Программа спецкурса «Музыка Астраханского края»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Камызякская ООШ №1»

Утверждено: Согласовано:
Директор МБОУ «КООШ№1» Заведующая РМК
____________ Т.В.Никитченко _____________ Л.А.Сурикова



Программа спецкурса

«МУЗЫКА АСТРАХАНСКОГО КРАЯ»
Программа представляет собой полугодовой курс в объеме 18 часов
для учащихся 8 класса.



Составитель:
С.С.Сандакова
Учитель музыки
МБОУ «Камызякскаяя ООШ№1»
Высшей квалификационной категории




КАМЫЗЯК - 2012
СОДЕРЖАНИЕ


Введение...................................................................................................................3
Тематический план.................................................................................................6
Содержание дисциплины........................................................................................7
Календарно – тематическое планирование11
Литература......................................................................................................13
Дополнительный материал.............................................................................14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Объем курса – 18 часов
Время изучения – восьмой год обучения
Занятия коллективные – 1 час в неделю
Форма итогового контроля – урок-концерт
В настоящее время на всех ступенях образования считается прогрессивным метод обучения, сообщающий знания не только по истории культуры в целом, но и уделяющий большое внимание изучению регионального компонента. Особенностью предлагаемой программы можно считать обзорное знакомство с этапами становления музыкальной культуры Астраханского края, применяя за основу авторскую программу В.С.Подгорной «Духовное богатство Астраханского края».
Программа спецкурса «Музыка родного края» составлена для работы с подростками и направлена на их социокультурную адаптацию, на подготовку к гражданской и нравственной деятельности. Изучение музыки родного края способствует духовному и патриотическому воспитанию, дает возможность привлечь к поисково - исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Программа обучения рассчитана на учащихся 8 класса. В ее основе лежит развитие личности подростка посредством знакомства с истоками и историей развития музыкальной культурой Астраханского края, народным творчеством земляков.
Основные цели и задачи:
1.формировать у учащихся нравственное отношение к родному краю;
2.расширение связей учащихся с настоящим и прошлым родного края;
3.стимулировать участие подростков в изучении музыки родных мест;
4.развитие гуманистической системы воспитания, где главным критерием
является развитие личности через приобщение к культуре родного края;
5.знакомство с творчеством земляков;
6.привитие любви к родному краю;
7.воспитание патриотизма, гордости к малой Родине .
Целью программы является формирование музыкальной культуры и основ этнического самосознания подростков, расширение собственного музыкально-культурного опыта, интереса к истории развития музыки Астраханского края.
Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, специфику курса, необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с творческими личностями, практические работы, урок-игра, урок- путешествие, урок- викторина, урок - концерт. Такие формы работы позволяют подросткам почувствовать их причастность к культурному наследию земляков, его ценностям.
Отправной точкой при разработке курса стали работы М.А.Этингера «Музыкальная культура Астрахани», «Культурное наследие Астраханского края», «История Астраханского края: Монография», «Из истории музыкального Астраханского театра». В связи с отсутствием опубликованных учебных пособий по музыкальной культуре Астраханского края для детей, преподаватель может почерпнуть сведения по истории развития фольклора и профессионального музыкального искусства в перечисленных источниках.
Некоторые варианты названия спецкурса – «Музыкальная культура Астраханского края», «Музыкальная культура родного края», «Музыка родного Понизовья» и т.д.
Основной задачей преподавания нужно считать формирование у учащихся целостного представления о музыкальном искусстве Астраханского края как единой части России, развитие музыкального кругозора, осознание культурных связей с соседними регионами.
Фономатериал для проведения уроков – это фольклорные записи и Интернет ресурсы.
Предлагаемый курс рассчитан на 18 академических часов (1 час в неделю). Главная задача преподавателя – ознакомление учеников с основными этапами развития местных национальных традиций, музыкальной культурой Астрахани. Необходимо заинтересовывать учащихся через обращение к истории их семей, так как многие современные жители нашего края имеют глубочайшие местные корни. Желательно петь с учениками песни разных жанров местных композиторов-песенников.
При изучении национальной музыки народов нашего края необходимо обратить особое внимание на существенные отличия тонально-гармонической и монодийной систем, а также способы их взаимовлияния в произведениях композиторов-классиков.
В качестве домашних заданий можно использовать целостный анализ народных песен, сочинений крупных жанров, а также сочинения-рассказы о жизни и творчестве земляков, развитии искусства и культуры, отзывы о теле- или радиопередаче, составление кроссвордов, выполнение творческих проектов о творчестве композиторов, поэтов, художников астраханской земли в виде плакатов, альбомов, папок, презентаций.
В конце года учащиеся демонстрируют свои знания на заключительном уроке - концерте, включающем музыкальный и теоретический опрос.

Предполагаемые результаты обучения
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.
Это предполагает
- освоение знаний об основных понятиях музыкальной культуры родного края; особенностях творчества земляков;
- овладение умениями ориентироваться в музыке; использовать литературные источники, СМИ, информационные средства, современные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных музыкально - краеведческих данных; применять полученные знания для объяснения и оценки различных явлений и процессов;
- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

Полученные результаты деятельности:
1.знание истоков развития музыкальной культуры края;
2. «знакомство» с творчеством земляков: композиторов, поэтов, ансамблей;
умения составлять о них репортажи, творческие проекты.
3.организация и проведение музыкальных встреч, гостиных;
5.знание музыкальных традиций семьи;
6.знание местного фольклора;
7.умение ценить и любить свою родину;
8. повышение интереса к музыкально-культурному наследию края;
9.создание творческих папок с материалами и работами учащихся;
10.создание и защита проектов по теме «Их связала музыка» о творчестве Н. и Ю. Сафонцевых; «Музыкальная жизнь Астрахани», с дальнейшим применением на уроках.





ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

N темы

Тема занятия

Количество
часов


1

Введение:
«Музыка родного Понизовья»
1


2

Истоки музыкальной культуры Астраханского края


1


3

Музыкальная, театральная жизнь Астрахани.
Гильдия выдающихся астраханцев.

1


4-5

Курмангазы – певец степей


2


6-7

Развитие музыкальной культуры Астрахани в XX веке. А.Гладченко - самобытный композитор – песенник Волжского Понизовья

2



8

Творчество Е.Круглова

1


9

«Пожелай мне счастья, Волга»
В.Ерофеев


1


10

Закрепление

1


11-12

Г.Гордеев – каралатская жемчужина.

Песня в сердце просится

2


13

В.Чегодаев и его музыка
«Маэстро из Травино»

1

14

«Музыка нас связала»
Надежда и Юрий Сафонцевы – творческий путь.


1

15-16

Поет село родное

2

17

Обобщение.
«Музыка родного Понизовья»

1

18

Урок-концерт
«Живи, моя песня»


1


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курс «Музыка Астраханского края» призван разбудить и укрепить у подростков интерес к искусству родного края, умение уважать национальные традиции. Заинтересованность в обучении рождается через творческие встречи с музыкантами, писателями, художниками края, в контактах с представителями старшего поколения. Уважение национального колорита малой родины может не только помочь воспитанию знатоков музыки, но и расширить кругозор слушателя-любителя. Преподавание предмета желательно на базе первоначальных знаний по музыкальной литературе, так как во время обучения придется обращаться и к таким сложным жанрам, как опера, балет, концерт, симфония.

ТЕМА 1. Введение: «Музыка родного Понизовья».
Краткие сведения по истории края. Астраханское ханство. Определение термина "музыкальный фольклор". Особенности возникновения и бытования. Основные особенности астраханской народной песни. Традиции и многообразие содержания, количество голосов и их сочетание, лады, особенности мелодического и ритмического развития, форма. Малое количество древних песен, дошедших до наших дней. Профессионализм музыки. Песни и сказы рыбаков.
ТЕМА 2. Истоки музыкальной культуры Астраханского края.
Астраханский кремль. История собирания и изучения астраханского музыкального фольклора. Народная музыка и духовная потребность в ней современной молодёжи.
Посещение Астрахани М.А.Балакиревым, В.В.Андреевым. Первые публикации об исполнении народных песен. XIX век – публикация статей о музыкальной жизни Астрахани в прессе. И.В.Добровольский и «Азиатский музыкальный журнал». Деятельность профессора и академика В. К. Тредиаковского. Организация Астраханского музыкально-драматического общества, открытие музыкальных классов.
ТЕМА 3. Музыкальная, театральная жизнь Астрахани. Гильдия выдающихся астраханцев.
Любительское музыкальное искусство. Классические произведения как основа репертуара музыкантов-любителей. Литературно-музыкальные вечера. Театральные спектакли. Сольные и хоровые концерты. Домашнее музицирование. Музыка в храмах. Взлет в развитии культуры. Организация концертов и спектаклей. Театр Плотникова. "Аркадия". Выдающиеся деятели культуры - астраханцы: Н.А.Папаян, В.В.Барсова, М.П.Максакова, Л.В.Целиковская, И.А.Любимов. Музыкальные традиции Астрахани.
ТЕМА 4-5. Курмангазы – певец степей.
Жизнь и творчество Курмангазы Сагырбаева – поэта и композитора 19 века. Определение: кюи, кюйши, акын. Многовековая история казахского народа. Сходство с музыкальной культурой стран Ближнего Востока и Средней Азии. Бытование тихо звучащих музыкальных инструментов и негромкого пения. Современные традиции как сплав древних и новых влияний. Особенности казахских мелодий: пентатоника, одноголосие, орнаментальность ритма и мелодии. Влияние особенностей языка на характер народных мелодий. Народные инструменты: домбра, кобыз, комуз.
ТЕМА 6 -7. Развитие музыкальной культуры Астрахани в XX веке. А.Гладченко - самобытный композитор – песенник Волжского Понизовья.
Профессиональная музыка композиторов – баянистов. Возрождением хорового искусства. Ансамбль песни и пляски Каспийских рыбаков «Моряна». Фестиваль музыкального искусства «Астраханская осень». Создание симфонического оркестра. Утверждение гимна Астрахани. Организация Союза композиторов Астрахани. Интенсивная деятельность композиторов, исполнителей, творческих коллективов Астрахани. Жизнь и творчество А.Гладченко. Тема Родины, войны, любви, воспевания красоты родной природы. Ансамбль «Волжана». Выступления российских и зарубежных коллективов в Астрахани. Гастроли музыкальных коллективов Астрахани за рубежом. ).
ТЕМА 8. Творчество Е.Круглова
Тема Родины, любви, детства Обращение к романсу. Проникновенность и лиризм интонаций, яркость образов.
ТЕМА 9. «Пожелай мне счастья, Волга» В.Ерофеев
Знакомство с жизнью и творчеством поэта-песенника – певца родного края. Темы Родины, дома, любви, труда. Обращение к вальсу.
ТЕМА 10. Закрепление. Контрольный урок.
Школьная музыкальная культура – одна из наиболее активных форм музыкальной культуры. Музыка как учебная дисциплина; выученный репертуар – основа концертной жизни.
ТЕМА 11 - 12. Г.Гордеев – каралатская жемчужина. «Песня в сердце просится»
Знакомство с жизнью и творчеством самобытного музыканта. Тема любви к Родине, людям труда, войны. Современный народный фольклор: приёмы исполнения и особенности песен. Детская тема в музыке. 80е годы – появление множества новых произведений связано с открытием музыкальных школ, хоровых студий. Песни для детей Г.Гордеева в духе фольклора. Песни-сценки.
ТЕМА 13. В.Чегодаев и его музыка. «Маэстро из Травино».
Обрядовые песни: календарные, гостевые, рекрутские, семейные.
Понятие "обряд". Особенности обряда. Календарные песни – связь с работой на земле. Рекрутские песни - связь с проводами в армию, исполнение рекрутом стилизованной или авторской песни, специально сочиненной. Гостевые - песни встречи и проводов гостей. Цель гостевания – укрепление родственных связей. Этикет гостевания. Разнообразие гостевых песен. Семейно-родовые обряды: рождение ребенка, свадьба. Различный характер звучания напевов. Творческие контакты с учащимися школ. Специально сочиненный репертуар. Народно-песенный материал. Работа с вокальным ансамблем, гастроли по городам России. Презентация о жизни и творчестве.
ТЕМА 14. «Музыка нас связала». Надежда и Юрий Сафонцевы – творческий путь.
Творческая работа в музыкальной школе, хоровой студии. Организация оркестра учителей и учащихся. Презентация о творчестве. История создания «Гимна Камызяка». Музыкальная жизнь Камызяка. Лирические песни: романсы – небольшие песни о трагических судьбах; протяжные песни – набор слов, вызывающий определенное настроение, со сложными мелодиями, внутрислоговыми изменениями гласных. Импровизационный характер исполнения звуков напева и словесных звуков как характерный признак протяжной песни. Взаимовлияние жанров. Исполнение песен дуэтом для родственников или друзей. Детские песни – серьёзность содержание, сложность мелодических и ритмических формул.
ТЕМА 15 - 16. Поет село родное.
Определение фольклора. Особенности возникновения и бытования. Современные астраханские фольклорные ансамбли. Создание, становление и состав. Связь времён, жизненных идеалов прошлого в современной музыке, оригинальность музыкального языка Богатство и разнообразие стиля. Основная тематика. «Раздивье»,«Астраханская песня», «Скоморошина». Обработки квартета «Скиф». Любительское музыкальное искусство в Камызяке. Народные и классические произведения как основа репертуара музыкантов-любителей. Литературно-музыкальные вечера. Хореографические постановки. Сольные и хоровые концерты.
ТЕМА 17. Обобщение. «Музыка родного Понизовья»
Вывод о роли народной и композиторской музыки в жизни человека, её влияния на него. Определение понятий: музыкальная культура. Актуальность тем жизни и нравственные идеалы.
ТЕМА 18. Урок-концерт. «Живи, моя песня»
Показ вокально-хоровых навыков, артистичности, выразительности, умений работы хором и сольно. Демонстрация творческих проектов.

Календарно – тематическое планирование уроков по спецкурсу
«Музыка Астраханского края» 2 полугодие – 18 часов

№ /Дата


Тема

Кол-во
часов

Репертуар
Цели, задачи,
ключевые знания,
музыкальные термины


17.-18.01




Введение:
«Музыка родного Понизовья»

1

«Наш Астраханский,
сердцу милый край» Г.Лаптев

История развития музыкальной культуры края. Отражение просторов и красоты астраханской земли в творчестве поэтов и художников родного края.


18.-25.01

Истоки музыкальной культуры Астраханского края


1

Рыбацкие песни – истоки астраханских песен. Посещение Астрахани М.Балакеревым, В.В.Андреевым. Музыкальные деятели края. Народная музыка и духовная потребность в ней современной молодёжи


19.- 1.02


Музыкальная, театральная жизнь Астрахани. Гильдия выдающихся астраханцев

1

Голоса Астрахани: В.Барсова, М.Максакова.
Композиторы – баянисты: Г.Гордеев, А.Гладченко, Е.Круглов, В.Чегодаев, Ю.Сафонцев.


20.- 8.02.

21.- 15.02

Курмангазы – певец степей

2

«Музыка Великой степи»
«Золотая осень»

Жизнь и творчество Курмангазы Сагырбаева – поэта и композитора 19 века. Определение: кюи, кюйши, акын.


22.-22.02.


23. -1.03
Развитие музыкальной культуры Астрахани в XXв.
А.Гладченко -
самобытный композитор – песенник Волжского Понизовья

2









«Город Астрахань» А.Гладченко
« А мне бы Волгу навсегда» А.Гладченко
« Здесь, где Волга голубая» А.Гладченко
«Камызякский вальс» А.Гладченко

Тема Родины, войны, любви, воспевания красоты родной природы.


24.- 8.03.


Творчество Е.Круглова

1
«Люблю родное Понизовье» В.Ерофеев
«Школьный учитель» М.Владимиров
Тема Родины, любви, детства Обращение к романсу. Проникновенность и лиризм интонаций, яркость образов.


25.-15.03.

«Пожелай мне счастья, Волга»
В.Ерофеев


1
«Камызякский вальс» Гладченко
«Родная Астраханская сторонка»Гладченко
Знакомство с жизнью и творчеством поэта-песенника – певца родного края. Темы Родины, дома, любви, труда. Обращение к вальсу.


26.- 22.03.


Закрепление



1




27.- 5.04.


28.- 12.04.


Г.Гордеев – каралатская жемчужина.

Песня в сердце просится

2
«Песня о моём селе»
«Как хорошо на свете без войны»
«Песня о маме»
«Память» М.Горбунов
«Как в деревне мы живём» М.Мухина

Знакомство с жизнью и творчеством самобытного музыканта. Тема любви к Родине, людям труда, войны. Современный народный фольклор: приёмы исполнения и особенности песен. Детская тема в музыке.


29.-19.04



В.Чегодаев и его музыка
«Маэстро из Травино»


1

«Величавая»

Презентация о жизни и творчестве.


30.-26.04

«Музыка нас связала»
Надежда и Юрий Сафонцевы – творческий путь.

1

«Гимн Камызяка»
Ю, Н.Сафонцевы


Презентация о творчестве. История создания «Гимна Камызяка».


31.- 3.05

32.-10.05





Поет село родное

2

Народные песни ансамблей:
1.«Раздивье»
2.«Астраханская песня»
3.«Скоморошина»
Обработки квартета «Скиф»

Современные астраханские фольклорные ансамбли. Создание, становление и состав. Связь времён, жизненных идеалов прошлого в современной музыке, оригинальность музыкального языка Богатство и разнообразие стиля. Основная тематика.



33.-17.05


Обобщение.
«Музыка родного Понизовья»

1

Материал полугодия.
Кроссворд.
Музыкальная викторина.


Вывод о роли народной и композиторской музыки в жизни человека, её влияния на него. Определение понятий: музыкальная культура. Актуальность тем жизни и нравственные идеалы.



34.-24.05


Урок-концерт
«Живи, моя песня»


1

По желанию учащихся

Показ вокально-хоровых навыков, артистичности, выразительности, умений работы хором и сольно.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Астраханское наследие культуры Астраханской области.
2. Еремеев Э.Р. Астрахань: история и современность. Астрахань, 1999.
3. Культурное наследие Астраханского края.
4. Из истории музыкального Астраханского театра.
5. История Астраханского края: Монография. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. 1122 с.
6. Культура Астрахани. Под ред. И.А. Митченко. Астрахань, 2001
7. Песни и сказы рыбаков / сост. Любимов А. Охотникова И. - Астрахань, "Волга", 1952
8. Этингер М.А. Музыкальная культура Астрахани. - Волгоград: Ниж.- Волж.кн.изд-во, 2001








13PAGE 141315




15