Выразительность языка частушки Астраханского края.

1.
Выразительность языка частушки Астраханского края

Учитель русского языка и литературы
МБОУ г. Астрахани «СОШ№9»
Лыкова А.А.

На современном этапе развития образования особую роль приобретает краеведческая работа. Она способствует не только повышению качества обучения, но и укреплению связи с жизнью. В нашем регионе широкое распространение получило культурное наследие, потому что наш регион богат плеядой блестящих литературных имен, что позволяет организовать плодотворную работу по литературному краеведению. Занятия литературным краеведением позволяют учащимся осознать связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества писателя, проникнуть в его творческую лабораторию, изучать его творческий метод, вкусы и пристрастия. Знакомство учащихся с устным народным  творчеством начинается в начальной школе. Но если говорить о частушке, то в рассмотренных нами программах по литературе (под редакцией Г.И. Беленького, А.И. Княжицкого, А.Г. Кутузова) эта тема не выделяется, а в  программе В.Я. Коровиной частушка как жанр фольклора рекомендуется к изучению  только в 8 классе в объёме 1 часа, ознакомительно. В методических рекомендациях к программе В.Я. Коровиной предлагаются традиционные методические приемы в изучении данной темы: «урок-семинар, в процессе которого школьники рассказывают о разных группах народных песен (хороводные, исторические, семейные, любовные, шуточные, календарные, песни-частушки и т. д.), небольшие сообщения могут сопровождаться групповыми песнями, исполнением частушек, ответами на вопросы по данной теме»
Мы предлагаем рассмотрение данного жанра фольклора  в 8 классе  на уроке внеклассного чтения с использованием краеведческого материала - частушек Астраханского края. Частушки  короткие рифмованные лирические песенки, которые создавались и исполнялись как живой отклик на разнообразные жизненные явления, выражая положительную или отрицательную их оценку. Во многих частушках присутствует шутка или ирония. Наиболее ранние частушки имели шесть строк. Основной тип частушкичетырехстрочный  сформировался во второй половине XIX в., он исполняется под пляску и без нее. Четырехстрочными являются также частушки собственно плясовые, которые исполняются только под пляску (например, под кадриль). Кроме того, существуют двустрочные частушки:"страдания" и "Семёновна" (последняя появилась в 1920-х гг.).

2.
Частушки имеют разнообразные, но повторяющиеся, устойчивые напевы, как протяжные, так и быстрые. Характерно исполнение многих текстов на один
напев. В живом бытовании частушкам иногда свойственна речитативность (близость к напевной декламации). В них сочетаются слово, напев, инструментальное сопровождение (на балалайке, гармошке), движения (жесты, мимика, танец). Все эти слагаемые допускают импровизацию, занимающую в частушке значительное место.
По мимо общих особенностей частушки основной акцент мы решили сделать на выразительности языка астраханской частушки. На уроках мы работали с лексикой и выразительностью языка частушки нашего края.
2.Лексический состав астраханской частушки.
В основе языка астраханской частушки лежит живая разговорная речь. Однако язык частушки по своему лексическому составу значительно богаче языка лирических песен. Это объясняется тем, что частушка несравненно разнообразнее лирических песен по своей тематики и выражаемым эмоциям. Лексике частушки характерны а)просторечия:
Мой миленок у ворот
Широко разинул рот.
Я не долго думала,
Подошла и плюнула.
б)жаргонизмы:
Меня милый провожал,
К стеночке притиснул.
В это время из кармана
На бутылку свистнул.
в) окказионализмы:
Мой миленок гармонист,
А я песельница.
Он играет – я пою,
У нас весело в дому.
г) уменьшительно-ласкательные суффиксы и приставки:
Хулиган мальчишка я
Не любят девушки меня.
Любят одни вдовушки
Отчаянны головушки.
д)диалектизмы собственно лексические:
Матанечка-матанек, вздунь скорее огонек.
Огонька мне ясного пусти меня, несчастного.
словообразовательные:
Гармонист устал, запинаться стал.
3.
А я ему стулицу вынесу на улицу.
фонетические:
У миленка маво возлюбленного

Черемушка стоит несрубленная.
е)утрата конечных гласных в словах:
Черну курочку кормила,
Черна курочка не ест.
ж)употребление возвратной частицы- ся- после гласных:
Что ты, Таня, не весела, к стеночке прижалася?
Или милого отбили, ты одна осталася?
з)вариативная постановка ударения:
Я дробИла, дрОбила
Ботиночки угробила.
Художественное своеобразие частушек.
Частушка отличается изобразительно выразительными средствами, афористичностью, гибкостью жанра, оперативностью, импровизацией и острословием.
1.Повторы:
Занавеска редка-редка,
Занавеска реденька.
2.Эпитеты: любят одни вдовушки- отчаянны головушки.
3.Устоявшиеся зачины:
Пойдешь, миленький, в солдаты,
Примечай на полосе,
Буду ждать я у дороги
Ала ленточка в косе.
Пойдешь, миленький в солдаты,
Ты возьми меня с собой.
4.Параллелизм:
На чужой сторонушке
Солнышко не греет.
Без родимой маменьки
Никто не пожалеет.
5. Риторические обращения:
А куда ты подевалася с лица, румяна кровь?
Изученнные нами частушки показали, что они отражают язык, быт, жизненный уклад, обычаи, природу родного края. Убедились в этом на конкретных примерах частушек, собранных и записанных у односельчан.























Юђ Заголовок 1Юђ Заголовок 2Юђ Заголовок 3Юђ Заголовок 4±ђ Заголовок 5±ђ Заголовок 6±ђ Заголовок 7±ђ Заголовок 8±ђ Заголовок 915