Внеклассное мероприятие «Состязание между командами 7 Б класса «Местоимения» и 7 В класса «Союзы»»


Внеклассное мероприятие - КВН.
Тема: Состязание между командами 7 Б класса «Местоимения» и 7 В класса «Союзы».
Цель: воспитывать любовь к русскому языку, внимание к слову, потребность в изучении исторических явлений родного языка, развивать интеллектуальные способности учащихся, культуру речи, чувство взаимовыручки, дружественные отношения.
Структура:
Представление команд.
Разминка.
Конкурс кулинаров.
Страна фразеологизмов.
Уроки орфоэпии.
Этимология слов.
Игра с болельщиками.
Шарады.
Музыкальная пауза.
Конкурс капитанов.
Выступление жюри (итог состязания).
Поздравление команд, вручение призов обеим командам.
Дружественное чаепитие.
Ведущий. Завершается замечательная Неделя русского языка, вы активно в ней участвовали, а сегодня приглашаем вас на состязание. Объявляем наш первый конкурс.
Представление команд.
«Местоимения»
(Первый участник) Мы не называем предмет, а указываем на него, (второй) мы можем выступать в роли разных частей речи, (третий) а я очень люблю себя, и поэтому у меня нет именительного падежа, (четвертый) а я могу принадлежать кому хочу (обыгрывает воротник из песца), могу принадлежать папе, маме, волку, зайцу и даже лисе, (вместе) Он, они, ты, вы, тот, эти, где, когда, кто? я! - вместе мы - местоимения.
«Союзы»
(Первый) Союз - важная часть речи, при помощи нас осуществляется связь, (второй) можем служить не только для связи членов предложения, предложений, но и частей текста, (третий) а я могу быть в значении «да» и «но», и рядом со мной может не стоять запятая, а может и стоять. (Вместе) Итак, мы самая важная часть речи!
Разминка. Высказывания о русском языке.
Ведущий. Разминка получилась хорошая, все работали серьезно, теперь, наверное, пора перекусить, чтобы набраться сил перед следующими состязаниями.
Конкурс кулинаров, (атрибуты: фартуки, косынки, поднос, меню)
Задание: Как-то компания литераторов отправилась в ресторан. Писатель А.И. Куприн посмотрел в меню и заказал:
Шесть порций орфографических ошибок .Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.
-Однако в меню большой выбор ошибок, на все вкусы, - сказал писатель.
Ваша задача - исправить ошибки в меню (в каждом меню большое количество ошибок).
Первой команде (вариант правильного написания):
Бульон с фрикадельками.
Котлеты свиные.
Фаршированная куриная грудка.
Коврижка клюквенная.
Компот алычовый.
Рассольник с колбасой.
Пельмени с томатным соусом.
Тушеный горох с морковью.
Корзинка с крыжовником.
Витаминный коктейль.
Второй команде (вариант правильного написания):
Суп картофельный с вермишелью.
Шампиньоны в томатном соусе.
Салат из белокачанной капусты.
Коврижка ржаная.
Компот из ежевики.
Щи из квашеной капусты.
Фаршированные помидоры.
Пирожки с печенкой и морковью.
Картофельная запеканка.
Кисель из сушеных яблок.
Задание № 2.
Придумать название своего кафе с суффиксом -ок- и пригласить нас в свое кафе.
Ведущий.Перекусили, набрались сил, а сейчас самое время отправиться в страну фразеологизмов.
Вопрос к болельщикам - помогите, уважаемые болельщики, вспомнить командам фразеологизмы (игра с болельщиками).
Командам предлагаются записанные на листах фразеологизмы.
Задание: написать синонимичное значение фразеологизмов.
Ни в какие ворота не лезет (никуда не годится).
Ни в медный грош не ставить (очень низко ценить кого-либо).
Ни дать на взять (совершенно такой же, как кто- либо).
Чтобы ни дна ни покрышки ( пожелания всего наихудшего).
Ни пава ни ворона (отошел от одних и не примкнул к другим).
Обламывать рога (заставлять повиноваться, сбивать спесь).
Петь лазаря (прикидываться несчастным, жаловаться на свою судьбу).
Платить той же монетой (отвечать тем же самым).
Растопить лед (устранить отчуждение, недоверие).
Расхлебывать кашу (распутывать какие-то хлопоты).
Родиться в сорочке ( быть счастливым)
Бросать перчатку (делать решительный вызов).
Бросать тень (порочить, чернить кого-либо).
Звездный час (момент высшего напряжения, испытания сил).
Как в воду опущенный (быть чем-либо расстроенным). Крокодиловы слезы (лицемерное сострадание).
Что такое березовая каша? (розги)
Корабль пустыни? (верблюд).
Королева полей (кукуруза).
Ведущий. Самое время вернуться из страны фразеологизмов на любимые уроки, (болельщики, три ученика, читают термины, соблюдая нормы орфоэпии).
Как вы поняли, ребята, речь пойдет об орфоэпии. Русский язык связан со многими предметами: литературой (эпиграф), математикой (косинус), физикой ( энергия), биологией (эпителий), иностранными языками (дифтонг).
Командам раздаются листы с терминологией разных предметов. Задание: расставить ударения.
Физика: вольтметр, эмиссия, электроток, манометр, гидравлический, детектор.
Биология: эпителий, биосфера, иммунитет, корнеплод, нерест, симбиоз.
Химия: альдегиды, коррозия, оксиды, электролиз, хлорированный, мономер.
Математика: абсциса, процент, исчисление, вектор, интеграл, масштаб.
Ведущий. Следующий конкурс связан с этимологией слов. Задание: Объяснить значение слов и происхождение.
Сметана - метать, сгребать, собирать в кучу.
Невеста - не + ведать - «не знать», «чужая семья жениха, незнакомая».
Пороша - порох, «пыль».
Разоблачить - облачить - «одеть», буквально: «снять облачение».
Узник - узы - «связь», «оковы».
Червонец - червоный, золотой, пурпурный (от червь - «ярко-красный»).
Сверстник - одинаковый по возрасту (от верста - мера длины, возраст).
Карман - кошелек, мешок денег (из тюркского).
Пасмурный - смурый, ненастный, пасмурный, смурый + приставка -па-.
Ведущий. Пока команды работают, поиграем с болельщиками. Отгадайте:
Чем кончается день и ночь?
Что стоит посередине земли?
Что находится в начале книги?
Каким ключом нельзя отвернуть гайку? (скрипичным)
Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)
Чем больше из нее ты берешь, тем больше она становится, (яма)
Какой год продолжается всего один день? (Новый год)
Как можно склонять голову, не опуская ее? (по падежам).
В каком слове сто Л? (стол).
Ведущий. А сейчас все вместе давайте разгадаем шарады.
С буквой «к» бери меня на покос, а без «к» ужалю в нос.(коса, оса.)
С «м» рубашка- безрукавка, с «з» скачу в лесу по травке, с «г» меня крепи к детали из железа или стали (майка, зайка, гайка).
Музыкальная пауза (восточный танец в исполнении ученицы).
Конкурс капитанов «Кто быстрее?».
Ведущий. Капитаны, пришло ваше время доказать, правильным ли курсом вы ведете команду. К каждой букве нужно подобрать слова, относящиеся к разным частям речи, одинаковых частей речи не должно быть.
п- О-
р- Б-
О- О-
и- С-
3- О-
н- Б-
О- И-
ш- Е-
Е- н-
Н- н-
и- О-
Е- с-
Слово жюри - подведение итогов состязания. Поздравление команд, вручение призов обеим командам. Приглашение на дружественное чаепитие.