Статья Формирование логической грамотности младших школьников при изучении предметов естественно-математического цикла


УДК
Коршунова Екатерина Алексеевна
ФГБОУ ВПО «ЯГПУ им. К.Д. Ушинского»
г. Ярославль 2015г.
Формирование логической грамотности младших школьников при изучении предметов естественно-математического цикла
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ставит перед начальным образованием новые задачи. И одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является формирование логической грамотности учащихся. Как известно, логика в школе специально не изучается. Но при этом логика выступает в качестве средства изучения такой важной дисциплины, как математика, и позволяет включить ее в общекультурный контекст. Таким образом, учащиеся начальной школы должны уметь строить и анализировать суждения, доказывать или опровергать различные утверждения, отличать высказывания от других предложений, понимать смысл логических слов («и», «или», «все», «некоторые» и др.), уметь проводить классификацию и т.п.
Логическая грамотность – это свободное владение некоторым комплексом элементарных логических понятий и действий, составляющих азбуку логического мышления и необходимый базис его развития . (Никольская И.Л 1973 г.)
В начальной школе существует три подхода к изучению логических понятий: введение дополнительного (факультативного) курса по логике; введение курса логики как самостоятельного учебного предмета; введение элементов логики в изучение базовых предметов. Мы пошли по первому пути. Результатом нашей работы стал курс внеурочных занятий «Мир логики». Данный курс способствует формированию логических и общелогических умений школьников и развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем индивидуальном обучении. Исходя из содержания общего понятия логической грамотности, целей изучения предметов естественно-математического цикла в начальной школе и необходимости установления преемственности между начальной и средней школой, нами был определен перечень логических знаний и умений, составляющих первоначальную логическую подготовку. Также были сформулированы методические принципы логической подготовки младших школьников в процессе обучения математике и разработан возможный вариант их реализации. Кроме того, были разработаны итоговые требования к результатам логической подготовки младших школьников при обучении математике, конкретизированные примерами заданий. К основным видам заданий, направленных на формирование логической грамотности младших школьников, нами были отнесены задания на выделение существенных признаков предметов, задания на классификацию, задания на понимание и правильное употребление логических слов, задания на построение отрицаний, задания на проведение несложных доказательств в 2-3 шага и др.
Для того, чтобы определить, насколько эффективен разработанный нами курс неурочных занятий, в 2014-2015 учебном году в третьих классах МОУ СОШ № 36 города Ярославля было проведен педагогический эксперимент. В исследовании приняли участие 57 учеников (3 «А» класс – 27 человека и 3 «Г» класс – 30 человек). Оба класса обучаются по одной образовательной программе и на момент исследования имели примерно одинаковый уровень успеваемости по предметам «Математика» и «Окружающий мир». Учителя, работающие в данных классах, имеют одинаковую квалификационную категорию и примерно одинаковый стаж педагогической работы. Экспериментальное исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.
На первом этапе (октябрь 2014) был определен первоначальный уровень логической грамотности участников эксперимента. С этой целью была проведена самостоятельная работа, состоящая из трех заданий. В каждом из заданий вопрос под буквой А по предмету "Математика", а вопрос под буквой Б по предмету "Окружающий мир". Задания позволили оценить, способен ли ученик отличать высказывания от других предложений, способен ли определять значения истинности высказываний, способен ли проводить классификацию. Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы: 1) уровень логической грамотности учащихся при недостаточно высок в обоих классах; 2) количество учащихся с низким уровнем логической грамотности в 3 «Г» классе больше, по сравнению с количеством учащихся в 3 «А» классе. На основании полученных данных были определены экспериментальная и контрольная группы: 3 «Г» класс был выбран в качестве экспериментальной группы, а 3 «А» класс контрольной группой.
На втором этапе (ноябрь-май 2015) мы реализовали разработанную нами рабочую программу внеурочной деятельности "Мир логики", направленную, на повышения уровня логической грамотности учащихся начальных классов. При этом большее внимание уделялось тем заданиям, которые вызвали у школьников при первичной диагностике наибольшие трудности.
На третьем этапе (май 2015) было проведено повторное диагностическое исследование уровня логической грамотности учащихся. С этой целью была проведена самостоятельная работа аналогичная той, которая предлагалась на первом этапе эксперимента. Сравнительный анализ результатов до и после эксперимента показал следующее: процент верных ответов практически по всем заданиям самостоятельной работы у обучающихся экспериментальной группы стал выше по сравнению с первым этапом эксперимента, тогда как в контрольной группе значительных изменений не произошло. Для подтверждения достоверности результатов были использованы методы математической статистики.
Таким образом, разработанные нами занятия оказали положительное влияние на уровень логической грамотности младших школьников. И разработанный нами материал, может быть использован в практике работы начальной школы.