Рабочая программа по внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности: «Настольный теннис» для воспитанников 11-14 лет.


Рабочая программа по внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности: «Настольный теннис» для воспитанников 11-14 лет.
Пояснительная   записка.
   Настоящая программа составлена на основании существующих нормативных документов учреждений дополнительного образования детей. В программе использованы методические разработки из опыта работы педагогов дополнительного образования и учителей физического воспитания общеобразовательных школ.
Настольный теннис – массовый, увлекательный и зрелищный вид спорта с разнообразнейшей техникой, богатый тактическими вариантами и требующий высокой общефизической, специальной и психологической подготовки от спортсмена.
Приобщение подрастающего поколения к физкультуре и спорту является наиболее важной проблемой в настоящее время. Настольный теннис наиболее доступный вид спорта, не требующий больших материальных затрат и его популяризация позволит привлечь к занятиям спортом большое количество детей и подростков.
  Теннис позволяет развить у учащихся такие качества как быстрота, выносливость, сила, способность быстро находить и принимать правильные решения в разных ситуациях, правильно и быстро отвечать действиями на действия своего соперника.

Направленность программы:  физкультурно-спортивная
Уровень освоения: общекультурный
Актуальность программы.
Программа направлена на удовлетворение потребности детей  в активных формах двигательной деятельности, обеспечение физического, психического и нравственного здоровья обучающихся. Программа предоставляет возможности детям,  достигшим 11 летнего возраста, но не получившим ранее возможности заниматься настольным теннисом, приобщиться к активным занятиям, укрепить здоровье, получить социальную практику общения в коллективе.  
Цель:
- создание условий для физического развития и оздоровления обучающихся,  а также становления их личности, посредством приобщения их к занятиям настольным теннисом.
Задачи:
1.Развивающие
- развитие физических качеств и укрепление здоровья;
- формирование потребности в занятиях спортом и ведении здорового образа
  жизни;
2.Обучающие
- изучение базовой техники тенниса и освоение правил  игр;
- овладение принципами и средствами, формами и методами двигательной деятельности;
3.Воспитательные
- воспитание смелых, волевых, настойчивых, инициативных,
трудолюбивых и дисциплинированных спортсменов, готовых к трудовой
деятельности и защите Родины;
- повышение уровня физической подготовленности, профилактики вредных привычек.
Возраст детей: с 11 лет.



Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 3 года
Программа обучения предполагает три этапа:
1. СО - 1 спортивно-оздоровительный этап     11-12 лет    1-й  год обучения
2. Этап начальной подготовки 12-13 лет     2-й год обучения
3. Учебно-тренировочный этап      13-14 лет     3-й  год обучения
На протяжении периода обучения в объединении дополнительного
образования воспитанники проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач.
Общая направленность подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:
– постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим
действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических
возможностей;
– планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и
широты взаимодействия с партнерами;
– переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для теннисистов;
– увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе
подготовки;
– постепенное, планомерное увеличение объема тренировочных нагрузок;
– повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование
восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных теннисистов.
Распределение времени в учебном плане на основные разделы подготовки
по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами
многолетней тренировки.

1. Спортивно-оздоровительный этап
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного
процесса:
1. Привлечение максимально возможного количества детей и
подростков к систематическим занятиям настольным теннисом.
2. Утверждение здорового образа жизни.
3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей,
укрепление здоровья, закаливание организма.
4. Овладение базовой техникой (основами) настольного тенниса.

2. Этап начальной подготовки
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного
процесса:
1. Формирование стойкого интереса к тренировочным занятиям
настольного тенниса.
2. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей,
укрепление здоровья, закаливание организма.
3. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты,
ловкости) для успешного овладения навыками игры.

5. Обучение основным приемам техники игры и тактическим
действиям.
6. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с
правилами настольного тенниса.

3. Учебно-тренировочный этап
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного
процесса:
1. Повышение общей физической подготовленности (особенно
гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей).
2. Совершенствование специальной физической подготовленности.
3. Овладение всеми основами техническими приемами на уровне
умений и навыков.
4. Овладение индивидуальными и парными тактическими действиями.
5. Выявление задатков и способностей детей.
6. Начальная специализация. Формирование игрового стиля.
7. Овладение основами тактики игры.
8. Воспитание навыков соревновательной деятельности по
настольному теннису.

 Формы организации деятельности учащихся на занятии:
- индивидуально-групповая;
-групповая (занятия ОФП, отработка ударов у стенки и т.д.);
-по подгруппам (работа у сетки со спарринг-партнером);
-индивидуальные (в качестве спарринг-партнера выступает тренер).

Формы проведения занятий:
- соревнование;
- лекция;
- игра;
- просмотр видеоматериалов;
- товарищеские встречи;
- сдачи контрольных нормативов;
- контрольное тестирование;
- физические упражнения.

Методы обучения

По способу организации занятия:
- словесные (беседа, объяснение материала, опрос, обсуждение);
- наглядные ( просмотр видеоматериалов);
- практические (выполнение заданий, викторины, конкурсы, олимпиады)
- фронтальный, круговой;
- метод целостного упражнения;
- метод подводящих упражнений

По уровню деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративные;

- репродуктивные;
- расчлененного обучения;
- целостного обучения.


Структура занятия предполагает 3 части:

Подготовительной (или разминка), основной и заключительной.
В подготовительной части решаются две задачи: разогревания и подведения к решению основной части занятия. Для решения первой задачи применяются упражнения, способствующие повышению температуры тела и скелетных мышц, что приводит к усилению кровообращения и дыхания, подвижности в суставах и многому другому, что необходимо для выполнения заданий основной части. Для разогревания используются общеразвивающие упражнения – легкий бег, общеразвивающие упражнения, в которых вначале участвует небольшое количество  групп, затем следует переходить к упражнениям, в которых задействовано все большее и большее их количество: упражнения имя пальцев рук – сжимать, разжимать; сгибать, разгибать; вращать и лучезапястных, локтевых, плечевых суставах. То же с упражнениями для ног: вначале упражнения, в которых участвуют голеностопные суставы, затем коленные и тазобедренные. Затем упражнения для мышц живота и спины. Затем упражнения, в которых задействовано большое количество групп мышц. Количество упражнений, как и длительность этой части разминки, во многом будет зависеть от возраста занимающихся, этапа подготовки, места и условий проведения занятия.
Во второй части разминки следует выполнять такие упражнения, которые помогут настроиться на выполнение задач основной части занятия. Они во многом будут зависеть от уровня подготовленности обучающихся.
В основной части занятия решаются задачи конкретного учебного занятия: обучения элементам технических действий, воспитания физических качеств.
В заключительной части необходимо решать задачу восстановления обучающегося после выполненной им работы в основной части занятия. В этой части всю работу надо выполнять в спокойном, равномерном темпе, включать выполнение упражнений на расслабление, растягивание.
Условия реализации программы
Таблица 1

Наименование
этапа
Год обу-чения
Возраст для зачисления
Кол-во учащихся в группе
Кол-во раз в неделю
Кол-во часов в неделю
Кол-во часов в год

Спортивно-оздорови-тельный
1
11-12
12
1
1
34

Этап начальной подготовки
2
12 -13
12
1
1
34

Учебно-тренировочный этап
3
13-14
12
1
1
34


Ожидаемые  результаты и способы их определения:
1 год обучения

В процессе обучения каждый занимающийся должен знать:
- правила безопасности на занятиях;
- основы личной гигиены, средства физической подготовки необходимые для развития физических качеств и укрепления здоровья;
- технику выполнения ударов;
-основные правила соревнования по настольному теннису;
сведения о самоконтроле,  теоретические основы выполнения технических элементов тенниса, формы и методы физкультурно-спортивной (двигательной) деятельности.
В процессе обучения каждый занимающийся должен уметь:
- владеть техникой перемещений;
-владеть техникой ударов;
- применять полученные знания и навыки на практике, в том числе на учебных занятиях, социальных мероприятиях   и в организации своего собственного  досуга.
2 год обучения

В процессе обучения каждый занимающийся должен знать:
- правила безопасности на занятиях;
-углубленно изучать тактические комбинации;
-сведения о самоконтроле
В процессе обучения каждый занимающийся должен уметь:
- выполнять специальные упражнения для совершенствования техники и тактики игры в нападении и защите;
-   выполнять технические приемы и тактические действия в ходе игры (Повышение точности ударов и контрударов слева и справа. Совершенствование и усложнение серии подач в сочетании с атакующими и защитными ударами. Углубленное изучение тактических комбинаций)
- применять полученные знания и навыки на практике.


3 год обучения

В процессе обучения каждый занимающийся должен знать:
- правила безопасности на занятиях;
-методику судейства одиночных и парных игр;
-особенности парных игр;
- сведения о самоконтроле,  теоретические основы выполнения технических элементов тенниса, формы и методы физкультурно-спортивной (двигательной) деятельности;
В процессе обучения каждый занимающийся должен уметь:
-владеть сочетанием сложных подач;
- выполнять специальные упражнения для совершенствования техники и тактики игры в нападении и защите;
- применять полученные знания и навыки на практике (Игра на столе разными ударами по элементам и в сочетаниях);
-осуществлять судейство одиночных и парных игр.

В процессе обучения применяются следующие виды и формы  контроля:
- предварительный контроль осуществляется педагогом в начале учебного года методом тестирования по общей физической подготовке;
- текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала, физической подготовленности и состояния здоровья) осуществляется педагогом методом наблюдения;
- промежуточный контроль проводится один раз в полугодие методом определения уровня и объема освоенных навыков;
- итоговая аттестация проводится в конце каждого учебного года, методом  тестирования по общей физической подготовке, позволяющим определить уровень освоенных навыков, а также методом устного опроса на владение теоретическими знаниями.
Формы подведения итогов реализации программы:
-   Теоретическая подготовка: опрос, собеседование, тест-задания.
-   Общефизическая подготовка: тестирование.
-   Освоение предметных умений и навыков:  тестирование, наблюдения.
      Формой контроля освоения игровых действий являются внутригрупповые игры, районные и городские соревнования, товарищеские встречи.


Учебно - тематический план.
1 год обучения

Спортивно-оздоровительный этап
Задачи этапа:
-обучение правилам игры, основам техники;
-развитие специальной физической подготовки ;
- совершенствование психологических показателей;
-повышение уровня дисциплины и культуры поведения на занятиях.

№ п/п
Наименование разделов
Кол-во часов
Форма контроля



Всего
Теория
Практика


1.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
1
1
-


2.
Теоретическая подготовка
2

2

Письменный опрос на конец года

3.
Физическая подготовка
5
1
4
Тестирование в начале и на конец года

4.
Основы техники и тактики игры
17
1
16
Тест- задание в середине и на конец года

5.
Методика обучения
3
1
2


6.
Судейство соревнований
2
1
1
Контроль знаний  судейства

7.
Участие в соревнованиях
3
-
3
Участие в 2-3 матчевых встречах

8.
Итоговое занятие
1
1
-


9. 
ИТОГО
34
8
26
 












Учебно - тематический план.
2 года обучения

Этап начальной подготовки
Задачи этапа:
-привлечение максимально возможного количества детей и
подростков к систематическим занятиям настольным теннисом.
-утверждение здорового образа жизни.
-всестороннее гармоническое развитие физических способностей,
укрепление здоровья, закаливание организма.
-овладение базовой техникой (основами) настольного тенниса.



Таблица 3
№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Форма контроля



Всего
Теория
Практика


1.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
1
1
-


2.
Теоретическая подготовка
3
3

Письменный опрос на конец года

3.
Физическая подготовка
8
1
7
Тестирование в начале и на конец года

4.
Основы техники и тактики игры
11
2
9