Анализ работы МО гуманитарных наук за 2015-2016 уч.год


Анализ работы МО гуманитарных наук за 2015-2016 уч.годРабота МО учителей гуманитарных наук в течение 2015 – 2065 учебного года велась в соответствии с требованиями нормативных документов. Тема, цель и задачи деятельности МО были сформулированы в начале учебного года, исходя из общешкольных задач.
Тема МО: «ФГОС как условие совершенствования качества обучения, развития и формирования универсальных учебных действий у детей с особыми образовательными потребностями».
Были определены следующие направления работы и задачи:
Направления работы Задачи
Научно-методическая работа ​ осмысление основ образовательных технологий в условиях модернизации образования и введения ФГОС;
​ изучение нормативной и методической документации по вопросам внедрения ФГОС;
​ освоение и использование в учебном процессе образовательных технологий, обеспечивающих эффективность и комфортность обучения учащихся с ООП.
Методическая практика учителя ​ овладение нетрадиционными формами учебных занятий;
​ разработка гибкой системы контроля уровня обученности учащихся (тематический, рубежный, итоговый) и банка контрольных материалов;
​ разработка уроков различного типа с использованием здоровьесберегающих и информационно-коммуникационных технологий ( а также дистанционное обучение) с учетом возрастных особенностей школьников, специфики группы, личности ученика;
​ создание копилки индивидуальных, групповых, коллективных заданий.
Работа с педагогическими кадрами: ​ выявление и развитие творческого потенциала педагогов и условий самореализации личности учителя;
​ обеспечение педагогам условий для повышения профессиональной квалификации в рамках системы курсовой подготовки.
Организационные формы работы с педагогическими кадрами: 1.​ Обзор и изучение новинок научно-методической литературы и профессиональных журналов.
2.​ Взаимопосещение уроков.
3.​ Выступления учителей на заседаниях МО, семинарах, педсоветах.
4.​ Повышение квалификации учителей на курсах.
5.​ Аттестация педагогических кадров.
Проблемы, над которыми работали члены МО в 2015 – 2016 учебном году:
Качество знаний учащихся и подготовка к ГИА и ЕГЭ.
Осмысление основ образовательных технологий в условиях модернизации образования и введения ФГОС;
Повышение квалификации учителей на курсах.
Внеклассная деятельность учителей.
Подготовка учителей, которые планируют работать по ФГОС.
В основном, поставленные перед МО цель и задачи были реализованы. Деятельность учителей и учащихся была достаточно активной, были проведены разнообразными формы работы. Темы самообразования учителей.

№ ппФИО учителя Тема самообразования Год работы
1. Брюханова Т.Д. «Современные педагогические технологии в преподавании литературы». 2 год
2. Иванова А.В. «Развитие профессиональной компетентности педагога в соответствии с ФГОС». 2 год
3. Мартынова С.Н. «Современные педагогические технологии в преподавании литературы». 2 год
4. Муравьева В.К. «Использование современных образовательных технологий в формировании ключевых компетентностей школьников». 2 год
6. Якименко Д.Ю. «Развитие профессиональной компетентности педагога в соответствии с ФГОС». 2 год
7. Назарова Н.В. «Развитие профессиональной компетентности педагога в соответствии с ФГОС».
2 год
8. Качковская С.Р. «Методика использования инновационных форм обучения на уроках истории».
4 год
9. Бернацкая М.Д. «Системно – деятельностный подход в обучении как средство активизации познавательной деятельности обучающихся». 2 год
10. Евлампьева Г.Г. «Обучение истории в организациях общего и среднего профессионального образования»
1 год
Отчет о работе был представлен в виде выступления на заседании МО:
1.Муравьева В.К. – учитель русского языка и литературы «Использование современных образовательных технологий в формировании ключевых компетентностей школьников».
2. Назарова Н.В. – учитель иностранного языка «Развитие профессиональной компетентности педагога в соответствии с ФГОС».
3. Иванова А.В. – учитель русского языка и литературы «Развитие профессиональной компетентности педагога в соответствии с ФГОС», «Подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку».
4. Якименко Д.Ю. – учитель обществознания, «Инновационные формы обучения», «Использование на уроках интерактивной доски» (мастер-класс).
6. Качковская С.Р. «Как сделать уроки истории интересными и увлекательными».
Тематика заседаний МО отражала основные проблемные вопросы школы. Выступления основывались на практических результатах, позволяющих делать серьезные методические обобщения. Поставленные задачи решались через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителей, а также ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой. Для повышения качества обучения в течение учебного года использовались различные формы учебных занятий: урок-лекция, деловые игры, урок-зачет, урок-конференция, урок-исследование, урок-презентация. урок-проект.
Курсы повышения квалификации:
Муравьева Валентина Константиновна - «Модернизация содержания образования в условиях реализации ФГОС ООО: содержание и механизмы реализации».
Евлампьева Галина Георгиевна - «Обучение истории в организациях общего и среднего профессионального образования»
Иванова А.В. – дистанционные курсы по темам 1. «ФГОС: достижение личностных и метапредметных результатов (психолого-педагогический аспект)» (72 академ.часа)
2. «Развитие профессиональной компетентности педагогов, реализующих требования ФГОС» (36 академ. часов)
Якименко Д.Ю. - дистанционные курсы по темам 1. «ФГОС: достижение личностных и метапредметных результатов (психолого-педагогический аспект)» (72 академ.часа)
2. «Развитие профессиональной компетентности педагогов, реализующих требования ФГОС» (36 академ. часов)
Мартынова Светлана Николаевна- «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) классах 8 вида общеобразовательных школ».
Аттестация педагогов в 2015 -2016 уч.году:
Муравьева В.К. – высшая категория
Назарова Н.В. – первая категория
Все учителя ведут дополнительные занятия по работе с одаренными детьми, ведется подготовка к олимпиадам.
Организована работа по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА, проводятся регулярные консультации, индивидуальные и групповые занятия по русскому языку, истории, обществознанию.
За учебный год состоялось 6 плановых заседания МО:
Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы и истории (сентябрь).
Активизация познавательной деятельности учащихся (октябрь).
Методика работы над часть С по русскому языку и обществознанию (ноябрь).
Семинар «Мониторинг учебной деятельности как современная форма учета знаний учащихся» (декабрь).
Заседание МО «Формирование навыков практической грамотности на уроках предметов гуманитарного цикла» (февраль).
Семинар «Технологии и формы работы с одаренными детьми на уроках гуманитарного цикла» (март).
Заседание МО «Итоговая аттестация: ЕГЭ, ГИА – 2016» (май)
Оперативных заседаний МО было 4:
Утверждение плана работы и тематического планирования (сентябрь).
Утверждение заданий для олимпиад школьного тура (октябрь).
Утверждение плана гуманитарной декады (конец ноября).
Подведение итогов гуманитарной декады (декабрь)
Якименко Д.Ю. разработала и провела ряд семинаров по теме «Научно-исследовательская деятельность».
В конце ноября – начале декабря прошла традиционная декада гуманитарных наук, которая была посвящена закрытию года литературы.
План проведения декады гуманитарных наук.

Мероприятие/форма Категория участников Время проведения
Неделя, посвященная  90-летию В.П. Астафьева «Читайте Астафьева, любите Сибирь» 2-9 классы 11.11.15-18.11.15
Уставной  урок "Год литературы»
  5-9 классы 5.12.15
Создание  тематической  экспозиции о поэтах и писателях нашего края. 2-9 классы 2.10.15
Неделя поэзии. 2-9 классы 1.12.15-7.12.15
«Своя игра» 1-5 , 6-8 4.12.15
Выставка рисунков к произведениям знаменитых писателей. 5-11 классы 1.12.15-7.12.15
Интеллектуальный пентагон 5-11 классы 8.12. 2015 г.
 

В мероприятиях приняло участие 90 % учащихся средних и старших классов. Особо активные были награждены дипломами, грамотами и ценными подарками
Внеклассные мероприятия:
№ ппФИО учителя Тема урока, мероприятия Класс Дата проведения
1. Брюханова Т.Д. «Язык современного делового человека»
«Поэт в России – больше, чем поэт». 10
10 Февраль
апрель
2. Иванова А.В. «Урок обобщения по теме «Деепричастие » 7 классы Март
3. Мартынова С.Н. Урок - игра
6 класс Апрель
4. Муравьева В.К. «Союз»
«Поэзия ВОВ» 8 классы Февраль
Март
5. Муравьева В.К. «Сочинение формата 15.3» мастер-класс 9 класс Январь
6. Назарова Н.В. «Изучаем сказки и играем» 4 класс Апрель-май
7. Бернацкая М.Д. «Праздник английского алфавита» 2 класс Апрель
8. Якименко Д.Ю. Исследовательская деятельность
В ТЕЧЕНИЕ ГОДА
Открытые уроки:
Учитель Предмет Класс Тема урока
Иванова А.В. литература 7 а «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»)
Иванова А.В. Русский язык 7 б Обобщение по теме «Деепричастие»
Брюханова Т.Д. литература 10 «Творчество Есенина»
Были проведены пробные ЕГЭ по русскому языку, литературе, обществознанию, истории; пробные ОГЭ по русскому языку и обществознанию.
Учителя МО осуществляют взаимопосещение уроков, участвуют в проведении и проверке административных контрольных работ.
В 2015-2016 году учащиеся выбирали следующие элективные и практические курсы:
№ п/п Наименование курсов Класс Количество учащихся 9 класса Количество часов Вид ЭУК
1 Элективный курс «Подросток и закон» Якименко Д.Ю. 9 12 34 пробные
2 Факультативный курс «Подготовка к ГИА:
русский язык» Мартынова С.Н., Муравьева В.К. 9 19 34 пробные
3 Практический курс «Проектно-исследовательская деятельность» Якименко Д.Ю. 9 9 51 пробные
Для учащихся 10-11 классов проводились следующие факультативные и практические курсы:
№ п/п Наименование курсов Класс Количество часов Вид ЭУК
1 Элективный курс «История права в России» 10 34 ориентационные
2 Элективный курс «Выбирающему профессию юриста» 10-11 34 пробные
3 Элективный курс «Комплексный анализ текста по русскому языку» 11 34 ориентационные
4 Практический курс «Проектно-исследовательская деятельность» 10-11 34 пробные
Учителя ведут работу по подготовке учащихся в олимпиадах и конкурсах:
Иванова А.В. – Моцаренко Маргарита 7 класс, русский язык (призер на районном уровне)
Якименко Д.Ю. – Бегачева Ксения 10 класс, Самедова Анна 10 класс, Преснякова Олеся 11 класс, обществознание ( призеры на районном уровне)
Муравьева В.К. – Федорова Марина 8 класс, литература ( призер)

Участники школьного тура
V Всероссийского конкурса юных чтецов
« Живая классика»
№ Ф.И. участника Класс Название
произведения
1 Губарева Арина 5Б Русская народная сказка
2 Симаков Дмитрий 8А Майн Рид « Всадник без головы»
3 Безруких Алина 9А Стефан Цвейг « Письмо незнакомки»
4 Брюханова Алена 6А Л.Н.Толстой « Лебеди»
5 Зулина Надежда 7Б Степан Писахов « Громка мода»
6 Моцаренко Маргарита 7А « Хатико- самый верный друг»
Результаты
школьного тура V Всероссийского конкурса юных чтецов
« Живая классика»
В финал вышли:
1.Зулина Надежда-7Б класс
2.Моцаренко Маргарита-7А класс
3.Безруких Алина-9А класс
Зулина Надежда стала победителем районного этапа конкурса «Живая классика» и представляла наш район в г.Красноярск. (учитель – Иванова .В.)

Все учителя данного МО используют в своей практике ИКТ технологии, что вызывает интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла.
Этот год был объявлен годом литературы, был разработан план мероприятий.
План мероприятий, посвященных Году литературы
Мероприятие Сроки проведения Ответственные
Уроки, классные часы, посвященные открытию Года литературы в России В течение января Кл.руководителиЛитературная гостиная, посвященная творчеству Б.Л. Пастернака «Наши судьбы война рифмовала» Январь Библиотекарь, учителя литературы
Конкурс иллюстраций к литературным произведениям (1-6 классы)
Февраль-март Учителя ИЗО, кл.руководители.
Мероприятия, посвященные неделе детской книги (1 – 6 классы).
1неделя апреля Учителя начальных классов, учителя литературы
Литературная гостиная, посвященная 110-летию М.А.Шолохова( 9-11 классы) 1 неделя мая Учителя литературы
Конкурс чтецов, посвященный 70 летию победы в ВОВ ( 1 – 11 классы).
4 неделя апреля -1 неделя мая Кл.руководители, учителя литературы
Литературный праздник, посвященный 160-летию В.М.Гаршина ( 1 – 4 классы).
Март Учителя начальных классов
Декада гуманитарных наук, посвященная Году литературы
Ноябрь- декабрь 2015г. Учителя гуманитарных наук
Результаты ОГЭ по русскому языку 9 класс 2015- 2016 год
Класс Учитель Выполнение Качество Средний балл
9 АМартынова С.Н. 9Б Муравьева В.К. Результаты ОГЭ по обществознанию 2015-2016 уч.годУчитель Количество учащихся Выполнение Качество Средний балл
Якименко Д.Ю. 3
Результаты ОГЭ по истории 2015-2016 уч.годУчитель Количество учащихся Выполнение Качество Средний балл
Качковская С.Р. 2 100% 3
Результаты ЕГЭ по русскому языку 11 класс 2015-2016 уч.годУчитель Количество учащихся Выполнение Качество Средний балл
Иванова А.В. 18 100 % 65
Результаты ЕГЭ по обществознанию 11 класс 2015-2016 уч.годУчитель Количество учащихся Выполнение Качество Средний балл
Якименко Д.Ю. Результаты ЕГЭ по истории 11 класс 2015-2016 уч.годУчитель Количество учащихся Выполнение Качество Средний балл
Якименко Д.Ю. Работу МО учителей можно признать удовлетворительной. Учителя МО участвовали в инновационной деятельности, применяли современные образовательные технологии, участвовали в предметной декаде. Работа МО в 2015 – 2016 году проводилась по созданию условий, дающих возможность каждому учителю реализовать свой творческий потенциал в учебной деятельности, но, вместе с тем, остаётся ряд нерешенных задач:
не найдена такая форма организации урока, которая обеспечила бы не только усвоение учебного материала всеми учащимися на самом уроке, но и их самостоятельную познавательную деятельность, способствующую умственному развитию.
всё ещё малоэффективной остаётся работа по формированию мотивов учения, возбуждения познавательного интереса учащихся по теме, повышения их эмоционального настроения и обеспечения единства обучения, воспитания и развития.
Есть проблемы, над которыми предстоит работать членам МО в следующем году:
Организовать работу с «сильными учениками», продумать организацию работы с одарёнными детьми.
Продолжить процесс самообразования.
Активизировать использование инновационных технологий.
Работать над пополнением методической «копилки» школы.
Повышать качество знаний обучающихся.
Осмысление основ образовательных технологий в условиях модернизации образования и введения ФГОС;
​ Изучение нормативной и методической документации по вопросам внедрения ФГОС;
​ Освоение и использование в учебном процессе образовательных технологий, обеспечивающих эффективность и комфортность обучения учащихся с ООП.