глотка».
-Мы находимся у берегов Англии.
-Ищут на карте и показывают
-Дети записывают домашнее задание.
Оценивают себя.
Комментарии детей.
Коммуникативные:Формировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.
Умение формировать собственное мнение и позицию; отвечать на вопросы.
Д.ЗУч. С 68 – 71 (вопросы, читать)