Мониторинг метапредметных учебных универсальных действий младших школьников

Мониторинг метапредметных УУД
Отслеживание развития и формирования метапредметных УУД учащихся начинаю с педагогической диагностики стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе по УМК «Школьный старт» авторы: Беглова Т.В., Битянова А.Г. Данная диагностика дает получение достоверной информации о готовности ребенка успешно обучаться и выходить на качественный образовательный результат 1 класса.
Стартовая готовность ребенка к школьному обучению складывается из 17 показателей (умений). Пятнадцать относятся к компоненту «инструментальная готовность», два характеризуют личностную готовность.
Результаты педагогической диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе уч-ся 1 «а» класса
Дата проведения: 18 – 27 сентября 2014г
Учитель: Симонова З.П
Форма диагностики: тестовые задания на основе рабочей тетради для первоклассников «Школьный старт» (авт: Т.В.Беглова, М.Р. Битянова, А.Г.Теплицкая ).

Показатели стартовой готовности (умения ребёнка), диагностируемые на данном этапе:
I Инструментальный компонент
1. Воспринимать знакомый объект как целое в условиях фрагментарного предъявления
2. Выделять из потока информации отдельные детали исходя из поставленной задачи
3. Видеть существенные признаки в образе воспринимаемого объекта
4. Придерживаться заданной последовательности в процессе наблюдения
5, Опираться на зрительный образ для удержания в памяти учебной информации
6. Устанавливать отношения типа « род-вид» между понятиями
7. Устанавливать логические связи типа «причина-следствие» между явлениями
8. Устанавливать количественные отношения типа «больше-меньше» между объектами и явлениями
9. Выделять объекты из множества других и объединять их в соответствии с поставленной задачей
10. Оперировать информацией с помощью образа, слова, схемы и знаков при выполнении учебных заданий
11. Видеть закономерность в изучаемой информации
12. Анализировать объекты и обнаруживать в них существенные признаки понятий
13. Соотносить результат с образцом и устанавливать несоответствия
14. Следовать инструкции при выполнении учебных действий
15. Использовать речь взрослого как источник информации при выполнении учебных заданий
II Личностный компонент
16. Иметь позитивное эмоционально-ценностное отношение к учебной деятельности
17. Иметь мотивационную готовность выполнять учебные задания высокого уровня сложности

Сводная таблица данных диагностики «Школьный старт» 1 «а» класса. Учитель: Симонова З.П.


ФИ
Инструментальная готовность
Личностная готовность



1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Е-1
16
17
Е-2

1
Агафонова
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
В-28
2
2
4

2
Амян
2
2
2
2
1
2
2
2
0
2
1
2
2
2
2
В-25
2
2
4

3
Батомунуев
2
2
2
2
1
1
1
1
1
0
1
0
2
1
1
С-18
1
1
2

4
Ванданов
2
2
2
2
2
2
1
1
2
1
1
0
1
0
1
С-20
2
1
3

5
Гармаев
2
1
2
2
0
1
2
1
2
0
1
1
2
0
2
С-19
1
0
1

6
Данзанова
2
2
2
2
0
1
2
1
2
1
1
1
2
0
0
С-19
2
0
2

7
Дарменова
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
0
2
В-27
2
2
4

8
Дакич Л
2
2
2
2
2
2
2
2
0
2
0
2
2
2
2
В-26
2
2
4

9
Доржиева
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
1
2
2
0
2
В-26
2
0
2

10
Доржиев
1
2
2
2
2
1
2
1
1
0
0
1
1
1
1
С-18
2
2
4

11
Дугаров
2
2
1
2
2
1
1
1
2
1
1
1
1
0
1
С-9
2
0
2

12
Козлова
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
В-29
2
2
4

13
Красавин
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
2
2
2
В-28
2
2
4

14
Ошоров
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
в-28
2
2
4

15
Ошорова
2
2
2
2
1
2
1
2
2
2
1
2
2
1
2
26
1
1
2

16
Пожарецкий
2
2
2
2
1
2
1
2
0
1
0
0
2
1
1
С-19
2
2
4

17
Понамаревский
2
1
2
2
2
2
2
2
1
2
1
1
2
0
2
24
2
1
3

18
Самбуева
2
1
1
2
1
1
2
1
2
2
1
1
1
0
1
С-19
1
1
2

19
Толстихин
2
2
2
2
1
2
2
1
0
1
1
0
2
0
2
20
1
1
2

20
Федотова
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
0
1
1
1
2
С-17
0
2
2

21
Халзагаров
2
2
2
2
2
2
0
2
2
2
2
1
2
0
2
25
1
1
2

22
Халтубаева
1
2
2
2
2
1
2
2
2
2
1
2
2
1
2
26
2
2
4

23
Цыбикова
2
2
2
2
1
2
2
2
2
1
2
0
1
1
1
с-18
1
1
2

24
Цыденов
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
0
2
В-27
2
2
4

А
Высший ур
87
83
87
100
50
71
67
62.5
71
62,5
16,5
37,5
75
25
67
59%

13ч-54%

Б
средний
12
17
12

41,7
37
28
37.5
16,5
25
67
41.5
25
19
29
41%

10ч-41%

В
Низкий




8,3

4,1

12,5
12,5
16,5
21

46
4
нет

1ч-4,1%



Общие выводы по итогам диагностики:
14 уч-ся 59% показали высокий уровень сформированности стартовой готовности к систематическому обучению. Эта группа детей готовы включаться в образовательные ситуации, создаваемые учителем на уроке., предпосылки успешного обучения у учащихся сформированы.
10 уч-ся 41 % показали средний уровень сформированности стартовой готовности к систематическому обучению. У этой группы детей инструментальные умения, необходимые для успешного обучения, находятся в стадии формирования. Ребенок еще не полностью освоил способ выполнения тех или иных действий, но опыт их выполнения имеет и применяет в учебной ситуации.
Из 24 уч-ся: 13 уч-ся 54% - высоко мотивированные дети на обучение, у 10 уч-ся 41% - средний уровень сформированности учебной мотивации. Низкую личностную готовность показал Гармаев Рома., ему необходим индивидуальный педагогический подход.


· Итоговая таблица результатов диагностики

параметры статистики
кол-во
%

1
всего уч-ся в классе
24
100

2
выполняли работу
24
100

3
показавшие высокий уровень сформированности стартовой готовности к систематическому обучению
инструменталь ная готовность
личностная готовность



14
1



59
54

4
показавшие средний уровень сформированности стартовой готовности к систематическому обучению
инструменталь ная готовность
личностная готовность



10
10



41
41

5
показавшие низкий уровень сформированности стартовой готовности к систематическому обучению
инструменталь ная готовность
личностная готовность



нет
1(Гармаев Р)



0
4

6
Слабоусвоенные умения:
следовать инструкции при выполнении учебных действий (Ванданов, Гармаев, Данзанова, Дарменова, Доржиев , Дугаров, Самбуева, Толстихин, Халтубаева, Цыденов)
анализировать объекты и обнаруживать в них существенные признаки понятий (Батомункуев, Гармаев, Пожарецкий, Толстихин, Цыбикова).
умение видеть закономерность в изучаемой информации
( Доржиева, Дугаров, Федотова, Пожарецкий);


В конце учебного года провожу мониторинг с помощью УМК «Учимся учиться и действовать» (1-4 классы).
УМК «Учимся учиться и действовать» 1-4 классы авторы: Т.В.Меркулова, А.Г.Теплицкая, М.Р.Битянова. Этот комплекс является продолжением программы «Школьный старт». Данное УМК, разработанное в соответствии с программой РО Л.В.Занкова, представляет собой программу педагогического мониторинга развития универсальных учебных действий учащихся 1–4 классов. Мониторинг проводится на основе системы специально разработанных заданий, каждое из которых направлено на выявление уровня развития того или иного метапредметного УУД. Сформированность каждого ученика проверяется на материале двух или более учебных предметов.
Целью мониторинга является отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД учащихся 1 – 4 классов для дальнейшего проектирования и современной корректировки учебного процесса.
Предметом анализа являются данные мониторинга УУД каждого ребенка, группы детей с одинаковым результатом, класса в целом. В первом классе предметом анализа являются регулятивные и познавательные УУД, всего 8 показателей.
Ежегодно количество диагностируемых умений возрастает. Если в первом классе их 8, то в 4 классе их уже более 30-ти. Результаты работы учащихся «Учимся учиться и действовать» фиксируются в специальном бланке первичной обработки результатов, после чего составляется сводная таблица мониторинга УУД. Затем определяется рейтинг по конкретным умениям. Сводные и индивидуальные результаты мониторинга вношу в электронную таблицу в программе Microsoft Excel, которая дает мне возможности проводить сравнительный анализ.
Сравнительный анализ данных мониторинга УУД у учащихся 1 -2 класса показал положительную динамику в развитии регулятивных УУД (умение планировать последовательность учебных действий на 18 % и умение оценивать результат выполнения учебного задания на 22%). Рост в развитии познавательных УУД (умение осуществлять логические действия как анализ – 12%, синтез – 20%, сравнение –14%, классификация – 18%, обобщение, умение устанавливать причинно-следственные связи – 18%). Со 2 класса к диагностируемым умениям добавились такие умения: контроль, аналогии, коммуникативные умения. Развитие коммуникативных умений (речевое высказывание, точка зрения, вопросы) - на базовом уровне у 80% обучающихся. Коммуникативные умения требуют определенный уровень зрелости, поэтому во 2 классе уровень его развития носит информативный характер. Данная информация дает мне неоценимую помощь в построении целенаправленной работы по достижению качества образования для каждого ребенка.
Мониторинг УУД.2 класс. Обобщенный прогресс в развитии УУД в целом по классу
Блоки умений
Регулятивные УУД
Познавательные УУД

% детей, имеющих прогресс в развити УУД
48%
65%



Мониторинг УУД. 2 класс. Прогресс в развитии УУД по отдельным умениям в целом по классу.

 
Планирование
Оценка
Анализ
Синтез
Сравнение
Классификация
Обобщение
Причинно-следственные связи

% детей, имеющих прогресс в развити УУД
36%
60%
68%
72%
56%
68%
72%
56%

Данная диагностика позволяет проследить индивидуальное развитие ученика и наметить пути коррекции.





Мониторинг индивидуального развития показывает, что Ванданов Аюр находится на
базовом уровне развития, у него есть прогресс в регулятивных и коммуникативных УУД. В данный момент ученик испытывает трудности в построении коммуникации в учебной и внеучебной деятельности, поэтому намечена индивидуальная коррекционно – работа с помощью специальных заданий.