Интегрированное занятие «Невидимка — воздух»


Ивановка орта мектебі
Аққайын ауданы
Интегрированное занятие
«Невидимка - воздух»
Воспитатель: Кириллова Л.Ф.
2014-2015 учебный год.

интегрированное занятие «Невидимка - воздух»
Программное содержание:
Закреплять и уточнять знания детей о воздухе и его свойствах.
Формировать представления о значении воздуха в жизни человека, животных, растений.
Развивать навыки проведения опытов, умение самостоятельно делать выводы.
Развивать мышление, наблюдательность, любознательность.
Расширять и активизировать словарь детей.
Воспитывать экологическую культуру, заботливое отношение к природе.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Демонстрационный и раздаточный материал для экспериментирования:
Стаканы с водой, соломинки.
Воздушные шары, вертушки, веера, мыльные пузыри.
Предварительная работа:
Предварительная работа с детьми о свойствах воздуха.
Беседы по темам: «Кому нужен воздух?», «Какой воздух бывает?».
Наблюдения в природе за ветром, сезонными явлениями.
Чтение литературы, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.
Словарная работа.
Интеграция образовательных областей:
Ознакомление с окружающим миром:
Образовательная: Наблюдение за природными явлениями, изменениями, развивать познавательные интересы, внимание, память, воспитывать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Развитие речи:
Образовательная: Развивать диалогическую речь детей, учить грамотно, составлять предложения. Развивать слуховое и зрительное внимание, речевую активность. Учить грамотно, делать выводы.
Методические приемы:
Словесный.
Игровой.
Практический.
Экспериментальный.
Наглядный.
Ход занятия
Здравствуйте ребята. Сегодня к нам в гости пришла Маша (кукла), давайте ее поприветствуем. Дети здороваются с Машей. Машенька принесла нам фотографии, давайте их рассмотрим. (Дети рассматривают фото.) Машенька живет в лесу и все, что изображено на фото, это все природа, которая ее окружает. Смотрите, какие красивые поляны в цветах, деревья и кустарники вот даже ягоды лесные. Какая красота, правда, ребята? А еще Машенька говорит, что в ее лесу очень свежий воздух, только сфотографировать его не удалось, так как он невидим. Машенька нам принесла письмо от Медведя, в нем загадки для вас ребята. Мишка очень просил, чтобы мы прочитали письмо и отгадали загадку.
Ну, что, ребята, попробуем справиться?
Через нос проходит в грудь,А потом в обратный путь.Он невидимый, но всё жеБез него мы жить не можем.
Воспитатель: что это?

Дети: Воздух.
- Правильно, это воздух! Почему он невидимый? (Он прозрачный.) Как его за это качество называют? (Невидимка.) А где он находится? (Ответы детей.) Да, он везде: в нашей групповой комнате, между полом и потолком, между мебелью. Он на улице, в поле, в лесу и в нас самих. А зачем нам воздух? Правильно, воздухом дышат люди, животные, птицы, растения – всё живое на Земле. А чем вы вдыхаете воздух? (Носом.) А как можно почувствовать воздух? Давайте попробуем почувствовать воздух. Взмахните веером, что вы чувствуете? (ответы детей). Подуем в вертушки, что происходит? (ответы детей). Теперь надуем шары, и мыльные пузыри. Вы догадались, что же тут происходит? (ответы детей)
Ребята, Машенька принесла нам конверт с заданиями. Это опыты, давайте попробуем поэкспериментировать. И так я читаю, а вы выполняете.
- Вдохните воздух, а теперь поставьте ладошку перед носом и выдохните. Что вы почувствовали? (Воздух струёй выходит из носа, чувствуется ветерок.) А теперь вдохните и выдохните посильнее. Что вы слышите? (Звук.) Что можно теперь сказать про воздух? (Его можно почувствовать и услышать.)
Вот Машенька принесла нам ребята разные бутылочки, она предлагает приставить их к нижней губе и подуть в горлышко. Затем подуть в свисток, в дудочку. Давайте вместе попробуем это сделать.
- Одинаковый звук получается? (Нет, воздух может звучать по-разному.) А как в природе мы слышим воздух? (Слышим, как воздух шелестит листвой и т.п.) А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «р», «к», «с», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко дрожит.) Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.
- А вот следующее задание, которое написано в конверте. Теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух — без вкуса и запаха. А теперь возьмите салфетки и подышите носом возле них, понюхайте, чем пахнет. (Ответы детей.) Что можно теперь сказать? (Воздух растворяет запахи.)
- Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было воздуха, всё живое погибло в палящих лучах Солнца днём, а ночью от холода. Ветер – это движение воздуха. Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты запасаются воздухом с Земли. Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить. Мы вдыхаем воздух чистым, а выдыхаем – плохой. А растения – наоборот, вдыхают листьями плохой, а выдыхают хороший. Они очищают воздух. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений по всей Земле. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой. Наша планета Земля окружена толстым слоем воздуха. Эта оболочка называется атмосфера. (Показ иллюстрации земли окруженной атмосферой.) Ребята, мы так увлеклись, что совсем забыли про Машеньку. А ведь Машенька нас приглашает в гости, давайте отправимся в лес, и вместе с Машенькой посмотрим, чем занимается Мишка. Дети спешат к магнитной доске, на которой прикреплен чистый лист ватмана. Посмотрите ребята, что мы видим на этом листе бумаги? (Дети отвечают, ничего). Ребята свежий воздух везде вокруг нас и даже здесь на этом листе бумаги, он невидим, поэтому его еще и называют невидимкой. Если б не было воздуха, на земле не было бы ничего живого, а так посмотрите, что мы видим? Вот солнышко, вот лес, а вот и наш Медведь. Давайте поздороваемся с Медведем и посмотрим, чем он занимается? А Мишка ухаживает за садом и огородом. Скажите, что растет у Медведя в саду и в огороде. (Дети называют овощи и фрукты). Давайте ребята поблагодарим Машу и Медведя за возможность побывать у них в гостях. Вам понравилось?

Воспитатель: Мы поблагодарим Машу и Медведя за приглашение, было приятно побывать в лесу и подышать свежим воздухом. А сейчас мы с вами отправляемся в группу и вспомним, с какими свойствами воздуха мы уже знакомы? (показ картинок по которым дети рассказывают о свойствах воздуха) Молодцы, вы много знаете о воздухе.
Воспитатель: А вы знаете, что происходит с воздухом при нагревании? (Ответы детей.) Я вам сейчас покажу!
 Беру пустую бутылку, на которую одет шарик, опускаю в горячую воду – шарик надувается, при опускании в холодную воду – сдувается. Знаете, почему так происходит? (Ответы детей.) Воздух нагрелся, расширился, вышел из бутылки и надул шарик, а потом мы бутылку поставили в холодную воду, он охладился и снова возвратился в бутылку. Воздух состоит из множества маленьких частичек. Давайте мы с вами превратимся в частички воздуха, при комнатной температуре частичкам хорошо, они двигаются по всему пространству (Я говорю, тепло и мы начинаем двигаться по комнате.) Вдруг стало холодно, воздух сжимается и частички, стали прижиматься друг к другу. (Я говорю, холодно и вы начинаете прижиматься друг к другу.) Будьте внимательны! (Подвижная игра).

Воспитатель: Ребята, а давайте поищем, где еще есть воздух. Вот у меня есть стакан, как вы думаете, что в этом стакане?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: А давайте мы с вами сейчас проверим (беру стакан и помещаю аккуратно в воду, чтоб в стакан не попадала вода). Ребята посмотрите, стакан вроде пустой, но я не могу опустить его на дно, как вы думаете, что мне мешает?
Дети: (воздух).
Воспитатель: Правильно, молодцы и сейчас мы с вами это проверим.
Дети берут стаканчики и опускают в воду, из воды появляются пузырьки воздуха.
Воспитатель: Что мешало опустить мой стакан на дно? (воздух) А когда мы с вами выпустили воздух, что произошло? (Ответы детей.) Пузырьки воздуха поднимаются в вверх, потому что воздух легче воды.
Воспитатель: А внутри нас есть воздух. (Ответы детей.) Давайте, мы это проверим! Возьмите трубочки и подуйте в стакан с водой, мы дуем в трубочку что выходит?
Дети: Пузырьки воздуха.
Воспитатель: Мы с вами вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы его видим?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А в какое время года мы можем увидеть воздух?
Дети: Зимой, изо рта выходит пар.
Воспитатель: Сейчас сделайте глубокий вдох, наберите побольше воздуха и задержите его, на счет «пять» выдохнете. (Дети выполняют.) Трудно было вам без воздуха?
Дети: Да трудно, хочется сразу вдохнуть воздух.
Воспитатель: Человек не может жить без воздуха, он ему нужен каждую секунду. Как надо правильно дышать?
Дети: Через нос.
Воспитатель: Положите ладошку на грудь и почувствуйте, как происходит дыхание.
Дыхательное упражнение: «Носик и ротик поучим дышать»
Цель: дифференциация вдоха и выдоха через нос и рот, развитие внимания.
Дети учатся контролировать свой вдох и выдох. Осуществляя их разными способами. Сначала дети выполняют вдох носом и выдох носом(2-4раза) показывая указательным пальчиком до носа; а вдыхая ртом, подносят ладонь ко рту, но не дотрагиваются, а лишь тактильно контролируют, выходящую изо рта воздушную струю.
Воспитатель: Ребята, а для чего человеку надо правильно дышать?
Дети: Чтобы не болеть.
Воспитатель: Для здоровья человека полезен только чистый воздух. За чистотой воздуха следят ученые - экологи. Грязный воздух вызывает разные болезни у людей. А сейчас давайте поиграем, я разложу картинки, где изображен грязный воздух и чистый, а вы по очереди подойдете и возьмете по одной картинки. Как вы думаете, что загрязняет воздух на этих картинках, а что наоборот делает воздух чистым и полезным?
Дети: Пыль, выхлопные газы, пожары, дым заводов, фабрик, сигарет….
Воспитатель: Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?
Дети: Протирать пыль, проветривать помещения, сажать деревья, кусты, цветы, поливать дорожки, тротуары, на заводах и фабриках ставят фильтры для очистки воздуха.
Воспитатель: Молодцы, правильно.
Воспитатель: Что мы знаем о воздухе?
Дети: Воздух невидимый, находится вокруг нас, мы им дышим, человек не может жить без воздуха. Воздух прозрачный, бесцветный, не имеет вкуса и запаха, но может переносить запахи. Может передвигаться, при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
Воспитатель: Все правильно, молодцы! А теперь давайте попрощаемся с гостями и пойдем собираться на улицу, дышать, как вы думаете каким воздухом? Ответы детей (свежим, полезным).