Внеклассное мероприятие по теме «Зимующие птицы»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1" с. п. ЧЕГЕМ ВТОРОЙ ЧЕГЕМСКОГО РАЙОНА КБР
Открытое внеклассное мероприятие
Тема: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Учитель начальных классов МКОУ СОШ № 1 с.п.Чегем Второй
Текушева Анюся Музарифовна2013г.
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: Познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека развивать экологическую культуру и творческий потенциал школьников, осуществлять эстетическое воспитание; повышать интерес к природе родного края; расширять кругозор учащихся.
Планируемые результаты: Проявляют интерес к окружающему миру, заботятся о птицах.
Универсальные учебные действия (метапредметные): Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата.
Познавательные: извлекают необходимую информацию
Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание
Образовательные ресурсы: Загадки, предметные картинки, кроссворды, презентация
Птица, рыбы и звери в души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо!
А море без рыб - не море!
А земля без зверей - не земля!
Ход занятия.

Организация начала урока.
1)Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
- Здравствуйте, ребята! Начинаем наше занятие, приготовьте ваши ушки и глазки. Слушайте и запоминайте, так как вам нужно будет самостоятельно назвать тему нашего занятия. 2). Введение в тему.
- На экране вы видите картинки, вам нужно убрать лишние (снегирь, голубь, воробей, ворона, белка, цветок, дерево).- Почему вы убрали именно эти картинки?- Картинки с каким изображением вы оставили? - Каких птиц вы ещё знаете?
- Ребята, на какие две группы можно разделить всех птиц?
-А как называются птицы, которые улетают на юг? (перелётные)
-А почему они улетают? (нет насекомых, которыми они питаются, нет семян)
-А как называются птицы, которые не улетают? (зимующие)- Какие птицы изображены на наших картинках?
2. Постановка учебной задачи. - Сформулируйте тему нашего занятия.
- Какую учебную задачу мы поставим сегодня на урок?
( познакомиться с зимующими птицами, научиться распознавать их и узнать о том, чем можем помочь птицам зимой)
- Итак, наша гипотеза: если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.
-Давайте докажем это в течение занятия.
3. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
- Сейчас мы знаем, что птицы бывают перелётные и зимующие. Но люди не всегда об этом знали. Конечно, они замечали, что некоторые птицы исчезают, а некоторые появляются. Лишь со временем учёные узнали, что птицы перелетают. Помогли им в этом маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес, где была птица. Когда в других странах встречали окольцованную птицу, то сообщали по указанному адресу.
Ежегодно во всем мире традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. В России День птиц появился в 1926 году.
-698501270
1) Игра (по цепочке)
- Давайте вспомним птиц и поиграем. Вспомните игру «в города», только вместо городов мы будем называть птиц.
2) Кроссворд (в парах)- Сейчас давайте посмотрим, насколько хорошо вы знаете зимующих птиц. Для этого вам нужно разгадать кроссворд.
- Работу будете выполнять в парах. Я задаю вопрос, вы совещаетесь со своим соседом, поднимаете руку и только после этого отвечаете. А ребята, которые подготовили материал о птицах, выступят.
Первый вопрос: Спинкою зеленовата,Животиком желтовата,Чёрненькая шапочкаИ полоска шарфика.
- Кто расскажет нам о синице?
Синица
У этой птицы на голове черная шапочка, спинка, крылья, хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом она питается жучками, червячками, а зимой всем: и разными зернышками, и крошками хлеба, и вареными овощами. Но особенно она любит несоленое сало. Название они получили из- за синих перьев на теле.
- Итак, какие отличительные признаки есть у синицы?
2. Следующий вопрос : Озорной мальчишка,В серомармячишке.По двору гуляет,Крошки собирает.
- Кто расскажет о воробье?
Воробей.
Это маленькая подвижная птичка, с округлой головой, короткой шеей, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый к концу заострённый. Спокойно переносит холод. Когда им холодно, они прячут лапки в пушистое оперенье своего брюшка. Они чистоплотные, постоянно охорашиваются охотно купаются в снегу. Знаете ли вы, что воробей назван так давным- давно за то, что стаи полевых воробьёв, могли опустошать огромные поля. Люди, разгоняя стаи этих маленьких птичек, кричали: «Вора бей»
Так и остались они воробьями, хотя давно уже ничего не опустошают.
- Итак, какие отличительные признаки есть у воробья?
3. Следующий вопрос:
Два огромных страшных глазаКругом вертит голова,Ты её узнаешь сразу,Коль заухает ...
- Кто расскажет о сове?
Сова.
Совы могут поворачивать голову почти на 270 градусов. Совы видят только прямо перед собой. Совы обладают способностью видеть в 3-х измерениях.
На передней части крыльев сова имеет особые неровности, вызывающие завихрения воздуха. Это уменьшает шум от крыльев, и делает полет бесшумным.
Совы — единственные птицы, у которых наружное ухо состоит из складок кожи. Уши расположены немного несимметрично, что позволяет точно определять направление на источник звука. Не все совы ночные животные. Некоторые из видов сов охотятся днем малая сова, снежная сова и большая серая сова. Они способны увидеть мышь, даже если ближайший источник света в виде одной свечи расположен на расстоянии в 500 метров.
- Итак, какие отличительные признаки есть у совы?
4. Следующий вопрос:
Чёрный жилет, красный берет,
Нос — как топор, хвост — как упор. - Кто расскажет про дятла?
Дятел.
Дятел преимущественно небольшого размера. Внешний вид и особенности окраса зависят от вида. По всему миру насчитывается около 380 видов этих птиц. На территории России встречаются большой пестрый, малый пестрый, зеленый, седой, трехпалый дятлы. Обитают дятлы практически везде, где присутствует древесная и кустарниковая растительность. На территории России чаще всего дятлы встречаются на лесных пространствах, где птицы поедают различных древесных насекомых.
- Итак, какие отличительные признаки есть у дятла?
5. Следующий вопрос: Окраской – сероватая,Повадкой – вороватая,Крикунья хрипловатая –Известная персона.
Кто она? …
Ворона.
Предпочтение отдает городам, населенным пунктам. Всеядна. Эти сообразительные птицы пpекрасно приспособились к соседству человека. В последние годы они, например, научились систематически проверять вывешенные зимой за окно сумки с продуктами. Умеют поднимать крыши скворечников, если они не прикручены проволокой.. Вороны разоряют множество гнезд водоплавающих и даже хищных птиц. Ворона гнезда делает в лесах (поблизости от опушек), рощах, садах, а также в городах.
- Итак, какие отличительные признаки есть у вороны?
6. Следующий вопрос:
Длиннохвостая она,Со спины черным-черна.Брюхо белое да плечи.Тарахтенье вместо речи.Хоть кого увидит – вмиг
Подымает стрекот-крик.
Сорока.
Благодаря черно-белому оперению и длинному хвосту сорока неповторима и легко узнаваема. Голова, шея, грудь и спина чёрные с фиолетовым или синевато-зелёным металлическим отливом, живот и плечи белые. Также часто белые концы крыльев. Длинный хвост (длиннее тела) и крылья - чёрные.
Сороки могут достигать длины примерно 51 см, размах крыльев составляет около 90 см.
- Итак, какие отличительные признаки есть у сорока?
- Давайте подведём итог.
-О каких птицах мы говорили?
-К какой группе относятся все эти птицы? (зимующие)
-Какую пользу приносят зимующие птицы?
(Они извлекают вредных насекомых и их личинки, зимующих в щелях деревянных строений, в трещинах и под корой деревьев и истребляют их.)
- Молодцы ребята, на все вопросы ответили, весь кроссворд разгадали. Сейчас я посмотрю, какие вы внимательные.
4.Физкультминутка. Поиграем в игру «Прилетели птицы». - Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать  в ладоши. Начинаем.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи… (дети хлопают)
- Что неправильно, почему?
- Мухи – это насекомые.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…(дети хлопают)
- Прилетели птицы: голуби, куницы… (дети хлопают)
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, комары, кукушки…(дети хлопают).-А сейчас мы разделимся на 3 группы.
1)Творческая группа экологов готовит газету (Групповая работа)
2)2 уч-ся работают в паре: составляют экологическую сказку (дом.задание: составить незаконченную сказку, дети поменялись сказками, заканчивают сказки.)
3) остальные учащиеся делятся на 2 группы.
1.Задание «Сложи пословицу»(пословицы разрезаны)
Птицы сильны крыльями, а люди- дружбой.
Птице даны крылья, а человеку- разум.
Слово не воробей, (вылетит, не поймаешь).
Лучше синица в руках, (чем журавль в небе).
Гусь свинье (не товарищ).
Ворон ворону, (глаз не выклюнет).
2. Задание«ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ».
Каждая команда получит сейчас по одной карточки с названиями четырёх птиц. Три из этих птиц объединены каким-то общим признаком, а одна лишняя. Какая именно, определять вам. Не забудьте вычеркнуть её из списка.
Примеры карточек:
1. Три из перечисленных здесь птиц - зимующие, а одна перелетная. Найдите её. (Синица, снегирь, дятел, грач.)
2. Одна из этих птиц - не хищная. Какая? (Ястреб, гриф, сокол, стриж.)
3. Задание – «БЛИЦТУРНИР».
Каждая команда должна ответить на 5 вопросов. За этот конкурс вы получите столько баллов, сколько дадите правильных ответов. Вопросы задают друг другу команды.
Вопросы для блицтурнира: (команды подготовленные вопросы задают друг другу)
1 команда
1. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см.)
-203200615952. Птица, истребляющая грызунов? (Сова.)
3. Птица с абсолютно чёрным оперением? (Ворон.)
4. У кого самый удивительный нос? (У клёста - крестом, у фламинго - бумерангом.)
5. Самые быстрые птицы? (Соколы- 300 км/ч; стрижи 170 км/ч.)
2команда
1. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки.)
2. Ползающие птицы? (Поползень.)
3. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)
4. Самая маленькая птица нашей страны. (Королек)
5. Какая птица выше всех летает? (Орел)
4. Задание. Собери птицу и составь рассказ.
- Следующее задание: собери птицу и расскажи всё, что ты о ней знаешь.Данный вид работы дети выполняют в группах. Собирают голубя, снегиря.
Голубь.
. Голуби живут в деревнях ,в городах и становятся практически ручными, доверчивыми к человеку. Они очень внимательны и осторожны – к ним не так просто приблизится, они непременно замечают постороннего. Обладают очень хорошим зрением и слухом. Голос у голубей не громкий, звуки отрывистые, напоминают глухое воркованье. Голуби очень прожорливы. Основной их рацион составляют зерна. При этом голубям требуется много пить для того, чтобы размягчать твердую пищу. Пьют голуби в отличие от многих других птиц, погружая клюв глубоко в воду и, таким образом, засасывают жидкость.
Снегирь.
Очень красивая птица. Она в ярко- красных нарядах. Снегири не суетятся и не торопятся. Они ещё и галантны. Самцы, как бы не были голодны, всегда уступят лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака. Летают снегири легко и красиво. Они обычно держатся стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку.
. ПОМОГИ ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ
- Ребята, сейчас на улице зима, легко ли птицам найти корм? Почему? Что для этого должны делать люди?
- Люди стараются развешать кормушки в садах, парках. Кормушки могут быть разные: в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок. Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть их.
-Давайте посмотрим презентацию о том, чем можно кормить зимующих птиц. (показ презентации ПОМОГИ ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ)
5. Задание: "Птичья столовая": Необходимо разложить корм, соответствующий птицам.
Задания: Синицы----------кусочек сала Клесты----------кедровые орехи
Снегири--------ягоды рябины Воробьи----------пшено
Голуби---------семена подсолнечника
6. Задание:«БАРОМЕТРЫ ПРИРОДЫ» - В старину по птицам люди замечали разные приметы, и до наших дней дошли народные приметы . А какие народные приметы о птицах знаете вы?
Воробьи дружно расчирикались - к оттепели.
Воробьи перелетают с места на место – перед сильным морозом.
Синица с утра начинает пищать – жди мороза.
Если зимой воробьи сидят на деревьях тихо – будет снег без ветра. А дружно расчирикались - к потеплению
Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают- жди снега или мороза
Если ворона купается ранней весной - к теплу.
Гуси высоко летят - воды будет много, низко - мало.
Увидел скворца - знай: весна у крыльца.
Летом ворона купается - к дождю.
-1695451047751. Ласточки задевают крыльями поверхность воды. (К дождю.)
2. Ласточки летают то вверх, то вниз. (Жди бури.)
3. Стрижи летают низко с криком. (К дождю.)
5. Свистит снегирь. (Скоро зима будет.)
6. Снегирь под окнами чирикает. (К оттепели.)
7. Иволга издаёт резкие, похожие на кошачий визг, звуки. (К ненастью.)
8. Голуби воркуют, кукушки кукуют. (К тёплой погоде.)
9. Воробьи купаются в песке. (Будет дождь.)
10. Вороны садятся на верхушки деревьев. (Перед морозом.)
11. Вороны садятся на снег. (К оттепели.)
12. Ласточки купаются и часто летают в гнездо. (К дождю.)
13. Чайка ходит по песку, моряку сулит тоску, села чайка на воду, жди... (хорошую погоду.)
14. Днём сова кричит. (К дождю.)
А вы знаете, (индивидуальная работа)
что кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей – вредителей растений.
Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
А ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов.
Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2 – 3 кг зерна, а суслик – до 16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.
7.Задание. Угадай птицу
Ведущий: Здесь зашифрованы названия зимующих птиц , вам в течение одной минуты необходимо угадать, что это за птицы.
1. НИЦАСИ:.(синица)
2. БЕЙРОВО: (воробей)
3. КАРОСО: (сорока)
4. ЛИНФИ: (филин)..
5. ЛУБЬГО:.(голубь)
6. НАВОРО: (ворона)
7. ЗЕНЬПОЛПО: (поползень).
8. Задание« УЗНАЙ МЕНЯ»
вам нужно по описанию птиц и их повадкам определить о ком идет речь:
1. Эту птицу можно увидеть зимой в парке, в саду, у кормушек в стайке синиц. Это маленькая короткохвостая птичка сразу привлекает внимание своей способностью быстро бегать по стволу дерева вниз головой. (ПОПОЛЗЕНЬ)
3759201023620-6223025400 2. Маленькие певчие птицы, прилетая из дальних странствий на родину, надевают яркий, праздничный наряд. Эта птица прилетает в середине апреля, она мельче воробья. Сама синевато-серая, с черной окологлазничной полосой. Лоб белый, горлышко черное, а хвост и нижняя сторона тела красно-оранжевые. (ГОРИХВОСТКА)
-711835709295 3. Очень красивая птица, которую можно встретить стайками. Красная маска около клюва, спина и пятна на груди черные, на крыльях широкая желтая полоса, грудь и брюшко белые. Питается семенами различных растений. (ЩЕГОЛ)
4. В далеком прошлом эти птицы жили в горах. Поэтому они любят гнездиться на чердаках и крышах домов. (ГОЛУБЬ)
Ну что ж, мы убедились, что о птицах вы знаете почти всё.
9. Задание. Работа с деформированным текстом. стихотворение, которое вы должны собрать.
Воробушки
О чём поют воробушкиВ последний день зимы?-Мы выжили!-Мы выжили!-Мы живы, живы мы!
В.Берестов- Подумайте и скажите, почему воробышки могут петь о том, что они выжили?
- Конечно, потому что кончилась зима, и потому что они не умерли от голода. А помогли им в этом вы!
- В нашу кормушку мы положим зёрна и повесим в парк, для того, чтобы все птицы покушали. Ребята, самое главное не забывайте, что вы должны каждый день класть в кормушку корм. 5. Рефлексивно-оценочный - Подведём итог нашему занятию. - О чём мы сегодня говорили? - Что учились делать? - Что вы запомнили?
- Что вам понравилось сегодня на занятии?- Что не понравилось?
- С каким чувством вы уходите с занятия? Почему?