Из опыта работы по теме «Система работы по духовно – нравственному воспитанию младших школьников во внеурочное время»


Управление образования администрации Поронайского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа – интернат № 3 «Технологии традиционных промыслов народов Севера» г. Поронайска
ТЕМА «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ»
Автор опыта:
Синюкина Елена Юрьевна – учитель начальных классов МБОУ школы-интерната № 3

г. Поронайск
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ……………………………………………….3
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА…………………………………………………….9
РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА…………………………………………...17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………....18
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА………………………………………………………….19
РЕЦЕНЗИЯ НА ОПЫТ РАБОТЫ………………………………………………………...23
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………24
Сведения об авторе опыта
Синюкина Елена Юрьевна
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа -интернат № 3 «Технологии традиционных промыслов народов Севера» г. Поронайска
Педагогический стаж: 22года
Специальность: учитель начальных классов
Контактный телефон:89241939971
Тема опыта «Система работы по духовно – нравственному воспитанию младших школьников во внеурочное время»
Условия возникновения, становления опыта
Автор опыта работы «Система работы по духовно – нравственному воспитанию младших школьников во внеурочное время» работает в МБОУ школе-интернате № 3 г. Поронайска. В образовательной программе начального общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта на ступени начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования») наряду с другими решаются задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, предусматривающие принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, через формирование личностной, семейной и социальной культуры.
Образовательное учреждение создаёт условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, социальной группе, общечеловеческим ценностям, направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
И это не случайно, т.к. с первых дней пребывания в школе у младших школьников формируется отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам. Происходит их приобщение к нормам социальной жизнедеятельности, формируются основы гражданственности, трудолюбия, нравственности, креативности, инициативности и т.п.
Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью.
На мой взгляд, школа не может претендовать на право единственного источника формирования духовных ценностей ребенка. Душа ребенка с рождения формируется в семье. Именно в ней закрепляются или нет такие человеческие качества как доброта, любовь, сострадание, уважение к старшим. Все это происходит на чувственном восприятии. Придя в школу, получая широкий аспект знаний, в ребенке закрепляются, но уже осознанно, либо положительные, либо отрицательные основы личностного поведения, «…закладываются основы нравственных представлений о хороших и плохих поступках, навыки вежливого общения и уважительного отношения к окружающим…».
Актуальность опыта. В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Актуальность данной задачи очевидна, т.к. во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано?»
Теоретическое обоснование опыта
5.1 Сущность и природа нравственности
Исследуемая нами проблема нашла отражение в работах Н.М.Болдырева, А.С.Макаренко и других педагогов, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Для педагога очень важно не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, а также умение направить свою деятельность на нравственное воспитание во внеклассной деятельности.
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».
В новейшем энциклопедическом словаре понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское moralis - нравственный) система норм и ценностных представлений, определяющих и регулирующих поведение человека. В отличие от простого обычая или традиций, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия».
В педагогическом словаре термин нравственное воспитание толкуется как составная часть единого процесса общественного воспитания. «Необходимость регулировать обществом поведения людей включает две взаимосвязанные задачи:
Выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости, добра и зла и т.п.
Внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознании каждого отдельного человека, с тем чтобы он смог сам направлять и контролировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения».
В своей статье «Ориентация младших школьников на нравственные ценности» учитель начальных классов Л.В. Калинина говорила, что «в современном обществе большое внимание уделяется ориентации учащихся на нравственные ценности: умение соотносить поступки, события с общественными нормами и ценностями; способствовать самостоятельному, нравственному поступку в различных ситуациях».
Она считает, что «в период 6-10 лет закладывается основа становления личности качеств ученика.
Педагогу важно учитывать, что формирование нравственных ценностей ориентаций оказывают существенное влияние 3 компонента: знания, эмоции и воля».
О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение - понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок.
Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности.
Проанализировав этот вопрос, мы видим, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.
5.2 Изучение уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников во внеклассной работе
В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу. Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребенка в школьную жизнь, является психологическая готовность, которая включает определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, в том числе и коммуникативные компоненты готовности к школьному обучению. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.
Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика - организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре.
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
5.3 Цель и задачи духовно-нравственного воспитания
В концепции «Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (авторы А. Данилюк, А. Кондаков, В.Тишков) показаны цели и задачи духовно - нравственного воспитания.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;
укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:
укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны.
Таким образом, духовно - нравственное воспитание является актуальным на современном этапе развития педагогики.
5.4 Духовно - нравственное воспитание во внеклассной работе как педагогическая проблема
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом и государством в целом. Педагоги, изучая все лучшее, воспитывают нравственно здоровую душу, наполненную духовной энергией. Используемые в школе учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат опыт работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной страны. В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.
Как отмечается в аннотации к журналу «Духовно-нравственное воспитание», педагог должен
- осознанно стремиться к собственному духовному росту и оказывать помощь своим воспитанникам в духовном взрослении;
- глубже понять себя, свое предназначение - в семье, роде, профессии, Отечестве; - найти путь к своему подлинному «я»;
- жить, следуя своей природе;
- различать пласты человеческой жизни - физический, душевный, духовный, помочь в этом своим ученикам;
- внутренне приобщиться к национальной духовной традиции - религии, фольклору, архитектуре, искусству, литературе, философии;
- осознать серьезность и неповторимость каждого дня и всякого дела;
- обрести реальную радость бытия.
В качестве содержания духовно-нравственного воспитания рассматривается система ценностей, присвоение которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На наш взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия:
опыт переживания высоких духовных состояний;
опыт определения воспитанником актуальных для него смысл жизненных и нравственных проблем;
опыт разрешения нравственных проблем;
опыт содержательного, духовного общения;
опыт определения и реализации своих ценностных приоритетов в искусстве, в духовно-практической деятельности (творчество, общение, помощь людям, благотворительность, добровольчество, волонтерство и т.д.)
Таким образом, задача педагога заключается в создании условия для того, чтобы ввести ребенка в культуру, помочь ему определиться в ней.
Исходя, из этого мы видим, что проблема существует и на сегодняшний день.
Ведущая идея опыта
Ведущая педагогическая идея заключается в разработке системы работы по духовно – нравственному воспитанию младших школьников во внеурочное время.
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Исследование проводилось в МБОУ школе – интернате № 3 г. Поронайска с учащимися начальной школы.
Цель: создание системы взаимодействия учащихся, педагогов и родителей по духовно – нравственному воспитанию младших школьников во внеурочное время.
Для решения вопросов по духовно – нравственному воспитанию младших школьников были определены задачи.
Задачи:
Проанализировать проблему формирования системы работы по духовно – нравственному воспитанию младших школьников в МБОУ школе – интернате № 3. На основе анализа определить основные направления работы по духовно – нравственному воспитанию.
Создать условия для духовного общения детей, педагогов и родителей, через различные формы и методы работы.
Провести диагностику среди детей и родителей для определения уровня сформированности духовно – нравственных ценностей.
Гипотеза: Предполагаем, что целенаправленная организация внеурочной деятельности по духовно – нравственному развитию учащихся будет способствовать становлению и развитию высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.Предполагаемые результаты нацелены на всех участников воспитательно - образовательного процесса.
Дети:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
воспитание нравственных качеств и этического сознания;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Педагоги:
Обеспечение взаимодействия педагогов по данной проблеме;
Повышение уровня компетентности по формированию основ духовно – нравственного воспитания;
Использование новых форм и методов взаимодействия с детьми и семьями обучающихся.
Родители:
Проявление интереса в вопросах духовно – нравственного воспитания ребенка;
Повышение освоения положительного опыта семейного воспитания;
Проявление активной жизненной позиции по вопросам духовно – нравственного развития детей.
Новизна заключается в том, что работа строится на основе сотрудничества; методы работы с учениками, родителями и педагогами способствуют их личной заинтересованности в результатах; педагоги и родители знакомятся с приемами и методами организации работы по духовно – нравственному воспитанию ребенка.
Практическая значимость: Работа позволит сконструировать модель формирования духовно – нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время. На основе этой модели разработать технологию реализации процесса формирования с позиции преемственности. Эта модель может быть использована не только как единая система, но и как отдельно взятые блоки. А также может быть использована другими педагогами в учебно-воспитательном процессе.
Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.
1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи формирования духовно – нравственного воспитания хорошо понятны не только педагогам, но ученикам и их родителям.
2. Систематичность и последовательность работы в течение всего периода обучения в начальном звене.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку на основе изучения их интересов и способностей.
4. Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и учащихся на основе доброжелательной критики и самокритики.
Основные формы и методы работы по духовно – нравственному воспитанию младших школьников во внеурочное время.
Методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт.
Педагогу, прежде всего, важно рассматривать в своей внеклассной работе такие методы как:
Наглядный метод используется во время:
- экскурсий;
- наблюдений;
- просмотра видеофильмов;
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- чтения литературных произведений;
- бесед с учащимися;
- диспутов;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- разбора житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
Практический метод используется, когда необходима- организация продуктивной деятельности (выставки, конкурсы, концерты);
- проведение тематических классных часов;
- организация работы по созданию исследовательских работ учащихся;
- проведение экскурсий различной направленности;
- организация вечеров с родителями, для родителей и сверстников.
«Правильный метод воспитания должен помочь младшему школьнику прежде всего понять ту общественную причину, которая породила то или иное следствие, а уж затем только влиять на его чувства. Так как все нравственные достоинства человека вырастают на почве общественных требований, то именно на ней, при здравом воспитании, они должны были бы и оставаться. Однако почему-то при традиционном воспитании эти достоинства получают отвлеченный, формальный характер: они существуют сами по себе, в качестве независимых сущностей. Например, усилия учителя направлены на то, чтобы сделать человека правдивым, честным, добрым, но в силу формального, отвлеченного представления этих добродетелей они остаются лишь в виде отвлеченных, хотя и заученных правил, а не становится живыми силами, влияющими на общество. Нравственное превращается в пустой звук, если оно не постигнуто умом».
Огромное количество существует методов и приемов, но наиболее эффективного из них нет. Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания).
Этапы работы:
Выбирая направление внеурочной деятельности, я остановилась на духовно-нравственном, так как оно формирует способность к самостоятельным поступкам и действиям, развивает доброжелательность, понимание и сопереживание к другим людям, уважительное отношение к родителям и заботливое отношение к старшим и младшим.
Первый этап – диагностический (поисково-теоретический).
Цель: Анализ проблемы формирования духовно – нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время
анкетирование родителей;
проведение диагностики учащихся «Определение уровня воспитанности ученика»;
консультативная работа с воспитателями интерната и родителями по результатам диагностического исследования;
составление практических рекомендаций для родителей и воспитателей интерната.
Второй этап – опытно - экспериментальный.
Цель: Разработка и поэтапное внедрение программы по духовно – нравственному воспитанию учащихся 1 – 4 классов, через внеурочную деятельность.
Третий этап – заключительно - обобщающий.
Цель: проведение анализа и систематизация данных, полученных в ходе опытно – экспериментальной работы. Разработка и внедрение в практику методических рекомендаций для родителей и педагогов.
Первый этап – диагностический (поисково-теоретический).
Работа началась с диагностики, которая включала в себя:
- анкетирование родителей будущих первоклассников «О выборе занятий внеурочной деятельности; (Приложение 1)
- анкетирование учащихся «Определение уровня воспитанности» (Приложение 2)
Анкетирование родителей было направлено на определение направлений внеурочной деятельности в начальных классах. В нем приняло участие 7 родителей.
Родителям (законным представителям) первоклассников было предложено выделить из списка (табл. 1) интересуемые направления и занятия внеурочной деятельности, организуемые МБОУ школой – интернатом № 3 г.Поронайска.
Таблица 1
Направления
развития личности Наименование рабочей программы Количество выборов
Спортивно-оздоровительное Подвижные игры народов Севера 7
Духовно – нравственное Я и моя семья 7
ОбщеинтеллектуальноеИнформатика в играх и задачах 5
Умники и умницы 3
-11811150164
Выводы:
В рейтинге образовательных услуг, оказываемых школой, родители определяют лидирующими спортивно-оздоровительное и духовно – нравственное развитие ребенка. 
При анализе выбора видов внеурочной деятельности лидирующие позиции заняли (табл. 2)
Таблица 2
Направления развития личности Наименование рабочей программы Количество выборов
Спортивно- оздоровительное Подвижные игры народов Севера 7
Духовно – нравственное Я и моя семья 7
С учащимися было проведено анкетирование «Определение уровня воспитанности».
Анализ анкет показал следующие результаты:

61531541910
Вывод: 1. Результат анкет показал, что 58% учащихся имеют уровень воспитанности ниже среднего, по 14% - уровень выше среднего, низкий и средний уровень
При анализе анкет было выявлено, что уровень воспитанности класса – низкий.
Второй этап – опытно - экспериментальный.
Программа по внеурочной деятельности для первого класса была названа «Я и моя семья». (Приложение 3)
Она была выбрана потому, что в большинстве семей отсутствуют благоприятные условия для общения, уходит положительный эмоциональный настрой. Действительно, ритмы сегодняшней жизни, сложившиеся социально-экономические условия не способствуют созданию той атмосферы семьи, когда неспешно, по-доброму проходит общение детей с родителями.
Современные родители вряд ли задумываются о том, какие обряды или обычаи лежали в основе таких привычных семейных традиций, как празднование дня рождения, прием гостей, укрепление здоровья, занятие рукоделием, изучение родословной семьи. И мне хотелось помочь сблизить детей и родителей, повысить у родителей интерес, понимание в необходимости совместной деятельности, вовлечь самих детей в творческую деятельность.
Программа состоит из разделов: изучение истории семьи, семейных традиций, проведение семейных праздников, создание и защита мини-проектов.
Среди проектов, которые были выполнены совместно с родителями, хотелось бы отметить мини-проект «Герб моей семьи» и книжку – раскладушку «Я и моя семья». Дети и родители выразили через художественное изображение – солнечность, теплоту, радость. Значит, несмотря на всякие трудности им вместе в семье хорошо. На родительском собрании мы проанализировали эти символы, и все пришли к выводу, что основа семьи – это добрые, сердечные отношения. И, наверное, им захочется и дальше сохранять их.
Одним из разделов программы является проведение семейных праздников (Приложения 4, 5). На них мы приглашаем родителей, бабушек, и они видят своих детей в творчестве, и как бы заново и дети, и родители узнают друг друга.
Новогодние посиделки. Нет долгожданнее праздника и взрослых и детей. Этот праздник для детей мы готовили вместе с родителями, которые знали, что придут Дед Мороз и Снегурочка и заранее подготовили для детей новогодние подарки, разучили стихи и песенки. И пусть ненастоящий был Дед Мороз и Снегурочка, но праздник получился настоящий – новогодний, с подарками и сладостями, приготовленными родителями.
Итогом работы стал выпуск альбома, который мы так и назвали «Наша дружная семья».
На следующий год были расширены границы программы, поэтому для второго класса была взята тема «Любимый город» (Приложение 6), целью которой является знакомство учащихся с историей своего города (района), культурными, политическими, экономическими особенностями Поронайского района, с его достопримечательностями и, что немало важно, людьми, строившими и прославившими родной город (район). Она содержит три раздела: «Моя маленькая родина», «Наш город», «Люди нашего города». Данная программа ориентирована на активное участие самих школьников в процессе приобретения необходимой информации.
Началом нашей работы было знакомство с лицеем, историей его создания. В этом нам помогло посещение сайта лицея-интерната «Дети Севера», на котором ребята познакомились не только с историей лицея, но и смогли посетить страницы сайта. Так же мы провели творческую встречу с Минато Сирюко (Людмилой Хомовной) – старейшим работником лицея-интерната, соавтором Букваря по изучению языка уйльта. Эта встреча дала детям очень многое. Людмила Хомовна предложила ребятам совместный проект по созданию книжек – малышек на русском и ультинском языках, ребята самостоятельно подобрали иллюстрации к сказке, а благодаря приобретенному оборудованию, мы смогли размножить их и подарить воспитанникам детского сада.
По итогам этой встречи, был выпущен альбом, который назвали «Живет такой человек» и приняли участие в   областном заочном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Первые шаги в науку», где заняли второе место. (Приложение 7)
Реализация проекта «Любимый город» дала возможность выйти за рамки лицея – интерната: посещение районной библиотеки, где с ребятами была проведена интереснейшая беседа об истории нашего города и о памятных местах города и района; посещение районного музея, музея Боевой и трудовой Славы при МБОУ СОШ № 7, музея при СКОШИ восьмого вида, обзорная экскурсия по спортивным комплексам нашего города. А итогом работы в этом направлении стал выпуск альбома, который мы так и назвали «Любимый город».
Третий класс выходит за рамки города и района, и здесь мы говорим о Сахалинской области, поэтому программа была названа «Край, в котором я живу». (Приложение 8)
Эта программа состоит из двух разделов: «История Сахалинской области» и «Современный Сахалин».
В рамках декады, посвященной 69-ой годовщине освобождения Южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов, мы побывали на экскурсии в Музее боевой Славы пгт Смирных и проехали по местам боевой Славы Смирныховского района. Ребята увидели много памятных мест, познакомились с замечательным человеком – Дегтеревым Николаем Михайловичем, который сопровождал группу на протяжении всей экскурсии. Он рассказывал малышам о героях войны, водил по местам боев. Ребята своими глазами смогли увидеть вражеские укрепления, спуститься в ДОТы.
А результатом нашей поездки явилось создание мини-проекта, который так и называется «По местам боевой Славы».
Мы побывали в гостях в МБОУ СОШ п. Вахрушев им. И.П. Фархутдинова и посетили школьный музей. Дети смогли не только узнать много интересного об истории поселка и Сахалинской области, но и стать участниками костюмированного представления.
Одной из тем программы «Край, в котором я живу» является знакомство с народами Севера, населяющими наш край, их бытом, родом занятий, традициями. И не случайно, ведь в нашем лицее-интернате обучается 47 % детей из числа коренных народов Севера. Собранный материал мы поместили в мини альбом: «Традиционные обряды и праздники народов Севера», этот альбом нам помогли оформить ребята среднего звена.
Девочки нашего класса заинтересовались приготовлением блюд народов Севера. В этом им помогли преподаватели нашего лицея Минато Л.Х. и Джаббарова Н.В., которые поделились рецептами национальных блюд, а Людмила Хомовна научила девочек готовить десертные праздничные блюда народов Севера. Весь собранный материал мы также поместили в мини альбом «Особенности национальных блюд коренных народов Севера». С презентацией этого альбома мы выступили не только у себя в лицее, но и приняли участие в муниципальной ученической конференции «Проектная и исследовательская деятельность учащихся». (Приложение 9) Теперь этим материалом пользуются ребята 5 класса, у которых ведется факультатив «Особенности национальной кухни».
Изучая традиции и обычаи народов Севера, нельзя было не остановиться на национальном фольклоре. Мы предложили ученикам лицея инсценировать сказки и легенды народов Севера и устроить театрализованное представление перед нашими родителями и гостями.
Заключительным этапом работы духовно-нравственного направления стала программа «Я живу в России» (Приложение 10), целью которой является расширение представления учащихся о своей Родине. Эта программа состоит из трех разделов: «С чего начинается Родина» (история нашей Родины, знакомство с народами России, национальными праздниками), «Суровые годы испытаний» (о подвиге нашего народа) и «Культурное наследие» (семь чудес России, Золотое кольцо, Сочи). Работа над этой программой строится на основе виртуальных и заочных путешествий, просмотре видеоматериалов и презентаций, а также ребятами проводилась большая поисковая работа, итогом которой стала защита и презентация проектов, творческих работ, конкурсы рисунков и, конечно, выпуск альбомов. Один из которых «Семь чудес Сахалина». (Приложение 11)
Третий этап–заключительно - обобщающий.
После проведенной работы было проведено повторное анкетирование учащихся по определению уровня воспитанности.
Результаты повторного исследования можно представить следующим образом (табл.3):
Сравнительный результат определения уровня воспитанности учащихся
Таблица 3
№ п/пУровень воспитанности 1 класс
(на начало обучения) 4 класс
(на конец обучения)
1 Низкий уровень 14% 0%
2 Уровень ниже среднего 58% 14%
3 Средний уровень 14% 43%
4 Уровень выше среднего 14% 43%
5 Высокий уровень 0% 0%
Анализ анкет
«Определение уровня воспитанности каждого учащегося»
-7073981280-652780117475
Вывод: В результате проведенного исследования было выявлено, что уровень воспитанности учащихся заметно повысился. Низкого уровня нет совсем, уровень ниже среднего снизился на 44%, средний уровень и уровень выше среднего повысились на 29%.
РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Таким образом, за время реализации программы по духовно-нравственному воспитанию повысился интерес учащихся к изучению родного края и своей страны, к истории своей семьи. Ребята узнали достопримечательности своего города, а также своих земляков, которые прославили свой город. Познакомились с Россией, как многонациональным государством и узнали культуру народов, населяющих нашу страну.
Из всего вышесказанного можно заключить, что система работы по духовно-нравственному воспитанию, которая включает в себя совместную взросло-детскую деятельность по реализации программ будет способствовать целостному развитию ученика начальной школы, успешной социализации, раскрытию индивидуальности и сформированности основ нравственного самосознания личности, выполнение моральных норм, умение давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
Четыре года шла реализация программ по духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности. Все они логично связаны между собой, и поэтому я решила объединить их в одну общую программу под названием «Изучаем, сохраняем, передаем», срок реализации которой 4 года. Но каждую из этих программ можно использовать как отдельный блок.
За время реализации программ с 1 по 4 классы собранный нами материал (альбомы, презентации) был предложен преподавателям, воспитателям интерната, ученикам старшего и среднего звена для использования на уроках краеведения, технологии и истории, а так же для проведения внеклассных мероприятий.
Гипотеза нами подтверждена, цель достигнута, задачи решены.
И ещё хотелось бы сказать об очень важном моменте в воспитании духовно-нравственной личности. Детство - это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий, опытный наставник, который бы являлся примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Важно не только научить, но и вдохновить примером.
Это и есть важнейшее условие успешного развития подрастающего поколения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»
Примерная программа внеурочной деятельности (Просвещение, 2010)
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный стандарт начального общего образования /М-во образованияи науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010
Печатные издания
Аристотель. Сочинение в 4-х томах./ М.: 1984 - т.4
Бабаян А.В. Дебольский Н.Г о нравственности и нравственном воспитании. - // «Педагогика». №2.,2005
Баркан А.И., «Его Величество Ребёнок»./ М.:1996г.
Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников - М.: Просвещение, 1979
Булатова. З.А. Духовно - нравственное воспитание младших школьников на традициях народной педагогики.// «Начальная школа», №7., 2008
Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2011. – С. 11
Данилюк А.Я., Кондакова А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2010
Калинина Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности. -// «Начальная школа», №1.,2011
Львова И.А. Нравственное воспитание младших школьников средствами народной педагогики.// Завуч начальной школы. - 2011. - № 2
Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: соч. - т.5 - М.: Просвещение, 1976
Новейший энциклопедический словарь/М.: Астрель, АСТ, Хранитель, ОГИЗ. - 2004
Педагогика начальной школы. / Сост. Подласый И.П. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. И авт. вступит. очерков С. Соловейчик. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1982
Интернет ресурсы
www.nsportal. ruwww.infourok.ruwww.prodlenka.orgwww. ppt4web.ruwww.festival.1september.ru