Статья МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Сидоренко Татьяна Васильевна
учитель математики Амвросиевской ОШ I-III ступеней №4
Амвросиевского района ДНР

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДЕТОВ
ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
Аннотация
Статья посвящена анализу методологических подходов к организации процесса подготовки выпускников при изучении предметов естественно-математического цикла.
Ключевые слова: компетентность, компетентный выпускник синергетика, парадигмальный подход, аксиологический подход, процесс подготовки.

На современном этапе развития общества значительно возросли требования к подготовке выпускников по предметам естественно-математического цикла. Реалии обусловливают необходимость формирования у выпускников умений адаптироваться к изменяющейся профессиональной среде, максимально использовать свой творческий потенциал, активно реализовывать сумму базовых знаний полученных в школе.
Часто мы вынуждены наблюдать незрелость, а иногда, и некомпетентность выпускников, несоответствие их реального уровня образовательным стандартам. Причин, обусловливающих такую ситуацию много, это и жесткая централизация системы образования, что затрудняет осуществления инновационных процессов в образовательной сфере, и несовершенство программ, методов и форм обучения предметам естественно-математического цикла. На мой взгляд, методическая подготовка выпускников тесно связана с методологическими проблемами. Недостаточный уровень разработанности методологии блокирует и пути решения проблем методики. На сегодняшний день четко прослеживается противоречие между необходимостью модернизации общего образования, повышении его эффективности и недостаточной обоснованностью методологических подходов, которые определяют организацию и функционирование процесса подготовки выпускников.
Процесс подготовки выпускников по предметам естественно-математического цикла имеет главной целью формирования образованности у молодежи в неразрывной связи с их воспитанностью и развитостью. Эффективное решение этой задачи возможно при условия учета концептуальных положений синергетического подхода в организации учебно-воспитательного процесса.
Синергетика, по определению ее создателя Г. Хеккен, изучает системы,
состоящие из множества подсистем, в которых возникают, благодаря действию внешних факторов, полезные изменения, которые накапливаются, а потом меняют систему в целом, превращая ее в сложную и более высокоорганизованную [5, с. 31].
Основываясь на основных постулатах синергетического подхода к
изучению педагогических процессов, в процессе подготовки выпускников по предметов естественно-математического цикла следует учитывать следующие положения:
Учебно-воспитательный процесс при подготовке по «естественно-математическим дисциплинам» имеет индивидуальные характеристики, свою внутреннюю логику развития;
Нелинейность развития процесса подготовки обусловлена, прежде всего, его качественными изменениями;
В процессе своего развития процесс подготовки аккумулирует, использует ведущие педагогические идеи, которые не всегда совпадали с официальными теориями, но влияли на его состояние и обусловили изменение его компонентов и системы образования в целом.
На основе синергетического подхода в системе образования можно выделить такие составляющие (подсистемы) самоорганизующихся и саморазвивающихся – это личности преподавателя, сообщество преподавательского коллектива, учебное заведение, в котором осуществляется процесс подготовки педагогов. Самоорганизация и саморазвитие этих подсистем оказывается в их способности к самоизменению. Этот процесс происходит в условиях их открытости, то есть наличия процесса обмена необходимой информацией с окружающей средой.
Организация процесса подготовки выпускников с учетом концептуальных положений синергетического подхода обеспечивает оптимальное взаимодействие образования и самообразования, развития и саморазвития, воспитания и самовоспитания молодежи, повышение творческого потенциала преподавателей, оптимизацию педагогического процесса за счет альтернативных идей и вариантов развития.
Необходимость лучше осознать особенности процесса подготовки будущих студентов обусловливает использование парадигмального подхода к его организации.
В педагогической науке одни авторы определяют парадигму как «постоянную точку зрения, определенный стандарт, образец, ставший привычным в решении образовательных и педагогических задач» [2, с. 217]. Другие трактуют понятие педагогической парадигмы как «совокупность устойчивых содержательных характеристик, которые определяют сущностные особенности схем теоретической и педагогической деятельности и взаимодействия в образовании независимо от степени их рефлексии» [2, с. 59]. При любом подходе к определению этого понятия понятно, что педагогическая парадигма является основой для построения и организации процесса образования обществом на определенном историческом этапе.
М. Богословский выделяет такие компоненты научно-педагогической
парадигмы:
категориальный, содержащий основные проблемы и принципы,
определяют новое направление и границы научного поиска;
теоретический, представленный новыми образовательно-воспитательными концепциями, на основании которых происходит изменение содержания, форм организации, методики обучения и воспитания в рамках новых теоретических положений;
технологически-практический, содержащий методическое обеспечение процесса обучения, способствует практической реализации основных принципов парадигмы в образовательных учреждениях.
Основополагающее значение в организации процесса обучения будущих выпускников имеет антропологический подход, который предполагает единство профессиональной, методической, гуманитарной, культурологической подготовки. При этом:
- Профессиональная подготовка обеспечивает теоретическое и практическое совершенствование знаний и предметных умений в соответствии со стандартами образования;
- Методическая – способствует развитию способностей будущего студента, который обеспечат качество его работы, заложат основу учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности в отечественных общеобразовательных заведениях;
- Гуманитарная подготовка освещает особенности взаимообусловленности и взаимосвязи человека и социальной среды, активизирует желание интеллектуальной деятельности, направленной на осмысление и понимание собственной «Я-концепции», стимулирует к использованию профессионального инструментария для решения осмысленных профессиональных задач;
- Культурологическая подготовка способствует формированию личностной культуры как способа самореализации выпускника в процессе жизнедеятельности и творчестве.
Аксиологический подход выполняет роль связующего звена этих составляющих процесса обучения педагогов, обеспечивая единство теоретической и практической подготовки.
Для обеспечения высокой результативности процесса подготовки необходимо соблюдать системный подход к его организации, поскольку с точки зрения системного подхода «... объект рассматривается как целостное образование с совокупностью факторов, определяющих его существование и развитие». [3, с. 174].
Проанализировав различные классификации связей системных объектов (работы В. Афанасьева, И. Блауберг, Г. Легонько, В. Садовского, Э. Юдина и др.), можно выделить группы связей, определяющих существование и развитие системы подготовки:
1. Связи взаимодействия. Примерами служат связи между целями высшего образования и задачами подготовки выпускников, принципами организации и оптимальным содержанием учебного материала, формами и особенностями восприятия и усвоение материала учащимися разных групп.
2. Связи преобразования, реализуемые путем взаимодействия элементов, в результате которого эти элементы переходят из одного состояния в другое. На определенных этапах развития образования изменение содержания учебного материала обусловливает изменение форм, методов, приемов учебной работы или методические идеи педагогов вызывают необходимость осмысления методической наукой практического опыта подготовки.
3. Связи функционирования: элементы системы осуществляют конкретную функцию, например, принципы определяют содержание, методы, средства и формы, а методы - способы познания.
4. Связи развития заключаются в модификации (существенных изменениях) элементов, функций и связей в системе. Наиболее ярко эти связи проявляются, когда на определенных этапах развития при изменении методов исследования, содержания понятий и законов меняются подходы к формированию системы профессиональных знаний будущих педагогов.
5. Связи управления – это связи, которые построены на основе конкретной программы и составляют способ ее реализации. Программу развития и задачи системы образования определяет государство, а реализуют органы управления с помощью законодательных актов. Система образования предстаёт в этом случае в виде схемы, а связи управления являются теми средствами, с помощью которых реализуют эту схему. Подготовка, которая является подсистемой низшего уровня, также подлежит внешнему управлению, поскольку ее изменение должно дать определенный результат, значимый для высшего образования.
Таким образом, методологическая ориентация, то есть применение совокупности теоретических идей, понятий и методов в организации и управлении процессом подготовки по предметам естественно-математического цикла, обеспечивает формирование различных компетенций.
Основополагающее значение для организации и обеспечения эффективности естественно-математического образования имеет синергетический, парадигмально аксиологический, системный подходы, которые определяют систему принципов, способов организации учебного процесса, стратегию построения теоретической и практической деятельности, изменения структуры и содержания образовательных программ и разработки методик преподавания.
Взвешенный и методологически обоснованный подход к построению процесса подготовки выпускников позволит повысить его эффективность, определить истинные стимулы развития субъектов образовательного процесса, создать условия для саморазвития и самореализации, формирование их самостоятельности и творческого потенциала.

Литература
Бондаревская Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания : учеб. пособ. / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. – М. : Ростов н/Д. : Творческий центр «Учитель», 1999. – 560 с.
Корнетов Г. Б. Педагогика: теория и история / Г. Б. Корнетов. – М. : Изд-во УРАО, 2003. – 296 с.
Методология в сфере теории и практики / отв. ред. А. Л. Симаков,
В. Н. Карпович и др. ; АН СССР Сиб. отд-ние. – Новосибирск : Наука., 1988. – 306 с.
4. Прикот О. Г. Педагогика отождествления и педагогическая системология / О. Г. Прикот. – СПб. : ТВП инк, 1995. – 260 с.
5. Садохин А. П. Концепции современного естествознания : курс лекций / Александр Петрович Садохин. – М. : Омега – Л, 2006. – 240 с.