Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия на тему «Широкая масленица»

Министерство образования Республики Башкортостан
ГАОУ СПО «Уфимский топливно-энергетический колледж»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
НА ТЕМУ «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»






Подготовила: Соколова Н.Н.,
преподаватель компьютерных дисциплин,
классный руководитель группы 1 БНГ-2


Уфа, 2014

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей первых-вторых курсов средних специальных учебных заведений.
Цель – познакомить со старинным народным праздником-Масленицей, с историей возникновения праздника, традициями, обрядами празднования  Масленицы, показать традиционный размах праздничной недели; воспитывать уважительное отношение к культурному наследию народов нашей страны.
Задачи - прививать интерес к русской народной культуре; воспитание бережного и уважительного отношения к родителям, родственникам, одноклассникам, окружающим людям.
Содержание

13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc381354346" 14Введение 13 PAGEREF _Toc381354346 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc381354347" 14Этапы работы над проектом 13 PAGEREF _Toc381354347 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc381354348" 14План внеклассного мероприятия. 13 PAGEREF _Toc381354348 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc381354349" 14Методика проведения 13 PAGEREF _Toc381354349 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc381354350" 14Сценарий классного часа «Широкая Масленица» 13 PAGEREF _Toc381354350 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc381354351" 14Заключение 13 PAGEREF _Toc381354351 \h 14131515
13 LINK \l "_Toc381354352" 14Список литературы 13 PAGEREF _Toc381354352 \h 14141515
13 LINK \l "_Toc381354353" 14ПРИЛОЖЕНИЕ 1 13 PAGEREF _Toc381354353 \h 14151515
15
Введение
Методическая разработка описывает методику подготовки и проведения открытого классного часа на тему: «Широкая масленица».
Старая поговорка гласит: «Всё новое - хорошо забытое старое». Данное внеклассное мероприятие даёт возможность студентам, на примере праздника Масленица почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее.
Мы живем в современном мире, где больше преобладают компьютерные технологии, где общение сводится к минимуму и, к сожалению, мы все чаще забываем о традициях наших предков, о нашем прошлом. Люди стали забывать традиции и праздники, без которых раньше наши предки не представляли своей жизни. В связи с этим возникла идея подготовить данное мероприятие.
Целью данного мероприятия является знакомство со старинным народным праздником-Масленицей, показать традиционный размах праздничной недели; развивать интерес к народной культуре; воспитывать уважительное отношение к культурному наследию народов нашей страны.
Методическая разработка содержит следующие разделы: Этапы работы над мероприятием, план мероприятия, методику его проведения, сценарий проведения, заключение, приложение с фотографиями мероприятия и электронные приложения.
В разделе «Этапы работы над мероприятием» подробно излагается поэтапная работа по организации данного мероприятия, описываются цели, организационные моменты преподавателя и студентов, формируется порядок проведения мероприятия.
План занятия отражает цели классного часа, его вид, определяет сферу и социальную роль мероприятия, место и время его проведения, оформление.
Методика проведения содержит описание занятия с указанием целей проведения каждого элемента, обращает внимание на особенности применения приемов активизации деятельности студентов, на каждом этапе, их целесообразность.
Сценарий проведения подробно описывает ход мероприятия, последовательность этапов, участников каждого из них, применяемые литературные и музыкальные средства оформления, примерную речь классного руководителя.
Приложение №1 содержит фотографии проведенного мероприятия и находится в данном документе. Остальные приложения представлены в электроном виде - в папке «Приложения», в которых изложены раздаточный, презентационный и видео материалы.
Этапы работы над проектом

На первом этапе целеполагание позволило определить организационные, методические и временные рамки мероприятия, а также провести отбор технических средств и творческих возможностей.
На втором этапе разрабатывались элементы занятия и приемы активизации деятельности студентов. Были изучены методические рекомендации по организации проведения классных часов
На третьем этапе изучен теоретический материал, производился поиск нужной информации в Internet, ресурсы для подготовки слайдов для каждого этапа занятия. Данный этап, оказался самым сложным в творческом отношении, т.к. в глобальной сети оказалось очень много однотипной информации.
Четвертый этап был посвящен созданию мультимедийной презентации, в которой используются анимационные зарисовки. Студенты желающие выступить перед группой получили темы для подготовки. Эта работа была, пожалуй, самой интересной и увлекательной. Продумывался общий сюжет, который отражался в слайдах. Подбор видео и музыкального сопровождения.
На пятом этапе, из всех презентаций, для контроля студентов, были составлены вопросы. Затем скомпонованы в единую презентацию с анимированными ответами.

План внеклассного мероприятия.
Преподаватель: Соколова Н.Н.
Группа: 1 БНГ-2
Дата проведения: 25.02.14
Аудитория: корпус 2, компьютерный класс №18
Время проведения: 45 минут.
Тема: Широкая Масленица
Вид урока: Комбинированный урок, фольклорно - познавательного характера
Цели урока:
1. Образовательные:
Познакомить со старинным народным праздником-Масленицей
Обобщить знаний по народным традициям, обрядам праздника
Показать традиционный размах праздничной недели
Развивающие:
Развивать интерес к народной культуре
Развивать умений анализировать
Развивать творческую активность, мышление
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к культурному наследию народов нашей страны
Воспитывать внимательности, аккуратности
Воспитание патриотизма; приобщение к традициям русского народа
Межпредметные связи: история, философия, культурология
Методическое обеспечение урока:
Презентации
Текст песни
Техническое оснащение:
мультимедийный проектор
экран, ПК
Программное обеспечение:
Adobe Photoshop CS6
MS Word 2007
MS PowerPoint 2007
Google Chrome
Movie Maker
План
I. Организационный момент.
II. Мотивация. Постановка целей мероприятия.
III. Представление истории происхождения праздника. Современное представление праздника.
IV. Обсуждение, сравнение. Викторина.
V. Подведение итогов. Совместное исполнение песни.
VI. Угощения блинами.

Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация. Постановка целей мероприятия.
III. Представление истории происхождения праздника. Современное представление праздника: Презентации студентов на тему:
"История происхождения праздника Масленица"
"Масленичная неделя"
IV. Обсуждение, сравнение. Анализ пословиц. Совместная проработка материала. Сравнение сложившихся традиций и обрядов современной масленичной недели с историческими корнями праздника. Викторина.
V. Подведение итогов. Совместное исполнение песни «Масленица» на народный лад. Просмотр тематического мультфильма.
VI. Угощения блинами. Чаепитие. Прослушивание песни «Масленица» на новый лад.
Методика проведения

Предварительно тематика данного мероприятия была известна, только студентам, готовившим выступления. Тему мероприятия группа должна была определить самостоятельно, ориентируясь на заданные картины и наводящие вопросы.
Студенты, получившие предварительно задания, должны самостоятельно собрать из различных источников информацию об истории становления и развития Масленицы как праздника; традициях и обрядах праздника. Студенты участвуют в подборе музыкального материала. Деятельность, такого рода формирует у них ответственность за проведение классного часа.
Классный руководитель предварительно рассматривает материал, собранный студентами, для определения вопросов викторины. Кроме того, заранее готовит блины и инвентарь для чаепития.
Классный час открывает вступительное слово классного руководителя, наводящими вопросами и с помощью, художественной картины «Масленица» студенты формулируют тему и цели.
Студенты рассказывают происхождение данного праздника, традиции, современное представление праздника. Всё сопровождается показом слайдов на экране.
В качестве этапа рефлексии, проводится викторина, по темам ранее рассмотренных презентаций, с помощью слайдов на проекторе с анимированными ответами. Это позволит оценить степень усвоения студентами материала классного часа.
В заключение мероприятия совместно исполняется песня в народном стиле и просматривается советский мультфильм «Ишь, ты, Масленица».
Перед окончанием мероприятия устраивается чаепитие с угощением студентов блинами. Затем классный руководитель делает логическое заключение, подводит итог классного часа, для этого служит заключительно слово преподавателя.

Сценарий классного часа «Широкая Масленица»
«Кто не помнит прошлого, тот не имеет настоящего.»
Конфуций
Цель: познакомить со старинным народным праздником-Масленицей, показать традиционный размах праздничной недели; развивать интерес к народной культуре; воспитывать уважительное отношение к культурному наследию народов нашей страны.

Ведущий:
-Ребята, у нас с вами сегодня необычная встреча. А что бы понять, о чем пойдет речь, предлагаю взглянуть на экран.
-О чем, может говорить, данная картина?
-Как раньше любили отмечать данный праздник?
(На экране картина «Масленица» Маковского Константина Егоровича)
(Приложение 2)
 -Так чему же будет посвящена наша с вами встреча?
- А что вы знаете об этом празднике?
-Как вы думаете, для чего необходимо знать традиции и обычаи наших предков?
- Ребята, мы с вами живем в огромном, разнообразном мире. Время летит стремительно быстро. Итак, давайте, остановимся на миг и заглянем в прошлое. Ведь, для того, чтобы сделать шаг вперед, нога должна найти опору. Без знания своих истоков, своей истории, невозможно движение вперед.
«Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова.»
«Кто не помнит прошлое, не построит будущее»
-Давайте, познакомимся с историей, традициями и обрядами праздничной недели «Масленица». С историей происхождения данного праздника нас познакомит Валиахметов Алмаз.

Студент: (презентация 1)
(Приложение 3)

Ведущий:
- Итак, ребята, с чего начался данный праздник?
- Какой атрибут является обязательным?
- Что символизируют блины?
- Что значит, выражение "Первый блин комом"?
Как нам уже сказал Алмаз, каждый день масленичной недели сопровождается определенными традициями и обрядами и имел своё название. Об этом нам расскажут Узбеков Радмир и Краев Кирилл.

Студент: (презентация 2)
(Приложение 4)

Ведущий:
- Итак, ребята, как называется праздник сегодня?
- Ребята, мы послушали, два выступления: традиции и обычаи праздника в прошлое и нынешнее время. Какие изменения произошли с тех пор, относительно масленичной недели?
(Вместо двух недель – одна неделя; нет определенной даты, раньше празднование начиналось в день весеннего солнцестояния и т.д.)

- Теперь, посмотрим, как вы слушали наших выступающих. Ответьте, на вопросы Викторины.
(Приложение 5)

С тех пор, сохранилось много песен, частушек, прибауток.
-Прошу вас взять листки со словами песни «Маслена неделька» Анны Сизовой и споем с вами вместе.
(Приложение 6)

Масленица

Как на масленой неделе
Санки с горочки летели.
Дуня с горки катится,
На ней бордово платьице.

Маслена, маслена, маслена неделька,
Недопрядена осталась, а у нас куделька.

Шарик Жучку взял под ручку
Стали польку танцевать
А Барбосик – черный носик,
Стал на дудочке играть.

Маслена, маслена, маслена неделька,
Недопрядена осталась, а у нас куделька.

Всю неделю хороводы,
Бубенцы звенели
Поздравляем от души
С масленой неделей.

Маслена, маслена, маслена неделька,
Недопрядена осталась, а у нас куделька.

- Чем завершалась масленичная неделя?

Кульминацией Масленицы остается сжигание чучела Зимы - символ ухода зимы и наступления весны. В качестве жертвоприношения (когда-то это именно так и осмысливалось) изготавливали огромную смешную и страшную куклу - чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, как древний священный образ божества. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной.
В последний день масленичной недели «Прощеное Воскресенье» все просили прощения друг у друга и слышали в ответ «Бог простит». И так с «чистой душой» начинали Великий Пост.

-Посмотрим мультфильм «Ишь, ты, Масленица»
(Приложение 7)

Как уже говорилось в презентациях, блины – основное обрядовое блюдо. Блины, блинчики, оладушки пеклись на Руси весь год, но все же именно они стали главным угощением и символом праздника Масленицы. Потому, что круглый румяный блин похож на жаркое летнее солнце, которого ждали всю долгую зиму.
Каждая хозяйка имела свой особенный рецепт приготовления блинов. Рецепт этот передавался из поколения в поколение, от матери к дочке, потом к внучке и дальше.
Пекли блины из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, иногда с добавлением пшенной или манной каши, картофеля, тыквы, яблок, сливок.

- А теперь, ребята, у меня для вас небольшой сюрприз. Сегодня принято угощать друзей и близких блинами. Хочу вас угостить моими блинами. Поэтому, прошу вас сходить, помыть руки, и к столу.

- Пока вы угощаетесь, послушаем песню «Масленица» на новый лад, в исполнении группы Балаган-Лимитед.
(Приложение 8)

-Спасибо, ребята, за урок. Хотелось бы, узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии.

Несмотря на то, что праздник, изначально, был языческим, затем православным, сейчас Масленица – народный праздник, не только в России, но и в некоторых западных, восточных странах. Его любят и ждут в каждом российском городе, деревне, поселке. Традиции наших предков бережно сохраняются, передаются нам, молодым, и мы понесем их уже в своей памяти. Нужно чтить традиции своего народа, и это касается, не только, данного праздника, а всеобщих традиций, добра, мира и единения. И так будет до тех пор, пока жива культура, народов!
Заключение
Из поколения в поколение передается опыт многовековой культуры русского народа.
Чтобы не растерять свою национальную культуру, не забывать свои корни, современная молодежь, должны продолжить эти традиции. Научиться ценить безграничный талант, душевную красоту своего народа.
Все в жизни меняется, а праздники остаются. Сейчас они выглядят по другому, но нам хочется, чтобы и сегодня все знали, что послужило поводом для праздника, откуда пришли традиции, обычаи, какие пели песни, какими были пляски и игры наших предков.
Структура проведения занятия позволяет познакомить с историей возникновения праздника, традициями, обрядами празднования Масленицы; прививать интерес к народной культуре, развить патриотизма; приобщение к народным традициям.
Список литературы

Александрова З. Ждет вас русское веселье: сценарий праздничного школьного представления на Масленицу / З. Александрова // Сценарии и репертуар. – 2010. – № 24. – С. 63-79.
Джалилова Н. Как на Масленой неделе...: сценарий праздника / Н. Джалилова // Народное творчество. – 2011. – № 1. – С. 51-54.
Ильичева А. Широкая Масленица: взгляд на современное празднование : сценарий праздника / А. Ильичева // Сценарии и репертуар. – 2010. – № 24. – С. 2-22.
Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2011. -216 стр.
Масленица. Праздники народов России : энциклопедия. М., 2012. С. 10,сост.С.В.Волков.
Паникеев И. Масленица. Издательство-М.2007г-350стр.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Организационный момент


Презентация Валиахметова Алмаза.


Викторина


Слайд презентации


Совместное исполнение песни


Угощение блинами. Чаепитие.








Соколова Надежда Николаевна, УТЭК

13PAGE 15


13PAGE 141615


Соколова Надежда Николаевна, УТЭК



      [ђ Заголовок 115