Методическая разработка классного часа по теме: «Будь здоров!»


ГБОУ СПО НО «Нижегородский медицинский базовый колледж»
Методическая разработка
Классного часа по теме:
«Будь здоров!»

Разработала куратор групп
327 III СД х/д, 319 I СД
Карева Ольга Николаевна
2014-2015 учебный год.
Пояснительная записка.
Здоровье - ключевая ценность для человека не зависимо от его местожительства. Говорят: «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – все потерял». На Руси говорили: «Здоров будешь – все добудешь». В чем заключалась сила героев древнегреческой мифологии Антея, Атланта, Геракла, чудо – богатырей русского фольклора Ильи Муромца, Добрыни Никитича и др.
Может ли быть здоров всякий физически сильный человек? Почему же тогда люди плохо себя чувствуют от душевных переживаний? Почему говорят, что все болезни от нервов? Что же такое здоровье?
Возраст: 18-19 лет.
Тема: Будь здоров!
Актуальность данной темы обусловлена самой жизнью. Проблема здоровья и формирования здорового образа жизни среди молодежи является не просто чрезвычайно важной, а ключевой для всей нашей страны.
Подготовительный этап:
В разработке данного классного часа, подготовке материала активно принимали, участие студенты группы, т.к. данная тематика представляет для них интерес не только с познавательной точки зрения, но и является частью профессиональных знаний, которые они будут использовать в своей профессиональной деятельности.
Составление сценария.
Выбор и подготовка студентов – участников.
Подготовлены выступления студентов по темам: «Правильное питание - основа здорового образа жизни», «Режим дня», «Оптимизм и активная жизненная позиция», «Вредные привычки».
Форма проведения занятия: тематический классный час - диспут.
Место проведения: аудитория №117 ГБОУ СПО НО «НМБК».
Цели:
1.Формировать у студентов социальных и жизненных навыков здорового образа жизни.
2.Воспитание у студентов нравственности, духовности, культуры отношений.
Основные задачи:
1. Обосновать понимание сущности здоровья и здорового образа жизни, определить связь между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
2. Подчеркнуть связь привычек и состояния здоровья.
3. Выработать умения и навыки самодиагностики, сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения, закрепить гигиенические навыки и привычки.
4. Расширить знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей.
Ход классного часа:

Эпиграфы:
Классный руководитель: Всемирная организация здравоохранения дает следующее определение: «Здоровье это состояние полного физического, психического и социального благополучия». В словаре С.И. Ожегова смысл этого слова определяется как «спокойное и счастливое состояние», а счастье «чувство и состояние полного высшего удовлетворения». Значит, здоровье – непременное условие достижения счастья.
«Кто я? Кто ты? Кто мы?»
Для обдумывания и последующего обсуждения студентам предлагаются два задания.
1. Расставьте в порядке убывания значимости для вас следующие понятия: здоровье, родители, я сам, мой родной город, дикая природа, мир.
2. Запишите ответы на следующие вопросы.
Какие детские поступки вам запомнились?
Что бы вы хотели изменить в окружающем вас мире?
Что обратило бы Ваше внимание на проблемы окружающего мира (человек, телевидение книга, статья, что-то другое)?
Чем больше всего Вы любите заниматься в свободное время?
Какими своими поступками вы можете смело гордиться?
После обдумывания вопросов проводиться обсуждение ценностей и потребностей студентов.

Классный руководитель:
В уставе ВОЗ, говориться о здоровье как об одном из основных прав человека. Каждый человек имеет право на информацию о тех факторах, которые определяют его здоровье или являются факторами риска.
Студентам, предлагается закончить фразы:
1. Если бы вы могли воспользоваться правом на здоровье ...
2.Если вы не избавитесь от беспечного отношения к своему здоровью…
3. Пока каждый из нас не поймет в чем ценность и уникальность жизни…
После дискуссии о морально-этических аспектов здоровья классный руководитель знакомит студентов с факторами риска для здоровья и объясняет их значение.
Образ жизни, условия труда и проживания, привычки и поведение -
49-53%
Наследственность - 18-22%
Внешняя среда и природно-климатические условия - 17-20%
Здравоохранения - 8-10%
Классный руководитель со студентами делают вывод, что состояние здоровья во многом зависит от самого себя.
Чтобы составить правила здорового образа жизни студентам предлагается ответить на вопросы:
Что значит быть здоровым?
Что мешает мне быть здоровым?
Что нужно сделать, чтобы быть здоровым?
Порядок работы.
1. Каждый участник отвечает на вопросы самостоятельно письменно.
2. Студенты объединяются парами, сверяют ответы и оставляют либо общие, либо наиболее интересные.
3. Студенты постепенно объединяются в большие группы и продолжают работу над обобщением ответов.
4. Вместе с преподавателем обсуждаются итоги. Делаются выводы, что не все потребности делают человека здоровым, каждому человеку необходимо работать над собой и вывести свои правила здорового образа жизни.
Итак, мы с вами составили основные правила здорового образа жизни:
1. Правильное питание.
2. Режим дня
3. Оптимизм, активная жизненная позиция и разумный отдых.
4. Отказ от вредных привычек.
Остановимся с вами на каждом правиле подробно.
1. Правильное питание – основа здорового образа жизни.
Выступление студента с докладом по теме «Неразумная диета».
В последнее время вес стал показателем престижа, социального статуса. Как определить идеальный вес? Разработан индекс BMI (body mass index), который определяет идеальное соотношение роста и веса. Расчет проводится по формуле: рост в метрах возведите в квадрат, разделите его на свой вес в килограммах. Если результат будет в пределах от 23-25 – вес в норме, от 25-30 – разные степени превышения веса, более 30 – ожирение.
Часто бывает трудно убедить стройную девушку, что ей не надо худеть, если она вбила себе в голову обратное. Крайним выражением такого отношения может стать анорексия невроза, при которой больные просто не могут видеть и признать тот факт, что у них нет лишнего веса.
Булемия – другая форма нарушения душевного равновесия, когда человек страдает от обостренного чувства голода и поглощает пищу в огромных, угрожающих здоровью количествах. Такие болезни происходят по многим причинам, в основном психологическим и о таких случаях над знать, что бы не подвергать себя малейшему риску.
Для того, что бы сохранить здоровье на долгие годы необходимо следовать нескольким правилам:
Соблюдать режим питания
Останавливаться есть, как только наступило ощущение сытости.
Употреблять в пищу сырые овощи и фрукты.
Пить 1-1.5 литра оды в день.
Избегать отрицательных эмоций во время и не садиться за стол возбужденным.
Следует избегать:
Переедания
Приема пищи при отсутствии чувства голода.
Замены питательных продуктов витаминами.
2. О режиме дня.
Выступление студента с докладом по теме «Режим дня».
Известный немецкий философ и ученый XVIII века Иммануил Кант в молодости отличался слабым здоровьем, часто болел, страдал бессонницей и меланхолией. Но однажды он решил покончить с этим. Ровно в 10 вечера он ложился спать, ровно в 5 часов вставал и в 7 выходил на природу. За последние 30 лет жизни он ни разу не проспал. Распорядок дня у него был продуман до меню и цвета одежды, которую он надевал в этот день. Кант выработал строгую гигиеническую систему и благодаря точному ее соблюдению не только поправил свое расшатанное здоровье, но и дожил до глубокой старости. Он умер в возрасте 82 лет, не зная болезней.
Вопросы для дискуссии:
Как соблюдение режима дня повлияло на состояние здоровья Канта?
Какова роль правильного питания в поддержании здоровья?
Как цвет одежды может оказать влияние на ваше самочувствие?
Может ли повлиять на ваше здоровье общение с природой?
Обсуждая вышеперечисленные вопросы, студенты делают выводы: необходимо планировать свой день, грамотно чередовать сон, учебу, отдых, прием пищи, развлечения, спорт. Необходимо следовать своим биологическим ритмам, что позволит вам сохранять работоспособность и бодрое расположение духа.
3. Оптимизм, активная жизненная позиция и разумный отдых.
Выступление студента с докладом по теме «Оптимизм и активная жизненная позиция»
Медики полагают, что большинство болезней имеют психосоматический характер, который основан на разрушительном действии негативных эмоций, особенно страха. Анализ наиболее известных случаев исцеления от тяжелых болезней показал, что для подобных больных типично одно и тоже состояние психики. Как только у больного возникает уверенность. Возможно, в каждом организме заложена программа развития жизни. Уверенность в выздоровлении, психическое неприятие болезни поддерживают программу жизни.
Ученые установили, что миролюбивые люди живут намного дольше. Волнения не приносят позитив в жизнь, а ухудшают качество жизни. Спокойные люди создают себе и окружающим комфортную среду обитания, они быстрее решают жизненные проблемы.
Начните утро с добрых мыслей и зарядки. Дышите носом. Думайте о том, что вы прочитали, увидели и услышали. Желайте окружающим здоровья.
Помните:
«Главным средством предупреждения болезней является гармоничное развитие духовных и физических сил человека»
П.Ф. Лесграф.
4. Отказ от вредных привычек.
Выступление студента с докладом по теме «Вредные привычки: курение».
Курение табака возникло еще в глубокой древности. Высадившись на берегу Америки, Колумб и его спутники увидели туземцев, которые держали во рту пучки дымящейся травы. Во Франции табак попал из Испании, его привез посол Жан Нико в подарок королеве Екатерине Медичи. От фамилии «Нико» произошло слово никотин. В Россию табак попал во время Ивана Грозного.
Наказание за курение. В Китае замеченного в курении ученика ожидает изнурительное наказание – тренировка на велотренажере. В конце XVI века в Англии казнили за курение, а голову казненных с трубкой во рту выставляли на площади. В Турции курильщиков сажали на кол. В XVIII веке в России был издан указ о том, чтобы сечь употреблявших табак кнутом и палками, а у наиболее злостных отрезать нос и уши. В царствование Михаила Романова за курение полагалась смертная казнь. Всех, у кого найден табак, надобно пытать и бить на козле кнутом, пока не признается, откуда добыл?
В наше гуманное время нет подобных наказаний за курение, но посмотрите на эти слайды, возможно, они заставят вас подумать, стоит ли начинать и не пора ли бросить.
Студент демонстрирует слайд-шоу фотографий легкого здорового человека и легкого курильщика, сопровождая комментарием:
Под воздействием никотина легочная ткань разрушается и заменяется на соединительную, которая не может выполнять ее функцию. Курение вызывает спазм кровеносных сосудов, поэтому страдает вся кровеносная система.
Выступление студента с докладом по теме «Вредные привычки: наркомания».
Наркомания. Наркотики - явление не новое и как проблема существует уже давно. Понятие «наркомания» происходит от греческого narcotics, что означает усыпляющий. Говоря о наркотиках, мы подразумеваем такие вещества – опиаты, которые вызывают физическую и психическую зависимость от их потребления. Таким образом, термин «наркотическое вещество» применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызывать эйфоризирующиее, снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие.
Наркомания - это нарушение психики, которое заключается в сильном желании принять определенное вещество в ущерб другим видам деятельности и упорное продолжение употребления вещества, несмотря на пагубные последствия. Синоним слова «наркомания» является «зависимость».
Наркомания вызывает сердечную недостаточность. Наркоманы чаще других больны СПИДом. У матери – наркоманки всегда рождается ребенок с пристрастием к этому. Эти люди чаще других совершают преступления.
Привыкание может развиться даже после первого употребления. Некоторым людям, попробовавшим, что это такое, повезло, и они избежали зависимости от наркотиков, другим сломали жизнь. Многие просто не осознают, что им грозит, не знают, что представляет собой тот наркотик, который они принимают, не знают о последствиях, о дозах.
Официальная статистика наркомании очень тревожна. В течение последних 5 лет распространенность наркомании среди молодежи и подростков увеличилась в 10 раз.
Вопросы для обсуждения со студентами:
1. Как можно помочь человеку, который хочет бросить курить, но не находит в себе достаточно сил?
2. Кажется ли вам, что после приема алкоголя (или наркотиков) реальность и фантазия как бы сливаются, становятся неразличимыми? И как по – вашему, почему опасно ли такое состояние?
3. Считаете ли вы, что многие преступления совершаются под влиянием наркотиков, особенно алкоголя? Если да, могли бы вы привести примеры?
4. Согласны ли вы, что бывшему наркоману нужно полностью отказаться от прежнего образа жизни, чтобы занять достойное место в обществе?
5. Чувствуете ли вы в себе уверенность сказать сигаретам и наркотикам нет?
После обсуждения вопросов куратор предлагает студентам пройти тест «Индекс здоровья» и оценить состояние здоровья каждого.
Тест «Индекс здоровья»

п/пДа Нет Вопросы
1 3 0 Регулярно ли вы едите свежие овощи и фрукты?
2 5 0 Ограничиваете ли вы себя в употреблении животных жиров?
3 2 0 Регулярно ли вы едите волокнистую пищу, хлеб из муки грубого помола, отрубей?
4 5 0 Ограничиваете ли вы себя в употреблении сахара?
5 5 0 Умеете ли вы отдыхать и расслабляться?
6 4 0 Есть ли у вас развлечения помимо учебы?
7 4 0 Есть ли у вас любимый человек?
8 3 0 Есть ли у вас друг, которому вы полностью доверяете?
9 4 0 Нравиться ли вам учиться?
10 0 2 Считаете ли вы, что должны более ответственно относиться к учебе?
11 0 2 Считаете ли вы, что должны брать на себя меньше обязательств?
12 0 6 Часто ли вы испытываете скуку?
13 0 6 Вы курите?
14 2 0 Вы курите меньше пачки сигарет в день?
15 Каждый день-0
Иногда-2, нет-3 Употребляете ли вы алкоголь?
16 Норма-5, 6кг больше нормы-4, 6-12кг больше нормы-2,
12 и более кг больше нормы-0 Сколько вы весите? (Норма = рост-100 см)
17 2 0 Регулярно ли вы делаете зарядку?
18 0 1 Вы занимаетесь зарядкой, пока не заболят мышцы?
19 0 1 Нужно ли вам снотворное, чтобы заснуть?
20 1 0 Всегда ли вы пристегиваете ремень безопасности в машине?
21 0 1 Часто ли вы принимаете лекарство?
22 1 0 Проверяете ли вы хотя бы иногда свое артериальное давление?
23 0 5 Занимаетесь ли вы опасными видами спорта или деятельностью, связанной с риском для жизни?
24 0 5 Бывают ли у вас постоянные болезненные симптомы, и обращаетесь ли вы при этом к врачу?
25 0 5 Часто ли вы беспокоитесь или волнуетесь?
50-75 баллов. Вы ведете здоровый образ жизни. Ваше здоровье не внушает опасения, вам не о чем особо беспокоиться.
25-49 баллов. Вам необходимо изменить свой образ жизни. Постарайтесь сделать это как можно скорее, иначе вас ожидают неприятности.
6-24 балла. Вам следует серьезно задуматься над тем, какой образ жизни вы ведете, и постарайтесь изменить его немедленно. Ваше здоровье в опасности.
В завершении классного часа классный руководитель говорит студентам заключительные слова.
Решите для себя какой образ жизни вы выбираете. Но помните, что здоровье драгоценно и бесценно. Будьте здоровы!