Анализ работы ШМО гуманитарного цикла за 2015-2016 учебный год

Анализ работы МО учителей гуманитарного цикла
МКОУ Приволжской СОШ
за 2015-2016 учебный год

Цели анализа:
выявить степень реализации поставленных перед членами МО задач, определить уровень продуктивности работы МО в школе, наметить план работы на новый учебный год.
1. Общая оценка работы МО гуманитарного цикла

Методическое объединение работало над темой: "Комплексное использование современных подходов к организации учебно-воспитательного процесса, повышение эффективности образовательного процесса с целью развития личности ученика в условиях перехода на ФГОС второго поколения"
Цель работы МО: обеспечение методических условий для эффективного введения ФГОС в средней школе, подготовка учителей к работе по стандартам второго поколения, повышение качества обучения учащихся на уроках русского языка, литературы, истории, обществознания, иностранного языка, искусства, музыки.
Задачи по ее решению:
Изучение нормативно-правовой, методической базы по введению ФГОС ООО.
Повышение уровня профессиональной подготовки учителя через систему семинаров, курсы повышения квалификации, обмен опытом, самообразование.
Содействие раскрытию творческого потенциала учащихся через уроки и внеклассную работу на основе новых образовательных технологий.
Организация системной подготовки к ГИА и ЕГЭ по русскому языку, литературе, иностранному языку, истории и обществознанию.
В соответствии с целями и задачами работа МО учителей гуманитарного цикла осуществлялась по следующим направлениям деятельности:
- Методические объединения. Семинары.
- Работа по выявлению и обобщению педагогического опыта.
- Проведение школьных олимпиад и предметной декады.
- Информационно-методическое обслуживание учителей гуманитарного цикла.
- Повышение квалификации, педагогического мастерства.
- Аттестация педагогов.
- Участие в конкурсах и конференциях, семинарах и вебинарах различного уровня.
Это традиционные, но надежные формы организации МО. С их помощью осуществлялась реализация плана работы МО, использование актуальных педагогических технологий (личностно-ориентированные, информационные, развивающие).
Для успешной работы в реализации научно-методической темы МО гуманитарного цикла учителя использовали принципы воспитания творческих способностей личности:
единства и оптимального сочетания управления индивидуальной работы и коллективной,
единства и оптимального сочетания управления и самоуправления,
единства и оптимального сочетания репродукции и проблемных методов,
новизны и разнообразия деятельности учащихся,
единства образования, развития и воспитания,
сотрудничества ученика и учителя, оптимизма , веры в силы и способности ученика.
2. Состояние работы с педагогическими кадрами, ее результативность
1.Анализ педагогических кадров.
Выполнению поставленных задач способствовала активная работа всех членов МО гуманитарного цикла.
В 2015-2016 учебном году в состав МО гуманитарного цикла входило 7 педагогов. В течение года состав изменился, уже в ноябре появился новый преподаватель английского языка. Педагогический стаж в среднем составляет-15 лет.

Ф.И.О.
образование
Пед. стаж
Наличие категории
предмет

1.
Вихрестюк
Ирина Владимировна
высшее
21 лет
высшая
Русский язык,
литература

2.
Онуфриенко
Нина Вячеславовна
высшее
12 лет
первая
Русский язык,
литература

3.
Кононерова
Оксана Викторовна
высшее
22 год
первая
ИЗО, МХК

4.
Четвертнова Валерия Александровна
высшее
7 мес.
--
Иностранный язык (англ.)

5.
Асиянова
Вера Валентиновна
высшее
26 лет
первая
История,
обществознание

6.
Гомзикова
Наталья Николаевна
высшее
14 лет
--
музыка

7.
Звездилина
Тинатин Викторовна
высшее
9 лет
--
Библиотекарь,
Иностр. язык.

Таким образом, в школе сложился коллектив опытных педагогов гуманитарного цикла, способных успешно реализовать поставленные задачи.

2.Анализ работы по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса по предмету
С учетом федерального перечня учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе, учителя в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составили рабочие программы.
Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, предусмотрены региональный компонент, промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся, уроки развития речи (русский язык и литература). Таким образом, все рабочие программы соответствовали всем нормам и требованиям Государственного стандарта.
Все программы были пройдены в полном объеме. Отставания в прохождении учебного материала были скорректированы за счет резерва, выдачи программного материала блоками.

Работа по созданию методической базы кабинетов
В 2015-2016 г. учителя МО работали над совершенствованием кабинетной системы. Широко использовались ТСО на уроках, продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического и раздаточного материалов.
Создано огромное количество печатного материала по предметам в форме контрольных, самостоятельных, тестовых работ, некоторые из них выполнены с использованием ИКТ в форме игр-презентаций. Создано большое количество презентаций к урокам. Во всех учебных кабинетах имеется необходимый материал для работы: дидактический материал, различные словари, иллюстративный материал, репродукции картин, портреты, карточки для индивидуальной работы, словари, справочники.
Вывод: в 2016-2017 учебном году необходимо продолжить активную работу по развитию учебно-методической базы кабинетов.

3.Анализ работы по повышению квалификации педагогов, аттестации.
Модернизация образования требует от каждого усилий и активного повышения квалификации. За прошедший учебный год курсы повышения квалификации прошли: учитель ИЗО Кононерова О.В., учитель русского языка Вихрестюк И.В. ,учитель русского языка Онуфриенко Н.В. Курсы переподготовки пройдены учителем иностранного языка Звездилиной Т.В.

III. Анализ научно-методической деятельности МО учителей-предметников.
За 2015 - 2016 учебный год было проведено 5 методических заседаний по плану, на которых обсуждались текущие дела, злободневные и актуальные вопросы, связанные с работой учащихся. Все запланированные мероприятия выполнены по плану и графикам.
На заседаниях МО обсуждались следующие темы:
1. Организация работы в 2015-2016 уч. году. анализ, корректировка и утверждение учебных программ учителей предметников по преподаваемым курсам.
2. Улучшение работы с одаренными детьми-- одно из основных требований ФГОС. Подготовка, проведение и анализ проведенных предметных олимпиад.
3." Круглый стол" на тему"Применение современных педагогических технологий в рамках ФГОС ООО"
4.Организация научно-исследовательской работы в школе по предметам гуманитарного цикла. Подготовка к проведению школьной научно-практической конференции.
5.Подготовка, проведение и анализ школьной декады гуманитарных наук "ЛИРА-2016"
6. Организация эффективной подготовки к ГИА и ЕГЭ на уроках предметов гуманитарного цикла.
7. Обмен опытом участия в Интернет-ресурсах.
(Подробнее : см. план заседаний МО на 2015-2016 г.)
Вывод: вынесенные вопросы на заседаниях МО соответствовали цели и позволили в полном объёме решить поставленные задачи.
Тем не менее, в прошедшем учебном году в школе не проводился традиционный месячник открытых уроков для всех педагогов школы.
Не практикуются среди учителей и взаимопосещения уроков. Все это отрицательно влияет на уровень подготовки учителей , на умение владеть аудиторией, на обмен педагогическим опытом.

IV.Анализ внеклассной деятельности МО
Внеклассная работа проходила по нескольким направлениям.
1. Олимпиады.
С целью повышения интереса учащихся к предметам, повышения статуса одаренных детей в школе, диагностирования учебных возможностей ребят были проведены школьные олимпиады по предметам гуманитарного цикла, по итогам которых победители приняли участие в муниципальном этапе.
Очевидно, что подготовка участников олимпиад муниципального уровня находится на низком уровне, так как учащиеся нашей школы призовых мест в этом учебном году не заняли.
( См. протоколы проведения)
2. Декада гуманитарных наук.
С 18.01.16 по 29.01.16в школе проходила декада по предметам гуманитарного цикла. При подготовке мероприятий и творческих заданий учитывались возрастные особенности учащихся, применялись различные формы внеклассных мероприятий, все педагоги МО , кроме Четвертновой В.А., приняли участие в декаде гуманитарных наук.
По итогам декады награждены отдельные классы и учащиеся школы.
Следует отметить своевременность проведения мероприятий и проверки всех конкурсных работ. Декада прошла очень активно и оперативно.
( См. справка по итогам проведения)
3. Международный конкурс- игра "Русский медвежонок-2015"
Традиционно в школе проводился конкурс-игра "Русский медвежонок-языкознание для всех".Организатор конкурса в школе- Вихрестюк И.В.
В конкурсе приняли участие 29 учащихся школы.
(См. результаты игры-конкурса "Медвежонок-2015")
4.Общероссийский конкурс по литературе " Пегас-2016"
В этом учебном году 29 учащихся школы приняли участие в общероссийском конкурсе по литературе. Организатор конкурса- Вихрестюк И.В.
(См. результаты конкурса "Пегас-2016")
5.Общероссийский конкурс -игра "Золотое руно"
В 2015-2016 учебном году 14 учащихся школы приняли участие в конкурсе. Организатор конкурса в школе - Асиянова В.В.
6.Предметные кружки.
В 2015-2016 учебном году не выделены администрацией школы часы на кружковую работу.
7.Участие в районных, областных, общероссийских мероприятиях.
В течение учебного года учителя и учащиеся принимали активное участие в различных семинарах, конкурсах и занимали призовые места.
Вихрестюк И.В., учитель русского языка и литературы:
1.Общероссийский конкурс сочинений, Коломейцева А., 6 кл-3 место( район)
2. Открытая научно-практическая конференция "К вершинам знаний-2016", Вихрестюк Д, 7 кл- 1 место (Район)
3. Интеллектуальные состязания школьников. Региональная открытая олимпиада.
Звездилина Е., Кононеров А., 6 кл. -участники.(область)
4. Международная олимпиада по русской литературе проекта "ИНФО-урок", Звездилина Е., 6 кл-победитель,
Вихрестюк Д., 7 кл,-3 место, Кононеров А., 6 кл.- 3 место.
5. 1 Международный конкурс "Мириады открытий"
Участники: Звездилина Е., Кононеров А., Коломейцева А.- учащиеся 6класса;
Вихрестюк Д., Мухин Р., Крень В..-учащиеся 7 класса.
Звездилина Т.В., учитель иностранного языка:
"Конкурс инсценированной сказки на иностранном языке"Участники: Лютова Д.,Звездилин Р. ,Черников К., Онуфриенко А., Кибальчич А., Топоев Н, Чопаева Ю., Давыдова В., учащиеся 5 класса(район)
Онуфриенко Н.В., Асиянова В.В.- данные не представили.
V. Подготовка к ГИА и ЕГЭ.
Учителями МО в течение года проводилась дифференцированная работа по подготовке к ЕГЭ : индивидуально-групповые занятия по подготовке к ОГЭ, индивидуальные консультации, были составлены разноуровневые тесты по материалам ОГЭ, велась углубленная работа с тестовыми заданиями, подготовка к сочинениям и изложениям. Все учащиеся выпускных классов допущены к сдаче ОГЭ.
В течение года проводилась проверка рабочих тетрадей, тетрадей для контрольных работ и работ по развитию речи. Рабочие тетради по русскому языку, литературе ведутся в соответствии с требованиями и согласно образовательным стандартам. Проверка тетрадей по русскому языку и литературе осуществляется своевременно.
VI .Выводы.
*Заседания МО проводились по плану, все педагоги участвовали в работе. Протоколы заседаний МО ведутся и хранятся.
* Работу МО гуманитарного цикла в 2015-2016 учебном году можно признать удовлетворительной.
*Ведется работа с "одаренными детьми".
*Члены МО гуманитарного цикла понимают значимость методической работы, принимают активное участие в жизни школы.
Есть проблемы, над которыми предстоит работать членам МО в следующем году:
1.Организация работы с отстающими учащимися.
2. Взаимопосещение уроков.
3.Продолжить процесс самообразования, активизировать публикации методических разработок педагогов в сети Интернет.
4.Повышать качество знаний учащихся.
5. Активизировать использование инновационных технологий.
6.Организация кружковой внеклассной работы в основной школе.
Задачи МО на 2016-2017 учебный год:

Повышение уровня профессиональной подготовки учителя через систему семинаров, вебинаров, курсы повышения квалификации, обмен опытом, самообразование.
Содействие раскрытию творческого потенциала учащихся через уроки и внеклассную работу на основе новых образовательных технологий.
Организация системной подготовки к ГИА и ЕГЭ по русскому языку, иностранному языку, литературе, обществознанию, истории.
Совершенствовать систему работы с одаренными детьми.
Принимать участие в научно-методической работе МО муниципального уровня.


Руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла __________ Вихрестюк И.В.

30. 05. 2016 г
15