Рекомендации для учителей по работе над безударными гласными

Консультация логопеда для учителей русского языка
Безударные гласные.
Одним из факторов, лежащих в основе трудностей формирования орфографических навыков являются затруднения в подборе родственных слов, которые возникают из-за:
-бедного словарного запаса;
- неумения анализировать морфемную структуру слова.
Уже приступая ко 2 этапу работы над орфограммой «Безударная гласная», и, продолжая её на З и4 этапах, учащимся необходимо иметь определённые знания не только на фонетическом уровне, но и на морфемном. Среди них важное значение имеет то, насколько хорошо ребёнок умеет:
-образовывать родственные слова (разных частей речи) различными способами;
-выделять и дифференцировать по значению словообразующие и формообразующие аффиксы;
- определять на слух и видеть слабую позицию безударной гласной в слове.
Работу над словообразованием следует начинать уже с 1 класса.
В 1 классе морфологический аспект предлагается на неосознанном уровне.
Дети наблюдают за тем, что в словах, образованных от одного и того же слова, общая часть пишется одинаково. Начинается эта работа на уроках обучения грамоте, когда дети учатся читать цепочки слов. Н-р: мороз-морозец-морозить-м_р_зильник; море-морской-марячка-м_ряк.
Для детей более высокого уровня даётся задание: вставить пропущенные буквы, обосновать свой выбор, добавить слова в данную цепочку, найти ошибку.
Понятия морфем на первой ступени не вводятся, но делается акцент на то, что слова состоят из частей, что в результате присоединения определённой части происходит изменение его значения, и ведётся наблюдение за правописанием этих частей уже в разных словах.
В 1 классе можно вводить в рамках словообразования следующие суффиксы: -ок, -очк-, -ечк- (уменьшительно-ласкательные), -чик-, -щик- (род деятельности, профессии), -онок,-ёнок (детёныши животных).
Сначала, для того, чтобы ребёнок понял способ образования слов, образуем слова с ударным суффиксом, н-р.: гриб-грибок-грибник, а затем и с безударными.
Во 2 классе словообразовательная работа усложняется. Вводятся понятия: корень, суффикс, приставка и так же обращается внимание на их неизменное написание. Постепенно вводятся новые суффиксы.
На этом этапе вводится префиксальный способ образования слов. Обращается внимание на приставки с гласной а: на, за, над. И только после того, когда ребёнок чётко усвоит данные приставки на слух и зрительно, вводятся приставки с гласной о .Эти задания способствуют осознанному использованию различных морфем уже на понятийном уровне.
Очень важно, чтобы ребёнок мог на слух вычленять различные части слова, на слух определять безударную гласную, её место в слове и применять известные способы проверки. На разных этапах урока проводятся упражнения на сравнение слов с ударной и безударной гласной в разных частях слова.
Постепенно к З-му классу этап словообразования становится лексическим. Вводится вопросный алгоритм образования цепочки родственных слов. что?- большой- маленький- какой?- как? что делать? (гора-горка-горный и т.д)
Во втором полугодии З класса, к началу 4 класса отрабатывается умение в определении места и проверки безударной гласной в слове. Учащиеся анализируют слово с морфемной и морфологической стороны, что имеет важное значение для общего языкового развития и грамотного письма по определённым правилам, и вышеуказанный алгоритм используют на понятийном уровне, в котором цепочка родственных слов представляет все части речи.
Сущ.-Прил. Глаг.
Прил. - Прил.- Сущ.- Глаг. Глаг.- Глаг.- Сущ.- Прил.
Н- р.: х-л-дит- холод- холодный.
Таким образом, умея образовывать цепочку родственных слов, ученик не просто обогащает словарный запас слов, но и быстрее подбирает проверочные слова.
Основной причиной орфографических ошибок является отсутствие у учащихся орфографической зоркости и развитого слухового восприятия. Развитие орфографической зоркости возможно при условии систематической и целенаправленной работы по формированию умения обнаруживать на слух и зрительно орфограммы. Основной орфограммой в начальной школе является «Безударная гласная». Работа начинается с первого класса: учим определять количество гласных в слове,
- различать гласные и согласные звуки и буквы,
-различать гласные ударные и безударные звуки (на основе их сравнения, группировки, характеристики)
- ударение.
Необходимо проверить, все ли ученики понимают, что орфограмма –это то место, где произношение звуков в слове расходится с его написанием.
Тема « Безударная гласная в корне слова», алгоритм проверки: «один-много», «много-один»
Словарь
Тренировочные упражнения


Орфографическая зоркость
Слуховое восприятие

Земля,
деревья,
ковёр,
стволы,
трава, ряды,
сады,
стихи, леса,
вода,
снега,
мосты,
тропа,
дворы,
цветы,
хвосты,
плита, зима,
дрова, глаза, весна,
столы,
поля,
хлеба,
гора,
грибы,
стена,
доска,
окно,
места,
озёра,
следы,
сосна,
врачи,
зерно.

Спиши. Поставь ударение, подчеркни безударную гласную в корнях слов.
( добавить слова с ударной гласной в корне, корни выделены.).
Расставь знак ударения, подчеркни безударную гласную в словах. Определи её место в слове.
Спиши слова, подчеркни букву корня, которая требует проверки.
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подбери проверочное слово. (з.мля- , м.ря - , и т.д.)
Спишите, докажи выбор буквы.Задай себе вопрос от какого слова это слово.( в да, ств лы и т.д.)
Письмо слов и предложений с пропусками.
Найди в тексте 5 ошибок на безударную гласную. Докажи свой выбор буквы.
Определи пропущенную орфограмму и объясни правильность ответа.
Различного рода графические диктанты

- какие гласные корня ты слышишь
- безударную гласную корня
- Запись слов под диктовку
с предварительным проговариванием
-Запись словосочетаний под диктовку с предварительным проговариванием

- запись предложений
диктовку с предварительным проговариванием












Затем включаются не только существительные, но и прилагательные и часть глаголов, часто употребляемых в контрольных работах. (в связи с тем, что учащиеся изучают и закрепляют способ проверки слов путём подбора родственных слов)
Словарь
Задания на развитие орфографической зоркости

Имя сущ.
Имя прил.
Глагол


Детишки, малыши,
Детвора, сестричка,
лисичка, листочки,
бедняга, тропинка,
травинка, игрушки, лесок,
мосток, снежок, островок,
сторожка, чистота, кормушка,
площадка, снежки, колючка, лошадка
Глазной, смолистые,
лесной, сосновый, звериный, больной,
осенний, родной,
зелёный, молодой, листовой, грибной
беговой, плакучая,
земляной, весёлый,
морской, большой,
гористый, дождливый.

Читает, стоял, бежал, бегут,
играет, лежит,
стоит, мастерят,
течёт, ходили, бежали, подарить.
Бежит, побегут
убегает, белеет
читать, читает
возили, стоит
пахали, лежат
приведут, стоят
висит, висят
свисают,
увидел, посмотри, посмотрел
шагал, темнеть
ведёт,
зеленеют,
спасают, меняет,
заболел,глядят,
позвонила,сидел,
лизал,лежал,
лечить, накормить,
писал,догадались,
кричать, поселился, смотреть, играли,
ухватить, молчит,
пищат, сажают, затрещат, махнула,
замело
Подбери родственные слова. Подчеркни слова, требующие проверки. ( трав- )
Подбери родственные слова. Подчеркни слова, которые являются проверочными для всех остальных слов.
Спиши группы родственных слов. Подчеркни слова, требующие проверки или слова, которые являются проверочными для всех остальных слов.
Подбери родственные слова, которые можно проверить словом: лес-