Конспект занятия для воспитателей на тему: Путешествие в мир народных промыслов


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №86 «Звездочка»
Конспект открытого занятия
для воспитателей МДОУ №86 «Звездочка»
Тема: «Путешествие в мир народных промыслов»
Подготовила воспитатель первой
квалификационной категории
Морозова Ирина Николаевна

Дмитровский р-н, с. ОрудьевоПроектировочный компонент.
Тема: «Путешествия в мир народных мастеров»
(подготовительная к школе группа)
Время проведения: апрель.
Форма проведения: показ занятия гостям.
Цель: воспитывать у детей уважение к труду народных мастеров. Продолжить знакомства с историей народного творчества.
Задачи:
Образовательная: продолжать знакомить детей с народным декоративно - прикладным
искусством (Хохлома, Дымково, Жостово); характерными особенностями.
Развивающая: развивать умения создавать декоративные композиции по собственному
замыслу, способствуя развитию чувства формы, цвета, ритма.
Воспитательная: воспитывать у детей уважение к труду народных мастеров.
Содержание:
Конспект занятия
Слайды
Самоанализ
Литература
Этапы развития навыков декоративного рисования
Воздействия кружка декоративно - прикладного искусства на развитие ребенка и его творческих способностей
Легенды и сказки, для знакомства детей с русским народно - прикладным искусством Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно - прикладным искусством
Художественное слово о народных промыслах Пословицы и поговорки о труде Дидактические игры
Физкультурные минутки при знакомстве с народными промыслами Предварительная работа.
Социализация: д/и «Найди лишний элемент в узоре», «Назови правильно», «Угадай какая роспись?», «Составь хохломской узор», настольная игра «Домино», д/и «Художественные часы», «Угадай и расскажи». Музыка:
«Золотая хохлома» муз. 3. Роот«Танец с ложками» («Ах ты, береза» р.н.м.)
«Барыня» р.н.м.
«А я полугу» сол. Л. Кузнецова, дир. П. Сорокин, худ. Рук. В.Попов.
Художественное творчество:
Лепка «по мотивам дымковской игрушки».
Рисование «Составление дымковских узоров», «Роспись дымковской игрушки», «Роспись
миски хохломским узором», «Роспись вазы хохломским узором», «Хохломские ложки».
Декоративное панно «Золотая хохлома»,
«Жостовский орнамент», «Роспись жостовских подносов»
Выставка работ народного декоративно - прикладного искусства.
Чтение художественной литературы:
Легенды и сказки для знакомства детей с русским декоративно - прикладным искусством. Художественное слово о народных промыслах.
«О хохломе» В. Боков «Золотая хохлома» Н. Глазков «Чаша» Ю. Николаева «Хохлома» Т. Тимофеева «О дымковской игрушке» И. А. Денынин «Дымковская игрушка» В. Фофанов «Пестрый хоровод» Лена Гулыга «Веселая дымка» А. Дьяков «Жостовские кисти» П. Синявский «Жостово» Т. Тимофеева Познавательно - речевая деятельность.Разучивание стихов о народных промыслах, частушек! Разучивание легенд и сказок. Сказка-легенда «Цветок - Огонь и цветок - Снежинка» (жостовская роспись) Легенда «Золотая хохлома»Сказка «Баран золотые рога» (дымковская игрушка) Легенда о солнце (дымковская игрушка) Толкование пословиц и поговорок о труде: «Красна птица опереньем, а человек - уменьем» «Умелые руки не знают скуки» «Землю красит солнце, а человека - труд»
«Не то дорого, что чистого золота, а то дорого, что доброго мастера».
Труд - подготовка детей к занятию: расставить гуашь, налить в стаканчик водичку,
положить кисточки, салфетку, в конце занятия убрать свое рабочее место.
Здоровье: перед занятием влажная уборка зала, проветривание, при рисовании за столом
обращать внимание на осанку детей, освещение рабочего места (свет слева).
Физическая культура: путешествие на паровозике (игровая ситуация), выступление
ложкарей.
Коммуникация: доброжелательное отношение друг к другу на занятие. Рассматривание работ, умение выбрать наиболее выразительную, аккуратную, где точно переданы элементы росписи. Организация слухо - речевой среды на занятии (умение владеть речью и умение слушать своих друзей).
Безопасность: закреплять знания, умения и навыки о безопасности детей, уметь их применять при необходимости. Вырабатывать положительные привычки, позволяющие им осваивать жизненное пространство. Знания путей решения некоторых проблем повышают уверенность ребенка в себе, укрепляет его эмоциональное состояние. Работа с родителями
Предложить родителям пополнить работами народно - прикладного искусства в мини -музей группы.
Роспись хохломской посуды - Морозова И. В.;
Лепка из глины и роспись дымковских игрушек - Ованесян О.И.;
Изготовление вывесок для станции «Хохлома», «Дымково», «Жостово» - Стаценко Л.Н.;
Рисование паровозика - Ованесян О.П.;
Подносы из попье-маше - Муничкина М.А., Алейник Н.В.
Беседы и рекомендации, папки - раскладки, индивидуальные консультации, выставки детского творчества.
Материалы и оборудования: подносы из папье - маше на каждого ребенка, не расписные дымковские игрушки, готовые формы посуды из картона, гуашь, кисти, вывески для станций, паровозик. Оформление и украшение зала рисунками детских работ по народному декоративно - прикладному творчеству: «Хохлома», «Дымково», «Жостово». Столы с дымковскими игрушками, хохломской посудой, жостовскими подносами. Деревянные ложки для выступления ложкарей. Из стульев построен поезд, на первом стуле закреплен паровозик. Столы и стулья у окна - для декоративного рисования. ТСО: музыкальный центр, микрофон, экран, слайды.
Организационный компонент
Ход занятия.
- Дети, сегодня у нас будет необычное занятие. Я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в мир искусства на волшебном поезде. А чтобы это путешествие вам запомнилось надолго и о нём узнали ваши родители и друзья, я предлагаю подготовить для них радиорепортаж. На каждой станции будет свой репортёр, который расскажет нам много интересного и необычного. Вы согласны? Тогда в путь. Занимайте свои места. (Дети садятся в «поезд», «поезд» отправляется) Слышен звук движущегося поезда (фонограмма).
-Как быстро мчится поезд. Дети, вы слышите, звучит музыка, а вот и станция. Какая-то на ней вывеска. Как вы думаете, на какой станции мы оказались?
-Хохлома!
-Верно, а как вы узнали?
-На вывеске хохломской узор - травка, завитки, ягодки.
-Давайте погостим на этой станции, полюбуемся красотой хохломской росписи и узнаем что-то интересное.
(дети выходят из «поезда» подходят к столам)
Дети, посмотрите внимательно и ответьте, каким одним словом можно назвать эту группу предметов? (посуда)
Чем похожи эти предметы? (сделаны из дерева, расписаны узором, состоящим из элементов хохломской росписи -завитки, травка, ягодки, листочки -золотистого, чёрного, красного цвета).
Воспитатель: (берёт микрофон)
-Да, ребята, эта волшебная сказочная роспись родилась давным-давно. Слово нашим корреспондентам - Игорю и Роме.
Рома:
-Здравствуйте. Мы рады вас приветствовать в нашем селе!
Издавна в маленьких заволжских деревеньках делали и расписывали деревянную посуду и везли её в большое село Хохлома. А из Хохломы на ярмарки в разные города посуду развозили, продавали и кричали «Кому посуду для пищи-окрошки, чудо-блюдо да чашки-ложки!» А их спрашивали: «Откуда посуда?» Мастера отвечали: «К вам приехала сама Золотая Хохлома!» так и повелось Хохлома да Хохлома. Стали посуду называть хохломской.
В: - Да, интересно. А как же начинался этот удивительно красивый промысел? Игорь:
-Об этом даже сказку придумали. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сделал, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал посыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил. Задела Жар-птица золотым крылом чашу с кашей, потеряла перо и стал мужичок тем пером посуду расписывать.
В: - Да, хороша сказка. А вы знаете, ведь в своей росписи мастера отразили красоту родной природы. Проявили свою фантазию, воплощали мечты о сказочной красоте.
-Какие же элементы хохломского узора использовали художники?
Данила берёт чашу и рассказывает об узорах, (травный орнамент, ведущий стебель -криуль, листочки, ягодки - клубнички)
-Да, доброй славой пользовались в народе умельцы. Любуясь их работами говорят так: «Не то дорого, что чистого золота, а то дорого, что доброго мастера».
-Дети, а вы хотите быть настоящими художниками. Тогда давайте распишем посуду хохломскими узорами, создадим красоту своими руками. Выберите себе понравившуюся форму и приступайте к работе. (Дети работают) Музыка (Золотая хохлома), на экране меняются слайды. Элементы хохломской росписи, хохломские изделия.
- Какие красивые работы получились, постарались на славу мастера!
В: -А теперь предлагаю станцевать.
Танец с ложками.
А теперь наш путь лежит дальше. Садимся в вагоны, слышен звук движущего поезда (фонограмма). За окном осталась станция Хохлома. Чему научились вы у народных умельцев? (ответы детей)
Молодцы, мне очень понравились ваши работы, очень красивые получились узоры на посуде, тонкие завитки у Оли, ровные ягодки у Саши. И каждый из вас правильно выбрал цвет гуаши для росписи своей посуды.
Вот мы и не заметили, как приехали на другую станцию. Как вы думаете на какую? (вывеска) -Дымково!
Да, дети, это родина знаменитой дымковской игрушки. Кто же нам расскажет, как появилась на свет дымковская игрушка?
(Микрофон берёт Дима)
-Здравствуйте! Вас приветствует Дымково!
Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно. Один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: копали землю, готовили еду, пасли скотину, а дети шутили, играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек как у нас.
Даниил:
-И задумались тогда взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом, разведённым в молоке, расписали красками. Так и появились дымковские игрушки. Яркие, весёлые, задорные - полюбились они детям.
В:- давайте погостим на станции Дымково да полюбуемся игрушками. Дети, посмотрите внимательно и скажите, какими элементами украшают мастера свои игрушки (кольца, круги, точки, дуги, мазки...).
-Я приглашаю вас в мастерскую, где находятся ещё не расписанные изделия. Но что это такое? (телеграмма)
«Дорогие ребята. Злой волшебник Чернушка заколдовал все наши краски и мы не можем теперь расписывать наши игрушки. Мы просим вас, завершите работу и расколдуйте наши краски» - И тут ещё какие-то карточки в конверте?
Катя:
-Я знаю, это картинки-хитринки. Нам просто нужно найти эту хитринку.
В: -Да, верно, давайте попытаемся. (Игра «Найди лишний элемент в узоре»)
-Молодцы! Все справились и краски расколдовали. А сейчас давайте возьмём наши волшебные кисточки и распишем игрушки! Звучит «Барыня», на экране меняются слайды. Элементы дымковской росписи, дымковская игрушка. Вот какие яркие и нарядные получились работы!
-Расскажи, Настя, какие элементы росписи ты использовала в своей работе?
-Даша, выбери на твой взгляд, самую нарядную игрушку, скажи, почему она тебе так понравилась?
-Замечательные, сказочно-красивые получились у вас игрушки, ребята, думаю, что дымковским мастерам они понравились бы! Жаль расставаться с этой сказочной станцией, но нас ждёт поезд! Занимайте свои места! Слышен звук движущегося поезда (фонограмма).
-Да, ребята, чтобы быть настоящим мастером своего дела, художнику нужно знать цвета. Какие цвета вы знаете? (дети перечисляют) Цвета могут быть тёплыми и холодными. Какие цвета называют тёплыми? (которые греют, которые похожи на солнце). Назовите их (красный, розовый, оранжевый, жёлтый).
-Какие цвета называют холодными (похожие на лёд, снег, воду). Назовите их (синий, голубой, фиолетовый).
-Как быстро примчался поезд. А узнать на какую станцию мы попали вам поможет стихотворение.
Полина:
Жостовская роспись-
Цветов ярких россыпь
Красота лета
В зелени травы.
Илья: - станция Жостово!
-Правильно! Мы попали на станцию Жостово. Расскажите, чем знаменита деревня Жостово?
Антон:
-Давным-давно в деревне Жостово, что в Московской области, возник промысел металлических подносов. Сначала мастера изготавливали бумажные подносы, а позже стали делать подносы из жести.
Ира:
- Их расписывали масляными красками и покрывали лаком. Подносы украшала цветочная роспись. Мастера Жостовского промысла тонко прописывают форму растений, они знают и очень любят цветы и травы.
В:- Какие цвета используют жостовские мастера?
Назовите основные элементы жостовской росписи (жостовский орнамент, элемент, сердечко, лепесток, стебелек, цветок яблони, лилия, листочек).-Я предлагаю вам создать красоту жостовских подносов своими руками. Хотите?
-Дети, выберите себе поднос и приступайте к работе. Музыка «А я полугу», на экране меняются слайды Элементы жостовской росписи, жостовский поднос.
-Как красиво получилось! Саша, выбери поднос, который тебе больше всех понравился и расскажи о нём.
-Ну вот наше путешествие подошло к концу. И нам пора возвращаться домой. Садитесь в поезд, (звучит музыка).
Два ребёнка - корреспондента встречают на « перроне» один с микрофоном, другой с видеокамерой:
Катя: - Здравствуйте! Какое у вас сегодня событие?
Ответы детей: «Мы сегодня путешествовали в мир прикладного искусства. Были на станциях Хохлома, Дымково, Жостово.
Рефлексивный компонент.
В:- Да, мы действительно узнали сегодня много интересного. Наши ребята не только погостили на сказочных станциях, но и вспомнили, как создают свои изделия народные умельцы, какими необычными и красивыми элементами они украшают их. Мы с вами попробовали расписать хохломскую посуду, помогли красиво нарядить дымковские игрушки, учились составлять жостовский узор. Мне очень понравилось, что во время путешествия вы были находчивыми и смогли разгадать картинки-хитринки. Хочу сказать спасибо нашим репортёрам за их интересные рассказы.
Корреспонденты: Алеша и Лера
-Очень интересно! Дорогие телезрители, подробности смотрите в вечерних новостях на Дмитровском телеканале!
Самоанализ занятия
На занятие дети были активны. В течении всего занятия поддерживался интерес детей, менялась смена видов деятельности (путешествие на поезде, рассказывание о народных промыслах, танец с ложками, роспись). Были задействованы все дети. Процесс рисования вызвал у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ. Дети различают и называют виды народного декоративно - прикладного искусства. Выделяют характерные средства выразительности, элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен. Расписывают изделия в соответствии с народной росписью. Применяют в работе полученные знания, умения и навыки.
На занятие дети испытывают радость творчества, знакомятся с историей народного промысла.
Планирую продолжать знакомство с историей народного творчества, воспитывать уважение к труду народных мастеров, используя на занятиях новые технологии методики здоровья сберегающего обеспечения.
Используемая литература.
Жалова С. Росписи хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
Жигалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение, 1991.
Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада. Москва. Мозаика-синтез, 2011.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Москва. Мозаика-синтез, 2011.
Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, программа, конспекты.Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2000.
Вохринцева С. В. Дымка. Книжка-раскраска. Изд-во «Страна фантазий» Екатеринбург. 2002.
Вохринцева С. В. Хохлома. Книжка-раскраска. Изд-во «Страна фантазий» Екатеринбург. 2002.
Дрожин Ю. Г. Жостовский букет. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 1999.