Внеклассное мероприятие по биологии. Экологический праздник Зимующие птицы


Внеклассное мероприятие по биологии. Экологический праздник "Зимующие птицы"
Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.
Задачи:
Закрепить знания учащихся по орнитофауне
Способствовать привитию любви к животному миру края.
Развивать познавательный интерес;
Оборудование: картинки "Зимующие птицы" листовки в защиту зимующих птиц, карточки задания, запись голосов птиц
Подготовительный этап:
От каждого класса предоставляется команда- 6-7 человек.
Учащиеся заранее рисуют страничку о зимующих птицах села и готовят ее защиту.
Творческая группа экологов готовит инсценированное выступление "Доживем до весны".
Ход мероприятия:
Инсценированное выступление "Доживем до весны".
1Появляется взъерошенный воробей:
Ой, спасите! Караул!Кто в меня снежком пульнул?Эти скверные мальчишкиЖить мешают воробьишкам.То снежками, то рогаткой!А ведь нам и так не сладко!
2Появляется синичка:
Бр- р! Какой мороз трескучий!Где бы спрятаться получше?Замерзаю на лету!Может быть, согреюсь тут?
Замечает воробья:
Чик-чирикин! Что с тобой?Ты взъерошенный такой!Может, кто тебя обидел?Или ты кота увидел?
3Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише!Видишь там троих мальчишекБессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,В шапках, в куртках меховых!Еле вырвался от них
4Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна!Птичья жизнь зимой ужасна!Против нас мороз, бураны,Да еще и хулиганы!Нас выслеживают кошки,И во рту с утра не крошки!Червячков и мошек нет,А без них какой обед?Ой, как трудно жить на свете!Что нам делать? Кто ответит
5Появляется сорока:
Добрый день, синичка! Здравствуй!Чик - чирикин, как дела?Ой, не терпится похвастать-Я сегодня принеслаСногсшибательную весть:Будет всем нам, что поесть:Рассказала мне подружкаПро какие-то кормушки.Дескать, дети есть такие-Ну, совсем, совсем не злые, А, как раз наоборот,Помогают птицам! Вот!
6Воробей недовольно:
Перестань трещать сорока,О еде, о жизни легкой,Да еще о добрых детях.Сказки нет глупей на свете!Не поверю никогда,Будто где-то ждет еда!Никому мы не нужны.Эх, дожить бы до весны
7Сорока возмущенно:
Чик - чирикин, Ты не прав!Разузнала я вчера:Эти славные ребятаНазываются юннаты.Так летим же в школьный сад,Ведь кормушки там висят.Их, поверьте, там немало.Есть на них зерно и сало,Крошки хлеба и пшено!
8Воробей недовольно:
Нет, не верю все равно!
9Синичка задумчиво:
А вот я бы полетела.Что-то кушать захотела
Ела я еще два дня назад.Кто со мною в школьный сад
10Воробей:
Так и быть, я полечу-Я всю зиму есть хочу.
Все улетают. Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей.
11.Синичка:
Ах, какой чудесный пир!Я теперь люблю весь мир!Был жестоким день обычный,Оказалось, не со зла.Людям я не безразлична!Я нужна им! Ну, дела!
12.Воробей:
Да, в саду я убедился:На сороку зря сердился.И теперь уж наявуДо весны я доживу!А весной мы дружно вместеБудем петь вам, люди, песни,Защищать от злой бедыОгороды и сады.Ведь на сытый-то желудокНам, пернатым, ерундаИ любое время суток,И снега, и холода!Обращается к синичке:Ты со мной согласна?
13.Синичка:
Да!Я, сосед, с тобой согласна!Как на свете жить прекрасно!
Ведущий: Мы рады приветствовать всех кто собрался в этом классе на наш праздник, посвященный зимующим птицам нашего села. Пришла зима - спасайся, кто может. А кто не может? Вот синицы, воробьи, снегири, что делать им они не улетают как перелетные птицы в жаркие страны. Зимой наступают тяжелые времена для них. Тысячами гибнут они в суровые месяцы зимы, но не от холода, а от голода. Ученые подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1-2. Для того чтобы слушать песни птиц весной, нужно быть неравнодушными и помочь им в тяжелую зимнюю пору.
Как мы можем помочь птицам? (ответы детей)
Сегодня вы побываете в гостях у зимующих птиц нашего села, а они подготовили для вас свои задания.
1 Конкурс: "Птичья страничка".
Ведущий: Каждая команда подготовила дома страничку о зимующих птицах нашего села. Оцениваться будет: научная достоверность информации, оформление странички.
(Команды представляют свои странички, посвященные зимующим птицам)
Ведущий: Спасибо! Предлагаю нашим командам дать названия соответствующие выбранным вами птиц. Названия команд: "Клесты", "Воробушки", "Дятлы"
А каких еще птиц можно встретить зимой на улицах наших сел?
(Дети называют птиц2 конкурс "Подбери клюв": С помощью карточек с изображениями клювов разных птиц, нужно определить, чем они питаются
(за правильный ответ- 1 балл, если определяется название птиц - дополнительные баллы)
Ученик:
"Покормите птиц зимой!Пусть со всех концовК вам слетятся, как домой,Стайки на крыльцо.Не богаты их корма,Горсть одна нужна.Горсть одна - И не страшна Будет им зима.Столько гибнет их,Не счесть,Видать тяжело!А ведь в вашем сердцеЕстьИ для них тепло.Разве можно забывать:Улететь могли,А остались зимоватьЗаодно с людьми." (А. Яшин)
Строчки из стихотворения А. Яшина призывают нас покормить птиц зимой, а какой корм предпочитают разные виды птиц?!
3 конкурс: "Птичья столовая": Необходимо разложить корм, соответствующий птицам. За правильно подобранный корм- 1 балл, максимальное количество баллов-6 баллов
Задания:
Синицы----------кусочек сала
Клесты----------кедровые орехи
Снегири--------ягоды рябины
Воробьи----------пшено
Голуби---------семена подсолнечника
4 конкурс: "Загадки о птицах".
Ведущий: Птицы приготовили загадки о себе. Каждая команда по очереди отгадывает загадку.
Загадки (слайд)
1. Спинкою зеленовата, брюшком желтовата,Чёрненькая шапочка и полоска шарфика.
2. Чернокрылый, красногрудый он везде найдёт приют. Не боится он простуды - с первым снегом тут как тут.
3. Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет.Хочет сделать шажок - получается прыжок.
4. Он по-рабочему одет - удобно, просто, ловко.На нем малиновый берет и пестрая спецовка.
5. Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит?Он бесстрашней всех в природе, ведь зимой птенцов выводит.
6. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,Птица говорливая, самая болтливая.
5 конкурс "Птичья викторина".
Участникам раздаются бланки с вопросами, правильный ответ-1 балл, максимальное количество баллов-10.
Перечень вопросов:
1. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом?
(температура тела воробья - постоянная)
2. Почему снегиря назвали снегирем?
(Появляется зимой)
3. Какая птица выводит своих птенцов зимой?
(клест)
4. Почему снегири и синицы любят водить компанию с дятлом?
(остатки пищи)
5. Почему поползня называют лесным акробатом?
(перемещается вверх и вниз по стволу вниз головой)
6. Жизнь какой птицы тесно связана с человеком?
(голубь воробей)
7. Эта птица может поворачивать голову на 180 и даже на 270 градусов?
(филин сова)
8. Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись?
(образовавшаяся воздушная прослойка сохраняет тепло)
9. Почему в сильные морозы куропатки прячутся под снег?
(под снегом теплее)
10. Почему основная масса птиц Томской области улетает с наступлением зимы в теплые края?
(нехватка корма)
6 конкурс "Аудио- викторина"" (презентация голосовая)
Команды по очереди прослушивают аудио запись и угадывают голоса птиц: синица, снегирь, дятел, поползень, голубь, воробей.
7 конкурс «Кто быстрее»
Мы уже говорили о том, что зимой птицам тяжело найти корм. Проведём соревнования, чья команда быстрей сделает кормушку. (У каждой команды пустые пакеты из под сока, ножницы, верёвки.)
Желательно кормушку сделать из дерева, с крышей, чтобы снег не засыпал корм.(Показываю образец кормушки.) Но у вас упрощённые материалы, из которых вам придётся сделать кормушки.
(Дети изготавливают кормушки.)
8конкурс "Кто здесь лишний?"
(Команды угадывают, названия каких птиц зашифрованы, какая птица не является зимующей?)
в   р  н
д   т   л
ф   л   н
с   р  ж
к   е   т
9 конкурс "Узнай птицу"
Ведущий: Здесь зашифрованы названия зимующих птиц, вам в течение одной минуты необходимо угадать, что это за птицы.
1. НИЦАСИ:.2. БЕЙРОВО:
3. КАРОСО:
4. ЛИНФИ:..
5. ЛУБЬГО:.
6. КАРОВКЕД:..
7. НАВОРО
8. ЗЕНЬПОЛПО:.9 конкурс: "Музыкальный" Команды по очереди исполняют песни связанные с птицами, побеждает та команда, которая исполнит больше всего песен о птицах.
Подведение итогов конкурса, жюри объявляет победителей
Ведущий: Я надеюсь, этот праздник открыл для вас что-то новое и интересное и крепче станет дружба между людьми и птицами!
Все участники праздника дружно отправляются развешивать кормушки и листовки, кормить птиц.
Литература.
Кухтина А.Л. Помоги зимующим птицам. Методические рекомендации к проведению месячника. Комсомольск- на- Амуре: Агора, 2005.
Сборник загадок: Пособие для учителя/ сост. М.Т. Карпенко - М.: Просвещение, 1988.