Презентация Турнир знатоков русского языка для учащихся 5-7 классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Белбажская основная школа»





Внеклассное мероприятие
по русскому языку
«Турнир знатоков русского языка»
(для 5, 6, 7 классов)


Учитель русского языка и литературы
Догадова Галина Викторовна

с. Белбаж
«Турнир знатоков русского языка»
Цель: формирование положительной мотивации изучения русского языка, повышение культуры речи и чистоты языка.
Задачи:
повторить в занимательной форме разделы науки о языке; закрепить полученные знания, умения, навыки;
активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать их интеллект, внимание, память, воображение, любознательность, речь;
способствовать развитию любви к родному языку, сформировать у учащихся желание самостоятельно заниматься языком;
воспитывать в детях чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности. 
         
Ход внеклассного мероприятия

Учитель: Добрый день, дорогие ребята!
Сегодня мы с вами собрались на «Турнир знатоков русского языка».
Турнир этот не простой, а рыцарский. А что вы знаете о рыцарях?
(В средние века рыцари были высшим классом среди военных в Европе. Рыцари, которые сражались верхом, были аристократами на поле боя.
Рыцари – это люди, обладающие такими необычайными качествами, как вера, отвага, доблесть и благородство, сострадание к слабым и угнетенным. Рыцари – это благородные воины, умевшие владеть оружием и отвагой, которая могла вселить страх в сердца врагов).
Учитель: Итак, я приветствую всех участников турнира – юных рыцарей, а также юных любителей слова, то есть команды:
«Грамотеи» (5,6 классы) и «Лингвисты» (7 класс).
Вам предстоит бороться за звание знатоков русского языка.
Сегодня мы выясним, кто же является сильнейшей командой среди вас, а также попытаемся доказать, что предмет русский язык не просто скучный и порой сложный для написания, но очень даже полезный в нашем с вами человеческом общении.
Как и положено в любой конкурсной игре, нужно выбрать жюри (жюри выбирается из учащихся 8 и 9 классов).

Эпиграф:    Я ко всем наукам ключ имею,
                      Я со всей вселенною знаком.
                      Это потому, что я владею
                      Русским величавым языком. (С. Данилов)

          Девиз: Любите, цените и изучайте великий русский язык!
Приветствие команд
Команда «Грамотеи» Команда «Лингвисты»
Девиз команды: Девиз команды:
Мы отвечаем дружно, И пусть острей кипит борьба,
И здесь сомнений нет: Сильней соревнование:
Сегодня будет дружба Успех решает не судьба,
Владычицей побед. А только наши знания.

Учитель: - Наш турнир будет состоять из семи туров:
Разминочный
Орфоэпический
Лексический
Фразеологический
Фонетический
Морфологический
Грамматический
- За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны.

1-й тур – Разминочный (Вопросы задаются командам по очереди)
Как называются звуки, состоящие только из голоса?
Есть ли буква “фэ” в русском алфавите?
Что ставится перед союзом А?
Как каплю превратить в цаплю?
Как называется часть слова между корнем и окончанием?
Назовите главные члены предложения.
Как проверить безударную гласную в корне слова?
Сколько гласных звуков в русском языке?
- Это были серьёзные вопросы, а теперь шутливые:
Как написать слово «мышеловка» пятью буквами? (кошка)
Когда коня покупают, какой он бывает? (мокрый)
У человека - одно, у вороны - два, у медведя - ни одного. Что это? (буква «о»)
Когда руки бывают местоимениями?  (Вы-мы-ты)
Из какого полотна нельзя сшить рубашки? (Из железнодорожного)
Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы?  (Имя)
2-й тур – Орфоэпический
ПОВТОРИМ: Орфоэпия (от греч. правильная речь) – раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах. Орфоэпия – законодатель произносительных норм литературного языка.
(Задание на карточках. Первой отвечает та команда, выполнившая это задание быстрее. Жюри собирают и проверяют работы). Ученик читает стихотворение «Орфоэпия» Ф.Кривина
Не зная орфоэпии во всем великолепии, не ощутишь волшебных чар.  Жизнь кажется кошмаром, когда одним ударом  Не тo, что нужно ставишь под удар.  Ошибка в ударении  граничит с преступлением,  Пускай запомнит это млад и стар.  Ни молодым, ни старым  нельзя одним ударом  Не то, что нужно, ставить под удар.  Возил не шифер, а шофёр, не форфор, а фарфор.  Был оглашен не приговор судебный приговор.  Строгал не столяр, а столяр, но доску, не доску.  И слушал в одиночестве не тоску, а тоску.  Задание: поставьте ударение в словах:  алфавИт, звонИт, досУг, повторИть, квартАл, магазИн, тОрты, цемЕнт, завИдно, договОр, жалюзИ, мЕльком, щавЕль, кУхонный, красИвее
(Игроки проверяют себя по экрану).
3-й тур – Лексический
(Задание на
· карточках для каждой команды индивидуальное. Выигрывает команда, которая быстрее найдёт в толковом словаре лексические значения слов. Оценивается чистая, правильная речь при чтении вслух).
ПОВТОРИМ: Слово лексика в переводе с греческого «относящийся к слову», изучает словарный состав языка.
Что обозначают данные слова? Укажите их лексические значения:
Регби (от назв. англ. города Регби) спортивная командная игра с мячом овальной формы, цель которой, передавая мяч руками, приземлить его в зачетной площадке («поле») соперника за лицевой линией или забить в ворота.
Видеоклип (от англ. – обрезка, стрижка) – короткий рекламный или музыкальный фильм, преимущественно для показа по телевидению.
Сенсация (лат. – чувство) – сильное ошеломляющее впечатление от какого-либо сообщения, события, а также само такое событие.
Мулине (франц.) – цветные крученые нитки (шелковые, штапельные) для вышивания.
4-й тур – Фразеологический
ПОВТОРИМ: Фразеология (от греч. выражение + учение) – это раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.
- Определите род занятий людей по следующим выражениям:
стать в строй, из ряда вон выходящий, взять на мушку, вызвать огонь на себя;
войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет;
разделать под орех, без сучка и задоринки, бить баклуши, топорная работа;
шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку;
через час по чайной ложке, позолотить пилюлю;
стричь под одну гребенку;
сбоку припеку;
мертвая хватка.
(военный, актер, столяр, портной, аптекарь, парикмахер, пекарь, охотник)
- А теперь ответьте на шуточные вопросы:
Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше (со всех ног) 
В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (знать как дважды два)
Есть ли у земли лицо? (стереть с лица земли)
Говорят «искать по горячим следам». Может ли след быть холодным? (и след простыл)
Может ли горе быть в жидком состоянии? (хлебнуть горя, испить горя)
Есть ли глаза у опасности, смерти, правды? (смотреть опасности, смерти, правде в глаза)
В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (делать из мухи слона)
Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (за словом в карман не полезет).
(Выигрывает команда, набравшая большее количество правильных ответов)
5-й тур – Фонетический (Кто быстрее даст правильный ответ)
ПОВТОРИМ: Слово фонетика образовано от греческого слова «фонетикос» - звуковой. «Фон» - звук. Таким образом фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка.
- Сколько звуков в названии второго месяца весны? (апрель – 5 звуков)
- Определите количество звуков в ответе на загадку: «Зимой и летом одним цветом» (ель – 3 звука)
6-й тур – Морфологический (Вопросы задаются командам по очереди)
ПОВТОРИМ: Слово морфология образовано от греческого «морфе» - форма и логия - наука, таким образом морфология – это раздел грамматики, изучающий слова, как части речи
- Вспомните пословицы и поговорки по их началу. Определите, какая часть речи повторяется в каждой из них:
Что посеешь, ; У кого что болит, (Что посеешь, то и пожнешь; У кого что болит, тот о том и говорит) - местоимение.
Ум хорошо,; Семь бед, (Ум хорошо, а два лучше; Семь бед, один ответ) – числительное.
Снявши голову,; Лёжа на боку, (Снявши голову, по волосам не плачут; Лёжа на боку, не заработаешь и понюшки табаку) – деепричастие.
Сам пропадай,; Нет друга, ищи, (Сам пропадай, а товарища выручай; Нет друга, ищи, а нашёл, береги) – глагол в повелительном наклонении.
Без дела жить,; Горя бояться, Мы пахать, (Без дела жить, только небо коптить; Горя бояться, счастья не видать; Мы пахать, а он руками махать) – неопределённая форма глагола.
7-й тур – Грамматический
(Командам раздаются карточки с текстами. Задание: исправить речевые ошибки, помня правила грамматики и выразительно прочитать текст в исправленном виде)
Команде «Грамотеи»:
И тогда решил я пойти к им в гости. Ихние разговоры мне всегда интересные. Потому что они любят гостей и умеют с ими разговаривать. Я причесался, сделал свои уроки и позвонил в ихнюю дверь. Когда я вошел, она сказала, чтобы я не разувался. Мне это тоже нравится. В гостиной на столе стоял шикарный пирог, который они испекли, наверно, в ейной духовке. У них мне очень понравилося, и я решил почаще приходить сюда.
Команде «Лингвисты»:
Что-то там на доске написанное? У скольки учеников ни спросишь, все не знают. И как с ими разговаривать? И чему их учит ихние родители? Просто смешно. Вот, значит, подошел я к Сашке и спрашиваю, чего это евонный дед не научил его трудолюбию. А он по-мойму ниче не сображат, не знает даже, как его звать. Это я пошутил. Значит, иду Дале. Глядь-опять че-то написано. А покаковски, неопнятно. Так я и ушел, прямо-таки убег ни с чем.
Учитель: Итак, друзья, пришла пора,
И я хочу вам пожелать:
Всегда с охотою учиться,
Всегда с желанием трудиться,
Никогда не унывать,
А русский на «отлично» знать!

Подведение итогов турнира. Награждение победителей.









·Рисунок 1915