Сообщение на тему: Особенности лексики детей с интеллектуальной недостаточностью


Коррекционно – развивающая работа поформированию лексической основы речевой
деятельности учащихся с ОВЗ в начальном
звене.

Слово — основная структурно-семантическая единица языка, без которой невозможна речевая деятельность.
Успешность этой деятельности во многом зависит от объема словаря, используемого в общении, от точности и правильности понимания значения слова, от возможностей его выбора и включения в требуемый контекст.
Лексический состав — важнейший компонент языка, без усвоения которого нельзя овладеть речью как средством общения и орудием мышления.
Поэтому работе над словом в школе, в особенности в ее начальном звене, всегда придавалось исключительное значение. Лексическая или словарная работа в начальных классах проводится при выполнении требований всех разделов учебной программы по языку: на уроках обучения грамоте, на уроках развития речи , на уроках чтения и русского языка.
Нарушение в раннем детстве органов чувств, интеллектуальной или эмоциональной деятельности так или иначе сказывается на общем развитии речи ребенка, и в частности — на владении словом в качестве основного носителя значения в языке. Искаженное произношение слов, ограниченность лексического состава, неправильное или неточное понимание и употребление слова детьми с отклонениями в развитии в той или иной мере отражается на эффективности их общения с окружающими, на возможности более точного и выразительного оформления содержания своих мыслей.
Методика развития словарного состава в условиях обучения учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений должна предусматривать различные уровни педагогического воздействия, которые зависят от характера отклонений в развитии учащихся, от этапа работы по развитию речи, от индивидуальных речевых возможностей ученика.
Можно выделить следующие уровни в работе над лексической основой речевой деятельности учащихся:
1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе.
2. Уточнение словаря — это словарно-стилистическая работа, развитие гибкости словаря, его точности и выразительности, которая включает в себя:
- наполнение содержанием тех слов, которые усвоены не вполне точно, что обеспечивается включением их в контекст, сопоставлением и сравнением с другими словами;
- усвоение лексической сочетаемость слов, в том числе во фразеологичеких единицах;
- усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов;
- усвоение синонимики лексической и тех оттенков смысловых значений слов, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.
3.Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.
4. Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.
Все названные направления работы над словарем постоянно взаимодействуют. Основные источники обогащения и совершенствования словаря — это произведения художественной литературы, тексты учебных книг, речь учителя.
Все это — педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка. Но на речь учащихся влияют и источники неправильные (речь родителей, друзей и т.п.).
Следует сказать, что большинство детей с интеллектуальной недостаточностью, при поступлении в школу не владеют лексикой в той мере, в какой ею владеют их нормально развивающиеся сверстники. Помимо ограниченности словарного запаса, которым располагают дети, очень часто слова, известные учащимся, искажаются ими: одни звуки заменяются другими, опускается начало или конец слова, некоторые слова сохраняют лишь приближенный контур. Все это ведет к неправильному пониманию и употреблению слов, к неустойчивости общения, что отражается и на грамматических связях слов, на правильности использования формо- и словообразующих элементов языка.
.
В силу общего недоразвития психики процесс расширения словаря и формирования грамматического строя речи протекает у детей рассматриваемой категории медленно и ущербно.
Они часто не знают названий постоянно встречающихся предметов, например перчатки, будильник и т.д.;
испытывают особые трудности в обозначении действий предметов; даже в старших классах мало пользуются прилагательными, наречиями, союзами.
Для учащихся начальных классов вспомогательной школы большую сложность представляет усвоение и использование приставочных глаголов, например таких, как пришел, перешел, зашел и т.п.3
Ограниченность словарного запаса младших школьников с интеллектуальной недостаточностью обнаруживается :
- в неумении заменить название воспринимаемого предмета другим словом или словами (например, груша — «это то, что растет на дереве»);
-в неточном («твердый» вместо упругий, «собирает» вместо подбирает);
-неадекватном («нашла» вместо снесла, «рыжий» вместо серый) использовании слов;
-в замене названий конкретных действий общим шаблонным названием «делают»4.
Значения слов, которые употребляют умственно отсталые школьники, отличаются неопределенностью, расплывчатым, нечетким отграничением друг от друга.
Одним и тем же словом они обозначают не только однородные, но и другие предметы, например: клюв птицы называют «носом», шляпу — «шапкой», и т. п. В основе этого своеобразия лежит выделение не существенных, а чисто внешних или случайных признаков. Такое «обобщенное», а по сути недифференцированное употребление слов проявляется и при назывании свойств и признаков предметов.
Для речи младших школьников с НИ характерно также своеобразное использование слов различной меры общности
с одной стороны, они почти не пользуются родовыми понятиями типа мебель, головной убор, посуда и т.п. (вместо них они предпочитают употреблять названия конкретных предметов — стул, стол, чашка и т.п., часто называя и шапку, и шляпу, и фуражку одним словом «шапка»);
с другой стороны — без уточнения обозначают разные предметы одним словом, например словом «куст» — и сирень, и акацию. Их понятия достаточно аморфны и в их речи часто отражаются лишь конкретные предметы и явления или их свойства.
Своеобразие словарного запаса сказывается и в том, что большая часть слов, известных учащимся вспомогательной школы, составляет пассивный словарь, который очень медленно переходит в активный. Такой разрыв — резкое преобладание пассивного словаря над активным — сохраняется достаточно долго.
Коррекционно-развивающая работа по формированию лексической основы языка тесно увязывается с общим речевым развитием учащихся, опирается на ознакомление с окружающим миром, на чтение связных текстов (как адаптированных, так и оригинальных художественных), на организацию речевого общения в игровой, учебной и трудовой деятельности.
Поэтому усвоение лексического материала требует определенной последовательности в работе с ним, специальной системы упражнений и проходит определенные стадии формирования и развития.
Работа над уточнением значения слова тесно связана сформированием представлений у детей об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификации предметов.
Классификация предметов может проводиться как внеречевом плане (разложить картинки на 2 группы), так и с использованием речи (отобрать только те картинки, на которых нарисованы овощи, назвать их одним словом).
При работе над расширением словарного запаса младших школьников надо помнить, что по отдельным тематическим лексическим группам соотношение видовых и родовых слов – понятий у них различно. Дети употребляют такие родовые термины, как «птицы», «рыбы», «травы», «деревья», «грибы», «одежда», но у большинства из них в речевом запасе, как правило, нет таких родовых терминов, как «насекомые», «инструменты», «транспорт», «здания», вследствие чего они не могут одним общим словом назвать осу и пчелу, молоток и грабли и т. д. При этом в одном случае затрудняются в подборе терминов, в другом – в установлении правильного соотношения между видом и родом, в третьем – не конкретизируют родовое слово – понятие. Поэтому по отношению к различному по тематике лексическому материалу развитие мышления и речи будет проводиться то от общего к частному, то наоборот.
Упражнения стимулирующие включение в активную речевую практику родовых слов – понятий.
1. Классификация предметов по картинкам.
2.Игра «Найди «лишний» предмет».
3. Назвать одним словом серию картинок.
4.Обобщение через противопоставления: (шапка – одежда, а ботинки - ?) 5.Непосредственное обобщение: (оса – это кто?)
6.Указание количества родовых групп: ( на сколько групп можно разделить предметы: ель, береза, липа, яблоня, ландыш, ромашка, сирень, орешник)
7.Назови общим словом осу, муху, жука.
Очень важным моментом является выбор педагогически целесообразных видов словарно – логических упражнений.
При проведении словарно-логических упражнений необходимо придерживаться определённой, обоснованной, дидактически целесообразной системы, обеспечивающей развитие речи и мышления.
Словарно-логические упражнения нужно проводить на тщательно отобранном и систематизированном наглядном материале.
Словесно- логические упражнения:
1.«Объясните, чем отличаются предметы» (с использованием картинок).
Примерные пары: чашка и стакан; яблоко и груша; помидор и яблоко; тарелка и миска; кофта и свитер; стул и кресло; грузовик и легковая машина; самолет и птица.
2. «Догадайтесь, каким будет четвертое слово» (смысловые ряды):
белка – дупло, собака – …; дом – крыша, книга – …; человек – ребенок, собака – …; –пальто – пуговица, ботинок – ….
Слова для справок: конура, обложка, щенок, шнурок.
3. Назови части (по картинке или по представлению).
Н: кот – тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть. Грузовик – …, дом – …, дерево – …, человек – ….
4. Отгадай предмет по названию его частей.
дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);
крылья, кабина, хвост, мотор (самолет);
глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо);
подоконник, рама, стекло (окно).
5.Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов. Выбрать нужную картинку.
Маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, черненькие глазки, остренькие зубки;
Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.
Упражнения на формирование словаря существительных:
Назвать только овощи (картинки: груша, огурец, вишня, лимон, смородина, банан, помидор, яблоко, капуста и т.д.).Придумать второе слово в паре по аналогии с образцом: яблоко – фрукты, свекла - …, стакан - …, белка - …, грузовик - … .Отгадать загадки. (с использованием обобщающих слов). Н. «Что за птица? Красные лапки щиплют за пятки?»
«Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам?» и т.д.
Придумать слова, отвечающие на вопрос «Кто?» или «Что?» (тему задает учитель).
Например, по теме «Дикие животные».
Большой (кто?) слон;сильный …;
маленькая …;трусливый …;
пушистая …;злой …;
колючий …;слабый …;
серый …;горбатый … .К названию действий придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Овощи, фрукты, ягоды».
Растет (что?) …;срезают …;
зеленеет …;выкапывают …;
краснеет …;варят …;
созревает …;жарят …;
дергают …;солят …;
маринуют …;срывают … .Упражнения на формирование словаря глаголов. В младших классах коррекционно-развивающего образования расширение словаря следует начать с введения в речь наиболее употребительных глаголов:
Кто как передвигается? (человек ходит, черепаха ползает и т. д.).
Кто как голос подаёт? (голубь воркует, корова мычит и т. д.).
Какие звуки издаёт? (дверь скрипит, ветер свистит и т. д.).
Кто как ест? (кошка лакает, заяц грызёт и т. д.).
Кто что делает? (учитель учит, доктор лечит и т. д.).
Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Что делать?» (по теме «Весна»).
Солнце (что делает?) …;трава …;
облака …;листья …;
дождь …;птицы …;
ветер …;деревья … . 3. Определи, что делать полезно, а что вредно.
Рано вставать. Поздно вставать.
Купаться и плескаться. Подушкой вытираться.
Сытно поесть. У телевизора сесть.
Лёжа одеваться. На диване валяться.
Ворон считать. В доме прибрать.
Кота обижать. Идти рисовать. Книги читать.
С друзьями играть. Маме помогать.
4.Подобрать синонимы (слова – друзья): Бежит – мчится, несётся, скачет – …, поднимается – …
5.Подобрать обратные действия (слова – враги): покупает – продаёт, надевать – …, кричать – …
Какое слово лишнее? Мяукать, мычать, хрюкать, летать; говорить, болтать, шептать, слушать….
Упражнения на формирование словаря прилагательных:
Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: какой, какая, какое, какие? Н. по теме «Осень» (по иллюстрации)
солнце (какое?)… дождь …
небо … листья…
Закончи предложение: Пришло лето …(какое?).
Поспели ягоды …(какие?).
Назови одним словом: стена из камня – каменная, баба из снега - …, лодка из резины - … .Подобрать ласковые слова: заяц белый, а зайчик беленький, лиса рыжая, а лисенок - … и т.д.
Подбери общее слово – признак для двух, на первый взгляд не похожих предметов: Черепаха и улитка (какие?) – медленные, стол и шкаф… (какие?).
Назови, какие соки получились: Сок из яблок – яблочный, из земляники – …, из клубники – …
Определи какие предложения неправильные: Вечер сегодня карманный, мне нужен фонарик туманный.
Вечер сегодня туманный, мне нужен фонарик карманный.
Отгадать название предмета по описанию его признаков.
Например: «Что это?».
Это овощ, круглый …
Это цветок, у него желтая сердцевина и белые лепестки.
Это дерево с крепкими листьями: на нем растут желуди.
9. Синонимы (слова-друзья):
а) большой – маленький: слон большой, а мышка…, стол большой, а столик….
б) длинный – короткий: у жирафа шея длинная, а у бегемота…, у девочки волосы длинные, а у мальчика…
в) высокий – низкий: ёлка высокая, а земляника…, холм низкий, а гора…
г) узкий – широкий: дорога широкая, а тропинка…, лента узкая, а полотенце…
д) тонкий – толстый: бегемот толстый, а змея…, бревно толстое, а палка…
е) горький – сладкий: конфета сладкая, а горчица…, лекарство горькое, а варенье…
ж) старый – молодой: сосёнка молодая, а сосна…, внучка молодая, а бабушка…
10. Образуй новые слова, отвечая на вопрос (как?): Бедный – бедно, беспокойный – …, дорогой – …, интересный – …
11.Закончи предложение: Капризная девочка ведёт себя (как?) капризно, приветливый человек говорит … (как?).
12.Слова – враги: Ночью на улице холодно, а днём тепло, гепард бежит быстро, а черепаха ползёт …
13.Закончи предложение. Медведь зимой засыпает, а весной… .Берёзка от ветра наклонилась, а потом … .
Целенаправленное обогащение словарного запаса школьников c интеллектуальной недостаточностью — его накопление, уточнение и обобщение — одно из важнейших направлений коррекции их речевого и психического развития.

Спасибо за внимание!