НОД Воздух невидимка опытно — экспериментальная деятельность в детском саду


Конспект
НОД по теме «Воздух невидимка»
Группа: подготовительная
Воспитатель: Н.Е.ЗельманФорма проведения: путешествие в страну знаний.
Цель: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Задачи
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- развивать и закреплять представления о свойствах воздуха, его необходимости для жизни всего живого и возможностях использования;
- формировать умения выполнять действия замещения;
- осваивать экспериментирование;
- воспитывать устойчивый интерес к познавательно – исследовательской и творческой продуктивной деятельности.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:
- развивать навыки общения, умение работать в паре и группе;
- формировать начальные умения рефлексии своей деятельности.
Образовательная область «Речевое развитие»:
- вводить в активный словарь слова «прозрачный», «невидимый», «ощущать», «чувствовать»;
- формировать начальные навыки речи – доказательства;
- закреплять умение пересказывать знакомую сказку.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»:
- развивать творческие способности;
- поощрять желание придумать образ плавающего средства, самостоятельно его изготовить.
Форма организации: подгрупповая.
Предварительная работа:
- ознакомление с телом человека (тема «Легкие»); рассматривание иллюстраций и чтение рассказа по теме «Зачем мы дышим»;
- беседа «Свежий воздух полезен для здоровья»;
- познавательно – исследовательская деятельность по темам : «Воздух и его свойства», «Воздух вокруг нас», «Водолаз Декарта», «Плавание тел. Изготовление корабля».
- ручной труд : изготовление корабликов из пластилина; веера из бумаги; вертушек, султанчиков;
- экспериментирование: «Тонет – не тонет», «Дерево в воде», «игры с мыльными пузырями»;
- чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и Лапоть»;
- наблюдение в ветреную погоду за движением веток деревьев, флажков, султанчиков, вертушек;
- дидактическая игра «Определи силу ветра»
Демонстрационный материал:
- игрушки- сказочные персонажи: Соломинка, Пузырь и Лапоть;
- схема-паровоз с тремя прицепленными вагонами;
- тарелка с очищенными дольками чеснока;
- карточки символы, обозначающие воздух и бензин;
Раздаточный материал:
- картинки с изображением транспорта, передвигающиеся с помощью воздуха и бензина;
- плоские воздушные шары красного, зеленого и синего цвета.
Предметы для проведения опытов:
- трубочки для коктейля и прозрачные стаканы с водой;
- емкость с водой и резиновая трубочка;
- веер, лист бумаги;
- «Танграмм».
Средства ТСО: - мультимедийное оборудование, презентация.
Методические указания
1-я часть. Вхождение в тему.
Игровая технология. Воспитатель обращает внимание детей на схему (по рельсам едет паровоз с прицепными вагонами).
Воспитатель. Я приглашаю вас в путешествие в страну Знаний. В стране Знаний нас ждет много интересного и нового. Я предлагаю взять и прикрепить к вагону красный шарик тех, кто уверен в своих знаниях, а те, кто сомневается в своих знаниях и умениях - взять и прикрепить к вагонам зеленые шарики.
А теперь мы отправляемся в путь. А чтобы нам было весело в пути , мы споем веселую песенку «Алфавит».
Воспитатель приглашает их сесть в поезд и отправиться в страну Знаний.
Слайд №1 (Видео «Песенка Алфавит»)
Игровая мотивация.
Воспитатель. Вот мы и в стране Знаний. Слайд №2
Посмотрите на предметы, лежащие на подносе (пучок соломы, лапоть, воздушный шар), догадайтесь, к какой сказке эти предметы имеют отношение.
Дети отвечают. Слайд №3
Воспитатель предлагает проверить правильность ответов с помощью мультимедийного оборудования. На экране демонстрируются герои сказок «Волк и семеро козлят», «Крылатый мохнатый да масленый», «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Дети выбирают героев сказки, убирая героев других сказок. Слайд №4
Воспитатель. Кто вспомнит, что произошло с ними в сказке?
Используется алгоритм для пересказа сказки на демонстрационном мольберте.
Дети. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до речки и не знают, как перейти через реку. Лапоть сказал Пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем!» - «Нет, Лапоть! Пусть лучше Соломинка протянется с берега на другой берег». Лапоть пошел по соломинке, она переломилась, он и упал в воду, а пузырь хохотал- хохотал, да и лопнул.
Интерактивная технология «Интервью».
Воспитатель выступает в роли корреспондента, берет интервью у детей по цепочке.
Воспитатель. На что был похож Пузырь?
Ребенок. На воздушный шар, мыльные пузыри и другие варианты.
Воспитатель. Как вы думаете, что у него внутри?
Дети. Воздух.
Воспитатель. Если бы Пузырь согласился перевести Соломинку и Лапоть мог бы он лопнуть? (Ответы детей).
Воспитатель. Почему тогда он лопнул?
Дети. Когда он смеялся, сильно надулся и лопнул, через дырочку вышел весь воздух.
Воспитатель. Значит, пузырь исчез, потому что из него вышел весь воздух.
Ребята, отгадайте загадку. Слайд №5
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети. Воздух.
Воспитатель. Вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о воздухе и его свойствах?
2 часть. Серия опытов.
Интерактивная технология «Работа в парах».
Дети делятся на пары по символам на груди: воздушные шарики разного цвета с изображением восклицательного и вопросительного знаков; дети объединяются по символам и по цвету.
Воспитатель. Мы говорим воздух, воздух! А где этот воздух? Покажите его. (Варианты ответов детей: воздух находится вокруг нас, воздух окружает нас повсюду, мы его не видим).
Воспитатель. А можно нам увидеть эту «невидимку»? Может быть, с ним кто-то уже встречался?
(Предполагаемые варианты ответов детей: пузыри на поверхности воды, мыльные пузыри)
Воспитатель. Как же можно обнаружить воздух?
(Дети выдвигают гипотезы)
Воспитатель. Я предлагаю пройти в нашу мини – лабораторию. Слайд №6
Выслушайте задание и подберите нужные предметы для проведения опыта.
На столе лежат листы бумаги, веер, трубочки для коктейля, стаканы с водой (2 стакана), воздушные шарики, прозрачные полиэтиленовые пакетики. Банка 0,5л., емкость с водой, резиновый шланг.
Задание 1 : создать поток воздуха у лица.
Опыт 1. Взять лист бумаги или веер и помахать им около лица.
Воспитатель. Что ощущаете?
Дети. Легкий ветерок, прохладу.
Воспитатель. Воздух мы не видим, но ощущаем (чувствуем).
Задание 2: Увидеть воздух, который мы выдыхаем.
Опыт 2. Взять трубочки для коктейля и подуть через нее в стакан с водой.
Опыт 3. Надуть воздушный шарик.
Воспитатель. Что вы видите? Почему шар стал увеличиваться?
Ребята, вспомните, мы говорили с вами о строении тела человека. Где расположен воздух, как дышит человек? Слайд№ 7
Дети. Воздух находится в легких. Человек вдыхает и выдыхает носом.
Ребенок: Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь,
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем!
Воспитатель: Положите руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается (сжимается). Что происходит с легкими при дыхании? Правильно, делаем вывод: при вдохе легкие расширяются , а при выдохе сжимаются.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, почему мы выполняем дыхательные упражнения? Давайте вспомним, какие упражнения на дыхание мы знаем. Дыхательная гимнастика.
1.Дыхательные упражнения «Задуй свечку».
Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо.
2. Дыхательные упражнения «Комарик».
Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. При выдохе произнести продолжительное «з-з-з-з».
Воспитатель: Вернемся в нашу лабораторию. Слайд №8
Воздух находится внутри тела в легких, его объем можно измерить.
Опыт 4. Взять банку с водой, погрузить в емкость с водой. В воде перевернуть банку кверху дном. Придерживая ее рукой, чтобы она не расшатывалась, подвести снизу и вставить в горлышко банки резиновую трубку. Второй конец трубки взять в рот и сделать выдох. Количество воздуха, которое вошло в банку, - объем одного выдоха.
Задание 3: доказать, что воздух прозрачный.
Опыт 5. Взять прозрачный полиэтиленовый пакет, открыть его, «набрать» воздух и скрутить края.
Воспитатель: Можно ли увидеть воздух в пакете?
Дети: Нет, он прозрачный.
Здоровьесберегающая технология. Игровое упражнение «Узнай запах».
Опыт 6.
Воспитатель: Продолжим исследования. Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте (Нет). Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Закройте глаза, зажмите нос ( в это время перед детьми проносят тарелку с дольками свежезарезанного чеснока). Вдохните воздух, чем пахнет? Как вы узнали, что это запах чеснока?
-Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Воспитатель: Подумайте, а нужен ли воздух? Зачем?
Дети. Воздух нужен, мы им дышим.
Воспитатель. Кто еще дышит воздухом?
Дети. Птицы, насекомые, морские животные, деревья, цветы и т. д. Слайд № 9
Воспитатель. Только чистый воздух полезен для здоровья. Ребята, не всегда человек заботится о чистоте воздуха. Что загрязняет наш воздух? СЛАЙД № 10
Дети. Когда на свалках сжигают мусор, (а этого делать нельзя) выделяется едкий дым, который портит воздух. Так же загрязняют воздух промышленные отходы, которые попадают в воздух из заводских труб, от выхлопной трубы в машинах.
Воспитатель. А кто следит за чистотой воздуха? Слайд №11
Дети: Экологи.
Воспитатель. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – экологи. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух. О чистоте воздуха необходимо заботиться. Слайд №12
3-я часть. Физкультурная пауза
Воспитатель: Я приглашаю вас на морской берег, здесь всегда свежо, дует ветер. Как вы думаете, чем может пахнуть море? Слайд №13
Включается запись морского шума, дети представляют волны, плавающих в воде рыб. Имитируют движения при плавании, нырянии, движения рыб.
4- я часть. «Воздух и транспорт»
Интерактивная технология «Дерево знаний»
Воспитатель. Можно ли назвать воздух помощником человека?
Дети отвечают.
Воспитатель. Разделите картинки на две группы: 1-я – транспорт, передвигающийся с помощью воздуха, 2-я – с помощью бензина. Прикрепите свою картинку под нужным символом, обозначающий «воздух» или «бензин». Слайд №14
Закрепление с опорой на картинки. Обсуждается, какой вид транспорта нуждается в потоке воздуха. Воздушный шар, самолет, хотя и работает на бензине, но без потока воздуха не взлетит, ветер наполняет паруса парусника, и он движется по воде.
Игровые упражнения
Интегративная технология «Хоровод». Дети, стоя в кругу, передают по цепочке шар из рук в руки и отвечают на заданный вопрос»
Воспитатель: Молодцы. Ребята, расскажите нашим гостям – Лаптю, Соломинке и Пузырю - всё, что вы узнали нового интересного о воздухе. Давайте вспомним все свойства воздуха. Слайд№ 15
Дети: Воздух прозрачный, невидимый, через него все можно видеть, он окружает нас повсюду.
Рефлексия. Слайд №16
Воспитатель. Как вы думаете, сегодня вы сделали для себя новые открытия о воздухе? Если да, украсьте вагоны синими воздушными шарами.
Дети прикрепляют шары к вагончикам.
Воспитатель. Посмотрите, как много синих воздушных шаров. Наше путешествие в страну Знаний получилось интересным и познавательным.