Конспект урока истории «Искусство периода Великой Отечественной войны»


МБОУ «Русско-татарская общеобразовательная школа №129»
Тема урока : «Тема: «Искусство периода Великой Отечественной войны»
Автор :Капитова Чулпан Габдрахмановна, учитель истории и обществознания.
г.Казань.
Тема: «Искусство периода Великой Отечественной войны»
Цели:
1.Показать взаимодействие и взаимопроникновение истории и искусства, важную роль искусства в период военных действий;
2. Учить детей рассуждать, доказывать, опираясь на исторические источники;
3. Выделять главное в произведениях искусства, осознавать идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции.
4. Через произведения искусств формировать нравственные и гражданские идеалы, эстетический вкус.
Тип урока: урок рассуждение.
Оборудование: -портреты писателей военных лет (К.Симонов, Фадеев, Твардовский, М.Джалиль, Л.Леонов);
-репродукции: Пластов «Фашист пролетел», Герасимов «Мать партизана»; Кукрыниксы-«Таня»;Верещагин «Апофеоз войны».
-аудиозапись « Седьмая симфония» Д.Шостаковича.
Эпиграф: Живи и помни человек, в беде, в кручине,
в самые тяжкие дни испытаний
место твое рядом с твоим народом.
В.Астафьев.
Использованная литература:
1.Искусство в боевом строю.
2. А.Крюков «Музыкальная жизнь сражающегося Ленинграда».
3.Л.Сидоровский «И только потому мы победили».
4. М.Джалиль «Моабитские тетради».
5. Поэзия периода Великой Отечественной войны.
Учитель: Сегодня у нас урок истории. Перечислите, пожалуйста исторические источники.
Ответ учащихся: законодательные памятники, акты, фотоснимки, фольклор, летописи, мемуары.
Учителем дается более широкое понятие искусство.
Искусство -один из элементов культуры, результат творческой  деятельности человека, направленной на художественно-чувственное познание и отражение мира через призму собственной субъективности.
Учитель: Как взаимосвязаны история и искусство?
Ответ учащихся: История и человек неразрывно связаны. События истории неотделимы от людей, творящих ее и определяющих свою судьбу. История не делает ничего, она не обладает никаким необъятным богатством, она не сражается ни в каких битвах. Не история, а именно человек. Вот кто делает все это, все обладает и за все борется. История- память человечества. Искусство создается людьми. Через художественные образы художник выражает свое отношение к миру и дает ему оценку с позиции своего идеала. Искусство – это история чувств. Человек узнает о прошлом через поэтов, художников, музыкантов.
Учитель: Итак, тема нашего урока: ««Искусство периода великой Отечественной войны».
Мы с вами будем говорить о тех, кто боролся с фашизмом, но их оружие было другим – это сила искусства.
Вопрос. Говорят, что когда стреляют пушки, музы умолкают. Так ли это?
Ответ учащихся.
Учитель: В таком случае получается, что искусство – это еще один источник для истории.
Мы сейчас представим доказательство этого.
Что происходило в Ленинграде?
Ответ учащихся: С 8 сентября 1941 по 27 января 1944-блокада Ленинграда. Ленинград жил и боролся во вражеском кольце. Более 250 тысяч авиабомб обрушили фашисты на осажденный Ленинград…..
Учитель: А сейчас мы посмотрим в блокадный Ленинград через стихи Ольги Бергольц и музыку Д.Шостаковича.
Инсценировка .Учитель: Чему же служило искусство в годы Великой Отечественной войны?
Ответ учащихся: Музыка поднимала в атаку, помогала пережить горе, дарила надежду, помогала снять нечеловеческую усталость тем, кто стоял у станка, работал в поле.
Учитель: Какой жанр искусства был популярен в военные годы?
Ответ учащихся: Песни.
Учитель: Что такое песня?
Ответ учащихся: По энциклопедическому словарю, песня- это древнейшая форма музыкально-поэтических произведений: небольшое стихотворение, положенное на музыку для вокального исполнения.
Учитель: таким образом, мы видим, что в годы войны переплетались между собой разные виды искусства.
Назовите самую знаменитую, популярную песню Великой Отечественной войны.
Ответ учащихся: Священная война.(аудиозапись)
Учитель: Какова история этой песни?
Ответ учащихся
Учитель: Обратите внимание на первые строчки, кем ощущал себя человек, слушая эти строчки?
Ответ учащихся: Гражданином.
Учитель: А какое самое популярное стихотворение военных лет? Кто расскажет ,когда оно было написано и о чем это стихотворение?
Ответ учащихся: Это стихотворение «Жди меня».Стихотворение написано 13 ноября 1941 года в Мурманске; опубликован 14 ноября 1942 года в газете «Правда».Оно выразило чувство и мысли солдата – человека на войне, острую потребность в лирике и ее гражданственность, общее в сугубо личном, в судьбах людей –оно звучало как заклинание, призыв к верности и любви.
Учитель: В чем отличие этого стихотворения от предыдущего, от стихов песни «Священная война»?
Ответ учащихся: « Священная война»- как гимн, а «Жди меня» -личное.
Учитель: В качестве домашнего вы получили задание: поработать в библиотеке, найти интересный материал об истории создании песен военных лет. Кто желает высказаться?
Ответ учащихся: рассказ учащихся.
Учитель: Таким образом, мы видим, что именно произведения этих малых форм своей общедоступностью и близостью к душевному состоянию человека на войне ,заслужили широкое распространение и признание, стали народными. Лирический герой – подлинный гражданин и простой человек.
Начиная с 1942 года в печати появляются и произведения обобщающего характера – повести, рассказы, поэмы, пьесы.
О каких из них знаете вы? Трое учащихся получили индивидуальное задание: написать краткую рецензию на самые известные. А вот интересно, знаете ли вы названия этих произведений? (выступление учащихся)
Ответ учащихся: «Русские люди» К.Симонов.
«Нашествие» Л.Леонов.
«Василий Теркин» Твардовский.
Учитель: Да, война –жесточе нету слова- говоря словами поэта. Но ведь писатели обращались и к другим темам. К каким?
Ответ учащихся: В военные годы писатели обращались к прошлому, писали исторические романы. А.Толстой создает третью книгу «Петр Великий»,
« Иван Грозный»(1943); В.Шишков завершает трилогию о Пугачеве, А.Степанов-«Порт-Артур», В.Ян – «Батый».
Учитель: Почему история интересовала? Почему именно эти деятели?
Ответ учащихся: По новому предстали теперь исторические ценности. История в этой борьбе приходила на помощь современности. Люди начинают отчетливей видеть прямой, мужественный путь русского народа к свободе. Как образец и призыв к подвигу возрождались в памяти народа деяния предков.
Война, в которой выстояла Россия – соединила в сердце автора великие образы, противостоящие фашизму. А.Толстой-боец и рыцарь – был и Нестеровым и Шаляпиным, и Грозным, и тем парнем, который погиб.
Учитель: А теперь обратимся к другой исторической личности. Перед вами портрет Александра Невского.(работа художника П.Д.Корина).
Каким изобразил его художник? Какие слова А.Невского вам вспоминаются в связи с этим?Ответ учащихся: Автор воплотил идеи стойкости, мужества, характер непокоренного народа в том, что его делает великим. Он хотел передать характер русского человека.
«Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».
Учитель: Но для живописи, как и для поэзии, изображение современных событий было более характерно, чем обращение к истории. Взгляните на картину Пластова «Фашист пролетел». Какие мысли вызывает у вас это полотно?
Ответ учащихся: рассказ ученика.
Учитель: Картина «Мать партизана». Как вы думаете, с какой целью написаны эти картины?
Есть ли сходство между этими картинами?
Ответ учащихся: Искусство заставляет вглядываться в лица. Мы здесь не видим сражений, изображения боя. Здесь всего один человек.
Учитель: Художники изображали и подвиг героев.
Кукрыниксы написали картину «Таня». История картины такова:28.01.1942 г.в «Правде» был опубликован очерк о подвиге и героической смерти партизанки в деревне Петрищево Московской области, а 9 апреля художники Кукрыниксы выехали к месту гибели Зои. Здесь помнили о юной партизанке. Нашлись и очевидцы, которые рассказали трагическую историю о том, как издевались фашисты над Зоей, как били и пытали ее. Тут же по живым впечатлениям художники начали писать. Они работали быстро. Задумали показать Зою в последние минуты перед смертью. Прежде всего, звучала тема непокорности….Зоя стоит на эшафоте, сколоченном из ящиков. Ее стройная фигура полна внутренней твердости и решимости. Смерть не страшит ее. Лицо ее гневно, сурово, полно ненависти к врагам. Растерянные героизмом девушки , снуют фашистские солдаты, щелкают фотоаппаратами. В скорбном молчании застыли крестьяне, согнанные с окрестных деревень смотреть на смерть партизанки.
Маргарита Алигер посвятила Зое Космодемьянской поэму.
Ученица читает отрывок из поэмы.
Учитель: Какой жанр живописи пропагандистский был популярен?
Ответ учащихся: Плакаты, карикатуры.
Учитель: Какой самый известный плакат периода Великой Отечественной войны?
Ответ учащихся: «Родина –мать зовет!» (Тоидзе)
Учитель: Какой плакат времен гражданской войны был популярен?
Ответ учащихся: « Ты записался добровольцем?» (Д.С.Моор)
Учитель: Что вы знаете о плакате «Воин Красной Армии, спаси!»?
Ответ учащихся: рассказ ученика.
Учитель: А чем отличается плакат от карикатуры?
Ответ учащихся: Художники оружием сатиры и юмора борются с отрицательными явлениями.
Учитель: Мы с вами рассмотрели творчество небольшого числа деятелей искусства в годы Великой Отечественной войны. Но многие ведь из них сражались на фронтах войны. Кого вы можете назвать?
Ответ учащихся: рассказ ученика о М.Джалиле.
Учитель: Ребята, не могли бы вы найти мудрые слова об этих людях, но обращенные к нам, потомкам.
Ответ учащихся: зачитывает эпиграф.
Живи и помни человек, в беде, в кручине,
в самые тяжкие дни испытаний
место твое рядом с твоим народом.
В.Астафьев.
Учитель: Таким образом, деятели искусства тоже ковали победу.
Символом любой войны является картина Верещагина «Апофеоз войны» , пусть она написана в 1871 году, но своими страшными деталями она напоминает нам о войне, направленной против человека.