План-конспект занятия Воздух-Невидимка в Зеленой столице.Познавательно-исследовательская деятельность.6-7 лет.

План-конспект занятия

Автор разработки: Лепетюха В.В.
Название: занятие – открытие

Форма работы с детьми: детская лаборатория

Основной вид деятельности: экспериментирование

Тема: «Воздух-невидимка в Зеленой Столице»

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Возраст детей: седьмой год жизни

Цель: Развитие у детей познавательных интересов, любознательности.
Программные задачи:
Развивающие задачи: создать условия для развития экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической деятельности.
Воспитательные задачи: формировать понимание необходимости сохранять воздух чистым, уточнить источники загрязнения воздуха, понимать опасность загрязнённого воздуха для здоровья.
Обучающие задачи: организовать познавательный практикум с целью приобщения детей к элементарному, доступному по возрасту экспериментированию. Расширять представление о воздухе, как природном объекте (воздух есть везде; он имеет вес; воздух невидим. Ветер – движение воздуха.).

Специально организованное рабочее пространство, оборудование:
глобус;
три концентрических круга: 1-й голубой (d – 30 см) – «воздух»; 2-й синий (d – 20 см) – «вода»; 3-й зелёный (d - 8 см) – «суша»;
прозрачная ёмкость, стакан большой, человечек, вырезанный из пенопласта, ёмкость и стакан на каждого ребёнка;
салфетки тканевые;
блокноты, карандаши простые;
стикеры с надписями «воздух», «невидимый», «давление» (стрелка);
медиапроектор, слайд – фильм.

Структура мероприятия:

Этап занятия
Задачи, решаемые в совместной деятельности педагога и детей
Содержание деятельности

Оргмомент
Организация детей на занятие
Приемы: Эмоциональный настрой. Традиционная встреча – приветствие.
Песенка-встреча:
«Мы пришли сегодня в садик, всем нам вместе хорошо!
Говорим, друг другу «Здравствуй!», улыбаемся тепло!»

Мотивационно-ориентировочный
Выявление сути проблемы, актуализация потребности её разрешить, формулировка цели, волеизъявление детей
Постановка проблемной задачи, мотивация:
-Ребята, вам приходилось проводить опыты? Это и мое любимое занятие, мне бы хотелось поделиться с вами некоторыми научными секретами. Приглашаю вас в научную мини-лабораторию.


Поисковый
Поиск путей решения проблемы, необходимых знаний, умений, определение порядка действий
Что ж, стать учёными хотя бы на некоторое время – интересно и почетно!? А что же вам предстоит делать, как вы считаете? (что-то узнавать такое новое, может, даже будем опыты проводить). Все ученые опыты проводят и записывают результаты.
У вас тоже есть блокноты для записи и карандаши.


Практический
Реализация плана (использование педагогом различных форм организации детских видов деятельности, позволяющих, с одной стороны, разрешить проблему, а с другой – решить образовательную задачу)
- Вы узнали, ребята, что это? (Глобус).
- Да, это глобус. Так выглядит наша планета Земля. Как вы думаете- что обозначено голубым и синим цветом на глобусе? (озёра, реки, моря, океаны). А зелёным, жёлтым и коричневым что обозначено? (суша). Посмотрите, чего больше на Земле воды или суши? (Воды).
- Да, на нашей планете много воды. А знаете ли вы, сколько океанов и как они называются? (Четыре огромных океана – Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый).
- А где же люди живут? (Ответы детей)
- Да, конечно, на суше, дома, на земле. А хотите, я вам секрет раскрою? Есть ещё один океан. Не верите? Давайте попробуем это доказать! Пойдёмте в нашу лабораторию. (Переходят к столу).



1 Эксперимент «Воздух невидимый»
- Что у меня в руках? (Стакан). А что внутри стакана? (Ничего нет). Вы уверены, что там ничего нет? Может что-то есть? (Ответы).
- Посмотрите, это море–океан, похоже? (Пластиковая прозрачная ёмкость). Этот человечек очень любит плавать, а нырять боится. Хочется ему посмотреть, что там, на дне морском, но не может, не умеет он нырять. Может, поможем ему опуститься на дно морское и не промокнуть? (Ответы детей).
- Для этого нам потребуется вот такой прозрачный сосуд (пластиковый стакан). Как вы думаете, что мы будем делать этим стаканом? (Ответы детей).
- А сделаем мы вот что. Накроем нашего пловца перевернутым стаканом и медленно погрузим его на дно океана. Глубже, глубже Достиг дна!
- Как вы думаете, промок наш человечек? (Ответы детей).
- Мы осторожно поднимем его на поверхность и проверим. (Не промок).
- Как вы думаете, юные ученые, почему вода не проникла внутрь перевёрнутого стакана? (Ответы детей).
- Правильно, в стакане был воздух, он то и не впустил воду. А почему вы сразу не сказали, что в стакане был воздух? (Ответы детей).
- Конечно, воздух невидим, вот вы его и не заметили.
- Вы обратили внимание, что стакан я держала очень ровно. Только так можно опустить и поднять человечка сухим. Хотите сами попробовать?
- Возьмите своих пловцов и попробуйте помочь им опуститься на дно. (Дети выполняют опыт).
- Получилось? Почему не промок водолаз? (Воздух хоть и невидим, но он был в стаканах и не пустил туда воду)




2. Эксперимент «Воздух есть везде»
- Как вы думаете, а в этом кусочке сахара есть воздух? (Ответы детей).
- Проверить это очень легко. Опустите кусочек сахара в стакан воды. Что происходит? Что за пузырьки бегут? (Ответы). Значит, внутри сахара был воздух.
- А вот в этом камушке может быть воздух? Пощупайте, какой он. (да,он такой твёрдый) (Ответы). Проверьте. (Выполнение опыта).
- Интересно, где ещё есть воздух? Есть ли он в комнате, как проверить? (Можно помахать рукой возле лица, сразу почувствуешь).
- Давайте запишем наше наблюдение. Что мы узнали о воздухе? (Он невидим, есть везде).
- В нашем блокноте можно нарисовать вот такой знак, как будто глаза закрыты, и приклеить желтую табличку «невидимый». Я думаю, вы без труда это сделаете. Запомните, воздух – невидим.




3. Эксперимент «Воздух давит на Землю»
- А теперь опыт для самых смелых. Есть у нас такие ребята? Отлично! Посмотрите, я набираю в стакан воду. Закрываю его открыткой (слегка смоченной) и переворачиваю. Как вы думаете, если я отпущу руку, что произойдёт? (Ответы детей).
- Кто самый смелый и не побоится пройти или пробежать под стаканом, когда я руку отпущу? Раз вы все у меня отважные, тогда возьмитесь за руки, и будем бежать цепочкой.
- Почему же вода не выливается? (Ответы)
- Её удерживает давление воздуха. Внизу под стаканом есть воздух? (Ответы). Вот он и не даёт открытке упасть, а воде вылиться. А если я наклоню стакан, как вы думаете, что произойдёт? (Ответы). Давайте попробуем. (Наклоняю стакан над ёмкостью, вода выливается). Почему выливается вода, если стакан наклонить? (Ответы). Да, открытку теперь не поддерживает воздух снизу, вот вода и выливается.
- Уточним открытие: воздух давит на землю, на всех нас. Вы слышали по радио, м по телевидению, когда рассказывают о погоде, всегда говорят: «Атмосферное давление в норме» или «Атмосферное давление высокое». Это значит, что воздух давит на землю и на нас тоже.
- В блокноте отметьте, пожалуйста, вот так: (стрелка показывает, что воздух давит на землю).



Просмотр слайд – фильма для доказательства «Воздух движется»
- Воздух всегда движется. Как вы об этом можете узнать? (Ответы). Ветки на деревьях колышутся, ветер в лицо дует, снег несёт
- Я придумала сказку о девочке, которая боялась ветра. Хотите, послушать? (Демонстрация слайд-фильма, рассказывание).
-Вам понравилась сказка? Что узнала Дунюшка? (Ветер есть везде на Земле).
- Раз есть ветер, значит, везде есть воздух и его очень много. Часто воздух, который окружает Землю, называют воздушным океаном. Сколько всего океанов на Земле – 4, а пятый – воздушный океан. Он окружает Землю, и поднимается вверх на сотни километров, очень – очень высоко. Живём мы на дне воздушного океана.



Вывод:
- Давайте вернемся к нашему глобусу. Напомните, пожалуйста, чего на Земле больше: воды или суши?
- Вот два круга, какой из них мы возьмём, чтобы показать сушу? (Зелёный). Почему? (Он меньше, чем синий). Второй круг, синий, – это вода на Земле.
- А этот третий круг, что показывает? (Ответы детей)
- Да, он показывает, сколько на Земле воздуха. Его больше или меньше чем воды? А чем суши? (Ответы детей)
- Наклейте эти три круга в своем блокноте друг на друга: сначала самый большой. Что он будет обозначать? (Ответы детей). Затем поменьше и самый маленький.(Дети выполняют работу, при необходимости корректирую, напоминаю, помогаю разобраться).
- У всех получилось? Покажите свои блокноты на страничке, где круги наклеены тем ребятам, с кем стоите рядом. Обсудите результат. Вот теперь сразу видно, чего больше, а чего меньше. (Круги наклеиваются друг на друга: сначала - голубой (воздух), затем – синий (вода) и сверху – зелёный (суша).
-Да, воздушный океан самый большой. Смогли бы мы жить без воздуха на нашей планете? А были бы растения и животные?(Ответы) Да,чистый воздух помогает человеку сохранять здоровье. Надо беречь наш воздух? Что его загрязняет? (Машины, заводы, костры ). Как можно очищать воздух? (Сажать деревья, не жечь мусор, бутылки, пакеты...). У нас, в Белгородской области, люди очень заботятся о том, чтобы воздух оставался чистым. Вы слышали о программе «500 парков Белогорья» или «Зеленая столица»? Что делают белгородцы ? Кто из вас уже сажал с родителями деревья? Весной и осенью в нашей области высаживают тысячи маленьких сосен, дубов, рябин, берёз, чтобы они не позволяли злым ветрам-суховеям высушивать наши плодородные чернозёмные почвы. Деревья и влагу сохраняют, и воздух очищают. Каждый школьник и каждый взрослый в нашей области обязательно высадил хоть одно дерево. И мы с вами на участке посадили новые кусты жасмина, сирени и калины. Пусть вся наша земля будет красивой и зелёной!

Рефлексивно-оценочный
Выявление факта и путей достижения цели (разрешения проблемы), нашедших применение знаний, умений и личностных качеств детей
Уважаемые Юные Ученые, я так вас могу теперь называть, поделитесь своими знаниями: какие опыты помогли вам узнать интересные сведения о воздухе. А как вы можете их подтвердить? (Рассматривание блокнотов с зафиксированными результатами, высказывание личного отношения к мероприятию).

Мотивация последующей деятельности

Я надеюсь, вы поделитесь своими открытиями с родными, для этого я даю вам домой рафинад, камушек и открытку. Удивите и порадуйте их.
Сегодня каждый из вас заслужил звание «Юный Учёный», поэтому вручаю вам почетный значок-эмблему.

Итоговая эмоциональная рифмовка


«Мы – первооткрыватели,
Мы – воздухоискатели,
Тот, кто будет много знать,
Сможет и ученым стать!»
Дружные аплодисменты.


Сказка
«Как Дунюшка от ветра пряталась»
Жила была девочка. Звали её Дунюшка. Маленькая была девочка, худенькая. Чуть ветер дунет – так она и полетит. Любила Дунюшка летать вместе со своим другом аистом в гости.
Однажды полетели они в Африку к знакомому тигрёнку.
«У вас в Африке бывает ветер?» - спросила Дунюшка тигрёнка. «Да, у нас бывают сильные ветры, - ответил ей тигрёнок,- даже передвигают песчаные барханы в пустыне. Вот посмотри!»
Люди сажают деревья, чтобы ветер успокоить и пески остановить.
Полетела Дунюшка дальше. Видит, впереди огромный океан. Вода спокойно плещется, люди купаются, загорают. «Наверное, здесь не бывает ветра? » - спросила Дунюшка у знакомого дельфина.
«Что ты, что ты! У нас бывают разные ветры. Иногда лёгкий тёплый ветерок, как сегодня, - его называют бриз. А бывают сильные ветры – бури и ураганы. Ветер поднимает огромные волны, переворачивает корабли, заливает города. Но люди научились справляться и с таким ветром. Корабли заходят в гавани, где ветер им не страшен, города строят так, чтобы морские волны не могли до них докатиться».
Отдохнула Дунюшка и стали они с аистом в дальний путь собираться, в Америку. Может, там ветра нет? Долго летели они над океаном. А вот и Америка показалась. Горы высокие, до самого неба вдоль берега стоят. Анды называются. А вверху огромная птица летит. Дунюшка испугалась, но аист её успокоил: «Это кондор, самая большая птица на Земле. Я его знаю, он нас не обидит». Сел Кондор на вершину горы, и аист с Дунюшкой рядышком. «Дядя Кондор, - тихонько спросила девочка – а в Америке бывают ветры?» Посмотрел Кондор свысока на маленькую Дунюшку и сказал «Не попадайся нашему главному ветру. Его называют Торнадо. Это очень сильный ветер, он и дома и машины может поднять высоко-высоко и перенести далеко-далеко. Люди прячутся от этого ветра в специальных укрытиях».
«Так что же ветер только всем вредит?» – загрустила Дунюшка. «Конечно, нет, - ответил ей мудрый Кондор. Ветер переносит дождевые облака, и они поливают поля, леса. А ещё весной ветер помогает опылять растения, а значит, вырастает хороший урожай. На морях рыбацкие лодки и большие парусные корабли плавают потому, что ветер надувает их паруса. Ветер крутит лопасти ветряных мельниц и электростанций, значит, в домах лампочки горят и телевизоры работают, люди свежий хлеб выпекают».
«Лучше я буду дружить с ветром» - решила Дунюшка и полетела домой. Стала она хорошо кушать, подросла и сразу в детский сад пошла. Теперь вместе со всеми воздушные пузыри пускает, да о своих путешествиях рассказывает.












13PAGE 15


13PAGE 14715




15