Программа внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительной направленности Поиграй-ка (1-2 класс)


Программа внеурочной деятельности
«Поиграй-ка»

Возраст детей – 7-9 лет
Срок реализации – 2 года


Пояснительная записка
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.
Актуальность программы
Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
В распоряжении образовательной системы имеются мощные возможности для позитивного воздействия на здоровье школьников путем повышения уровня грамотности, воспитания культуры здоровья, приобщения к ведению здорового образа жизни. Не использовать их-значит не решать главную задачу образования-подготовку ребенка к самостоятельной жизни. Сейчас представилась возможность подойти к проблеме воспитания ЗОЖ более комплексно. Повысить двигательную активность детей и тем самым преодолевать усталость, нагрузки, напряжение от урочной деятельности. Вести просветительскую работу о культуре здоровья. Научить наблюдать за своим здоровьем, ответственно относиться к нему, оценивать свое поведение. Программа имеет спортивно-оздоровительное направление.
Реализация программы рассчитана на 2 года.
График проведения занятий:
- Общее количество часов в год – 1 класс 33 ч, 2 класс 34 ч.
- Продолжительность занятий – 1 час в неделю.
Возраст учащихся: 7-9 лет (1-2 класс)
Цель программы:
Создание условий для становления личности ребенка путем укрепления здоровья, разносторонней подготовкой и овладением рациональной техникой, необходимой для достижения в развитии двигательных способностей.
Задачи программы:
Учебные:
способствовать формированию информационной компетентности;
обучить умению самостоятельно заниматься физическими упражнениями, используя их в целях досуга, отдыха;
Воспитательные:
способствовать формированию коммуникативной компетентности;
воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, трудолюбия, дисциплины, чувства коллективизма;
прививать навыки общей физической культуры;
Развивающие:
Формировать устойчивый познавательный интерес к занятиям физической культуры и спортом;
Развивать физические качества: силу, ловкость, выносливость, гибкость, быстроту;
Ожидаемые результаты образовательного процесса
Воспитанники должны знать:
знать и выполнять технику безопасности при спортивных занятиях;
знать и выполнять правила личной гигиены и закаливания;
знать правила игр детей народов мира и познавательных игр;
Воспитанники должны уметь:
иметь необходимые двигательные умения и навыки для освоения подвижных и спортивных игр.
На всех занятиях формируются следующие УУД:
познавательные действия:
дети воспринимают и анализируют новую для них информацию;
личностные действия:
формируется интерес и мотивация к занятиям, осознавание своих трудностей и стремление к их преодолению;
регулятивные действия:
развитие и оценка своих действий, самоконтроль за своей деятельностью;
коммуникативные действия:
сотрудничество с учителем и сверстниками, участие в группах и командах, умение разрешать игровые конфликты
Ресурсное обеспечение эффективной реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
Оборудование, инвентарь:
спортивный зал, соответствующий нормативным требованиям
гимнастические скамейки;
обручи;
мячи: волейбольный, футбольный, баскетбольный, теннисные;
скакалки;
секундомер;
Формы занятий.
урок-игра;
урок-соревнование;
урок-выступление.
Групповые формы обучения применяются на учебно-игровых занятиях для взаимодействия и сплоченности коллектива.
Коллективная форма обучения применяется при формировании и развитии любой из ключевых компетентностей, особенно информационной, коммуникативной.
Методы обучения
Теоретические методы обучения (словесные) нацелены на формирование и развитие компетентности решения проблем, готовности анализировать нестандартные ситуации, ставить цели в соответствии с конечной целью всего коллектива спортивной группы, оценивать свою деятельность в зависимости от результатов достигнутого коллективом.
Теоретические методы обучения развивают технологическую компетентность, что позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии в работе спортивных групп.
Практические методы обучения развивают коммуникативную компетенцию. Данные методы через систему специальных взаимодействий на учебно-игровых занятиях дают возможность развивать способность к социальному взаимодействию с воспитанниками спортивных групп, позволяя цивилизованно, с использованием нужной аргументации отстаивать свою точку зрения путем признания авторитета.
Наглядные методы обучения (квалифицированный показ преподавателя) приводит к закреплению практических методов обучения и развивает информационную компетентность.
Игровой метод обучения (игровые задания, упражнения, элементы подвижных и спортивных игр).
Учебно-тематический план
1 год обучения.

Название темы
Краткое содержание
Всего часов
Кол-во часов





Теорет.
Практ.

1.
Вводный урок. Чему мы научимся на занятиях.
Связь между подвижной игрой и физической культурой. ЗОЖ. Инструктаж по ТБ.
1
1


2.
Места занятий, оборудование, спортивный инвентарь
Знакомство с местами проведения занятий, спортивным инвентарем, выход на спортивную площадку
1
0
1

3.
Игры детей мира
Знакомство с детскими играми. Игра на ловкость
1
0,5
0,5

4.
Казахские народные игры «Пеший кокпар», «Находчивый удалец»
Правила игры. Где и когда появились эти игры. Учимся владеть мячом (передача мяча друг другу), (развиваем ловкость, быстроту)
3
0, 5
2,5

5.
Литовские народные игры «Огонь-Вода», «Зайчик в огороде»
Правила игры (развиваем физические способности ребенка.)
3
0,5
2,5

6.
Украинские народные игры «Иголочка-Ниточка», «Хромая уточка»
Правила игры (развиваем координационные способности)
3
0,5
2,5

7.
Азербайджанские народные игры «Булава», «У кого жгут»
Правила игры. Где и когда появилась эта игра (развиваем быстроту и ловкость)
3
0,5
2,5

8.
Бразильские народные игры «Больная кошка», «Моя маленькая лодочка»
Правила игры (развиваем быстроту реакции)
3
0,5
2,5

9.
Спортивный праздник «Мы спортивные ребята»
Детские народные игры на свежем воздухе
1
0
1

10.
Аргентинские народные игры «Поезда», «Лев и коза»
Знакомство с играми, с правилами (развиваем внимание)
3
0,5
2,5

11.
Мексиканские народные игры «Бег с платком», «Доброе утро охотник»
Правила игры (развиваем внимание и быстроту)
3
0,5
2,5

12.
Греческие народные игры «Обманный мяч» «Поймай того, у кого камешек»
Правила игры. Где и когда появилась эта игра. (развиваем внимание и быстроту реакции)
3
0,5
2,5

13.
Белорусские народные игры «Дед Мороз» «Лес, болото, озеро»
Правила игры(игры носят познавательный характер)
3
0,5
2,5

14.
Спортивный праздник «Быстрее, Выше, Сильнее»
Эстафеты с мячами, обручами, скакалками
2
0
2

Всего:
33
6
27

Учебно-тематический план
2 год обучения.

Название темы
Краткое содержание
Всего часов
Кол-во часов





Теорет.
Практ.

1.
Вводный урок. Чему мы научимся на занятиях.
Связь между подвижной игрой и физической культурой. ЗОЖ. Инструктаж по ТБ.
1
1


2.
Места занятий, оборудование, спортивный инвентарь
Знакомство с местами проведения занятий, спортивным инвентарем, выход на спортивную площадку.
1
0
1

3.
Познавательные игры
Знакомство с познавательными играми. Игра на внимание
1
0,5
0,5

4.
Игра «Шаг за шагом»
Правила игры. Игра развивает словарный запас ребенка, учит быстро реагировать.
3
0,5
2,5

5.
Игра «Умники и умницы»
Правила игры. (развиваем мышление ребенка).
3
0,5
2,5

6.
Игра «Три стихии»
Правила игры. (развиваем память ребенка).
3
0,5
2,5

7.
Игра «Повтори-ка»
Правила игры. Развиваем память и сообразительность ребенка).
3
0,5
2,5

8.
Игра «Смотри на меня»
Правила игры. (развиваем внимание ребенка).
3
0,5
2,5

9.
Игра «Мы прыгали, прыгали»
Знакомство с игрой, правила игры, развиваем внимание ребенка).
3
0,5
2,5

10.
Спортивный праздник «Научи младшего друга»
Игры с воспитанниками детского сада на спортивной площадке.
2
0
2,5

11.
Игра «Найди цвет»
Правила игры. (развиваем внимание и быстроту)
3
0,5
2,5

12.
Игра «Крокодил»
Правила игры.
(развиваем фантазию ребенка).
3
0,5
2,5

13.
Игра «Я знаю пять имен»
Правила игры
(развиваем память ребенка).
3
0,5
2,5

14
Спортивный праздник
Командные эстафеты с участием родителей
2
0
2

Всего:
34
6
28

Мониторинг результативности реализации программы
Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль, игры.
Форма подведения итогов – игры, соревнования, конкурсы, тест (См. приложение)
Библиографический список
1. Учебное пособие «Примерные программы внеурочной деятельности». Под редакцией В.А. Горского. Москва «Просвещение» 2011г.
2. Погадаев Г.И. Народные игры на уроке физической культуры и во внеурочное время. 2004г.
3. Ковалева Е.А Веселые игры для детей и взрослых. Москва. 2006г.
4. Садыкова С.Л., Лебедева Е.Н. Физическая культура 1-11 классы.
Подвижные игры на уроках и во внеурочное время. Издательство «Учитель» г.Волгоград 2008г.

Приложение
Тест для выявления уровня освоения программы ВД «Поиграйка»
За правильный ответ – 1 балл.

Задание
Ответ

1.
Что развивает игра «Бег с платком»?
Выбери правильный ответ:
память
мышление
выносливость


2.
Что развивает игра «Лев и коза»?
Выбери правильный ответ:
ловкость
память
внимание


3.
Что развивает игра «Булава»?
Выбери правильный ответ:
воображение
скорость
выносливость


4.
Выбери необходимый спортивный атрибут для казахской народной игры «Находчивый удалец»:
скакалка
обруч
мяч


5.
Выбери знакомые тебе игры народов мира:
«Лев и коза»
«Больная кошка»
«Фунтик и Лунтик»
«Лев и собачка»


6.
Где должны проводиться физкультурные занятия?
классная комната
спортивный зал
игровая площадка
спортивная площадка


7.
Выбери спортивный инвентарь:
кегли
канат
кроссовки
обруч
указка


8.
Продолжи пословицы:
В здоровом теле – здоровый
Здоровье – всего
Здоров будешь – всё


9
Напиши название игры, которой ты сможешь научить своих друзей.


10
В каких подвижных играх ты участвовал на занятиях кружка «Поиграй-ка»?



Диагностическая карта (сводная) «Оценка результатов освоения программы объединения «Поиграйка»
Дата проведения мониторинга: ___________________

Фамилия, имя / вопрос
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
итого

1













2













3













4













5













6













7













8













9













10













11













12













13













14













15













16













17













18













19













20













21













22













23













24













25













ИТОГО














Критерии оценивания
10-7 баллов – высокий уровень
6-4 балла – средний уровень
3-1 балла – низкий уровень



Заголовок 315