Рабочая программа по теории вероятностей для 7-9 классов учебник Ю.Н. Тюрин


Пояснительная записка
(расширенное изучение предмета)
Статус документа
Рабочая программа по теории вероятностей и статистике 7 – 9 классов составлена на основе федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования.
В программу по математике основной школы включаются элементы теории вероятностей и статистики. Программа разработана
на основе учебного пособия «Теория вероятностей и статистика», написанной авторским коллективом под руководством профессора
Ю. Н. Тюрина. Данная рабочая программа полностью отражает углубленный уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, основное содержание, примерное распределение учебных часов по разделам программы, требования к уровню подготовки учащихся данного класса, тематическое планирование учебного материала, поурочное планирование, учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя.
Общая характеристика учебного предмета
Теория вероятностей и математическая статистика сформировались в научные дисциплины позже большинства других разделов математики. Она необходима для приобретения конкретных знаний и практически значимых умений, формирования современного мировоззрения. Знакомство с основными принципами сбора, анализа и представления данных об обществе и государстве приобщает школьников к общественным интересам, вносит вклад в развитие логического мышления учащихся.
Цели
Изучение теории вероятностей и статистики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
а) дать законченное элементарное представление о теории вероятностей и статистике и их тесной взаимосвязи;
б) подчеркнуть тесную связь разделов математики с окружающим миром, как на стадии введения математических понятий, так и на
стадии использования полученных результатов;
в) воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости теории
вероятностей и статистики для научно-технического прогресса.
Место предмета
На изучение предмета отводится 1 час в неделю . Итого: по 34 часа за учебный год в 7, 8 и 9 классах.
Используемый учебно-методический комплект
Тюрин Ю. Н., Макаров А. А., Высоцкий И. Р., Ященко И. В. «Теория вероятностей и статистика, 7 – 9 классы»: учебник для
общеобразовательных учреждений. Изд. ОАО «Московские учебники», 2008 г.
Багишова О.А. «Тетрадь по теории вероятностей и статистике 7 класс, 8 класс, 9 класс» Москва 2010 год
Тюрин Ю. Н., Макаров А. А., Высоцкий И. Р., Ященко И. В. «Теория вероятностей и статистика»: методическое пособие для учителя
Изд. МЦНМО МИОО Москва, 2008 г.
Распределение учебных часов по разделам программы

7 класс
Представление данных в таблицах и диаграммах – 9 часов
Описательная статистика и случайная изменчивость – 9 часов
Введение в теорию вероятностей – 12 часа
Повторение – 4 часа
8 класс
Повторение – 2 часа
События и вероятности – 13 часов
Элементы комбинаторики – 11 часов
Испытания Бернулли – 7 часа
9 класс
Геометрическая вероятность – 6 часа
Случайные величины – 6 часов
Числовые характеристики случайных величин – 14 часа
Случайные величины в статистике – 8 часа
На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также
систематизация полученных ранее знаний.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
а) основные понятия и определения по теории вероятностей и статистике по программе;
б) формулы нахождения вероятности события, сложения и умножения вероятностей;
уметь:
а) уверенно искать нужную информацию в таблице;
б) выполнять элементарные вычисления по табличным данным;
в) строить столбиковые и круговые диаграммы по имеющимся данным;
г) объяснять и вычислять медиану, среднее арифметическое, размах и дисперсию для набора чисел;
д) приводить примеры случайных событий и случайной изменчивости;
д) владеть алгоритмами решения основных задач;
е) пользоваться статистическим языком для описания предметов окружающего мира.
Тематическое планирование по курсу Теория вероятностей
7-9 классы
Количество часов в неделю-1
Количество часов в году-34
класс № темы Изучаемая тема Количество часов по программе Количество часов запланировано Количество часов дано 1 п/г 2 п/г
7класс 1 Таблицы (1-2-3-4-5-6 недели) 3 6 2 Диаграммы (7-8-9 недели) 3 3 3 Описательная статистика(10-11-12-13-14-15 недели) 4 6 4 Случайная изменчивость (16-17-18 недели) 4 3 5 Случайные события и вероятность (19-20-21-22-23 недели) 2 5 6 Математическое описание случайных явлений (24-25-26-27-28-29-30 недели) 2 7 Повторение (31-32-33-34 недели) 0 4 8 класс Повторение курса 7 класс (1-2 недели) 0 2 7 Вероятности случайных событий. Сложение и умножение вероятностей (3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15 недели) 2 13 8 Элементы комбинаторики (16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26 недели) 6 11 10 Испытания Бернулли (27-28-29-30-31-32-33-34 недели) 6 8 9 класс 9 Геометрическая вероятность (1-2-3-4-5-6 недели) 2 6 11 Случайные величины (7-8-9-10-11-12 недели) 5 6 12 Числовые характеристики случайных величин (13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26 недели) 2 14 13 Случайные величины в статистике (27-28-29-30-31-32-33-34 недели)5 8 Количество часов в неделю-1
1 сем. 2 сем. 3 сем. 4 сем. 5 сем. 6 сем. год
Количество уроков По программе 34
запланировано 34
дано Поурочное планирование по Теории вероятностей 7 класс
Количество часов в неделю-1
Количество часов в году-34
№ урока в учебном году(1 семестр) Во 2 сем. В 3 сем. В 4 сем. В 5 сем. В 6 сем. Тема урока
1 Статистические данные в таблицах
2 Поиск информации в таблицах
3 Вычисления в таблицах
4 Крупнейшие города России
5 Таблицы с результатами подсчетов
6 Таблицы с результатами измерений
7 Столбиковая диаграмма
8 Круговая диаграмма
9 Диаграмма рассеивания
10 Среднее значение
11 Медиана
12 Наибольшее и наименьшее значение. Размах
13 Отклонения
14 Дисперсия
15 Обозначения и формулы. Свойства среднего арифметического и дисперсии
16 Примеры случайной изменчивости
17 Рост человека
18 Точность измерений
19 Случайные события
20 Вероятности и частоты
21 Монета и игральная кость в теории вероятностей
22 Как узнать вероятность события?
23 Зачем нужно знать вероятность события?
24 Случайные опыты
25 Элементарные события
26 Равновозможные элементарные события
27 Вероятности элементарных событий
28 Благоприятствующие элементарные события
29 Вероятности событий
30 Опыты с равновозможными элементарными событиями
31 Итоговое повторение
32 Итоговое повторение
33 Городская контрольная работа
Поурочное планирование
По теории вероятностей и статистике
для 8 класса «Б »
количество часов в неделю-1
количество часов в году-34
№№ уроков Темы уроков
в уч. году (в 1 сем.) во 2 сем. в 3 сем. в 4 сем. в 5 сем. в 6 сем.
1-2 Повторение курса 7 класса
3-4 Противоположные события. Диаграммы Эйлера
5-6 Объединение событий
7-8 Пересечение событий
9-10 Несовместные события. Правило сложения вероятностей
11-12 Формулы сложения вероятностей
13 Случайный выбор
14-15 Независимые события. Правило умножения
16 Правило умножения
17-18 Перестановки. Факториал числа
19-20 Правило умножения и перестановки в задачах на вычисление вероятностей
21-22 Сочетания
23-24 Сочетания в задачах на вычисление вероятностей
25-26 Решение задач на вычисление вероятностей
27 Контрольная работа
28-29 Успех и неудача
30-31 Число успехов в испытаниях Бернулли
32-33-34 Вероятности событий в испытаниях Бернулли
Поурочное планирование по Теории вероятностей 9 класс
Количество часов в неделю-1
Количество часов в году-34
№ урока в учебном году(1 сем.) Во 2 сем. В 3 сем. В 4 сем. В 5 сем. В 6 сем. Тема урока
1-2 Выбор точки из фигуры на плоскости
3-4 Выбор точки из отрезка и дуги окружности
5-6 Выбор точки из числового отрезка
7-8 Примеры случайных величин
9-10 Распределение вероятностей случайной величины
11-12 Биноминальное распределение
13-14 Математическое ожидание случайной величины
15-16 Свойства математического ожидания
17-18 Рассеивание значений. Задача про испытания дозирующих автоматов.
19-20 Дисперсия и стандартное отклонение.
21-22 Свойства дисперсии
23-24 Математическое ожидание числа успехов в серии испытаний Бернулли.
25-26 Дисперсия числа успехов.
27-28 Измерения вероятностей
29-30 Точность приближения
31-32 Социологические обследования
33-34 Закон больших чисел