Внеклассное мероприятие Турнир знатоков русского языка. Путешествие в страну Филологию (5 класс)


Турнир знатоков русского языка и литературы
«Путешествие в страну Филологию», 5 класс
Цели: - стимулирование интереса учащихся к русскому языку и литературе;
- расширение знаний школьников по предметам;
- выявление учащихся, интересующихся русской филологией и литературой;
-создание определенной интеллектуальной среды, способствующей сознательному и творческому отношению к процессу образования и самообразования;
- активизация творческих способностей учащихся;
- популяризация русского языка и литературы.
ВЕДУЩИЙ: Семь чудес света…Такое название во времена античности получили поражающие своим великолепием, размерами, красотой, техникой исполнения творения человеческого гения. Это египетские пирамиды, храм Артемиды в Эфесе, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, Фаросский маяк в Александрии, статуя Зевса в Олимпе, Гелиоса в Родосе.
А самое удивительное и неповторимое чудо – человеческий язык, который позволяет нам выразить свои мысли, чувства, настроения, передать увиденное и услышанное.
А что такое язык? Язык принадлежит людям определённой национальности, и есть общие для всех правила, по которым нужно строить свою речь, чтобы её поняли другие.
Исчезнет язык – и мы перестанем понимать друг друга, значит, исчезнут книги, газеты, журналы, радио, телевидение. Жизнь остановится. Наш русский язык великий, могучий и свободный, и мы должны не только гордиться своим родным языком, но и беречь его.
Наше мероприятие проходит в Неделю русского языка и литературы и называется оно «Турнир знатоков. Путешествие в страну Филологию». В турнире принимают участие по 2 команды от 5а и 5б классов.
Итак, представление команд.
……………………………………………………………………………………………………
ВЕДУЩИЙ: В середине ХХ века учёные-лингвисты заметили, что, кроме множества слов, составляющих язык, есть ещё особый пласт – несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний, которые, как и слова, помогают нам строить речь. Причём речь образную, ёмкую. Так родился новый раздел науки о языке – фразеология.
Конкурс №1. «Знаешь ли ты…» (Приложение №1).
Каждая команда получает карточку с фразеологизмами. Ваша задача: объяснить значение фразеологизмов.
……………………………………………………………………………………………………..
ВЕДУЩИЙ: Язык – это история народа, это путь цивилизации. Изучение и сбережение русского языка является не праздным, «от делать нечего» занятием, а насущной необходимостью. «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен…», - писал А.И.Куприн о родном языке. Всегда ли он послушен нам?
Конкурс №2. «Исправление ошибок» (Приложение №2).
Каждая команда получает листы с заданиями. Исправьте ошибки в предложениях.
……………………………………………………………………………………………………..
ВЕДУЩИЙ: Очень часто перед человеком стоит тот или иной вопрос. Всегда ли мы можем ответить на него?. Наверное, нет. Но нам бы хотелось, чтобы вы всегда смогли найти верный ответ на поставленный вопрос.
Конкурс №3. «В мире вопросов и ответов» (Приложение №3).
Команды получают листы с заданиями. В течение нескольких минут вы должны выполнить все задания и ответить на поставленные вопросы.
……………………………………………………………………………………………………
ВЕДУЩИЙ: А сейчас мы делаем остановку на следующей станции.
Конкурс №4. «Квартирный вопрос» (Приложение №4).
Каждой команде мы раздадим карточки. На карточках – 2 отрывка из знакомых литературных произведений. В каждом отрывке описание интерьера. Может быть, слово «интерьер» для кого-то незнакомое, напомню:
Интерьер обозначает внутреннее убранство, пространство здания или помещения.
У вас 1 минута, чтобы отгадать, из какого произведения отрывок, где есть данное описание интерьера.
…………………………………………………………………………………………………..
ВЕДУЩИЙ: Читая то или иное художественное произведение, мы знакомимся с новыми героями, вместе с ними путешествуем, совершаем какие-либо поступки и навсегда запоминаем, я надеюсь, их имена. Известный английский сыщик Шерлок Холмс в соей памяти хранил имена клиентов, обращавшихся к нему. В любой момент по имени человека он мог вспомнить дело, которое вёл когда-то. Вот и вам сейчас предстоит вспомнить автора и назвать само произведение, в котором фигурирует данный герой. Наша следующая станция.
Конкурс №5. «Литературное лото» (Приложение №5).
Итак, карточки, которые вы получили, содержат имена литературных героев. Назовите автора и произведение.
……………………………………………………………………………………………………..
Конкурс №6. «Географический» (Приложение №6).
ВЕДУЩИЙ: Само название говорит за себя. Вам сейчас раздадут карточки. В них написаны словосочетания. Именно по этим словосочетаниям вы должны узнать место, где происходят события в том или ином художественном произведении. У вас есть 1 минута, чтобы назвать литературное произведение и его автора.
……………………………………………………………………………………………………..
ВЕДУЩИЙ: Читая любое художественное произведение, мы видим героев, понимаем их, чувствуем их. Почему? Как это удаётся автору? Что используют писатели для того, чтобы мы смогли увидеть героя? Наверное, его портрет. Именно описание внешности героя помогает нам понять, кто перед нами. Итак, новая станция.
Конкурс №7. «Кто ты, герой?» (Приложение №7).
Карточки, которые вы сейчас получите, содержат в себе описание литературных героев. За 30 секунд вы должны определить, о каком герое, какого литературного произведения идёт речь.
……………………………………………………………………………………………………
ВЕДУЩИЙ: Ну вот и подошёл к концу наш турнир. Я от всей души хочу поздравить все команды, принимавшие участие в игре. И неважно, какая команда победит. Важно, что вы проявили свои творческие способности и показали, насколько близок и дорог вам наш язык.
Приложение №1 «Знаешь ли ты…»
1 группа Водой не разольёшь -
Седьмая вода на киселе –
Как две капли воды –
Прошёл огонь и воду –
Как в воду опущенный -
2 группа Водить за нос –
Толочь воду в ступе –
Дело в шляпе –
Сложа руки -
Чесать язык -
3 группа Альфа и омега –
Вилами на воде писано -
Гоголем ходить –
Как с гуся вода –
Зарубить на носу -
4 группа Жар загребать чужими руками –
Игра не стоит свеч –
Во всю ивановскую -
Крокодиловы слёзы -
Петь в унисон –
Приложение №2 «Исправление ошибок»
1 группа
Онегину нравился поэт Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью.
Пушкин пришёл ко мне с колыбелью.
В музее природы есть рысь, бобёр, олень и другие товарищи.
2 группа
В лесу было тихо, но за углом выли волки.
Муму прижалась к стенке, когда подошла барыня и оскалила зубы.
Князь считал, что добьётся славы, сидя не в кабинете, а на месте сражения.
3 группа
С М.Ю.Лермонтовым я познакомился в детском саду.
В библиотеке стояли столы и ребята, заваленные книгами.
Белозубый Витя и его светлые глаза смотрят вдаль.
4 группа
В заповеднике живут звери, которые давно вымерли.
Бойцы жалели голодных детей и давали им консервные банки.
Писатель в своих произведениях показывает нам простой язык.

Приложение №3 «В мире вопросов и ответов»
Расположите слова в порядке уменьшения в них звуков:
а) соль б) каша в) вечер г) собака
Распределите все слова из предложения в три колонки:
Весело мне пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи.
а) склоняются б) спрягаются в) неизменяемые
Сколько гласных букв в алфавите:
а) 9 б) 11 в) 10 г) 12
Расставьте правильно ударение в словах:
Процент, каталог, красивее, средства, щавель, свекла, дефис, звонит, договор, торты, цемент, прибыла, кухонный, клала, значимый. Замените русскими словами заимствованные:
Трасса - Антракт –
Дискуссия - Лозунг -
Авеню - Триумф –
Шеф -
Замените синонимами устаревшие слова:
Очи - Кафтан –
Чело - Парча -
Ланиты - Глаголет -
Уста -
Приложение №4 «Квартирный вопрос»
1 группа
«…По двору она пошла…
Пышных комнат нет числа.
Всем любуется она.
Вот, глядит, отворена
Дверь в покой. В покое том
Вьётся лестница винтом
Вкруг столба».
«…Кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырская кровать. Дюжий сундук, в углу столик такого же крепкого свойства. Стул на трёх ножках, прочный и приземистый…»
2 группа
«…Поднялася на крыльцо.
И взялася за кольцо.
Дверь тихонько отворилась
И ………… очутилась
В светлой горнице. Кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой…»
«…Печка маленькая, вровень с полом. Пол земляной, чистый. Весь передний угол устлан войлоками, а на войлоках ковры…»
3 группа
«…Две струи света лились сверху, выделяясь полосами на тёмном фоне. Свет этот проходил в два окна. Большие, широкие колонны массивно вздымались снизу, крепко смыкались сводчатым потолком. Когда там, наверху, пробегали облака, стены тонули в темноте, выступали серыми холодными камнями…»
«…Горница хорошая, стены глиной гладко вымазаны. Пуховики пёстрые уложены, по бокам висят ковры дорогие. На коврах ружья, пистолеты, шашки – всё в серебре…»
4 группа
«…Что-то завозилось сверху, и большая серая масса, взмахнув крыльями, поднялась к прорехе в крыше. Послышался стук и шум обвалившейся на хорах штукатурки. Помещение как будто мгновенно потемнело…»
«…Куда идёт – всё открыто. Комнаты большие стали, а стены у них разные. То всё зелёные, то жёлтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые. Одним словом, украшено, что и сказать нельзя…»
Приложение №5 «Литературное лото»
1 группа 2 группа
Соня 1) Тыбурций Драб
Дина 2) Наина
Костылин 3) Кай
Вася 4) Капитон Климов
Герасим 5) Дюймовочка
Герда 6) Матвей
Барыня 7) Дядя Хвост
Русалочка 8) Жилин
Руслан 9) Валек
Татьяна 10) Русалочка 3 группа 4 группа
Маруся 1) Валек
Костылин 2) Герасим
Дина 3) Соня
Матвей 4) Дядя Хвост
Кай 5) Жилин
Руслан 6) Дюймовочка
Судья 7) Тыбурций Драб
Герасим 8) Капитон Климов
Русалочка 9) Дина
Дядя Хвост 10) Соня Приложение №6 «Географический».
1 группа
Серые камни; Пол земляной, чистый, как ток, и весь передний угол устлан войлоками; на войлоках ковры, а на коврах пуховые подушки.
2 группа
Отверстие в двери своей каморки; Тюрьма, лучшее архитектурное украшение города.
3 группа
Тёмная яма; Это озеро не отыщешь на карте.
4 группа
Серый дом с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом; Давно заброшенная униатская часовня.
Приложение №7 «Кто ты, герой»
1 группа
«Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдававшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум».
«…пьяница горький. Почитал себя существом обиженным и неоценённым по достоинству, человеком образованным и столичным».
2 группа
«Глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками, на шее монисто, всё из русских полтинников. Голова непокрытая, коса чёрная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный».
«Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт».
3 группа
«…кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в тёмные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту».
«Все меня звали бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в разных дурных наклонностях, что я наконец и сам проникся этим убеждением».
4 группа
«Когда-то она слыла красавицей, но красота с неё очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та её почти в глаза не знала».
«Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно, и улыбка так напоминала мне мою мать в последние дни, когда она, бывало, сидела против открытого окна и ветер шевелил ее белокурые волосы, что мне становилось самому грустно, и слезы подступали к глазам».