Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников Мир, в котором я живу


Муниципальная казённая общеобразовательная школа-интернат №9
общеобразовательная школа-интернат
среднего (полного) общего образования
Рабочая программа
« Мир, в котором я живу »
ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГОРАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Составитель: воспитатель
1квалификационной категории
Зарывных Светлана Викторовна
2015г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа воспитания и социализации обучающихся.
Данная Программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника.
Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей. При этом образовательное учреждение создает условия для реализации разработанной собственной программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
Для организации и полноценного функционирования такого воспитательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая учреждения дополнительного образования, культуры и спорта.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования содержит шесть разделов.
Первый – «Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся» раскрывает конкретную цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
Второй раздел «Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников» содержит приоритетные направления воспитательной работы и определяет традиционные источники нравственности.
В третьем разделе «Содержание духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников» раскрыты основные подходы к организации воспитания, задачи духовно-нравственного развития конкретизируются с учетом направления воспитания. В каждом из направлений воспитания раскрывается соответствующая система базовых ценностей, а так же приводятся основные виды деятельности и формы занятий с учащимися.
Четвертый раздел «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников» формулирует основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности; задачи, формы взаимодействия школы и семьи, взаимодействие школы с общественными организациями.
В пятом разделе – «Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у младших школьников по каждому из направлений воспитания.
Шестой раздел «Критерии эффективности функционирования Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников» предлагает ряд методик для изучения результата духовно-нравственного развития школьников, динамики нравственного развития, анализа состояния воспитательного процесса.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. На его основе в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обоснован «портрет выпускника начальной школы» и сформулирована основная цель нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Она заключается в становлении личностных характеристик выпускника начальной школы, а именно:
любящий свою семью, свой край, свою Родину и свой народ; уважающий и принимающий ценности своего рода и общества;
способный к организации собственной деятельности и готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Духовно-нравственное воспитание - это процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
-нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
-нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
-нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
-нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Цель:
воспитание, развитие и становление личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе.
Задачи:
Формирование у учащихся чувства любви к Отечеству на основе изучения православных культурных традиций.
Создание общешкольной атмосферы любви, взаимопонимания и взаимопомощи.
Развитие активного культурного сознания и нравственного поведения детей.
Формирование личности, уважающей историю своего народа, способную к толерантному взаимодействию с окружающей действительностью, бережно относящуюся к природе.
Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи.
Формирование трудолюбия.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Задачи воспитания классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
В условиях современной начальной школы процесс духовно - нравственного развития и воспитания личности младшего школьника ориентирован на:
-формирование жизненной позиции, соответствующей демократическимпреобразованиям общества;
-воспитание нравственных качеств на основе общечеловеческихценностей;
-организацию личностной и социально ценной, многообразнойдеятельности;
На основе воспитательного идеала выпускника начальной школы определены традиционные источники нравственности:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству, сохранение традиций своего народа);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, закон и правопорядок);
социальная солидарность (свобода личная и национальная;доверие к людям; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
семья (любовь к близким, почитание родителей, забота о старшихи младших);
традиционные российские религии и традиции народной культуры (свобода совести и вероисповедания, религиозные идеалы, межэтнический мир)
искусство и литература (гармония, духовный мир человека,нравственный выбор).
Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала выпускника начальной школы осуществляется в рамках программы «Мир, в котором я живу».
Чтобы решить задачи, поставленные перед образовательным учреждением, в Программе духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника определены приоритетные направления воспитательной работы:
1. Мое Отечество.
2. Мир человеческих отношений.
3. Создай свой мир.
4. Мир вокруг тебя.
5. Мир прекрасного.
6. Здоровый образ жизни
Деятельность педагогического коллектива должна быть направлена на то, чтобы обеспечить развитие у учащихся способностей ориентироваться, быть социально - адаптированными, делать ценностный выбор и одновременно быть открытым миру, доверять ему и эффективно действовать в нем.
Поэтому основная цель духовно-нравственного развития на современном этапе - развитие представлений ребенка о возможных способах толерантного взаимодействия с окружающим миром, об уникальных особенностях мира вещей, природы и людей.
3. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В основе Программы духовно – нравственного развития, воспитания и социализации учащихся начальной школы и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.
Аксиологический подход.
Воспитание представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности нематериальны, ими нельзя владеть и распоряжаться. Ценность есть у человека только тогда, когда она принимается через совместную с другими людьми деятельность.
Аксиологический подход изначально определяет систему воспитания и социализации школьников, весь уклад школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для младших школьников, педагогов и родителей. Система ценностей определяет содержание основных направлений духовно – нравственного воспитания младших школьников.
Системно-деятельностный подход.
Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев - определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения.
Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства воспитания и социализации младшего школьника, пространства его духовно-нравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности:
- воспитание как деятельность должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной;
- системно-деятельностный подход учитывает утрату семьей и школой монополии на воспитание и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласована. Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни.
Развивающий подход.
Подход дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося и определяет общую конструкцию Программы воспитания и социализации учащихся начальной школы.
Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников оформляется в виде тематической программы. Основу такой программы составляют:
- система морально-нравственных установок и ценностей (аксиологический подход);
- многоукладность программы, которая охватывает различные виды образовательной и социально-педагогической деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной (системно-деятельностный подход);
- содержание в программе ряда технологий воспитания и социализации по числу и характеру своих базовых ценностей.
Направления воспитательной работы по духовно – нравственному развитию и воспитанию младших школьников
1. МОЕ ОТЕЧЕСТВО
Воспитание патриотизма, гражданского самосознания, уважения к правам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своему краю; уважение традиций своего народа; любовь к близким; долг перед старшим поколением, семьей; свобода и ответственность; доверие к людям.Задачи:
Формирование у учащихся уважительного отношения к своему дому, своей семье, к представителям старшего поколения.
Воспитание любви к своему городу, родному краю, Родине, к своему народу.
Формировать представления о символах государства и субъекта Российской Федерации – Флаг, Герб, Гимн.
Воспитывать уважение к защитникам Родины, национальным героям.
Сформировать элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
№ Название мероприятия Форма Время проведения
1. «День знаний-1 сентября» Праздник Сентябрь
2. «Моя семья - моя гордость», «Мой дом, мои родные и близкие», «Семейный архив» Классный час,
рисуночный тест, просмотр семейных фотографий Сентябрь
3. «День Учителя» Концерт Октябрь
4. Цикл классных часов по теме: «Моя Родина-Россия», «Государственные символы РФ», «Москва-столица нашей Родины», «Президент России», «Мой город, мой дом», «Мои права и обязанности» Классный час В течение года
5. Марафон ко Дню Матери. «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя «МАТЬ!» Концертная
программа,
выставка рисунков Ноябрь
6. Краеведческие музеи города. «Мемориальные памятники родного города» Экскурсии В течение года
7. «Подарок воину» Акция Февраль
8. Цикл классных часов о героях России «Ими гордится наша страна» Классный час В течение года
9. День космонавтики «Россия в освоении космоса»: «Человек поднялся в небо» Кл. час, выставка рисунков Апрель
10. Цикл классных часов о знаменательных событиях истории России «Героические страницы истории моей страны» Классный час В течение года
11. Тематические встречи с ветеранами ВОВ Беседы Май
12. «Открытка ветерану Великой Отечественной войны» Акция Май
13. День Победы Концерт для ветеранов Май
2.МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Формирование нравственных чувств и этического сознания через взаимоотношения в коллективе и семье.
Ценности: правила вежливого поведения в обществе, культура общения с людьми, отзывчивость, дружба, честность, справедливость, отношения в семье.
Задачи:
Формировать представления о различении хороших и плохих поступков.
Знакомить с правилами поведения в школе, семье, общественных местах и закреплять их знание.
Знакомить с правилами вежливого поведения, культуры речи и закреплять их знание.
Стимулировать проявление доброжелательного отношения к сверстникам и младшим.
Воспитывать почтительное отношение к родителям; уважительное отношение к старшим.
Развивать умение пользоваться «волшебными словами», быть опрятным, чистым, аккуратным.
Воспитывать стремление поступать правильно; быть выдержанным, прислушиваться к мнениям других.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
№ Название мероприятия Форма Время проведения
1. «День пожилого человека» Концертная
программа Октябрь
2. Повторить правила поведения на уроке, перемене, в столовой и в общественном месте Беседа Октябрь
3. «Как помириться после ссоры» Игра-практикум Ноябрь
4. «Мой внешний вид» Беседа Декабрь
5. Цикл классных часов по теме «Поговорим о воспитанности»: «Волшебные слова», «О поступках плохих и хороших», « Словесные формы обращения с просьбой», «Разговор по телефону», «Слова приветствия и прощания» Классный час В течение года
6. «А ну-ка, парни!» Конкурсная программа Февраль
7. «8 Марта-праздник мам» Концерт Март
8. Цикл нравственных классных часов по теме «Уроки милосердия и доброты»: «Если добрый ты», «Без друзей меня чуть-чуть», «О жадности и жадных», «Что такое дружба, правила дружбы» , «Общение с одноклассниками»,
«Взаимопомощь» Классный час В течение года
9. Цикл игр на тему «Учитесь быть терпеливыми»: «Знакомство», «Учимся сотрудничать», «Уважай себя, уважай других», «Все люди разные», «Правила этикета» Игры В течение года
3. СОЗДАЙ СВОЙ МИР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
( трудовое воспитание).
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость.
Задачи:
Формировать представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества.
Воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности; бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.
Формировать элементарные представления об основных профессиях.
Формировать первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов.
Формировать личностные качества, такие, как дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий.
Стимулировать проявление отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учебе, небережливости и равнодушию к результатам труда людей.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
№ Название мероприятия Форма Время проведения
1. «Учеба-наш труд» Классный час Сентябрь
2. «Мир профессий» Экскурсии на предприятия города В течение года
3. Встречи с представителями разных профессий «Все работы хороши» Беседы В течение года
4. «Хлеб-всему голова» Классный час Ноябрь
5. «Я учитель», «Я библиотекарь», «Я доктор», «Я повар» Сюжетно-ролевые игры В течение года
6. Книжкина больница «Библиотеке – нашу помощь» Трудовая акция Декабрь, май
7. Оформление кабинета и здания школы к праздникам и мероприятиям Трудовая акция В течение года
8 «Береги школьное имущество» Беседа Январь
9. Изготовление сувениров для пап и мам, бабушек и дедушек Трудовая акция Февраль, март
10. «Самый чистый класс » Генеральная уборка класса В течение года
11. «Труд человека кормит, а лень портит» Классный час Май
4. МИР ВОКРУГ ТЕБЯ
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Задачи:
Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, формировать понимание активной роли человека в природе.
Воспитывать ценностное отношение к природе и всем формам жизни; бережное отношение к растениям и животным.
Воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому.
Прививать элементарный опыт природоохранительной деятельности.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
№ Название мероприятия Форма Время проведения
1. «Правила поведения на природе» Беседа, экскурсия в парк Сентябрь
2. «Здравствуй, осень золотая!» Праздник Октябрь
3. «Покормите птиц зимой» Мастерская кормушек Декабрь
4. «Различаем деревья и кустарники в зимнем уборе» Целевая прогулка Январь
5. «Масленица» Экологический праздник Февраль
6. Конкурс стихов о природе Конкурс Декабрь, апрель
7. «Съедобное-несъедобное», «Дикие-домашние», «Деревья, кустарники, травы» Игры В течение года
8. «Готовимся к встрече пернатых друзей» Изготовление скворечников Март
9. «Куда девается снег весной?» Наблюдение Март
10. «День птиц» Праздник Апрель
11. «Узнай весенние цветы» Викторина Май
5. МИР ПРЕКРАСНОГОВоспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: нравственный выбор, культура миропонимания; красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Задачи:
Расширять представления о душевной и физической красоте человека.
Формировать умение видеть красоту природы, труда и творчества.
Воспитывать интерес к занятиям художественным творчеством;
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам.
Стимулировать стремление к соблюдению опрятного внешнего вида.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
№ Название мероприятия Форма Время проведения
1. «Будничная и праздничная одежда» Беседа Октябрь
2. «Уроки добра и красоты» Духовная этика Ноябрь
3. Новогодняя сказка «Снежная королева» Посещение театра Декабрь
4. «В гостях у Деда Мороза» Новогоднее представление Декабрь
5. «В гостях у Светофора Светофорыча» Посещение ДиКЦФевраль
6. «Час тихого чтения произведений этического содержания» Посещение библиотеки В течение года
7. Святая Пасха
комплекс мероприятий : конкурс «Пасхального яйца»,выставка рисунков Апрель
8. «Цветик-семицветик», «Рисуем сказочных героев», «Прекрасный», «Кто я?» Игры В течение года
6. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.
Ценности: ответственность за своё здоровье; правила ЗОЖ; физическое развитие.
Задачи:
воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни; формировать отрицательное отношение к вредным привычкам;
познакомить с активным отдыхом и его влиянием на самочувствие и здоровье человека;
научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта;
формировать умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
№ Название мероприятия Форма Время проведения
1. «Дни здоровья» Поход, школьные соревнования Сентябрь
Май
2. «Кросс Нации » Школьное соревнование Сентябрь
3. Цикл классных часов по профилактике вредных привычек и здорового образа жизни: «Привычки полезные и вредные», «Мы, против курения!», «Мифы о «пользе» алкоголя», «Режим дня», «Чистота и порядок», «Личная гигиена», «Уход за зубами»Кл. часы, беседы, викторины, конкурсы, практикум В течение
года
4. «Мама, папа, я – спортивная семья» Спортивное соревнование Ноябрь
5. Лыжная секция Занятие 2 раза в неделю
6. Цикл классных часов по ПДД :«Мы и дорога», «Азбука безопасности», «Перекресток», «Как правильно переходить дорогу», «Мы идем в школу», «Кто отличник-пешеход!», «Как вести себя на улице», «Красный, жёлтый, зелёный», «Где можно играть», «Я культурный пассажир», «Дорожные знаки»Кл. часы,беседы, экскурсии, практикумы, тренировочные упражнения, викторины, игры, встречи с сотрудниками ГАИ В течение
года
7. «Лыжня России »,
лыжная эстафета Спортивное соревнование Февраль
8. Прогулки на свежем воздухе Ежедневно
9. «Весёлые старты»
Спортивное соревнование Май
10. Цикл классных часов по правилам безопасности жизнедеятельности: «Правила безопасности на льду, на воде, при пожаре», «Причины пожаров», «От маленькой искры большой пожар бывает», «Что делать при пожаре», «Осторожно-электричество» Кл.часы, беседы, викторины,конкурсы, игры, экскурсии в ПЧ.
В течение
года
4. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника.
Для развития ребенка очень важны гармоничные отношения с родителями. Основными задачами в работе с родителями являются:
- развитие у родителей эмпатии и способности оказывать поддержку;
- усиление взаимного интереса и принятия;
- развитие конструктивных способов взаимодействия;
- поиск новых конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций;
- увеличение взаимной открытости;
-улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающихся. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников. Для этого используются различные формы взаимодействия семьи и школы:
- родительские собрания и конференции;
- индивидуальные консультации;
- педагогический практикум;
- родительский лекторий;
- семейная гостиная;
- родительские недели.
В деятельности школы по повышению педагогической культуры родителей принимают участие врачи, социально-психологическая служба, работники правоохранительных органов, представители общественности.
В формировании нравственного уклада школьной жизни свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования и культуры (театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, центры детского творчества, детские клубы и т.п.).
При осуществлении программы воспитания и развития учащихся необходимо взаимодействовать с общественными и традиционными религиозными организациями для создания достаточных условий духовно-нравственного развития младшего школьника.
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.
К ожидаемым результатам относятся:
1.МОЕ ОТЕЧЕСТВО
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
ценностное отношение к России, к своей малой родине, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям, к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
элементарные представления о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2. МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Формирование нравственных чувств и этического сознания через взаимоотношения в коллективе и семье:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями разных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным российским религиям;
уважительное отношение к родителям, старшим, заботливое отношение к младшим.
3. СОЗДАЙ СВОЙ МИР
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
4. МИР ВОКРУГ ТЕБЯ
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:
ценностное отношение к природе;
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в гимназии, на пришкольном участке, по месту жительства;
личный опыт участия в экологических инициативах, проекта
5. МИР ПРЕКРАСНОГОВоспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях:
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
6. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей:
элементарные представления о взаимной обусловленности физического,  нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения на здоровье человека.
6. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Важнейшим показателем эффективности функционирования Программы духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников является нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Развитие проявляется в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в умении предвидеть последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, а самого себя как носителя нравственности.
Объективная оценка воспитательной работы возможна при использовании социологических и психолого-педагогических исследований (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов).
Формальные критерии:
- проектирование образовательной, внеурочной и внешкольной среды общеобразовательного учреждения;
- создание условий для самореализации личности во внеурочное время.
Неформальные критерии:
- ориентация учащихся на конкретные нравственные и социальные нормы поведения, овладение навыками социально-нормативного поведения;
- оценка учащимися и родителями возможности ребенка реализовать свои способности в лицее;
- уровень психологической защищенности учащихся и в целом нравственно-психологический климат школы;
- наличие стабильных доброжелательных отношений между обучающимися и педагогами.
В ходе развития воспитательной системы используется ряд методик: методики для изучения процесса и результата развития личности, методики диагностики сформированности коллектива, методики исследования удовлетворенности педагогов и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности в школе.
Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия, ранжирование, недописанный тезис, рисуночный тест, ситуация выбора.Для диагностики процесса и результата духовно – нравственного развития личности используется методика «Проявление личностных качеств в поведении ребенка», разработанная Н.Александровой и Н.Курносовой. Она позволяет судить об уровне сформированности нравственных качеств личности.
Из имеющихся диагностических методик наиболее эффективными являются методики, разработанные О.В.Соловьевым.
Методика «Магазин»
Цель-изучение уровня духовно- нравственного развития личности и коллектива, побуждение детей к рефлексии.
Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»
Цель - изучение психологического климата в коллективе и взаимоотношения учащихся.
Методика «Диагностика развития духовно-нравственных качеств обучающихся»
Методика «Наши отношения»
Изучение уровня развития духовно-нравственных качеств у младших школьников
Метод «Беседа»
(предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс)Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
Вопросы для беседы:
Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – если сформировано полное и четкое представление.
Методика «Закончи историю»
Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?».
Обработка результатов.
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – если сформировано полное и четкое представление.
Методика «Что мы ценим в людях»
(предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).
Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Методика «Как поступать»
(предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).
Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Методика «Закончи предложение»
(методика Н.Е. Богуславской)
Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.
Если я знаю, что поступил неправильно, то …
Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …
Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …
Когда в моем присутствии обижают человека, я …
Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …
Если бы я был на месте учителя, я …
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Методика «Незаконченные предложения, или моё отношение к людям».
Отношение к друзьям
Думаю, что настоящий друг …
Не люблю людей, которые …
Больше всего люблю тех людей, которые …
Когда меня нет, мои друзья …
Я хотел бы, чтобы мои друзья …
Отношение к семье
Моя семья обращается со мной как …
когда я был маленьким, моя семья …
Чувство вины
Сделал бы все, чтобы забыть …
Моей самой большой ошибкой было …
Если ты совершаешь дурной поступок, то …
Отношение к себе
Если все против меня …
Думаю, что я достаточно способен …
Я хотел бы быть похожим на тех, кто …
Наибольших успехов я достигаю, когда …
Больше всего я ценю …
(Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, стр 37)
Методика оценки уровня морально-нравственного развития
Основываясь на работах Ж.Пиаже по выявлению стадий интеллектуального развития, Л. Кольберг предположил возможность существования стадий развития нравственного сознания.
Кольберг выделяет три основных уровня развития моральных суждений: преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный.
Преконвенциональный уровень отличается эгоцентричностью моральных суждений. Поступки оцениваются главным образом по принципу выгоды и по их физическим последствиям. Хорошо то, что доставляет удовольствие (например, одобрение); плохо то, что причиняет неудовольствие (например, наказание).Конвенциональный уровень развития моральных суждений достигается тогда, когда ребенок принимает оценки своей референтной группы: семьи, класса… Моральные нормы этой группы усваиваются и соблюдаются некритично, как истина в последней инстанции. Действуя в соответствии с принятыми группой правилами, становишься «хорошим». Эти правила могут быть и всеобщими, но они не выработаны самим человеком в результате его свободного выбора, а принимаются как внешние ограничители или как норма той общности, с которой человек себя идентифицирует.
Постконвенциональный уровень развития моральных суждений редко встречается даже у взрослых людей. Это уровень развития личных нравственных принципов, которые могут отличаться от норм референтной группы, но при этом имеют общечеловеческую широту и универсальность.
Стадии развития моральных суждений по Л. КольбергуУровень Возраст Основания морального выбора Отношение к идее самоценности человеческого существования
Преконвен-циональный4-7 Наивный потребительский гедонизм. Делаю то, за что меня хвалят; совершаю добрые поступки по принципу: «Ты – мне, я – тебе» Ценность человеческой жизни измеряется удовольствием, которое ребенку доставляет этот человек
Конвенцио-
нальный7-10
10-12 Мораль «пай-мальчика». Поступаю так, чтобы избежать неодобрения, неприязни ближних, стремлюсь быть хорошим.
Ориентация на авторитет. Поступаю так, чтобы избежать неодобрения авторитетов и чувства вины; выполняю свой долг, подчиняюсь правилам Ценность человеческой жизни измеряется тем, насколько этот человек симпатизирует ребенку.
Жизнь оценивается как сакральная, неприкосновенная категория моральных норм и обязанностей.
Анкета-опросник «Настоящий друг»
(Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, стр. 154)1. Делится новостями о своих успехах.
2. Оказывает эмоциональную поддержку.
3. Добровольно помогает в случае нужды.
4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.
5. Не завидует другу.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
10. Не ревнует друга к остальным людям.
11. Стремится не быть назойливым.
12. Не поучает, как нужно жить.
13. Уважает внутренний мир друга.
14. Не использует доверенную тайну в своих целях.
15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.
16. Не предает в трудную минуту.
17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.
18. Понимает состояние и настроение друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощает ошибки друга.
22. Радуется успехам и достижениям друга.
23. Не забывает поздравить друга.
24. Помнит о друге, когда того нет рядом.
25. Может сказать другу то, что думает.
Обработка результатов:
За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.
От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.
От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.
Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов
(методика Н.П. Капустиной)
1 – 2-е классы
Я оцениваю себя вместе с родителями Меня оценивает учитель Итоговые оценки
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:
мне интересно учиться
я люблю мечтать
мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
мне нравится выполнять домашние задания
я стремлюсь получать хорошие отметки 2. ТРУДОЛЮБИЕ:
я старателен в учебе
я внимателен
я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу
мне нравится дежурство в школе 3.БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:
к земле
к растениям
к животным
к природе 4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ:
я выполняю правила для учащихся
я добр в отношениях с людьми
я участвую в делах класса и школы 5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:
я аккуратен в делах
я опрятен в одежде
мне нравится красивое вокруг меня
я вежлив в отношениях с людьми 6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:
я управляю собой
я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой
у меня нет вредных привычек Оценка результатов:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Они складываются и делятся на 6. Средний балл – уровень воспитанности.
5 – 4,5 – высокий уровень3,9 – 2,9 - средний уровень
4,4 – 4 – хороший уровень2,8 – 2 – низкий уровень
Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов (методика Н.П. Капустиной)
3 – 4-е классы
Я оцениваю себя вместе с родителями Меня оценивает учитель Итоговые оценки
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:
мне интересно учиться
я всегда выполняю домашние задания
я люблю читать
мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
я стремлюсь получать хорошие отметки 2. ПРИЛЕЖАНИЕ:
я старателен в учебе
я внимателен
я старателен
я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
мне нравится самообслуживание в школе и дома 3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:
я берегу землю
я берегу растения
я берегу животных
я берегу природу 4. Я И ШКОЛА:
я выполняю правила для учащихся
я выполняю правила внутришкольной жизни
я участвую в делах класса и школы
я добр в отношениях с людьми
я справедлив в отношениях с людьми 5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:
я аккуратен и опрятен
я соблюдаю культуру поведения
я забочусь о здоровье
я умею правильно распределять время учебы и отдыха
у меня нет вредных привычек Оценка результатов:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Они складываются и делятся на 5. Средний балл – уровень воспитанности.
5 – 4,5 – высокий уровень3,9 – 2,9 - средний уровень
4,4 – 4 – хороший уровень2,8 – 2 – низкий уровень
(Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001, стр. 115 – 118) Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?»
(Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И.)
Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «–» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь.
1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?
2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?
3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?
4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?
5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются ее приобрести?
6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?
7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?
8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?
9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор?
10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?
Обработка результатов:
Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие: «+ – – + + + + – – –». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез призадуматься, каким ты растешь человеком.
Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно поправить.
Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся
Тест для учащихся 3-4 классов
(примерный, можно дополнять и изменять по своему усмотрению))
1. В какой последовательности располагаются полосы на Государственном флаге Российской Федерации?
а) белая, синяя, красная;
б) красная, белая, синяя;
в) синяя, белая, красная.
2. Гимн – это…
а) торжественная мелодия для исполнения симфонического оркестра;
б) торжественная песня для коллективного прослушивания;
в) торжественная песня или мелодия, исполняемая в особых, торжественных случаях, подчеркивающая любовь к Родине, гордость за нее.
3. На Государственном Гербе Российской Федерации изображен …
а) золотой двуглавый орел;
б) Святой Георгий Победоносец;
в) Святой Георгий Победоносец с копьем, победивший черного змея.
4. Родина – это…
а) место, где человек живет сейчас;
б) место, где человек родился и провел свое детство;
в) Отечество, родная сторона.
5. Конституция – это основной закон государства, определяющий …
а) общественное и государственное устройство;
б) основные права и обязанности граждан;
в) права граждан.
Методика «Магазин» разработанная О.В.Соловьевым
Цель-изучение уровня духовно- нравственного развития личности и коллектива, побуждение детей к рефлексии.
Ход проведения.
     Первый этап игры проходит в начале учебного года в виде “купли-продажи”. Школьникам предлагается сформировать несколько небольших групп (по5 -6 человек). Все учащиеся играют роль покупателей нравственных ценностей. “Купля-продажа” осуществляется как своеобразная бартерная сделка. Положительные качества ( вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д.), которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, недисциплинированность, жадность и т.д.) или же на свои положительные, которые у них имеются в избытке.
       После проведённой “купли-продажи” классный руководитель вместе с учащимися подводит итоги осуществлённой сделки. Они обсуждают, что нужно сделать для того, чтобы “приобретённые”, “купленные” положительные качества закрепить в деятельности классного коллектива.
 Затем в течение всего учебного года классный руководитель ведёт наблюдение за детьми, организует совместную деятельность по улучшению духовно-нравственной атмосферы в классе, стимулирует работу учащихся по формированию положительных качеств.
      В конце учебного года проходит второй этап игры. Детям предлагается “приобрести” те нравственные качества, которые, по их мнению, удалось сформировать в своём характере в течение этого учебного года, а на аукцион выставить “ненужные вещи”, т.е. те отрицательные качества, которые ещё у них сохранились.
При завершении игры классный руководитель подводит итоги торгов, помогает детям проанализировать результаты работы коллектива класса за прошедший учебный год.
Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»
Цель - изучение психологического климата в коллективе и взаимоотношения учащихся.
“Приглашение в гости”.
Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе, выявить симпатии детей.
Ход проведения. Детям предлагается ситуация: “Вы решили пригласить к себе в гости своих одноклассников. Кого вы хотели бы видеть среди своих гостей?”
Предложить детям записать фамилии 5 человек.
По тому же принципу можно предложить детям собрать команду для кругосветного путешествия и т.д.
Для исследования уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся 1-4 классов возможно использование методик, разработанных сотрудниками лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО.
Методика №1: Диагностика нравственной самооценки.
Методика №2: Диагностика этики поведения.
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.
Кроме этого, для выявления направленности интересов младших школьников я использую метод ранжирования, который заключается в распределении своих собственных желаний по степени важности, значимости для себя с позиций своего смысла, своего сознания. Детям раздается Цветик-семицветик, на лепестках которого они пишут свои заветные желания и расставляют напротив цифры по степени важности. Обычно выделяется три критерия направленности желания учеников: для всех людей, для родных и друзей, для себя. Обработка полученных результатов метода ранжирования заключается в подсчете суммы желаний для каждого из трех критериев.
Аналогичные методики «Золотая рыбка», «Загадай желание на упавшую звезду»
Диагностика нравственной воспитанности (3-4 классы)
 
Лаборатория воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО уже более десяти лет занимается разработкой теоретических и методических материалов по проблеме формирования нравственности и этической культуры личности. В своей работе сотрудники лаборатории следуют идеям, развернутым в рамках научной школы А.И.Шемшуриной. 30 ноября 2001 года системе воспитания этической культуры присуждена премия Президента РФ В.В. Путина.здесь 4 методики диагностики нравственной воспитанности детей 3-4 классов, разработанные сотрудниками лаборатории.
Методика №1: Диагностика нравственной самооценки
Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-и бала;
 если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала;
 если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1-н бал.
Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".
Пример:
1.      - 3;
2.      - 4 и т.д.
Текст вопросов:
1.      Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми
2.      Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду
3.      Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми
4.      Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку
5.      Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей
6.      Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес
7.      Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню
8.      Мне приятно делать людям радость
9.      Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки
10.  Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,
в 3 балла - 2 единицы,
в 2 балла - 3 единицы,
в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика №2: Диагностика этики поведения
Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
1.      Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…
2.      Если кто-то надо мной смеется, то я…
3.      Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
4.      Когда меня постоянно перебивают, то я…
5.      Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
1.      Быть человеком, которого любят
2.      Иметь много денег
3.      Иметь самый современный компьютер
4.      Иметь верного друга
5.      Мне важно здоровье родителей
6.      Иметь возможность многими командовать
7.      Иметь много слуг и ими распоряжаться
8.      Иметь доброе сердце
9.      Уметь сочувствовать и помогать другим людям
10.  Иметь то, чего у других никогда не будет
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4-е, 3-и - средний уровень.
2-а - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
 
Методика №4: Диагностика нравственной мотивации
Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
1.      Если кто-то плачет, то я.
Пытаюсь ему помочь.
Думаю о том, что могло произойти.
Не обращаю внимания.
2.      Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Отвечу, что не могу ему помочь.
Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
3.      Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
Я не обращу внимания.
Скажу, что он размазня.
Объясню, что нет ничего страшного.
Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4.      Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Обижусь в ответ.
Докажу ему, что он не прав.
 
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.
4 бала - высокий уровень
2, 3 бала - средний уровень
0, 1 бал - низкий уровень
 
Эти методики позволяют видеть динамику духовно-нравственного развития личности каждого ребенка и коллектива в целом, анализировать состояние воспитательного процесса, осуществлять анализ динамики изменений в развитии отдельных качеств личности.
Таким образом, систематическая работа по воспитанию духовно-нравственных качеств позволяет создать условия для осмысления детьми значимости для себя норм и правил поведения, развития ценностного отношения к себе, людям, окружающему миру.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80
Бунеев Р. Н., Данилов Д. Д., Курцева З. И. Программа духовно-нравственного развития и воспитания в образовательной системе «Школа 2100»
Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. – М, 2001.
Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие для семьи с наставлениями священника и советами детского врача. - М.: 2001. - 475 С.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С. 3-6
Микрюков В.Ю. Научно-практические основы организации военно-патриотической работы в школе. // «Образование в современной школе», 2006, № 5, с. 27.
Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой – М.: Педагогика, 1979- 461с.
Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М.: 1997. - 96 С.
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ под общей редакцией проф. Чураковой Р. Г. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – 184с.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения.