Классный час на тему: Жемчужины русских промыслов


МОУ Пыщугская средняя общеобразовательная школа
Костромской области Пыщугского района
Классный час в 5 классе
Тема: «Жемчужины русских промыслов»

Подготовила Волкова Лариса Александровна
классный руководитель 5 «а»класса
с. Пыщуг 2012г.
Цели: приобщить подрастающее поколение к великим ценностям русской культуры; познакомить подростков с русскими традициями промыслами и ремеслами; воспитывать интерес к культуре русского народа; развивать познавательный интерес и творческие способности учащихся.
Форма игра «Путешествие в Город мастеров»
Предварительная работа:
а) шестеро детей сыграют роль мастеров; мастер должен представить народный промысел; мастера должны ответить на вопросы покупателей и провести брейн-ринг;
б)остальные дети будут играть роли покупателей и должны заготовить вопросы мастерам.
Музыкальное оформление: русская народная музыка.
Оборудование: а) две шкатулки с кусочком глины и комочком бумаги;
б)слайды с фотографиями изделий народных промыслов; в)элементы русских народных костюмов для мастеров; г)карта России с флажками;
Ход классного часа
Вступительное слово.
Классный руководитель. Каждый народ должен знать истоки своей культуры, свои корни. Только так можно сохранить свое национальное достоинство.
Русская земля богата талантами. В каждой семье можно найти мебель, посуду, платки, матрешки, изготовленные народными художниками. Изделия русских народных промыслов можно увидеть в крупнейших музеях. Искусные мастера – кузнецы, гончары, художники, ткачи, резчики – на весь мир прославили своим трудом маленькие города и села, где зародились их уникальные промыслы.
Сегодня мы с вами попадем на ярмарку в Город мастеров. Сюда прибыли представители шести русских промыслов. На этой карте мы видим, где расположены центры этих всемирно известных русских ремесел. Павловский Посад, Гжель, Жостово находятся недалеко от Москвы. Палех – в Ивановской области, а Городец и Хохлома – недалеко от Нижнего Новгорода.
Мастера покажут нам свои изделия, расскажут о своих промыслах, ответят на наши вопросы.
Итак, ярмарка!
Игра «Путешествие в город мастеров»
Реклама художественных промыслов
Под музыку выходят мастера с изделиями в руках и рассказывают о своем искусстве. Показ слайдов.
Группа «Хохлома»
Кубки, чашки, ложки, русские матрешки, вся посуда расписная и почти как золотая! Знает целый мир: это русский сувенир. Вся – старинного письма – золотая хохлома!
Группа «Палех»
Выходи-ка на прогулку. Покупай у нас шкатулку, палехская миниатюра для тех, у кого губа не дура!
Группа «Городец»
Удаль молодецкая - роспись городецкая! Подходи, торопись, покупай живопись!
Группа «Жостово»
Хотите подарок? Примите решение: купите для дома украшение! Пользуются постоянным спросом наши жостовские подносы!
Группа «Посад»
Для всех девушек отрада – платки из Павловского Посада!
Вопросы мастерам и мастерицам
Классный руководитель.
Да, уважаемые мастера. Слушали мы вас очень внимательно. Ваши изделия замечательные! И нашим ребятам скажем вам честно, Побольше о них узнать интересно!
К классу
А вы ребята не отставайте, мастерам вопросы задавайте! Может взяли товар за границей? Где же делают эти вещицы?
Дети задают вопросы мастерам:
- Мне понравилась хохлома, где изготавливают такую красивую посуду?(Хохлому делают в Хохломе, это деревня такая, под Нижним Новгородом).
- А шкатулки палехские где делают?(И шкатулки, и украшения делают в селе Палех, это небольшое село в Ивановской области).
- А мне понравилась роспись городецкая, а где ваш Городец находится?(Город Городец там же, где и Хохлома, тоже в Нижегородской области).
- Жостовские подносы, наверное, из города Жостово. Где его искать? (Это не город, а деревня под Москвой, там давно научились подносы такие делать).
- Ну а Гжель ваша где находится? Где ж, посуду такую делают? (Гжель – это деревня под Москвой. там уже 200 лет такую посуду делают).
- А откуда платки такие, мастерица? (А платочки из Павловского Посада, их все красавицы России знают).
Классный руководитель: не зря мы вопросы задавали, всю географию промыслов узнали! А теперь вопросы не для газеты – мастера открывают свои секреты. Ну-ка, ребята, времени не теряйте, вопросы свои мастерам задавайте!
Дети задают вопросы:
-У меня вопрос к мастеру хохломы. Посуда у вас деревянная, а выглядит как золотая. Как это у вас получается?(У хохломских мастеров свой способ золочения. Посуду натирали оловянным порошком, покрывали олифой и нагревали в печах. Олифа от высокой температуры желтела, а олово, которое просвечивало сквозь нее, становилось похожим на золото).
- В хохломской росписи вижу только три цвета, использовали мастера другие цвета?(Хохломские мастера используют четыре цвета: красный, золотой, черный и иногда зеленый).
- У меня вопрос к городецким мастерам. Хохлома очень похожа на городецкую роспись. Как их отличить? (На изделиях из Хохломы можно увидеть только травяной или цветочный узор из четырех цветов: красного, черного, зеленого и золотого, а на городецкой росписи встречаются люди, животные, птицы, используются синий, желтый цвет, но вот этого особого золотистого цвета нет).
- Видела раньше несколько игрушек и тарелок из Гжели, они все расписаны только синей краской. (Правильно. Это основной стиль Гжели – роспись кобальтом по белому фаянсу. Кобальт - это синяя краска. По такой росписи все сразу узнавали гжельскую посуду или игрушку. Недаром нашу посуду называют бело-голубым чудом).
- Как гончарам из Гжели удалось сделать такую белую посуду? (Гжельские гончары добавляли в глину известь – так получился белоснежный гжельский фаянс).
- Палехские шкатулки известны всему миру. Делают ли в Палехе что-то другое кроме шкатулок? ( Мастера Палеха делают обложки для книг, табакерки, картины).
- Из чего сделаны палехские шкатулки? (Палехские изделия лепят из папье-маше, это такая кашица из бумаги).
- Как расписывают деревянные заготовки, понятно. А как расписывают посадские платки? Неужели вручную? ( Посадские платки не расписывают. Узоры на наших платках печатают, Сначала на деревянной форме вырезают изображение цветка, потом наносят на форму краску и печатают этот цветок на платке. Каждый цветок печатается с отдельной доски. Для одного платка таких досок нужно несколько десятков.).
- Какие узоры печатаются на посадских платках? (На посадских платках могут быть 2 типа узоров: цветочный – роскошные садовые цветы и турецкий – огурцы.)
- Чем отличаются узоры на палехских миниатюрах?(Это сказочные сценки, сценки из реальной жизни, но все фигуры на них вытянутые, утонченные).
- Какой промысел среди перечисленных самый древний?(самая древняя – хохлома. Этому промыслу - 700 лет.)
- Кто из мастеров делает роспись по металлу? ( Это жостовские мастера. Кузнецы делают подносы, а художники расписывают их лаком и красками).
Брейн – ринг
Классный руководитель. Ну а теперь, мастера и мастерицы, кому же достанутся эти вещицы?
Мастер 1. Тому, кто выиграет наш брейн- ринг.
Мастер 2. В игре участвуют две команды: «Гончары» и «Кузнецы».
(Назначение команд и пересаживание детей).
Мастер 3. Я буду записывать очки. Которые набрали команды.
Мастер 1. Разминка Первое задание – найти у пословицы окончание.
Вопросы:
- Деревья смотри в плодах, а людей смотри…(в делах).
- Терпение и труд все…(перетрут).
- Маленькое дело лучше большого..(безделья)
- Не везде сила: где нужно умение, а где и …(терпение)
- Не за свое дело не берись, а за своим делом не ..(ленись)
- Под лежачий камень и вода…(не течет).
Мастер 2. Разминка закончилась. Я задаю вопрос, вы отвечаете.
Вопросы:
- Какое изделие изготавливают из металла?(Подносы)
- Какую посуду называют бело-синее чудо?(Посуду из Гжели)
- В каком городе цветы печатают на ткани? (В Павловском Посаде)
- Где делают самые красивые подносы?(В Жостове)
- На какой росписи не встретишь синего цвета?(На хохломской)
- Где родилась лаковая миниатюра? (В Палехе)
Мастер 3. А теперь каждой команде – по одному вопросу.
Чтоб вы приняли правильное решение, даем вам минуту на размышление.
Вопросы:
- Как в Хохломе дерево превращают в золото?
- Как на посадских платках вырастают букеты роскошных цветов?
Мастер 5. А теперь – не пустячок ,а волшебный сундучок. Слушайте вопрос внимательно и отвечайте тщательно. Это вам не кот в мешке. Что в волшебном сундучке?
Вопрос:
- Это добро валяется под ногами, кто его поднимает и к нему труд добавляет, у того получаются здания, посуда, игрушки, изваяния!
А кто не хочет мараться, тому лучше за это добро не браться.(Глина)
- Из этого материала тоже можно сделать немало. Если его размочить. А потом проварить, а потом можно лепить шкатулки, игрушки и разные безделушки. В Палехе нашли этому материалу такое применение, всему миру на удивление!(Бумага)
Мастер 4. Закончился наш турнир, ребята, а теперь пора объявить результаты.
Мастер 1, А за победу вручить вам рады мы наши скромные награды!
Подведение итогов. (рефлексия)
Классный руководитель. Понравился ли вам, ребята, наш классный час? Какое настроение, какие чувства возникли у вас от соприкосновения с искусством народных мастеров?
Ответы детей.
Заключительное слово.
Классный руководитель. Вы сегодня узнали о русских народных промыслах, увидели образцы изделий народных мастеров. Эти образцы народного искусства поражают нас особой красотой, гармонией и совершенством. Только хорошие и добрые люди могли создать такую красоту и прославить на весь мир свою землю, свой край. Мы должны уважать труд и беречь то, что сделано руками талантливых людей. Это поможет нам сохранить свои национальные традиции, свое национальное достоинство.