Конспект урока по русскому языку на тему Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными (9 класс)


Тема урока: Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. 9 класс
Цель урока: дать теоретические сведения об особенностях сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными.
Задачи:
Формировать у учащихся умение распознавать предложения с несколькими придаточными.
Знать различные типы связи в предложениях с несколькими придаточными.
Формировать навык постановки знаков препинания.
Проверить умение определять грамматическую основу, умение расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении с целью подготовки к ВОУД.
Тип урока: усвоение нового материала.
Цели и планируемые результаты:
-повторение сложных предложений, средств связи предложений в тексте;
-совершенствование навыков анализа текста;
-расширение кругозора;
- воспитание уважительного отношения к человеку умственного труда.
Оборудование: учебник, проектор, мультимедиа-разработки.
Ход урока.
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
- Фронтальный опрос. (устно)
- Какие предложения называются СПП?
- На какие группы делятся придаточные?
- Назовите виды обстоятельственных придаточных.
II. Повторение темы Сложноподчинённое предложение.
Задания: записать предложения, расставить знаки препинания, сделать схемы, определить виды придаточных предложений.
1.Лёд уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невозможно.
2. Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее.
3. Несмотря на то что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он всё-таки выздоровел.
4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, не пыль, да комары, да мухи.
5. Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах.
6. Лес рубили так, чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу.
7. Чтобы не выдать себя неосторожным стуком весла, рыбак осторожно поднял его.
8. Я не мог не признаться в душе, что поведение моё в Симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем.
9. Где тонко, там и рвётся.
10. Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества и литературы.
11. Сердце моё заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.
Ответы:
1. [ ], (так что…). Придаточное следствия.
2. ( чем…), [тем…]. Придаточное сравнительное.
3. ( несмотря на то что…), [ ]. Придаточное уступительное.
4. [ ], (когда б…). придаточное условия.
5. […, (оттого что…),…]. Придаточное причины.
6. [… так], (чтобы…). Придаточное образа действия.
7. (чтобы…), [ ]. Придаточное цели.
8. […,(что…),…]. Придаточное изъяснительное.
9. (где…), [там…]. Придаточное места.
10. [ ], (без которых…). Придаточное определительное.
11. [ ], (когда …). Придаточное времени.
III. Актуализация новых знаний
1.Наблюдения в СПП с несколькими придаточными.
Анализируем предложения.
1) [Я увидел] (как звёзды стали туманиться и терять свою лучистость),( как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада). При главном предложении имеются два однородных (соподчинённых) предложения (изъяснительные), которые связаны интонацией перечисления, между ними стоят запятые.
Главное предложение.

как
как
, Придаточные однородные (соподчинённые ) предложения
2)[Очевидно было],( что Савельич передо мною был прав) и (что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением). При главном предложении имеются два однородных (соподчинённых) предложения (изъяснительные), которые связаны одиночным союзом и, перед которым запятая не ставится.
Главное предложение.
что
что

и Придаточные однородные (соподчинённые ) предложения
(изъяснительные)

Вывод: Однородные придаточные имеют одинаковое значение и, как однородные члены, произносятся тоном перечисления; между ними могут быть сочинительные союзы. Связь однородных придаточных с главным называется соподчинением, поэтому придаточные однородные называются соподчинёнными.
-А что такое соподчинение?
Соподчинение – это когда придаточные предложения относятся к одной и той же главной части
3) (Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу),[ мы увидели],( что из деревни бросилось бежать множество женщин и детей). При главном предложении находятся два неоднородных придаточных (придаточное времени и придаточное изъяснительное), которые отделяются от главного запятыми.

Главное предложение.

когда
что

Придаточные неоднородные (параллельные) предложения
(времени и изъяснительные).
4) [Местами лепились деревушки],(которые цветом своим так сливались с окружающими скалами),(что надо было подойти довольно близко),(чтобы их приметить). Придаточные предложения образуют цепь: первое относятся к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и.т.д. такая связь предложений называется последовательным подчинением.
Главное предложение

которые
,
Придаточное 1-й степени (определительное).
,
что

Придаточное 2-й степени ( степени).
,
чтобы
Придаточное 3-й степени (цели).
2. Схематичное изображение видов СПП с несколькими придаточными. Предлагаю ученикам самостоятельно создать схемы СПП с несколькими придаточными; обсуждаем варианты схем и названий видов СПП.
1) СПП с однородным подчинением.
Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как она постепенно стала петлять, как я нашёл грибное место и отстал от друзей.
2) СПП с последовательным подчинением.
Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы переночевать и утром двинуться дальше.
3) СПП с параллельным подчинением.
Когда Нарцисс захотел пить, он нагнулся к ручью, в водах которого увидел своё отражение.
IV. Работа с учебником.
1. Чтение теоретического материала (с.166-168)
Беседа:
- Назовите основные группы сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными.
- Как вы понимаете выражения соподчинённые предложения?
V. Закрепление
1) Упражнение № 227, с. 168
2) Работа с текстом.
1.Записать предложения. Определить тип подчинения. Составить схемы. Обозначить орфограмму «Гласные в приставках».
Счастье завоёвывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля. И самая важная часть задачи состоит именно в том, чтобы составить себе понятие о счастье и отыскать ту дорогу, которая должна к нему привести. Когда жизненная борьба уже превратилась в сознательное стремление к определённой цели, тогда человек может уже считать себя счастливым, хотя бы ему пришлось упасть и умереть на дороге… (Д. Писарев). х х[O и O, а О] . 2) […гл. + в том], (чтобы…ту +сущ.), (которая…).- Последовательное подчинение.
х х (Когда… ) [тогда… + гл.], (хотя…). – Параллельное подчинение.
- Как понимает, что такое счастье, Д. Писарев?
3. –С какими словами ассоциируется СЧАСТЬЕ для вас? Кластер.
СЧАСТЬЕ


Тестовые задания:
«Проверь себя»
Определить вид связи придаточного с главным, укажите соответствия:
А) последовательное подчинение
Б) однородное подчинение
В) параллельное подчинение
1.Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега.(А. Прокофьев)
2. Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне. (Ю. Друнина)
3.Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой. (А. Сурков)
4.Туманам плыть и плыть, пока росой не упадут, чтоб землю напоить. (А Чуркин)
5.Слышу, как дубы ведут беседу, как лесной ручей бежит в овраг. (С. Маршак)
6. Шквал встряхивал дощатый дом, как встряхивают за плечи человека, чтобы заставить его опомниться.
7. Покуда есть моя страна на свете, уверен я, что человеческий род вою судьбу устроит на планете. (А. Сурков)
1-в; 4-а;
2-а; 5-б; 7-в.
3-а; 6-а;
VI. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что такое однородное, параллельное, последовательное подчинение?
Оценивание
Домашнее задание
Параграф 22 с. 166-178
Упр.233, с. 172