Конспект психологического тренинга для педагогов ДОУ Культура педагогического труда


Афанасьева М. Е. – педагог-психолог
дошкольного учреждения № 99 «Жемчужинка»
КГУ «Научно-исследовательского специализированного центра-школы
комплекс развивающего обучения «Восток» для одаренных детей»
г. Усть-Каменогорск 2015 г.
Психологический тренинг для педагогов
«Культура педагогического труда»
Чтобы овладеть педагогическим мастерством, педагогу необходимо не только хорошо знать свою работу, но и владеть этикой межличностного общения, культурой педагогического труда…
Знакомство
- Сегодня мы с вами примем участие в тренинге, с названием «Культура педагогического труда».
- В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы с вами выработаем свои правила…
Здесь и теперь (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь).
Обращение друг к другу. Говорю только за себя. Все высказывания должны идти от своего имени: «я считаю», «я думаю».
Право говорить и обязанность слушать
Правило «стоп».
Конфиденциальность.
Упражнение «Комплименты».
Сидя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что – то похвалить. Принимающий говорит: «Спасибо, мне очень приятно!».
Мини-лекция
Культура (лат. «cultura» – «возделывание», «воспитание») – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях.
Культура включает в себя предметные результаты деятельности людей (результаты познания), а также человеческие силы и способности, реализуется в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).
Профессия преподавателя – это профессия, включающая в себя элементы профессии врача, психотерапевта, психолога, актера, инженера, скульптора, художника, артиста.
В культуре педагогического труда выделяют следующие его компоненты: конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический. Их содержательное наполнение трактуется следующим образом.
Конструктивный
1. Проектирование содержания будущей деятельности.
2. Отбор и проектирование системы и последовательности предстоящих действий преподавателя.
3. Проектирование системы и последовательности действий обучаемых.
4. Отбор и композиция учебно-воспитательного материала.
Организаторский
1. Организация изложения материала.
2. Организация поведения преподавателя.
3. Организация деятельности обучаемых и педагогического сотрудничества преподавателя с ними.
Коммуникативный
1. Установление педагогически целесообразных взаимоотношений с обучаемыми.
2. Создание благоприятного микроклимата в отношениях с преподавателями.
3. Проявление способности и склонности к нравственному воздействию на обучаемых.
Гностический
1. Систематическое изучение литературы.
2. Использование и апробирование в своей работе новейших достижений науки и передового педагогического опыта.
3. Постоянное совершенствование своего педагогического мастерства.
4. Поиск и творческое использование новых методов и приемов работы.
В педагогической литературе имеются две типологические классификации преподавателей. Первая принадлежит известному педагогу В.Н. Сороке-Росинскому. Он делил преподавателей на несколько групп в зависимости от стиля поведения, отношения к работе, характера.
1. Педагоги-теоретисты. У них теория, идея всегда преобладает «в ущерб реальному миру вещей и практике». Сильная сторона таких педагогов – хорошее знание предмета преподавания и его методики, добросовестная подготовка к занятиям. Эти педагоги часто ищут новые пути и приемы работы, но слабы в практике, невнимательны к конкретному обучаемому. Они инициативны, но, легко отрываясь от реального мира, могут впасть в прожектерство.
2. Педагоги-реалисты. В противоположность теоретистам они хорошо разбираются в мире вещей и людей, тонко чувствуют настроения обучаемых. Их слабое место – неумение теоретически обосновать свой опыт и выделить в нем главное. Иногда близкие отношения с обучаемыми приводят к некоторой фамильярности, к ослаблению дисциплины.
3. Педагоги-утилитаристы. Сходны с реалистами в умении хорошо ориентироваться как в вещах, так и в людях. Но обучаемые для них – лишь объекты воздействий. Их «конек» в работе – не объяснение, не спрос, а тренировка в закреплении и повторении пройденного. Они мастера на всякого рода оформления.
4. Педагоги-«артисты», интуитивисты. Их отличительная черта – способность действовать по вдохновению, по интуиции. В этом их сила, в этом их слабость. Они ведут занятия увлекательно, эмоционально, однако зависимы от настроения. Иногда плохо готовятся к занятиям. У них бывают и великолепные, и просто неряшливые занятия.
Э.Г. Костяшкин выделил четыре типа: интеллектуальный, эмоциональный, волевой и организаторский. Уже сами названия показывают, что данная классификация отражает, прежде всего, общий психический склад личности преподавателя.
Упражнение «СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Цель: Повторение знаний об особенностях стилей педагогического воспитания и обучения.
Оборудование: карточки с описанием т. и. и. стиля педагогической деятельности.
Педагогам выдаются небольшие карточки, на которых написаны основные составляющие и стили педагогической деятельности. Педагоги должны угадать и доказать что это именно тот или иной стиль деятельности.
1 Демократический стиль. При таком стиля педагогической деятельности учитель рассматривает ученика как равноправного партнера в общении, коллегу в совместном поиске знаний. Педагог привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только на успешность, но и на личностные качества воспитанников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. Школьники при этом дважды спокойны, довольны своей работой, уверены в себе. Учителя-демократы много работают над собой, своими психологическими умениями их характеризует высокая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.
2 Авторитарный стиль. Учитель, который является носителем этого стиля, видит в ученике объект педагогического воздействия, а не равноправного партнера. Он единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль выполнения задач, не обосновывает своих действий перед воспитанниками. Вследствие этого ученики становятся пассивными, снижается их самооценка, вызывает агрессивность; их силы направлены на психологическую защиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие. Основными методами воздействия авторитарных учителей есть приказ, поучение. Они не довольны профессией, им присуща профессиональная неустойчивость. Учителя с этим стилем деятельности, заботятся, прежде всего, о методической культуре, в педагогическом коллективе и часто лидируют.
3 Либеральный стиль. Учитель с таким стилем работы избегает ситуаций принятия решений, передает инициативу ученикам и коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет бессистемно, ему присущи нерешительность, колебания. В классе этот стиль обуславливает неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.
Слова психолога: Все мы знаем, насколько в культуре педагога важна педагогическая компетентность или культура поведения. Но так же важен и имидж педагога.
Педагогический имидж (англ image - образ) - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, а также в массовом сознании.
Упражнение «ИМИДЖ»
Педагогам необходимо нарисовать имидж педагога или воспитателя детского сада в соответствии с этикетом и нормами. Например: одежда, прическа, макияж. Что бы одежда была не броская, удобная и практичная. Объяснить, почему так считаете.
Упражнение «КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА»
Раздаются набор качеств как положительных, так и отрицательных. Педагогам необходимо подобрать правильные и полезные качества, которыми должен обладать педагог или воспитатель детского сада. После этого, группа объясняет, почему выбрали те или иные качества.
педагогическую направленность, на работу с детьми
педагогический такт
педагогическую зоркость
педагогический оптимизм
культуру профессионального общения и владение речью
педагогическую рефлексию
компетентность
ответственность
работоспособность
трудолюбие
гибкость
эмоциональная устойчивость
Высокая самооценка и уверенность в себе
Вера в доброжелательность Вселенной и вера в доброго человека;
Умение видеть найти в человеке плохое;
Социальная и личная ответственность (“я – причина всего положительного и отрицательного в моей жизни”)
Умения постоять за себя;Желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.
часто и охотно улыбаются;
обладать хорошим чувством юмора;
естественно себя вести;
человек без комплексов;
Раздражительность;
Несдержанность;
веселы;
часто и охотно говорить комплименты;
знакомы с этикетом и следуют ему;
уверены в себе;
уметь посмеяться над собой;
быстро вызывают человека на разговор о нем самом;
осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы;
дружелюбны, с ними легко в общении.
Работать только с теми детьми которые более способные и талантливые
Упражнение "СМЕНА ЛИДЕРСТВА В КОНТАКТЕ".
Участники разбиваются на пары и ведут беседу на общую тему.     3адача более пассивного говора перехватить инициативу в контакте, используя удачный жест, вопрос, подхватить какое-либо слово, и плавно перевести разговор на обсуждение своей темы. Затем повторяется то же самое, но теперь цель инициатора разговора - отдать нить разговора партнеру, навести его на высказывание своих мыслей, можно диалогическими вопросами.
Упражнение "ВЫХОД ИЗ КОНТАКТА".
Психолог предлагает представить ситуацию: "Вы встретили не очень близкого знакомого, который располагает временем и имеет желание пообщаться с вами, а вам некогда".
Участники группы разыгрывают эту ситуацию, предлагая несколько вариантов выхода из контакта. После этого следует обсуждение.
Упражнение "МЫ И НАШИ КОНФЛИКТЫ"
Цель: развитие способов конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Ситуация 1.
Муж (жена) поздно возвращается домой."Сколько это будет продолжаться, ладно на меня тебе наплевать, но дети же совершенно тебя не видят".
Ситуация 2Ваш малыш беззаботно шлепает по лужам или кувыркается в снегу. А на вас со всех сторон сыплются критические замечания о вашей родительской «профпригодности».
Можно предложить следующую схему анализа:1. Формулирование проблемы, подлежащей решению.2. Квалификация конфликта (деловой, личностный), разбор конфликта - конфликтующие стороны, повод конфликта, его настоящая причина и т. д.3. Обсуждение и оценка возможных вариантов разрешения конфликта, действий конфликтующих сторон.4. Прогноз последствий выбранного варианта разрешения конфликта.
Способы разрешения конфликтов.
Юмор – постараться увидеть смешное в создавшейся ситуации;
Признание достоинств – увидеть хорошие качества в другом участнике конфликта;
Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок;
Третейский суд – обращение к незаинтересованному лицу;
Анализ – попытаться добраться до истоков проблемы и найти решение;
Ультиматум – решительное требование с угрозой применения мер воздействия;
Для конструктивного решения проблемы следует соблюдать некоторые правила:
Два возбужденных человека не могут прийти к согласию, надо сначала успокоиться;
Не следует бояться конфликта, надо его решать;
Умейте сдерживать свои эмоции, даже если вас провоцируют, ибо «сильнее всех – владеющий собой».
Уважайте личность другого, он имеет право на собственные взгляды.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАРАДКА.
Цель: Для поддержания стабильного психологического состояния вас, а также для профилактики различных профессиональных психофизических расстройств важно уметь забывать. Как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.
Упражнение на стирание антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Вспомните недавно случившуюся конфликтную ситуацию, которая недавно с вами произошла. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши ластик. Медленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. Стирайте до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. 
Рефлексия.