Конспект внеклассного мероприятия(литературного кафе) Читая Тургенева…


Конспект внеклассного мероприятия – литературного кафе
«Формирование морального облика подростка через осмысленное прочтение шедевров русской классики»Цель: нравственное и эстетическое воспитание подростков методом «творческого» прочтения и анализа стихотворений в прозе И.С.Тургенева
Задачи:
Раскрыть систему нравственных ценностей, представленных И.С.Тургеневым в цикле «Senilia»
Дать представление об особенностях жанра стихотворения в прозе, сформулировать черты стиля И.С.Тургенева, проявившиеся в миниатюре
Помочь овладеть навыками вдумчивого и внимательного чтения (пробуждение чувств, вживание в ситуацию, выявление авторской позиции, техника произнесения)
Методы:
«Творческое» прочтение стихотворений в прозе (выразительное чтение учителя, учеников, гостей, прослушивание произведений в исполнении актёров - аудиозапись)
Эвристический (используется при анализе произведений, в том числе образной системы и художественных приёмов; осмысление учениками нового для них жанра)
Репродуктивный (составление таблицы с использованием знаний, полученных ранее, беседа учителя с учениками)
Оборудование: ПК, проектор, экран, музыкальное сопровождение, тексты произведений, карточки с заданиями, листы, ручки.Время проведения: 40 минут
Этапы внеклассного мероприятия:
Приветствие, знакомство
Постановка проблемы
Историческая справка
Теория литературы
Аналитическое чтение стихотворений, работа по заданиям
Вывод, подведение итогов
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Эпиграф:
Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Тургенев.
Звучит романс «Утро туманное, утро седое»
Вступительное слово учителя.
Сегодняшняя наша встреча посвящена шедевру русской классики – стихотворениям в прозе Ивана Сергеевича Тургенева. Начать разговор мне бы хотелось с эпиграфа. Тема любви интересна всем, но особенно она актуальна для подростков. Именно в этом сложном и прекрасном возрасте формируются нравственные ценности, их моральный облик, поэтому очень важно питать сознание подростков мыслями людей, одарённых умом утончённым, примерами высокой нравственности, ведь с кем поведёшься…
-Какие ассоциации у вас вызывает слово любовь? (ответы детей, гостей)
- Существуют разные виды любви:
Тёплая личная привязанность к человеку, которая существует между близкими друзьями
Любовь, которую испытывают друг к другу родственники
Романтическая любовь между мужчиной и женщиной
Бескорыстная любовь к людям (греч. АГАПЕ) – это самая главная любовь, которую нужно развивать каждому человеку, её синоним христианская.Обращаясь к теме любви, важно отметить, что именно Тургенев показал пример великой любви. Писатель всю жизнь любил одну женщину - Полину Виардо. Эта любовь длилась сорок лет, до самой смерти писателя. Благодаря этой любви с множеством страданий и лишений (Виардо была замужем), мы можем наслаждаться замечательными произведениями: романами, повестями и стихотворениями.
Я попросила ребят подобрать наиболее понравившиеся воспоминания о Тургеневе его современников.
Ученики зачитывают отрывки из воспоминаний Ги де Мопассана: «Тургенев был высок ростом, широкоплеч, сложения плотного, но не тучного, - настоящий колосс с движениями ребёнка, робкими и осторожными. Голос его звучал робко и немного вяло…
…его любили не столько за возвышенный ум, сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться. И он в самом деле был невероятно наивен, этот гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший всё, что только в силах прочитать человек, и говоривший на всех языках Европы, так же как и на своём родном.
… это был человек простой, добрый и прямой до крайности; он был обаятелен, как никто предан, как теперь уже не умеют быть, и верен своим друзьям – умершим и живым…»
Учитель: Его произведения, особенно стихотворения в прозе, как нельзя лучше иллюстрируют сказанное великим французом. «Стихотворения в прозе» И. С.Тургенева были написаны в последние годы его жизни. Это было самое своеобразное и поэтическое создание писателя и по своему содержанию, и по художественной форме.
Стихотворения в прозе – это лирическое произведение в прозаической форме, для них характерно:
небольшой объем;
членение на мелкие абзацы, подобные строфам;
повышенная эмоциональность стиля;
обычно бессюжетная композиция ;общая установка на выражение субъективного впечатления;
наличие лирического героя.
Радостные и грустные воспоминания о прошлом, размышления о жизни и смерти, любви и правде, доброте, чести и честности, совести и вере сливаются здесь у писателя в многоголосье искренних человеческих чувств, вселяют глубокую надежду на лучшее своей любимой родины, с её «великим, правдивым и свободным русским языком».
Кстати, автор довольно долго искал название своему детищу. Вначале озаглавил его «Посмертное», не имея намерения публиковать его при жизни. Затем возникло имя «Стариковское». Только в сентябре 1882 года он окончательно остановился на названии «Стихотворения в прозе». Тургенева привлёк образующийся оксюморонный характер названия: с одной стороны, стихи, с другой - в прозе.
«Стихотворения в прозе», хотя и являются лирикой без «рифмы и размера», тем не менее, и по своей содержательной сути, и по языку, и по структурно-композиционным особенностям они выступают в виде самых настоящих (пусть «прозаических»!) стихотворений.
- Чем стихотворение лирическое отличается от стихотворения в прозе?
Сравните любое стихотворение в прозе с текстом стихотворения «Утро туманное…»
Поэзия Проза
Ритм + -
Рифма + -
Способ размещения на листе Строфы (все строки - красные) Сплошной текст
Выражение мысли Краткость Развернутость
Значение слова Многозначность Сужение смысла до одного
Задача слова Передать чувства Передать сюжет, вызвать представление
Специфика повествования Слово автора тождественно речи персонажей, монологичностьИзображение речи персонажей, диалогичность
- А теперь я предлагаю «творческое прочтение» некоторых произведений Тургенева: «вживитесь» в ситуацию, проанализируйте и запомните возникшие чувства.
В качестве примера можно проиллюстрировать одну из миниатюр. Например, всем известная хрестоматийная миниатюра «Два богача». « Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который от громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых – я хвалю и умиляюсь. Но, хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту – племянницу в свой разорённый домишко.
- Возьмём мы Катьку,- говорила баба,- последние наши гроши на неё пойдут, - не на что будет соли добыть, похлёбку посолить..- А мы её… и не солёную,- ответил мужик, её муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика»
Она строится как трёхчастная притча. Первая и вторая части выступают как самостоятельные сообщения, но мастерски объединяются воедино противительным союзом НО И повторением конца первой и началом второй части: Я хвалюсь и умиляюсь – Но, и хваля и умиляясь, а также обозначениями действий говорящих и автора (Превозносят – не могу не вспомнить). В них сообщается о миллионере Ротшильде и о бедном русском мужике (Громадные доходы - убогое крестьянское семейство, целые тысячи - последние гроши), многочисленных пожертвований первого и одном вынужденном поступке второго.
Это и даёт возможность воочию показать цену и долю их настоящего милосердия и заботы о ближних. Особенно красноречивым является в этом отношении ответ бедняка на рассуждения жены («А мы её… и не соленую»). Именно этот вывод в качестве последней фразы второй части стихотворения определяет заключительный аккорд-обобщение: «Далеко Ротшильду до этого мужика».
- Какое человеческое качество воспел писатель в этом маленьком произведении? (доброту, милосердие, любовь к людям)
Раскрыв особенности стихотворений в прозе, я предлагаю теперь сделать самостоятельный анализ ряда произведений Тургенева.
Присутствующие делятся на группы и работают над произведениями:
«Щи»
«Воробей»
«Памяти Вревской»
«Русский язык»
План работы в творческих группах.
Распределить роли чтеца, комментатора.
Прочитать выразительно стихотворение.
Проанализировать стихотворение по плану.
Тема, основная мысль
Идея
Авторское отношение
Художественные средства
Выступления участников.
Ключевые вопросы заключительной беседы:
«Стихотворения в прозе» - дать определение и назвать черты жанра
Какие произведения из прослушанных являются стихотворениями о любви?
Как повлияло на вас чтение этих произведений?
Возможно, некоторые из вас обратятся к полным мудрости строкам Тургенева в будущем. Может случиться, что кто-то из вас захочет учиться у него мастерскому владению слогом. Вы не ошибётесь в любом случае, потому, что Тургенев знал тайну и художественного и одновременно этического внушения и умел волновать не только красотой, но и совестью своего таланта.
Спасибо за внимание.