конспект урока русского языка общеметодологической направленности Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное»


План - конспект урока русского языка
общеметодологической направленности
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное»
Учитель русского языка и литературы
Кутырева Ольга Викторовна
Предмет русский язык
Класс 5 АТема урока Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное»
Тип урока Обобщение и систематизация знаний /урок общеметодологической направленности/
Деятельностная цель формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания
Содержательная цель выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий
Формирование УУД личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации), познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы), регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка и самооценка).Цели урока:
Образовательные: обобщить, систематизировать и структурировать знания об имени существительном как части речи
Развивающие: развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: воспитание интереса к русскому языку и потребности в получении новых знаний и умений.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята. Мы с вами в очередной раз встретились на уроке русского языка. Давайте посмотрим в глаза друг другу и настроимся на плодотворную работу. Приветствие учащихся.
2.Актуализация
знаний
Задание: Урок я начну со стихотворения, а вы попытайтесь определить, о чем пойдет речь на уроке.
Вещи люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты
Называются … (предметы).
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Села, города, планеты –
Это тоже все …(предметы).
Ах, какие все слова восхитительные,
Называются они …(существительные).
? – Так о чем будем говорить на уроке?
Задание: составьте ассоциативный ряд к слову СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
Учащиеся добавляют необходимые по смыслу слова: предметы, существительное.
Записываем тему урока: Имя существительное.
Учащиеся предлагают варианты: род, число, падеж, и т.д.
3. Постановка учебной задачи.
У: Сколько всего мы уже знаем об имени существительном. Но чтобы эти знания приобрели стройную систему, четко отложились в наших головах навсегда, что мы должны сделать?
Цель урока: обобщить, систематизировать знания, привести в порядок.
? – Для того чтобы обобщить и систематизировать сои знания, какие задачи мы перед собой поставим? (Что мы должны сделать? Что нам поможет очень емко, зрительно представить имя существительное как часть речи?)Задачи:
Повторить морфологические признаки и синтаксическую роль существительных.
Закрепить умение определять эти признаки у существительных в предложении.
Составить опорную схему (кластер) по теме.
(на доске вывешивается начало схемы: имя существительное) Предполагаемый ответ: обобщить, систематизировать.
Предполагаемый ответ:
Повторить признаки имени существительного.
Закрепить умение определять эти признаки у существительных.
Составить опорную схему по теме.
Построение проекта выхода из затруднения 1 задание:
? - Вспомните и назовите существительные, которые вы запомнили из прочитанного мною стихотворения?
? – По каким признакам вы определили, что это существительные?
? – Чем мы дополним схему?
2. Игра «Мешок со словами». (Работа в парах).
Задание: Вам даны конверты со словами. Нужно разделить слова на группы, объяснить, по какому принципу разделили. Дать понятие об этих группах слов.
1 ряд: (на 2 группы) поляна, песня, город, здание, ребенок, щенок, соловей, муха.2 ряд (на 2 группы): город, остров, озеро, книга, журнал, Ишим, Байкал, Сахалин, «Муму», Енисей.3 ряд (на 4 группы): борщ, шампунь, курица, команда, гнездо, болото, грязнуля, рёва.(1 пара с каждого ряда отвечает).
3. Работа с текстом.
Задание: Списать текст, вставить пропущенные орфограммы.
Тишь в сосновом лесу. Пахнет смолой и землей. Сказочными великанами стоят сосны среди молодого подрастающего леса. Одна к другой тесно жмутся покрытые зеленой хвоей молодые сосенки.
? – О чем текст? (Тема текста)
? – Как можно озаглавить текст, опираясь на тему текста?
? - Объяснить пропущенные орфограммы.
? – Чем отличаются существительные первых двух предложений?
Задание (по рядам):
1 ряд – найти существительные 1 скл., определить у них падеж, подчеркнуть так, каким членом предложения они являются.
2 ряд – найти существительные 2 скл., определить у них падеж, подчеркнуть так, каким членом предложения они являются.
3 ряд – найти существительные 2 скл., определить у них падеж, подчеркнуть так, каким членом предложения они являются.
Вывод:
? – как определяли склонение существительных? Падеж?
? – Какую грамматическую категорию существительного еще не назвали? Что мы знаем о числе имен существительных?
? – Каким членом предложения может быть существительное?
Называют существительные.
Вопросы Кто? Что?
Обозначают предмет.
Дополняют схему: вопросы Кто? Что? Предмет.
1 ряд : существительные одушевленные – неодушевленные.
(дополняем схему)
2 ряд : собственные - нарицательные
(дополняем схему)
3 ряд: существительное женского, мужского, среднего и общего рода (дополняем схему).
О сосновом лесе.
В сосновом лесу.
Предполагаемый ответ: склонением и падежами. Дополняют схему.
1 ряд – смолой, землей, сосны, хвоей, сосенки.
2 ряд – великанами, леса.
3 ряд – тишь.
Учащиеся делают вывод.
Дополняют схему.
Категорию числа. Дополняем схему.
Существительные изменяются по числам или употребляются только в единственном или во множественном числе.
Первичное закрепление во внешней речи. Рассказать об имени существительном по опорной схеме. 1 ученик начинает, другой продолжает, и т.д.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Включение в систему знаний и повторение. Выполнить морфологический разбор имени существительного. ( одного по выбору).
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. (К.Г.Паустовский).
Оценить сою работу.
? – Где нам пригодится составленная схема и знания, которые мы обобщили? Морфологический разбор существительных и проверка по эталону. Самооценка.
На предстоящем экзамене.
Рефлексия деятельности. Рефлексия знаний:
Предлагаю вам приготовить вопрос по теме «Имя существительное» и задать одноклассникам. (По цепочке: отвечающий задает свой вопрос)
Рефлексия деятельности:
? – Какие задачи ставили на уроке? Насколько их реализовали? (вернуться к задачам урока)
Домашнее задание:
В справочной тетради восстановить опорную схему и приготовиться рассказать об имени существительном.
Составить текст(4-5 предложений) на тему «Звуки весны». Определить падеж существительных.
Творческое задание (по желанию):
Составить текст на тему «Звуки весны», состоящий преимущественно из существительных.
? – Может ли текст состоять в основном из существительных?
Чтение образца:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени.
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
А.Фет.
? – Чем интересно это стихотворение? Учащиеся задают вопросы и отвечают на них.
1 – 2 учащихся оценивают свою деятельность на уроке.
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.
Большинство слов – имена существительные (14).
Число

Число
Общий
род
Ж.р.
Склонение
Падеж
Ср. Р.
М.р.
Род
предмет
Кто? Что?
Собственные
Нарицательные
неодушевленные
одушевленные
Имя существительное