Конспект внеклассного занятия по духовно-нравственному воспитанию для младших школьников Дружба — чудесное слово


Конспект внеклассного занятия по духовно-нравственному воспитанию для младших школьников "Дружба - чудесное слово"
Цель: формирование понимания ценности дружбы, закрепление знаний детей о положительных и отрицательных качествах характера человека. Задачи:Обучающая: определить сущность понятия «дружба», качества настоящего друга; помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе.Развивающая: развивать навыки общения, необходимые для формирования дружбы и коллективизма в детской среде;Воспитательная: формировать нравственные качества (умение дружить, беречь дружбу) и доброжелательные отношения в коллективе сверстников, воспитывать коллективизм, взаимовыручку.Оборудование: презентация , педагогические ситуации, музыкальное сопровождение, карточки с пословицами о дружбе, карточки со сказочными героями, иллюстрация с изображением островов, шаблоны цветов.Ход занятия1. Организованное начало занятия1.1. Настрой учащихся на занятияДобрый день уважаемые гости! Мы рады видеть вас.(слайд 1)Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости, поприветствуем их.(Дети приветствуют гостей)Наши гости хотят посмотреть, какие вы ребята. Давайте дружно скажем: (слайд 2)Мы - дружные!Мы - внимательные!Мы - старательные!Мы - отлично учимся,Все у нас получится.Молодцы, ребята. Теперь можете сесть тихонечко на свои места.2. Вступительная часть занятия Сегодня у нас необычное занятие и очень интересная, серьёзная тема, а чтобы узнать, её вам необходимо отгадать кроссворд. (слайд 3)Я вам буду читать загадки, а вы поднимая руки будете отвечать, но я буду спрашивать тех кто правильно поднимает руку.1. Маленькая девочка Ростом с ноготок. Рождена из зернышка, Родной дом ее цветок. Кто это? (Дюймовочка)2.Он весёлый, заводной,И пропеллер за спиной,Поднимает настроенье,Любит сладкое варенье,Малыша всегда смешит.Кто же это? Подскажи!(Карлсон)3.Она красива и мила.А имя ее от слова «зола». (Золушка)4.Она была подружкой гномовИ вам, конечно же, знакома.(Белоснежка)5.У отца есть мальчик странный, Необычный, деревянный, На земле и под водой Ищет ключик золотой, Всюду нос сует свой длинный… Кто же это?.. (Буратино)6.С голубыми волосамиИ с огромными глазами."Зубы чистить! Руки мыть!"Любит по руководить! (Мальвина)

Ребята, какое ключевое слово получилось? Верно, сегодня наш разговор посвящён дружбе и друзьям. (слайд 4) Мы с вами решим, какая должна быть настоящая дружба и определим законы дружбы.3. Основная часть занятия3.1. Беседа о дружбе
 Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
1 ученик:
 Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год...
2 ученик:
 Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
3 ученик:
 Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Молодцы, ребята, а теперь я вам дам определение дружбы из словаря Ожегова:Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересов(слайд 5)А кого считаем друзьями? Выслушиваются ответы детей. Произносишь слово “дружба” - и сразу вспоминаешь весёлых герое мультфильмов: это забавный Чебурашка и Крокодил Гена,(слайд 8) это музыкальный Львёнок и мудрая Черепаха. Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живём, дарит нам прекрасное общение – общение с другом.Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней, друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг – это школьный учитель, воспитатель, которые помогут тебе заглянуть в тайны знаний, друг – это (слайд 9)старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо. 3.2. Игра «Кто с кем дружит?» (слайд 10)Мы с вами читаем много разных сказок и я вам предлагаю поиграть в игру «Кто с кем дружит?» У каждого на парте лежит белый листочек на котором изображены сказочные герои. Давайте вспомним, кто из этих сказочных героев с кем дружит и соединим друзей стрелками.  Винни-Пух-Пятачок,Малыш-Карлсон,Кот-Леопольд – мышата,Баба-ЯгаЛьвенок – черепаха,Золушка–мыши,Мальвина – Буратино,Золушка – мыши,Чебурашка – крокодил ГенаМальвина –БуратиноДавайте посмотрим, что у нас получилось. Кто здесь лишний? Почему с ним никто не дружит? Ответы детей.3.3. Игра «Темные и светлые мешочки» (слайд 11)У меня на доске находится мешок добрых качеств, который мы будем наполнять качествами, помогающими дружить. Я вам предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать настоящий друг и прикрепите таблички на мешочек. А теперь прочтем оставшиеся слова. Это темные, плохие качества, которые мы должны искоренять из своей жизни. Давайте сомнем эти листочки и выбросим их.«Светлые качества» «Темные качества»Честность ЛеньАккуратность ХитростьДоброта НепослушаниеЗаботливость ЛживостьДружелюбие Зависть
Вежливость. Терпение.
Внимательность Грубость
Злость Ненависть Жадность 3.4  Ролевое моделирование.
Каждая группа разыгрывает ситуацию.
Рассказ «Друзья»
Однажды Саша принес в школу электронную игру «Футбол». К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!».
- Давай! – согласился Саша. Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.
Но тут подошел Саша.
- И меня примите.
- Нет, не примем, - сказал Максим.
- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
Вывод: дружить нужно не потому, что это выгодно, а бескорыстно. Дружить нужно потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды, внутренний мир.
Рассказ «Одинаковые»
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
- Мы во всем, во всем одинаковые!- с гордостью говорили девочки. Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвалилась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые...
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
- Да, ты стала хуже...
- Я? – удивилась Соня. Но ведь тройку-то получила не я!
- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что болела... А ты обрадовалась – и это значительно хуже.
Вывод: Умей сопереживать другу, поддерживать его.
Рассказ «До первого дождя»
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе, - крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться плащом,- сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня – за Машу.
Вывод: необходимо помогать другу в трудную минуту.
3.5. Физкультминутка танец «Дружба» (слайд 18)А теперь нам пора немного отдохнуть, нас приглашает потанцевать веселая мышка. 3.6. Викторина «Сказочные герои» (слайд 19)1. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили... Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.) (слайд 20)2. Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему? (Герда выручила своего друга Кая.) (слайд 21)3. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье.) (слайд 22)4. Какие два друга лежали на песке и пели песенку о солнышке? Назовите их? (Львёнок и черепаха.) (слайд 23)5. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон.) (слайд 24)Молодцы, ребята! Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев.3.8. Игра «Собери пословицу» (слайд 25)О дружбе есть много пословиц. Игра «Собери пословицы». Вы, ребята слышали и знаете, что в пословицах заключается народная мудрость. Я хотела познакомить вас с ними, но вчера вечером, когда я их составляла, то нечаянно уронила и перепутала все слова в пословицах…Поможете мне их собрать?Друг познаётся в беде.
Без друга в жизни туго. Дружбу помни, а зло забывай. (Вывешиваем на доску)4. Заключительная часть занятияНаше занятие подходит к завершению. И в заключении выведим законы дружбы, которые вы пообещаете выполнять и соблюдать.Законы дружбы: (слайд 27)Помогай другу в беде.Умей с другом разделить радость.Не смейся над недостатками друга.Останови друга, если он делает что-то плохое.Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.Не обманывай друга.Умей признать свои ошибки, помириться с другом.Не предавай своего друга.Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.- Друга легко потерять, гораздо труднее его найти. Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените её.4.2. Рефлексия «Острова настроения»Ребята, посмотрите это острова настроения. У вас на партах цветочки, которые вы должны наклеить на тот остров, название которого соответствует вашему настроению в данный момент.(дети подходят к нарисованным островам и наклеивают цветы по настроению).4.3. ПрощаниеНа этом наше занятие подошло к завершению и на последок хочу процитировать вам стихотворение.«Кто в дружбу верит горячо, кто рядом чувствует плечо,Тот никогда не упадёт, в любой беде не пропадёт,А если и споткнётся вдруг, то встать ему поможет друг,Всегда в беде надёжный друг ему протянет руку»Ребята, давайте поблагодарим наших гостей за присутствие на нашем занятии.